Российский абсолютизм: становление, особенности, идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:49, реферат

Описание работы

Актуальность. Достаточно немного покопаться в Истории, чтобы увидеть, то, что большую часть своего существования Российское государство прожило либо при абсолютизме, либо при становлении оного. Абсолютная власть наложила огромный отпечаток как на культуру России, так и на систему самого государства. Абсолютизм для России не просто вчерашний день, не просто пройденный этап. Сегодня уже нельзя сказать, что абсолютизм – реальность, но сможем ли мы это сказать завтра…? ьПредмет. Предметом исследования является российская абсолютная монархия. Период когда в России формой государственного правления была абсолютная монархия, различные источники датируют по-разному. Наиболее распространенный вариант это начало XVIII - начало XX века.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Системные особенности и сходства абсолютной монархии

§1.1. Российское единое государство

§1.2. Политическая элита государства

Глава2.Система законодательства.

§1.2.Право объединенного Российского государства

§2.2. Право Централизованной сословно-представительной монархии

§ 2.3. Право абсолютной монархии

§ 2.4.Идеология абсолютизма Заключение
Заключение.
Библиография

Файлы: 1 файл

Российский абсолютизм.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Из всего  Судебника, под предмет нашей курсовой работы, более всего подходит статья 57 (по разбивке Владимирского-Буданова): О христианском отказе. Та самая, с которой и началось крепостное право.

«О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ.  А христианином оказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин поживет за ким год, да поидет прочь, и он платить четверть двора, а за два годы поживет да поидет прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а поидет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре годы проживет, и он весь двор платит».     

Какое отношение  статья ограничивающая право передвижения крестьянства, имела к концентрации власти (высшая точка которой абсолютизм)? Статья выражала экономические интересы среднего и малого феодала. Т.е. основы военной мощи великого князя.

Небольшое пояснение – комментарий, относящийся  в частности и к введению Юрьева дня. В XV – XVII веке основными внешними противниками России являлись Королевство Польское и княжество Литовское - запад, Швеция – северо-запад, Крымское ханство – юго-юго-запад. Мощь Казанского и Астраханского ханства к XV веку были уже подорваны, и они не являлись стратегическими противниками. Покорение последних было лишь вопросом времени. Наиболее острая борьба имело место между княжеством Московским и Литовским, т.к. в составе Литвы находилось немало исконно русских земель с православным населением. Ярые противоречия нашли отражение даже в титуловании монархов. И если полный титул короля польского Сигизмунда в 1529 году звучал: «Мы божьей милостью король польский, великий князь литовский, русский, прусский, жематейских, мазовецких и других»; то словно в пику ему великие князья начиная еще с Ивана III Васильевича, именовали себя «великий князь всея Руси», позже добавилось царь и самодержец. Но всея Руси. Подразумевая под этим, что даже русские земли которыми великий князь московский сейчас и не владеет, по праву принадлежат именно ему. Т.е. претензии на распространение суверенитета московского князя на все русские земли. Борьба между государствами развернулась не шуточная. Силы были примерно равны, и  все решение проблемы зависело от того, чью сторону примут удельные и служилые князья спорных земель. Внутренняя политика московского князя тяготела в сторону единоличного правления, у литовского – власть была ограниченна радами княжества литовского. Выгоды  шляхта в Литве достигала давлением на князя, в Москве – повиновением. Литовский князь удерживал вассалов жесткими директивными нормами московский – привлекал к себе льготами  и вольностями, установление Юрьева дня из которых было не последней. В пользу московского князя было и то, что он являлся православным, в отличие от католика - литовского. И наконец, самой крупной ошибкой князя литовского было притеснение русского населения (в частности русского дворянства), по конфессиональному признаку, что придавало уходу от сюзерена вид не измены, как это трактовалось в Литве, а стремления к сохранению веры.

Обостряло отношение  между княжествами и то, что  Литовский князь опасаясь усиления Москвы (вполне оправданно) поддерживал  против Москвы Новгород, Тверь и  татар, а также переход князей (в конце XV века) Вяземских, Новосильевских, Одоевских, Воротынских, Белевских, Новгород-Северского и Черниговского с огромными вотчинами на сторону московского князя.  

В 1492 и с 1500 по 1503 между Москвой и Литвой проходили  войны, окончившиеся в пользу Москвы формальной уступки Литвою упомянутых земель.

Как видим, причины перехода удельных князей к Москве были:

-         конфессиональные и

-         экономические.

Причем обе  эти причины выступали в комплексе, т.к. дискриминация по конфессиональному  признаку выражалась и в экономических  мерах. Также, хочется заметить, что экономические причины явно доминировали, т.к. против Литвы Москва выступала в союзе с Крымским ханом, разница в вероисповедании с которым была на порядок большей, чем с Литвой, но зато не было таких столкновений интересов.

