Россия светское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 16:54, доклад

Описание работы

Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в том числе искусство, область верований, национальный аспект, в том числе языковый и др. Действующая Конституция отказалась от принципа жесткой опеки государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип светского государства.
Светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

Содержание работы

Введение. 3
Конституционно-правовой принцип светскости государства. 5
Положение церкви в политической системе общества. 8
Положение государства в политической системе общества. 11
Взаимоотношение церкви и государства. 14
Россия – светское государство. 16
Заключение. 19
Список использованной литературы. 21

Файлы: 1 файл

доклад Россия-Светское гос-во.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт права, социального  управления и безопасности

 

 

 

 

 

 

Доклад

Россия - светское государство.

 

 

 

 

 

                                                           Выполнили:

                                                                  .

                                                           

                                                                     

                                                                              Научный руководитель:

                                                                                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2009 
Содержание:

Введение.                                                                                                  3

Конституционно-правовой принцип  светскости государства.           5 

Положение церкви в политической системе  общества.                      8

Положение государства в политической системе общества.             11

Взаимоотношение церкви и государства.                                            14 

Россия – светское государство.                                                             16

Заключение.                                                                                           19

Список использованной литературы.                                                  21                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Светскость  государства – это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства  в большинстве стран мира. В  Российской Федерации светскость государства  закреплена частью 1 статьи 14 Конституции как одна из основ конституционного строя России. В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика, отражающая или закрепляющая определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции, на сегодняшний день исследована недостаточно.

Актуальность  темы исследования проявляется в  продолжающихся общественных дебатах  как в России, так и в других европейских странах по многим важным вопросам: относительно возможности преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, возможности оказания государством поддержки социально значимой деятельности религиозных организаций, учреждения штатных должностей священников в войсковых частях и исправительных учреждениях. Решения этих и многих других, связанных с ними, вопросов основываются на ответе на главный в этой  сфере вопрос: что такое светскость государства.

Задачами своей  курсовой работы я ставлю:

• конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светскости  государства;

• анализ содержания и существенных признаков светскости;

• системное  исследование норм российского законодательства, определяющих  Российскую Федерацию как светское государство;

определение значения и места принципа светскости государства  в системе основ конституционного строя Российской Федерации;

• изучение процессов  развития светскости государства, динамики формирования и развития правового обеспечения светскости государства и ее понимания в конституционном праве.

Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в том числе искусство, область верований, национальный аспект, в том числе языковый и др. Действующая Конституция отказалась от принципа жесткой опеки государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип светского государства.

Светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

Согласно ст. 14 Конституции  России Российская Федерация объявлена  светским государством: «Никакая религия  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституционно-правовой принцип  светскости государства

Применительно к государственно-правовой сфере, светскость (фр.: la la icite) – характеристика государственных или общественных институтов, сфер общественной жизни, отражающая их общегражданскую, мирскую направленность, независимость от религиозного санкционирования или давления, от религиозных объединений или от подчиненности таковым.

Характеризуя категорию  « светскость», следует иметь в виду принципиальное различение сфер компетенции (сфер деятельности, целей, задач, методов их решения) государства и религиозных объединений, а также иные значимые обстоятельства.

К существенным признакам  светскости следует относить:

  1. отделение религиозных объединений от государства как одного из существенных признаков светскости государства, отражающего независимость государства и государственно-правовых отношений от религиозного санкционирования или давления, от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов.

Принцип отделения религиозных  объединений от государства раскроем через следующие его черты:

    1. Независимость государства от религиозных объединений и  независимость религиозных объединений от произвольного, не основанного на законе вмешательства государства.
    2. Недопустимость смешения и подмены компетенции государства и религиозных объединений.
    3. Недопустимость вмешательства религиозных объединений в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений и преследования религиозными объединениями политических целей.
    4. Недопустимость признания религиозных норм или решений религиозных организаций в качестве источников права в государстве (светский характер правовой системы государства): нормы религиозных установлений ( внутриконфессиональные установления, религиозное право и т.д.) не являются источниками права в государстве, за исключением случаев, специально оговоренных в законодательстве.
  1. Принцип недопустимости установления общеобязательной религии основывается на следующих положениях:
    1. запрет на законодательное закрепление какой-либо религии в качестве общеобязательной;
    2. свобода мировоззренческого самоопределения;
    3. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от убеждений и отношения к религии;
    4. равенство религиозных, а также общественных объединений перед законом.
  2. Светскость легитимности государства. В конституционном праве под легитимностью понимается признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа. В данном контексте светскость легитимности государства – это социальная и правовая независимость легитимности государства от религиозных институтов и норм, недопустимость правового обуславливания или обоснования суверенитета и прав государства каким-либо предшествующим или высшим порядком или же авторитетом, имеющим религиозную природу. Это значит, что светское государство не нуждается в сакрализации, оправдывающей то, как государство возникло и существует. Однако, данный признак находит свое отражение в приведенных выше существенных признаках светскости государства.

