Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:49, реферат
Актуальность. Достаточно немного покопаться в Истории, чтобы увидеть, то, что большую часть своего существования Российское государство прожило либо при абсолютизме, либо при становлении оного. Абсолютная власть наложила огромный отпечаток как на культуру России, так и на систему самого государства. Абсолютизм для России не просто вчерашний день, не просто пройденный этап. Сегодня уже нельзя сказать, что абсолютизм – реальность, но сможем ли мы это сказать завтра…? ьПредмет. Предметом исследования является российская абсолютная монархия. Период когда в России формой государственного правления была абсолютная монархия, различные источники датируют по-разному. Наиболее распространенный вариант это начало XVIII - начало XX века.
Введение
Глава 1. Системные особенности и сходства абсолютной монархии
§1.1. Российское единое государство
§1.2. Политическая элита государства
Глава2.Система законодательства.
§1.2.Право объединенного Российского государства
§2.2. Право Централизованной сословно-представительной монархии
§ 2.3. Право абсолютной монархии
§ 2.4.Идеология абсолютизма Заключение
Заключение.
Библиография
1. способность влиять на принятие политических решений
2. и способность проведения их в жизнь.
Работа государства без политической элиты – невозможна.
Вместе с эволюцией государства, эволюционирует и политическая элита. Политическая элита, имеет также особенности, концентрировать в себе власть в большей степени, чем было делегировано ей верховным носителем власти. Имели место случаи, когда политическая элита обладала властью большей, чем верховный носитель власти.
Рассмотрим политическую
элиту в наших объектах подробней.
При становлении единого
У удельных князей он проистекал из феодальных иммунитетов. Т.к. в период становления единого российского государства, страна представляла из себя по сути аристократическую федерацию. Занимая ту или иную должность, т.е. по факту работая на великого князя, удельные князья считали себя выше великокняжеских бояр, т.к. бояре – слуги, а князья – государе в своем отечестве. Удельные князья могли вести свои родословные от Рюрика или Гедемина, и по факту великий князь для них был «первым среди равных». Бояре же – просто холопья. Судебная, административная власть в удельных княжествах во всей полноте принадлежали удельному князю. Отношения между удельными князьями и князем великим регламентировались договорами. Многие из удельных князей, самостоятельно войдя в московское княжество, полагали, что могут так же его свободно и покинуть, буде появится такая необходимость или возможность, не понимая, что процесс единения русских земель, неизбежен, необратим и идет независимо от личного желания какого либо князя. Право собственности на княжество, оставалась у удельных князей, хотя княжество по факту превращалось в вотчину. Эта группа, занимая высокие посты в государстве, разумеется, не была сторонником централизации, т.к. при этом их статус понижался, и они автоматически теряли львиную доли своих привилегий, власти. При всем том, что удельные князья несли службу великому князю и по факту являлись одним из инструментов властвования великого князя, последнему не раз приходилось бороться с сепаратными стремлениями удельных князей, с проявлением повышенной независимости. В условиях становления единого государства, удельные князья не могли не войти в политическую элиту. Но, являясь элитой, удельные князья не были эффективным инструментом государства, в силу феодальных иммунитетов, старой памяти о былой вольности. По факту, все права удельных князей морально устаревали с момента перехода княжества под сюзеренитет Москвы. Политику самих удельных князей скорее можно расценивать как консервативную. Стремление Москвы, ограничить последних в правах, было вполне закономерным – иначе сложно управлять большими территориями, сложно при необходимость консолидировать все национальные силы.
У боярства источником власти был сам великий князь. В XV в. термин «боярин» стал обозначать не только привилегированного крупного землевладельца, но и пожизненного члена боярской Думы. Последняя к тому времени выросла в постоянно действовавший совет при великом князе. К тому же времени относится и консолидация высшего слоя московского боярства и региональной княжеской аристократии – служилых князей (особенно после перехода к московскому князю западнорусских князей). Принципиальное различие между удельным и служилым князем: если удел есть часть общерусских земель, завещанная князем своим потомкам, то княжения служилых князей – это наследственная вотчина, обусловленная несением военной службы, московскому государю. В отличие от удельных князей, служилые – не имели никаких прав на занятие великокняжеского престола. Многочисленность служилых князей и боярства не позволяла всех включать в состав боярской думы и наделять чином боярина. Назначение на государственные посты определялось принципом местничества: знатностью рода и службой предков великому князю. Какую либо эффективную кадровую политику, при этом проводить было невозможно, т.к. «родовая честь зависела от служебной: занятие низшей должности может понизить навсегда значение рода перед другим». Четкой регламентации деятельности учреждений и лиц не существовало, поэтому не все члены Думы имели в ней равный вес и не всегда важнейшие государственные дела поручались боярам. Великие князья регулярно стремились подчинить себе деятельность Думы, но в периоды кризисов, малолетства князей боярская Дума резко расширяла свои полномочия.
