Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 23:25, контрольная работа
Описание работы
Светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Согласно ст. 14 Конституции России Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Правовое положение церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».[11] Принятие этого закона, как известно, сопровождалось бурной полемикой не только в церковных кругах, но и в самих органах государственной власти.
Содержание работы
1. Вступление: Основы конституционного строя РФ. 2 2. Положение церкви в политической системе общества. 4 3. Положение государства в политической системе общества. 7 4. Взаимоотношение церкви и государства. 10 5. Россия – светское государство. 14 Список использованной литературы: 24
1. Вступление: Основы конституционного
строя РФ. 2
2. Положение церкви в
политической системе общества.
4
3. Положение государства
в политической системе общества.
7
4. Взаимоотношение церкви
и государства. 10
5. Россия – светское
государство. 14
Список использованной литературы:
24
1. Вступление: Основы конституционного
строя РФ.
Конституция 1993 года занимает
верховенствующее положение в правовой
системе нашего государства. Она применяет
новое для нашего законодательства понятие
“основы конституционного строя”. Оно
заменило содержавшиеся в
Конституции РСФСР 1937 г. понятие “общественное
устройство” и в Конституции
РСФСР 1978 г. понятие “основа общественного
строя и политики”.
В каждом обществе имеется свой
строй: экономический, политический, социальный,
духовные отношения. Этот общественный
строй и является основой для государства
и права.
Конституционный строй - это
совокупность закрепленных в конституции
принципов, основных ее положений, в соответствии
с которыми должны находиться все другие
конституционные положения, а также текущее
законодательство. Основы конституционного
строя образуют ядро Конституции, т. е.
то, что определяет само ее существо.
Согласно Конституции РФ, «Российская
Федерация – Россия есть демократическое
федеративное правовое государство с
республиканской формой правления». РФ
также является суверенным, социальным,
светским государством, признающим права
человека высшей ценностью.
Положения главы 1 Конституции
РФ, формирующие основы конституционного
строя, занимают главное место в иерархии
конституционных норм. Это находит свое
выражение в том, что все другие положения
Конституции не могут противоречить основам
конституционного строя в соответствии
с ч. 2 ст. 16 конституции РФ: “Положения
настоящей главы Конституции составляют
основы конституционного строя Российской
Федерации и не могут быть изменены иначе
как в порядке, установленном настоящей
Конституцией. Никакие другие положения
настоящей Конституции не могут противоречить
основам конституционного строя Российской
Федерации.”[1] Данное предписание адресовано
прежде всего второму по уровню (после
Конституционного собрания) органу учредительной
власти - Федеральному Собранию, которое
может принимать законы об изменении и
дополнении статей Конституции, но за
исключением содержащихся в главе 1, а
также главах 2 и 9 (ч. 1 ст. 135). Ни один принятый
Федеральным Собранием закон, вносящий
изменения в Конституцию
РФ, не должен противоречить основам конституционного
строя. Все нормы, содержащиеся в последующих
главах Конституции РФ, должны толковаться
в соответствии с положениями главы 1.
Положения гл. 1 Конституции РФ могут быть
изменены только в ходе полного пересмотра
всей Конституции.[2]
Таким образом, статьи 1 главы
Конституции РФ имеют высшую юридическую
силу над другими статьями, любые изменения
этих статей недопустимо.
Статья 16 завершает важнейшую
главу Конституции России “Основы конституционного
строя”, которая определяет главные черты
государственного и общественного строя,
форму правления и политический. Эти положения
необычайно важны, на них базируются все
последующие главы Конституции.
Принципы, закрепленные в главе 1 из-за
их чрезвычайной важности нуждаются в
особой защите. Это нашло свое отражение
в Основном законе, который не допускает
пересмотра парламентом положений этой
главы. Данное конституционное установление
дает стабильность нашей Конституции
и конституционному строю. Если же предложения
о пересмотре положений
Конституции будут поддержаны 3/5 голосов
от общего числа членов Совета
Федерации и депутатов Государственной
Думы, то они могут быть рассмотрены в
особом порядке, предусмотренном в главе
9 Конституции с соблюдением весьма сложной
процедуры.
2. Положение церкви в политической
системе общества.
Динамика влияния религии на
общественную жизнь описывается двумя
основными понятиями: сакрализация и секуляризация.
Сакрализация (от лат. Sacer - священный)
- это процесс вовлечения в сферу религиозного
санкционирования сознания, деятельности,
поведения людей, социальных отношений
и институтов. Сакрализация сопровождала
весь процесс становления человеческого
общества, формирования его культуры.
Позднее к процессу сакрализации присоединился
процесс клерикализации (от позднелат.
Clericalis - церковный), которая означала не
только регуляцию всей личной и общественной
жизни, но и разработку соответствующего
идеологического обоснования, основными
этапами которого были кодификация, догматизация
и канонизация вероучения, стремление
замкнуть все сферы интеллектуальной
деятельности в систему богословско-теологического
мышления.
Противоположный сакрализации
процесс называется секуляризацией.
