Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 23:25, контрольная работа
Описание работы
Светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Согласно ст. 14 Конституции России Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Правовое положение церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».[11] Принятие этого закона, как известно, сопровождалось бурной полемикой не только в церковных кругах, но и в самих органах государственной власти.
Содержание работы
1. Вступление: Основы конституционного строя РФ. 2 2. Положение церкви в политической системе общества. 4 3. Положение государства в политической системе общества. 7 4. Взаимоотношение церкви и государства. 10 5. Россия – светское государство. 14 Список использованной литературы: 24
Статус государственной религии,
даже в смягченной современной форме,
все же ставит Церковь в большую зависимость
от государства. В тех государствах, где
одна из религий объявлена государственной,
могут существовать и другие религии,
но их статус более ограничен по сравнению
с официальной церковью. В некоторых странах
установлено формальное равенство всех
религий, что является признаком демократического
общества (Ирландия,
Аргентина), так как закрепляется терпимость
по отношению к другим религиям.
Однако это равенство не всегда соблюдается
на практике.
Режим отделения церкви от государства
существует во многих странах - в современной
России, во Франции, в Германии, Португалии
и др. Данный режим обусловлен чаще всего
стремлением лишить церковь монополии
на выполнение идеологической и интеграционной
функций, поскольку церковь обладает мощным
потенциалом воздействия на сознание
людей. Он характеризуется следующими
особенностями.
Сегодня в большинстве западных
стран церковь отделена от государства.
Религиозные меньшинства пользуются религиозной
свободой без дискриминаций.
Церковь не вмешивается в государственные
дела и, наоборот, государство не вмешивается
в дела церковные. Отделение не исключает
и сотрудничества между государством
и религиозными организациями в некоторых
делах.
Режим отделения церкви от государства
не означает отсутствие всякого контроля
со стороны государства за деятельностью
религиозных организаций.
Государство не уклоняется от правового
регулирования их статуса и деятельности.
Режим отделения церкви от государства
предполагает правовое регулирование
деятельности религиозных организаций,
что обеспечивает определенный баланс
церковно-государственных отношений и
позволяет сотрудничать церкви и государству
при решении социальных вопросов. При
регламентировании правового статуса
религиозных организаций законодательство
большинства государств исходит из признания
свободы совести и вероисповедания, то
есть права исповедовать любую религию,
свободно выбирать и распространять религиозные
убеждения.[9]
Что ж, было бы ошибкой думать,
что отношения между государством и церковью
всегда складывались без взаимных претензий.
Недавно сложной проблемой было возвращение
церкви незаконно отобранных у нее храмов,
монастырей и других культовых учреждений
и ценностей. Здесь чаще всего сталкиваются
интересы религиозных организаций и музейных
учреждений, отстаивающих права охранять
и делать доступными для населения некоторые
церковные ценности в качестве национальных
памятников. В печати дебатировался, например,
конфликт церкви и искусствоведов по поводу
икон
«Троицы» и «Владимирской богоматери»
- величайших российских культурных ценностей;
или между работниками Пушкинского заповедника
и священнослужителями относительно передачи
церкви Святогорского монастыря.
Большой общественный резонанс приобрел
вопрос о целесообразности восстановления
храма Христа Спасителя.[10]
Другая не менее сложная проблема
- появление в последние годы в нашей стране
различного рода мистических сект, зарубежных
миссионеров.
Некоторые их них пагубно влияют не только
на психику людей, но и на физическое здоровье
(например, «Белое братство»). Православная
церковь апеллирует к государству, полагая,
что оно должно установить правовые ограничения
для такого рода религиозных объединений.
5. Россия – светское
государство.
Духовная жизнь общества многообразна,
она включает в себя культуру, в том числе
искусство, область верований, национальный
аспект, в том числе языковый и др. Действующая
Конституция отказалась от принципа жесткой
опеки государства над духовной жизнью
общества и устанавливает принцип светского
государства.
Светским государством следует
считать такое государство, в котором
не существует какой-либо официальной,
государственной религии и ни одно из
вероучений не признается обязательным
или предпочтительным.
Согласно ст. 14 Конституции
России Российская Федерация объявлена
светским государством: «Никакая религия
не может устанавливаться в качестве государственной
или обязательной. Религиозные объединения
отделены от государства». Правовое положение
церкви в современной России, помимо конституционных
положений, регулируется российским законом
«О свободе совести и о религиозных объединениях».[11]
Принятие этого закона, как
известно, сопровождалось бурной полемикой
не только в церковных кругах, но и в самих
органах государственной власти.
Так что же явилось причиной
возникновения противоречивых мнений
в процессе принятия Федерального Закона
«О свободе совести и религиозных объединениях»?
По существу речь идет о различном истолковании
новых положений Федерального Закона
от 26.09.1997, в корне отличающих его от предшествующего
законодательства в этой области, в особенности
от явно устаревшего Закона РСФСР «О свободе
вероисповеданий» от 25 октября 1990 года.