Из всего  этого можно сделать вывод, что начало крепостного права, было опосредованно не некими зверскими наклонностями русских феодалов, не правовой и экономической отсталостью Московского княжества, а исключительно политическими причинами.  К этому же времени относится и начало конфронтации между великим князем, считавшим все русские земли своей вотчиной и княжатами – удельными князьями, помнящих древние вольности и право ухода к другому князю. Источником этой конфронтации, как видим, была власть, проистекающая из спора о праве собственности на землю – вотчины.  

 

§. «.2.2. Право Централизованной сословно-представительной монархии.

«А  будет кто при государе вымет  на каго какое-нибудь оружье, а не ранит  и не убиет, и того казнити, отсечь рука»

Соборное  уложение. Статья 4 главы III.. 

Следующим крупным  законом был Судебник 1550 года – царский судебник. Он практически дословно повторяет норму судебника 1497 года о Юрьевом дне, но уже с добавлениями, самое интересное: «А попу пожилого нет, и ходити ему вон безсрочно воля». Т.е. эта норма упрощает уход крестьян с церковных земель, что явно шло в ущерб церкви, и ослабляло ее позиции как феодала. Позиция государства тут предельно ясна.

Также, Судебник 1550 г. отражает процесс сглаживания  различий между вотчиным землевладением и поместным, опять таки в пику вотчинникам, утверждая следующее:

«85. А в вотчинах суд. Кто вотчину продаст, и детям его и внучатом до тое вотчины дела нет, и не выкупити ее им; а братия будут или племянники в тех купчих в полусех, и им и их детем по тому же до тое вотчины дела нет». Т.е. вотчина становится обычным земельным участком, без каких либо исключительных родовых прав на нее – ослабление позиций родовой аристократии. 

Статью о  суде с удельными князьями приводить  не будем, из-за ее большого размера, скажем лишь, что она ввела нормы суда над удельными князьями, утверждая верховную судебную власть в регионах за великим князем.

Годы террора  Ивана IV и опричнины мы рассмотрели в предыдущем параграфе, усиление власти царя в них не носило правовой характер, потому здесь мы их опустим.

Судебники 1497 и 1550 годов, отражают такой довольно архаичный  забавный правовой институт, как поле. Подробно описывается: какую пошлину и в каком случае, и в каком размере надо платить диаку и боярину за то, что судопроизводство дошло до поединка на поле. Устанавливается, что: «А битися на поле бойцу з бойцом или небойцу с небойцом, а бойцу с небойцом не битися; а похочет небоец с бойцом битись ино им на поле битись. Да и во всяких делах бойцу з бойцом, а небойцу з небойцом, или бойцу с небойцом по небойцовой воле на поле битися по тому ж». Это относится более к гражданскому или уголовному праву, но все равно ярко демонстрирует особенности национальной системы законодательства и судопроизводства ;). Т.е. нормативные акты отражали и регулировали правоотношения все еще традиционного общества.

Следующий крупнейший по списку нормативный акт, который  мы рассмотрим, будет Соборное Уложение 1649 года.

Соборное Уложение, есть последний, крупный свод законов  традиционного православного общества, в котором отражаются православные нормы и нормы морали в том числе. Однако мораль нас интересует в последнюю очередь;). Академик Платонов приводил пять особо важных законоположений:

1.                            духовенство было лишено права впредь приобретать себе земли и потеряло некоторые судебные льготы

2.                            бояре и духовенство потеряли право селить около городов, «в слободках»,  своих крестьян и холопов и принимать к себе «закладчиков»,

3.                            посадские общины получили право возвращать всех ушедших от них «закладчиков» и удалять из посадов всех, не принадлежащих к общинам людей

4.                            дворяне получили право искать своих беглых крестьян без «урочных лет»

5.                            купцы добились того, что иноземцам было запрещено торговать внутри московского государства, где бы то ни было, кроме Архангельска.

Как опять таки, заметил академик Платонов, все новые  постановления сделаны в пользу служилых людей (дворян) и посадских  людей горожан. Т.е. в пользу будущей бюрократии и буржуазии. Церковь и бояре  - лишились многих льгот, от чего были совсем не в восторге. Аналогично  «закладчики» - внесенные в податное состояние, и крестьяне – лишенные возможности выхода.

Соборное Уложение утверждало новую опору монарха (дворянство), делая слабее его вечных оппонентов – боярство (вотчинников) и церковь, а также закабаляя целый класс населения, усиливало позиции государства. В Соборном уложении развиваются статьи юридически сближающие поместье и вотчину, также законодатель упоминает об обязанности дворян служить, за данные им земли – одно из первых упоминаний об обязанности дворянина служить государству за землю, в общероссийских законах. Появление этой статьи, говорит о том, что к середине XVII  века появились такие отношения, которые необходимо регулировать подобной нормой. Т.е. процесс слияния поместий и вотчин был обоюдным. Понижался статус вотчин, но вместе с тем возрастал статус поместий. Видимо, часть дворянства не желала служить, будучи полностью обеспеченными со своих поместий, и считая их в полной своей собственности по сроку владения. Потому царь считал нелишним напомнить, что служить должны все, «А которые дворяне и дети боярские, не хотя государевы службы служити, будучи на государева службе, поместья свои отдадут кому под заклад воровски, и вотчины свои продадут, и з государевы службы сбегут, а воеводы на них учнут писать государю, и таких беглецов сыскивая, за побег учинити наказание, бив кнутом бес пощады, отсылати в полки и приставы. А у тех людей, кому оони те свои поместья, будучи на государеве службе в полкех, под заклад отдадут и вотчины продадут, те их поместья и вотчины отнять и отдать продавцам безденежно».