Секуляризация (от позднелатинского
Saecularis - мирской, светский) - это процесс
освобождения и сферы религиозного санкционирования
сознания, деятельности, поведения людей,
социальных отношений и институтов. Проще
говоря, это процесс обмирщения. То, что
раньше находилось под влиянием религиозной
веры и религиозных организаций становится
от них независимым, приобретает светский
характер. Процесс секуляризации выражается
в изменении места религии и религиозных
организаций в жизни общества и личности,
сужении круга выполняемых ею функций.[3]
Государство вполне способно
обеспечить религиозную свободу, но при
соблюдении определенных условий. Нейтралитет
секулярного государства можно понимать
по-разному. Существует узкое, так сказать
«оборонительное» понимание, когда государство
считает веру частным делом, не препятствует
гражданам исповедовать религию, но никак
не способствует реализации этого права.
Религиозная жизнь, в основном, уподобляется
отправлению культа, а церкви рекомендуется
«не выходить из ризницы». Но государственный
суверенитет может быть и открытым, положительно
активным. Тогда государство, не нарушая
принципа гражданского равенства разных
религий, помогает верующим реализовать
свое право на религиозную свободу, признает
за церковью право участвовать в общественно
жизни, согласно формуле:
«церковь отделена от государства, но
не от общества». Ведь как религия и церковь
имеют определенное социальное измерение,
так и общество имеет свое религиозное
измерение. В свою очередь, церковь защищает
незыблемые фундаментальные нравственные
принципы, на которых должно стоять общество,
она служит все тому же обществу.[4]
Выступления церкви порой расценивают
как недопустимое посягательство на светский
характер государства. Но может ли государство
существовать без нравственных основ?
Кажется, оптимальный вариант существования
современного общества - секулярное государство,
открытое к религии, признающее ее положительное
общественное значение и сознающее ограниченность
своей собственной, политической, сферы.
На основе всего сказанного
выше можно сделать вывод о том, что в результате
процесса секуляризации в современных
развитых странах коренным образом изменилось
положение религии, веры и церкви в обществе.
Сформировались светское государство,
светская школа, светская культура.
В настоящее время ряд государств
через конституционное провозглашение
светского (секулярного) характера государства
стремится устранить участие церкви в
политической деятельности. Вместе с тем
церковь вовлекается в решение социальных
проблем общества путем образования различных
обществ милосердия. Таким образом, государство
использует церковь в качестве социального
института, обеспечивающего коммуникативные
и интегральные связи в политической системе.
Несмотря на провозглашение отделения
церкви от государства, фактической их
изоляции не произошло.
Интеграционная функция церкви
направлена на объединение социальных
интересов. Вместе с тем церковь выполняет
еще одну важную функцию, которую можно
условно обозначить как сознательный
контроль, так как церковь ориентирует
людей руководствоваться в своих действиях
и поступках общепринятыми гуманистическими
ценностями.[5]
Считаю необходимым отметить
еще один момент взаимоотношений церкви
и общества. Распространяется убеждение,
что современное общество определенными
силами искусственно клерикализуется.
Симптомы этого явления отчетливо проявляются
в средствах массовой информации (особенно
на телевидении), в сфере образования,
в армии, органах государственного управления.
Об этом свидетельствует демонстративное
проявление религиозности со стороны
государственных деятелей.
3. Положение государства
в политической системе общества.
Один из важнейших признаков
государства - это тесная органическая
связь государства с правом, представляющим
собой экономически и духовно обусловленное
нормативное выражение государственной
воли, государственный регулятор общественных
отношений.
При известном исследовании
нетрудно обнаружить, что право, как регулятор
общественных отношений, тесно взаимодействует
с религиозными нормами, которые выполняют
схожие функции. Рассмотрим это положение
подробнее.
Для правовой науки религия
представляет ценность прежде всего как
средство, дополняющее право в сфере социальной
регуляции. Рассмотрим подробнее два аспекта
- регулятивную функцию религии в целом
и взаимодействие правовых норм с религиозными.
Религиозная интерпретация
мира выступает как средство, позволяющее
«овладеть» этим миром, освоить многочисленные
связи окружающей действительности, обуславливающие
религиозный комплекс, «сочетающийся
с обширными функциями, выполняемыми религией
в общественной жизни», включая и функцию
регулирования общественных отношений.[6]
Ярче всего регулятивность
религии проявляется в ее нормативности,
ибо она «задает иерархически построенную
систему норм, в соответствии с которыми
одни действия разрешены, другие запрещены,
и тем самым определяет моральные позиции
по отношению к миру».
Нормативно-регулятивная сила
религии проявляется в создании посредством
религиозных верований и практики религиозной
жизни психологических стимулов, которые
указывают направление поведению и удерживают
индивида в определенных рамках, установленных
нормами.
При рассмотрении религиозных
норм важно принимать во внимание соотношение
в них общечеловеческого и частного, учитывая,
разумеется, что в религиях представлены
самые различные культуры. В религиях
переплетаются, порой причудливо, компоненты
глобальные и локальные, классовые и этнические
и т.д. но в них есть нечто общее - то, что
осуществляемое ими нормативное регулирование
основано на известном принципе: «как
хотите, чтобы с вами поступали люди, так
поступайте и вы с ними». Иначе говоря,
религии в своей основе ориентируются
на общечеловеческие, гуманистические
начала.