В основе же разногласий отечественных
и зарубежных политиков лежит диаметрально
противоположная оценка роли государства
и, прежде всего исполнительной власти
в правовой регламентации конфессиональной
деятельности. Проводники новой государственной
политики в отношениях государства и церкви,
воплощенной в новом Федеральном Законе
от 26 сентября
1997 года, отстаивают необходимость усиления
роли исполнительной власти при создании
религиозных объединений и осуществлении
контрольных полномочий правоохранительных
органов за их деятельностью. Такая позиция
учитывает и международную практику. В
частности, решением Европейского парламента
от 29 февраля1997 года предусмотрена возможность
ограничения деятельности религиозных
объединений: государствам-членам Европарламента
рекомендовано не предоставлять «статус
религиозной организации автоматически»,
а также пресекать противоправную деятельность
сект вплоть до их ликвидации.
Высказывались мнения, что Федеральный
Закон имеет «дискриминационную сущность»,
затрудняющую деятельность всех конфессиональных
организаций, помимо так называемых «традиционных»,
укоренившихся в России на протяжении
столетий и объединяющих приверженцев
православия, ислама, буддизма и иудаизма.
На самом деле Федеральный Закон от 26 сентября
1997 года основан на межконфессиональной
концепции государственного регулирования,
в соответствии с которой «протекционистская
политика государства распространяется
на все легитимно созданные религиозные
объединения». Новый
Закон не предусматривает режима наибольшего
благоприятствования в отношении традиционных
религий. Единственное упоминание о них
содержится в преамбуле, но не в нормативных
предписаниях закона, которым подтвержден
конституционный принцип равной правовой
защиты всех конфессиональных объединений,
официально действующих на территории
России.
Суть ФЗ от 26 сентября 1997 года
заключается в закреплении превентивных
полномочий правоохранительных органов:
государственная власть заинтересована
в предотвращении возможной противоправной
деятельности так называемых «тоталитарных»
сект, исключающих добровольную основу
членства и препятствующих выходу граждан
из религиозного объединения.
Механизм государственной разрешительной
политики, воплощенной в полномочиях федеральных
министерств и ведомств по регистрации,
лицензированию и контролю, призван предотвратить
причинение имущественного и морального
вреда приверженцам различных вероисповеданий.
Религиозные объединения могут
быть созданы в форме религиозных групп
и религиозных организаций. Следует подчеркнуть,
что правоспособностью юридических лиц
обладают только зарегистрированные в
органах юстиции религиозные организации.
Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года
определяет статус факультативного и
императивного режимов регистрационных
отношений, и их различия обусловлены
намерениями лицу, создавших религиозную
группу. Факультативный режим имеет место
в случае, если учредители религиозных
групп не намерены ходатайствовать в органах
юстиции о предоставлении им статуса юридического
лица. Обязательная же государственная
регистрация предусмотрена лишь для объединений,
созданных в форме религиозной организации.
Нельзя отказать в регистрации
религиозного объединения по мотивам
нецелесообразности его создания.
Для осуществления императивных
регистрационных отношений решающее значение
имеет временной ценз деятельности объединения
на территории
России.
Статус общероссийского религиозного
объединения распространяется только
на централизованные религиозные организации,
которые действуют на территории России
на законных основаниях не менее 50 лет
(и имеющие в своем составе минимум три
местные организации, зарегистрированные
на территории одного или нескольких субъектов
Российской Федерации) к моменту обращения
организации в орган юстиции с заявлением
о государственной регистрации.
Учредители местной религиозной организации
обязаны подтвердить в органе юстиции
факт своей деятельности на соответствующей
территории в течение не менее 15 лет (это
требование не распространяется на местные
религиозные объединения, которые действовали
в составе централизованной религиозной
организации до государственной регистрации).
Однако все же есть возможность
распространения прав юридического лица
для местной и централизованной религиозной
организации и без временного ценза. Однако
в этом случае учредители обязаны ежегодно
в течение 15 лет перерегистрироваться
в территориальных органах юстиции. На
такие объединения распространяется целый
ряд ограничений: они не вправе образовывать
учреждения профессионального религиозного
образования, производить, приобретать,
распространять религиозную литературу,
иметь при себе представительство иностранной
религиозной организации.[12]
Созданию централизованной
религиозной организации свойственна
особая периодичность регистрационных
отношений: на первом этапе государственной
регистрации подлежат местные организации,
и только после ее завершения учредители
вправе ходатайствовать о регистрации
централизованной организации.
Для создания конфессиональными
объединениями учреждений профессионального
религиозного образования необходимо
сочетание двух видов разрешительной
политики. Такие учреждения подлежат государственной
регистрации в органе юстиции в качестве
религиозного объединения, и для получения
права осуществления образовательной
деятельности необходима также выдача
лицензии Министерством общего и профессионального
образования
Российской Федерации.