Огромное Соборное уложение, своими нормами подготовила  переход самодержавной, но все еще сословно-представительной монархии к монархии абсолютной. Поскольку в России XVII века буржуазия была еще в зародыше, то основной опорой монарха продолжало оставаться дворянство. Экономической базой дворянства было право владения на землю, и крепостное право. И если владело землей дворянство, то право собственности на землю было за монархом – вся страна являлась вотчиной монарха. Соборным уложением регулировалась и обязательная служба дворянства монарху.  Власть монарха была вне конкуренции. Все правоотношения для установления абсолютизма в еще традиционной России уже появились. И этот качественный переход был осуществлен в правление Петра I.                                                                        

 

§ 2.3. Право абсолютной монархии

«Пытка  употребляется в делах видимых, в которых есть преступление. Но в гражданских делахпрежде всего  пытать не мочно, пока в самом деле злое дейсвто наруже не объявится, разве  когда свидетель в болших и  важных гражданских делах в скаске своей оробеет или смутится, или в лице изменится, то пытан бывает»

П. Романов. Краткое изображение процессов  или судебных тяжеб.

Одно из отличий  петровских законов, в том, что их он принимал единолично, не прибегая к  помощи земских соборов, как в  случаях с Судебником 1550 г. и Соборным уложением 1649 г. Вся законодательная власть, со всей ответственностью за последствия принадлежала монарху. Петр не успел создать свод законов, но создал два кодекса – чем положил начало еще неизвестной в России юридической техники. Правовое наследие Петра огромно, потому рассмотрим его вкратце, и только те акты которые напрямую относятся к отрасли государственного права.  

Это – указ «Об учреждении губерний и росписании к ним городов» от 18 декабря 1708 года, новая унифицирующая система государственного устройства.

Указами «Об учреждении правительствующего сената и бытии при оном розрядному столу вместо разрядного приказа, и по два комиссара из губерний» от 22 феврали 1711 года; «О должности Сената» от 27 апреля 1722; «О штате коллегий и времени открытия оных» от 1 декабря 1717 года  – была четко и детально регламентирована деятельность правительства и его подразделений. Впервые в России.   

«Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые, в котором  классе чины; и которые в одном классе те имеют по старшинству времени вступления в чин между собой, однакож воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был». От 24 генваря 1722 года. Нормативный, внутриведомственный акт. Но поскольку ведомством, было государство то данный нормативный акт распространялся практически на всю страну. Табель о рангах привел в порядок весь огромный бюрократический аппарат  и систематизировал молодую, но крупнейшую в Европе армию, сделав их идеальным инструментом абсолютной государственной власти. 

Указ «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» от 23 марта 1714 года. Один из наиболее емких и многоотраслевых указов Петра, приведший  к большим последствиям. Несомненно, относящийся к отрасли государственного права. Указом Петр закрепил за дворянами поместья, приравняв их к вотчинам. Тем самым он упразднил огромный фонд государственной поместной земельной собственности. Государственная власть перешла в качественно иную форму. Источником власти монарха  была уже не столько собственность на землю как крупнейшего феодала, а сложные тщательно разработанные правоотношения между монархом – верховной властью и всем остальным населением страны. Вместе  с тем, отношение монарха к стране продолжала оставаться как к вотчине, единственно, что изменился способ извлечения прибыли из оной, став более жестким и продуманным. Петр понимал, что для максимального извлечения прибыли с земли, она должна быть освобождена от государственного контроля, который к тому же было осуществлять с каждым годом все тяжелее. Но и терять еще один из инструментов влияния на дворянство, зная консервативность последнего,  Петр тоже не собирался. Идеальным решением было принятие «Указа о единонаследии». По нему, вотчины и поместья слились, были переданы в собственность дворянству, но как майораты, т.е. с запретом деления поместий между наследниками. Недвижимое имущество мог наследовать только один член семьи. Как правило, старший сын, что в прочем не было обязательным. Остальные члены семьи наследовали движимое имущество, в порядке указанном в духовной – завещании, и были просто вынуждены нести государственную службу, торговать, основывать мануфактуры, заводы – т.е. быть задействованными в сфере реального  производства, увеличивать экономический потенциал государства. Именно к этому, в течении всей своей государственной деятельности Петр и принуждал дворянство: где пряником – льготами, где и кнутом – указ о единонаследии.  

Информация о работе Российский абсолютизм: становление, особенности, идеология