Приведенный перечень существенных признаков отделения религиозных  объединений от государства не является жестким ( однозначно определяющим), так как в мире существуют специфические правовые модели отношений государства с религиозными объединениями, которые содержат элементы, не соответствующие некоторым пунктам этого перечня.

 

 

Положение церкви в политической системе общества.

Динамика влияния религии  на  общественную  жизнь  описывается  двумя основными понятиями: сакрализация и секуляризация.

Сакрализация (от лат. Sacer - священный) - это процесс  вовлечения  в сферу  религиозного  санкционирования  сознания,   деятельности,   поведения людей, социальных отношений и  институтов.  Сакрализация  сопровождала  весь процесс  становления  человеческого  общества,  формирования  его  культуры. Позднее к процессу сакрализации  присоединился  процесс  клерикализации  (от позднелат. Clericalis - церковный), которая  означала  не  только  регуляцию всей  личной  и  общественной  жизни,  но  и   разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами  которого  были  кодификация, догматизация  и  канонизация  вероучения,  стремление  замкнуть  все   сферы интеллектуальной   деятельности   в    систему    богословско-теологического мышления.

Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией. Секуляризация (от позднелатинского Saecularis - мирской, светский)  - это процесс освобождения и  сферы  религиозного  санкционирования  сознания, деятельности, поведения людей,  социальных  отношений  и  институтов.  Проще говоря, это процесс обмирщения.  То,  что  раньше  находилось  под  влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится  от  них  независимым, приобретает  светский  характер.   Процесс   секуляризации   выражается    в изменении места  религии  и  религиозных  организаций  в  жизни  общества  и личности, сужении круга выполняемых ею функций.

Государство вполне способно обеспечить религиозную  свободу,  но  при соблюдении определенных условий. Нейтралитет секулярного  государства  можно понимать  по-разному.  Существует  узкое,   так   сказать «оборонительное» понимание, когда государство считает веру  частным  делом,  не  препятствует гражданам исповедовать религию, но никак не  способствует  реализации  этого права. Религиозная жизнь, в основном,  уподобляется  отправлению  культа,  а церкви  рекомендуется  «не  выходить   из   ризницы».   Но   государственный суверенитет  может   быть   и   открытым,   положительно   активным.   Тогда государство, не нарушая  принципа  гражданского  равенства  разных  религий, помогает верующим реализовать свое право на  религиозную  свободу,  признает за  церковью  право  участвовать  в  общественно  жизни,  согласно  формуле: «церковь отделена от государства, но не от общества».  Ведь  как  религия  и церковь имеют определенное социальное измерение, так и общество  имеет  свое религиозное  измерение.  В свою  очередь,   церковь   защищает   незыблемые фундаментальные нравственные принципы, на которых  должно  стоять  общество, она служит все тому же обществу.

Выступления   церкви   порой   расценивают   как   недопустимое посягательство на светский характер государства.  Но  может  ли  государство существовать  без   нравственных   основ?   Кажется,   оптимальный   вариант существования современного общества -  секулярное  государство,  открытое  к религии, признающее  ее  положительное  общественное  значение  и сознающее ограниченность своей собственной, политической, сферы.

На основе всего сказанного выше можно сделать  вывод  о  том,  что  в результате процесса секуляризации в современных  развитых  странах  коренным образом  изменилось  положение  религии,   веры   и   церкви   в   обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская культура. В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского (секулярного) характера государства  стремится  устранить  участие церкви в политической деятельности.  Вместе  с  тем  церковь  вовлекается  в решение социальных проблем  общества  путем  образования  различных  обществ милосердия.  Таким  образом,  государство  использует  церковь  в   качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные  связи в политической системе.  Несмотря  на  провозглашение  отделения  церкви  от государства, фактической их изоляции не произошло.

Интеграционная  функция  церкви   направлена   на   объединение социальных интересов.  Вместе  с  тем  церковь  выполняет  еще  одну  важную функцию, которую можно условно обозначить  как  сознательный  контроль,  так  как  церковь  ориентирует  людей  руководствоваться  в  своих  действиях   и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями. Считаю необходимым отметить  еще  один  момент  взаимоотношений церкви и общества.  Распространяется  убеждение,  что  современное  общество определенными силами искусственно клерикализуется.  Симптомы  этого  явления отчетливо проявляются в средствах массовой   информации   (особенно   на телевидении),  в  сфере  образования,  в  армии,  органах   государственного управления.   Об    этом    свидетельствует    демонстративное    проявление религиозности со стороны государственных деятелей.