Эффективным инструментом власти класс бояр, никогда не был, т.к. благодаря вотчинному землевладению имел относительную независимость от воли великого князя.
Дьяки составляли аппарат боярской Думы, казны и двора и по факту являлись реальными исполнителями воли великого князя. Их численность постоянно возрастала, как и круг вопросов, которыми они ведали по мере углубления централизации русских земель. Большинство дьяков рекрутировалось из поповичей, «простого всенародства» или даже из холопов. Не защищенные от княжеской немилости, они максимально добросовестно выполняли свои функции. Кадровая политика этого слоя будущей бюрократии полностью была в руках великого князя.
Духовная власть (и немалая часть светской) при становлении абсолютизма принадлежала церкви, и исходила из двух источников.
1. Это монополия на духовую деятельность и связанный с ней авторитет. Можно было сказать, что делегировал церкви власть духовную непосредственно сам Бог. На церкви лежала в частности обязанность венчания монарха на царство, благословение военных походов и др. функции во вроде бы светских отношениях. Также роль церкви была немалой в гражданском праве. Церковь регистрировала браки (разрешала /запрещала/ разводы), рождение, смерть. Т.е. фактически, частично, исполняла функции современных ЗАГСов. Отсюда и немалое влияние церкви в наследственном праве. А учитывая, что власть передавалась по наследству, то и в государственном (о конституционном, говорить как то рановато .
2. Собственност
Рассмотрев структуру политической элиты и ее функции, в начальный этап формирования единого государства, несложно заметить, то что:
А) немалую часть
исключительно государственных
функций, элита выполняла в
В) неподконтрольная полностью кадровая политика - принцип местничества, кадры же – как известно решают все;
Г) непрямая зависимость, подавляющей массы российской элиты, государству, стремление выйти из-под этой зависимости;
Д) часть элиты напрямую зависимая и формируемая монархом:
1. жила за счет жалования, а не вотчины,
2. своим количеством явно не удовлетворяла растущих потребностей государства,
3. имела тенденции к своему штатному росту, что соответственно требовало и увеличение бюджета государства.
Е) деятельность элиты, не была регламентирована законом.
Из всего этого и истекали первейшие стратегические цели внутренней политики государства по усилению власти:
1. создание разветвленного, строго регламентированного бюрократического аппарата напрямую обязанного монарху;
2. создание четкой системы законодательства;
3. подчинение судебной и административной власти в регионах центру;
4. увеличение бюджета.
5. ликвидация местничества;
6. подчинение церкви государству;
7. ликвидация удельных княжеств;
Именно на решение приведенных стратегических задач внутренней политики и была направлена вся политика московских царей, а затем и Российских царей /императоров/. Т.е. в задачу входило усилить власть государства, лишить власти все субъекты которым власть была делегирована не государством. Правильная расстановка приоритетов здесь была жизненно важна. И именно в этом состояла основная ошибка Ивана IV. Основных своих врагов он видел в оставшихся удельных князьях и просто крупных землевладельцах – т.е. в людях имеющих власть. Если бы, его политика была направлена на решение 1, 2 и 3 задачи, оставшаяся власть удельных князей сама сошла на нет. Но решение этих задач требовало немалых средств, т.е. увеличение бюджета – задача 4. Средств у российского государства традиционно не было, а эффективный способ их получения в нужном объеме не был известен Ивану IV. Средства в принципе «ясны»: налоговая, денежная реформа; законодательное поощрение торговли, ремесел, производства, т.е. буржуазии – той самой, которая так и не смогла родится в России в период становления абсолютизма.
Решение этих задач, требовало времени и жизни не одного поколения. Иван IV выбрал же самый краткий путь, самое простое решение, которые, как в очередной раз показала история, правильными не бывают. Вместо проведения чисто экономических мер, для увеличения бюджета, Иван IV прибег к открытому грабежу. Вместо развития системы законодательства, прямой диктат (в ультиматуме, предъявленному перед объявлением опричнины, одним из требований было снятие действия законов на монарха и его окружение). Вместо четкого бюрократического аппарата – учреждение опричнины. Напомним, что в опричнину брали не по профессиональной пригодности к государственной работе, а по наличии «удальства» и разумеется личной преданности царю. Вместо четкой системы подзаконных норм, регламентирующей работу бюрократии – устав опричников, схожий с уставом монашеских орденов. Ну и вместо лишения власти, всех иных кроме монараха, ее носителей – лишение их жизни. Прямой террор. В лучшем случае ссылка. Но Иван IV, все таки, смог разрешить отчасти одну из задач которая стояла между монархом и абсолютной властью. Это нанесение смертельного удара удельному княжению. И именно по этой причине, можно говорить, что с Ивана IV начинается установление в России абсолютизма.