Большинство религий в своих
нормах призывают к обеспечению основных
естественных и неотчуждаемых прав и свобод
человека. В основу нормативного регулирования,
например христианства, положены библейские
заповеди, в частности такие, как «не убий»,
«не укради», «не прелюбодействуй», «не
судите, да не судимы будете» и др. В этих
и других нормах четко прослеживается
тенденция к ориентированию индивидов
на взаимные уступки, выражающиеся в воздержании
от нарушения прав другого человека.[7]
Исходя их этого, можно сказать,
что регулятивная ценность религии, в
частности религиозных норм, заключается
в обеспечении стабильного функционирования
общества, ибо вне его не может существовать
и человек как существо биосоциальное.
Тесное взаимодействие религиозных
норм с правовыми отмечалось и отмечается
в ряде других правовых систем, в том числе
и в дореволюционной
России. Переплетение православных норм
с юридическими, обеспечение исполнения
церковных предписаний мерами государственного
принуждения, а велений закона также религиозной
карой - одна из основных черт государственного,
уголовного и некоторых других отраслей
права, начиная с древних документов и
вплоть до последних актов самодержавной
власти.
Весьма актуальна, с учетом
опыта прошлого и настоящего, проблема
взаимодействия права и религии в современной
России, особенно в области обеспечения
прав и свобод человека. Попытка осуществить
отчуждение личности от религии не могла
не нарушить динамического равновесия,
существующего между эмоционально-духовной
и интеллектуально-рассудочной сферой
человека.
На реализацию прав и свобод
человека влияет множество факторов, среди
которых нельзя не учитывать как воздействие
религии, так и проявление посттоталитарного
синдрома. Только комплексный подход позволит
решить эту многоплановую проблему. Не
следует недооценивать и то обстоятельство,
что в
России неуклонно растет число верующих,
а потому взвешенный и обоснованный синтез
религиозных и правовых норм, как представляется,
мог бы увеличить регулятивную силу последних.
4. Взаимоотношение церкви
и государства.
История многих государств
включает в себя взаимоотношения светской
и церковной властей, государства и религиозных
организаций. В последнее время влияние
церкви, религиозных норм и ценностей
на жизнь общества в постсоциалистических
государствах заметно увеличилось. Это
объясняется в известной мере существенным
изменением условий жизнедеятельности
и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей
силе и фактору духовно- нравственного
возрождения народов.
Выдающийся русский философ
И.А. Ильин (1883-1954) так определил соотношение
государства и церкви: «Церковь и государство
взаимно инородны - по установлению, по
духу, по достоинству, по цели и по способу
действия.
Государство, пытающееся присвоить себе
силу и достоинство церкви, творит кощунство,
грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить
себе власть и меч государства, утрачивает
свое достоинство и изменяет своему предназначению.
Церковь не должна брать меча - ни для насаждения
веры, ни для казни еретика или злодея,
ни для войны... в этом смысле церковь «аполитична»,
задача политики не есть ее задача; средства
политики не суть ее средства; ранг политики
не есть ее ранг».[8]
Анализ законодательства и
практики позволяет выделить 2 основных
вида статуса церкви в государстве:
1). Государственная церковь,
закрепление ее привилегированного
положения по сравнению с другими
вероисповеданиями.
2). Режим отделения церкви
от государства и школы от
церкви.
Статус государственной церкви
предполагает тесное сотрудничество государства
и церкви, которое охватывает различные
сферы общественных отношений, а также
различные привилегии для религиозных
организаций, принадлежащих к государственной
церкви. В дореволюционной России такой
статус был у Русской православной Церкви.
Для статуса государственной
церкви характерен ряд особенностей:
1 В сфере экономических отношений - за
церковью признается право собственности
на широкий круг объектов: землю, здания,
сооружения, предметы культа и т.д. во многих
случаях государство освобождает собственность
церкви от налогообложения или существенно
снижает налоги на нее. Так, до октября
1917 года Русская православная Церковь
была освобождена от податей и гражданских
повинностей.
1. Церковь получает от государства различные
субсидии и материальную помощь. В дореволюционной
России православная Церковь получала
крупные субсидии от государства (пример
- 1907 год - 31 млн. рублей на содержание церковного
аппарата).
2. Церковь наделяется рядом юридических
полномочий - она вправе регистрировать
брак, рождение, смерть, в ряде случаев
- регулировать брачно-семейные отношения.
3. В области политических отношений церковь
имеет право участвовать в политической
жизни страны, в том числе и через представительство
церкви в государственных органах. Православная
Церковь в дореволюционной России была
частью государственного аппарата. Синод
состоял из представителей духовенства,
назначаемых по распоряжению царя.
4. В области религиозных отношений союз
церкви и государства состоит в том, что
глава государства даже при республиканской
форме правления дает религиозную клятву
или присягу при вступлении в должность.
Церковь участвует и в коронации монархов.
5. Церковь обладает широкими полномочиями
в области воспитания и образования подрастающего
поколения, ведет религиозную цензуру
печатной продукции, кино, телевидения.