 

 

 

 

 

 

Положение государства  в политической системе общества.

Один из важнейших  признаков государства  -  это  тесная  органическая

связь государства с  правом, представляющим  собой  экономически   и  духовно обусловленное нормативное выражение  государственной  воли,  государственный регулятор общественных отношений. При  известном  исследовании  нетрудно  обнаружить,  что  право,  как регулятор  общественных  отношений,  тесно  взаимодействует  с  религиозными нормами,  которые  выполняют  схожие  функции.  Рассмотрим   это   положение подробнее. Для правовой науки религия представляет  ценность  прежде  всего  как средство,  дополняющее  право  в  сфере  социальной  регуляции.   Рассмотрим подробнее  два   аспекта  -  регулятивную  функцию   религии   в   целом   и взаимодействие правовых норм с религиозными. Религиозная интерпретация мира выступает  как  средство,  позволяющее «овладеть»   этим   миром,   освоить   многочисленные    связи    окружающей действительности,  обуславливающие  религиозный  комплекс,  «сочетающийся  с обширными функциями, выполняемыми религией в общественной жизни», включая  и функцию регулирования общественных отношений. Ярче всего регулятивность религии проявляется в ее нормативности, ибо она  «задает  иерархически  построенную  систему  норм,  в  соответствии   с которыми одни действия разрешены, другие запрещены, и тем  самым  определяет моральные позиции по отношению к миру». Нормативно- регулятивная   сила   религии   проявляется   в   создании посредством   религиозных   верований   и   практики    религиозной    жизни психологических  стимулов,  которые  указывают   направление   поведению   и удерживают индивида в определенных рамках, установленных нормами. При  рассмотрении  религиозных  норм  важно  принимать  во   внимание соотношение в них общечеловеческого и частного, учитывая, разумеется, что  в религиях представлены самые различные культуры.  В  религиях  переплетаются, порой причудливо, компоненты глобальные и локальные, классовые и  этнические и т.д. но в них есть нечто общее - то, что осуществляемое  ими нормативное регулирование основано на известном принципе:  «как  хотите,  чтобы  с  вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Иначе говоря, религии  в  своей основе ориентируются на общечеловеческие, гуманистические начала. Большинство религий в своих нормах призывают к  обеспечению  основных естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека. В  основу  нормативного регулирования,  например  христианства,  положены  библейские  заповеди,   в частности такие, как «не  убий»,  «не  укради»,  «не  прелюбодействуй»,  «не судите,  да  не  судимы  будете»  и  др.  В  этих  и  других  нормах   четко  прослеживается тенденция к ориентированию  индивидов на  взаимные  уступки, выражающиеся в воздержании от нарушения прав другого человека. Исходя их этого, можно сказать, что регулятивная ценность религии,  в частности  религиозных   норм,   заключается   в   обеспечении  стабильного функционирования общества, ибо вне его не может существовать и  человек  как существо биосоциальное. Тесное взаимодействие  религиозных  норм  с  правовыми  отмечалось  и отмечается в ряде других правовых систем, в том числе  и  в  дореволюционной России.  Переплетение  православных   норм   с   юридическими,   обеспечение исполнения церковных  предписаний  мерами  государственного  принуждения,  а велений  закона  также  религиозной  карой   -   одна   из   основных   черт государственного, уголовного и некоторых других отраслей  права,  начиная  с древних документов и вплоть до последних актов самодержавной власти. Весьма актуальна, с учетом  опыта  прошлого  и  настоящего,  проблема взаимодействия права и религии в  современной  России,  особенно  в  области обеспечения прав и свобод человека. Попытка осуществить отчуждение  личности от религии не могла  не  нарушить  динамического  равновесия,  существующего между эмоционально-духовной и интеллектуально-рассудочной сферой человека. На реализацию прав и свобод человека влияет множество факторов, среди которых нельзя не  учитывать  как  воздействие  религии,  так  и  проявление посттоталитарного синдрома. Только комплексный подход  позволит  решить  эту многоплановую проблему. Не следует недооценивать и то обстоятельство, что  в России неуклонно растет число верующих, а потому взвешенный  и  обоснованный синтез религиозных и правовых норм, как  представляется,  мог  бы  увеличить регулятивную силу последних.

Информация о работе Россия светское государство