Если проследить ход истории после Смуты, то можно увидеть, что вся эволюция государства и политической элиты, как части государства четко вписывается в указанную выше схему. Рост бюрократии, отмена местничества, введение нового Соборного уложения 1649 г, попытки денежных и налоговых реформ (вынужденных, а потому и неудачных). Период, с воцарения Романовых по правление Петра, можно назвать вызреванием абсолютизма, его еще не было, но все предпосылки уже появлялись. Окончательно все точки над i расставил Петр. Он уже имел материал, из него оставалось только вылепить систему. Бюрократический аппарат уже был – его надо было только упорядочить. Это понимали еще до Петра, но Табель о рангах ввел Петр. И поскольку этот параграфе посвящен элите, то закончим его указанием нескольких действий, которые кардинально изменили облик российской политической элиты, сделав ее не противоречащей абсолютистскому государству. Это, разумеется, Табель о рангах, который допустил формирование элиты из любых слоев населения страны. И это, разумеется, Указ о единонаследии, который по факту закабалил российское дворянство.
Как уже было замечено, единственным эффективным инструментом государства в управлении был бюрократический аппарат. Для того, что бы он стал всеобъемлющим, необходимо было много качественных кадров. Для его качественной деятельности, необходимо было создать стройную структуру, с определенными не дублирующимися функциями каждого подразделения, с четкой системой подчиненности, или как сейчас модно говорить – вертикалью власти. Табель о рангах, дал правовую базу этой структуре. Западная Европа еще не знала такого дробного деления чинов. Также, Табелем о рангах, Петр I нанес удар всему дворянству, сделав политическую элиту России открытой, это если рассматривать дворянство как часть (и большую часть) политической элиты. Т.е. разбавив класс потомственных дворян выходцами из других слоев, с другими целями и интересами. Петр I подчинил своей власти все население страны: начиная с крепостных, заканчивая верховными сановниками и церковью. При ПетреI государство стало достаточно обеспеченным, что бы держать и расширять по необходимости бюрократический аппарат. И именно начиная с Петра I, начинает меняться облик политической элиты. Чиновник ли, военный ли, независимо от происхождения стали образованны, профессиональны и что немаловажно – карьерный рост их зависел исключительно от качества службы. Это конечно идеальная модель, на деле же местнические традиции довольно долго имел место в среде потомственного дворянства, прилагавшего все усилия, что бы сделать класс дворян вновь закрытым.
Политика остальных, пост петровских императоров, вплоть до Николая I , шла по факту на поводу у дворянства, во многом утеряв те успехи, которых достигло государство в правление Петра I.
Глава 2. Система законодательства.
§1.2.Право объединенного Российского государства.
«Собственность – вот дух законов».
Ш. Монтескье.
В данной главе, мы рассмотрим развитие правой базы абсолютизма. С периода становления единого государства по его окончательное утверждение. Нормы утверждающие власть государства, входят в отрасль государственного (конституционного) права, вершиной которого и основным источником всегда были конституции. Конституции в рассматриваемый период в России не было, но разумеется уже были правоотношения, относящиеся к государственному праву. Регулировались они либо обычным правом, либо указами великого князя – кодифицированного конституционного нормативно-правового акта, вплоть до Николая II не было. Потому об эволюции правовой базы абсолютизма мы будем судить из косвенных, но вполне красноречивых правовых норм. Это нормы: а) утверждающие крепостное право, б) право аристократии на землю и в) право регулирующее службу дворянства. Т.е. правовые институты составляющие базу власти: право собственности на землю, инструмент извлечения из этой земли прибыли /доходов/плодов/, и обязанность служить – отрабатывать право на землю.
Т.е. эта триада полностью вписывается в древнее, классическое, феодальное правоотношение озвученное фразой: «Я даю тебе землю, что бы ты служил мне».
Итак. Обзор начнется с Судебника 1497 года, и завершится указами Петра I. Обосновывать, почему так – не буду. И так ясно.
Судебник 1497 года, вообще то, небольшой нормативный акт. Содержит в себе нормы судопроизводства, уголовного, гражданского (наследственного, в частности) права. Судебник беднее по содержанию, чем Псковская судная грамота и даже Русская Правда. Потому и существует предположение, что его издание не означало прекращения действия названных законов. Судебник Ивана III, которого иногда называют «княжеским» стал основой для Судебника 1550 г., «царского», развившего основные идеи своего предшественника.
Нам он интересен именно потому, что это был первый нормативно-правовой акт единого русского государства, введенный первым общерусским монархом. До этого, правоотношения регулировались региональными законами или непосредственно указами удельных князей осуществлявших судебную власть. С увеличением территории, населения, возросло и количество правоотношений требовавших государственного регулирования. Т.е. требовалась унификация законодательства. Начало этому процессу было положено именно Судебником 1497 г. В принципе, он во многом повторяет нормы ПСГ и Русской правды, во многом развивая их нормы, что говорит о том, что по факту, действие данных нормативных актов, вышло за территорию регионов. Право на землю и обязанность службы феодала в этот период регулировалось либо договором между удельным (все еще непосредственно собственность) и великим князем, либо на правах службы (владение)[23].
Информация о работе Российский абсолютизм: становление, особенности, идеология