Ликвидация конфессионального
объединения также регламентируется нормами
административного права. Как правило,
инициатором ликвидации или запрета деятельности
объединения является Министерство юстиции
Российской
Федерации или его территориальный орган
в субъекте федерации, но решение по существу
принимается судом. Федеральным законом
не урегулированы различия в процедурах
ликвидации и запрета деятельности религиозного
объединения, однако полное прекращение
правоспособности конфессиональной организации
как юридического лица допускается только
в случае ее ликвидации судом. Запрет деятельности
объединения представляет собой временную
превентивную меру, цель которой - устранение
фактов нарушения действующего законодательства,
выявленных органом юстиции или иным правоохранительным
органом в процессе осуществления контрольных
функций.
Передача религиозным организациям
соответствующего недвижимого имущества
с относящимися к нему земельными участками,
которые находятся в государственной
или муниципальной собственности, осуществляется
безвозмездно. В таком же порядке, как
правило, по решению соответствующего
органа исполнительной власти, конфессиональное
объединение наделяется и отдельными
правомочиями собственника. Передача
в собственность религиозным объединениям
культовых зданий и сооружений влечет
за собой и имущественные обязанности
по их функциональному использованию.
Конфессиональные объединения вправе
владеть, пользоваться и распоряжаться
культовыми зданиями и сооружениями только
в целях совершения богослужений и иных
религиозных обрядов и церемоний, предусмотренных
внутренними установлениями. Следовательно,
очевидны определенные ограничения правомочий
собственника. Договоры аренды зданий
и сооружений, переданных государственными
и негосударственными юридическими и
физическими лицами в собственность религиозным
организациям, должны предусматривать
их функциональное использование арендатором,
что фактически означает легитимную возможность
существования таких арендных отношений,
участниками которых являются только
приверженцы данного вероисповедания.
Несоблюдение указанных условий влечет
за собой недействительность договора
аренды.
Органы исполнительной власти
контролируют соответствие федеральному
законодательству внутренних установлений
религиозных организаций, прежде всего
уставов. При невозможности точно установить,
соответствуют ли закону сведения и другие
положения уставов, орган юстиции вправе
приостановить процедуру регистрации
на срок до шести месяцев для проведения
государственной религиоведческой экспертизы,
определение порядка которой отнесено
к исключительному ведению Правительства
Российской Федерации.[13]
Исполнительная власть взаимодействует
с конфессиональными объединениями при
определении статуса учреждений религиозного
образования.
Светская основа системы образования
в нашей стране не препятствует преподаванию
религиоведческих учебных дисциплин в
государственных или муниципальных образовательных
учреждениях: администрация таких учреждений
вправе удовлетворить просьбу родителей,
обратившихся с просьбой о преподавании
религиоведческих дисциплин на факультативной
основе. Таким образом религиозное образование
или основы его могут быть получены не
только в учреждениях конфессионального
образования, но и в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях.
Федеральный закон от 26 сентября
1997 года предусматривает также контроль
за религиозными организациями. Функции
контроля осуществляют:
1. Органы юстиции (уставная
деятельность религиозной организации).
2. Государственная налоговая
служба и Федеральные органы
налоговой полиции (финансовый контроль).
3. ФСБ и МВД России (специализированный
контроль).
Особую разновидность административно-правовых
норм в рассматриваемой сфере отношений
составляют предписания Федерального
закона от 26 сентября
1997 года, которые предусматривают односторонние
обязательства органов исполнительной
власти. Должностное лицо правоохранительного
органа не вправе настаивать на допросе
священнослужителя по исповедальным обстоятельствам;
разглашение тайны исповеди не допускается
даже в случае совершения тяжких уголовных
преступлений или административных проступков.
Тем самым законом предусмотрен иммунитет
священнослужителей в сфере административной
и уголовной юрисдикции.[14]
Неучастие Русской Православной
Церкви (РПЦ) в государственном строительстве
и в осуществлении мирских полномочий
исполнительной власти не следует отождествлять
с отстраненностью церкви от решения судьбоносных
внутриполитических проблем. Все органы
внутрицерковного управления РПЦ обладают
потенциальной возможностью участвовать
в деятельности органов исполнительной
власти.
Разработка основ взаимодействия
РПЦ и государства отнесена к ведению
ее высшего конфессионального органа
- Поместного Собора. В период, когда
Поместный Собор не созывается, указанные
полномочия осуществляются подотчетным
ему органом - Архиерейским собором РПЦ.
Поместный и
Архиерейский соборы являются высшими
представительными органами РПЦ, различающимися
периодичностью их созыва. Поместный Собор
должен созываться не реже одного раза
в пять лет, тогда как перерывы в заседаниях
Архиерейского собора не могут превышать
двух лет. Священный Синод - единственный
постоянно действующий орган внутрицерковного
управления, который осуществляет полномочия
Архиерейского и Поместного Соборов в
период между их заседаниями. Председательствует
на заседаниях Священного Синода
Патриарх РПЦ.