Россия светское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 16:54, доклад

Описание работы

Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в том числе искусство, область верований, национальный аспект, в том числе языковый и др. Действующая Конституция отказалась от принципа жесткой опеки государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип светского государства.
Светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

Содержание работы

Введение. 3
Конституционно-правовой принцип светскости государства. 5
Положение церкви в политической системе общества. 8
Положение государства в политической системе общества. 11
Взаимоотношение церкви и государства. 14
Россия – светское государство. 16
Заключение. 19
Список использованной литературы. 21

Файлы: 1 файл

доклад Россия-Светское гос-во.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоотношение церкви и  государства.

История многих государств включает в себя взаимоотношения  светской  и

церковной властей, государства  и религиозных организаций. В  последнее  время влияние  церкви,  религиозных  норм  и  ценностей  на   жизнь   общества   в постсоциалистических государствах заметно  увеличилось.  Это  объясняется  в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и  подходом к  религии  как  к  важнейшей  интегрирующей   силе   и   фактору   духовно- нравственного возрождения народов. Анализ законодательства и практики позволяет выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:

1).  Государственная   церковь,  закрепление   ее   привилегированного

положения по сравнению  с другими вероисповеданиями.

2). Режим отделения  церкви от государства и школы от церкви.

Статус  государственной  церкви  предполагает  тесное  сотрудничество государства  и  церкви,  которое  охватывает  различные  сферы  общественных отношений,  а  также  различные  привилегии  для  религиозных   организаций, принадлежащих к  государственной  церкви.  В  дореволюционной  России  такой статус был у Русской православной Церкви. Режим отделения церкви от государства существует во многих странах  - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный  режим обусловлен чаще всего стремлением лишить  церковь  монополии  на  выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь  обладает  мощным потенциалом воздействия на сознание  людей.  Он  характеризуется  следующими особенностями. Сегодня в большинстве западных стран церковь отделена от государства. Религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой  без  дискриминаций. Церковь не вмешивается в государственные дела и,  наоборот,  государство  не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества  между государством и религиозными организациями в некоторых делах. Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие  всякого контроля со стороны государства за  деятельностью  религиозных  организаций.

Государство  не  уклоняется  от  правового регулирования   их   статуса   и деятельности. Режим  отделения  церкви   от   государства   предполагает   правовое регулирование  деятельности  религиозных   организаций,   что обеспечивает определенный   баланс   церковно-государственных   отношений   и   позволяет сотрудничать церкви и  государству  при  решении  социальных  вопросов.  При  регламентировании     правового     статуса     религиозных      организаций законодательство  большинства  государств  исходит  из   признания   свободы совести  и  вероисповедания,  то  есть  права  исповедовать  любую  религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.

Что ж, было бы ошибкой  думать, что  отношения  между  государством  и церковью  всегда  складывались  без  взаимных  претензий.  Недавно   сложной проблемой  было  возвращение  церкви  незаконно  отобранных  у  нее  храмов, монастырей и других культовых  учреждений  и  ценностей.  Здесь  чаще  всего сталкиваются  интересы  религиозных  организаций  и   музейных   учреждений, отстаивающих права охранять и  делать  доступными  для  населения  некоторые церковные  ценности   в   качестве   национальных   памятников.   В   печати  дебатировался, например, конфликт церкви и  искусствоведов  по  поводу  икон «Троицы» и «Владимирской  богоматери»  -  величайших  российских  культурных ценностей;    или    между    работниками    Пушкинского   заповедника    и священнослужителями относительно передачи  церкви  Святогорского  монастыря. Большой  общественный   резонанс    приобрел   вопрос   о   целесообразности восстановления храма Христа Спасителя.

Другая не менее сложная  проблема -  появление  в  последние  годы  в нашей стране  различного  рода  мистических  сект,  зарубежных  миссионеров. Некоторые их них пагубно  влияют  не  только  на  психику  людей,  но  и  на физическое  здоровье  (например,  «Белое  братство»).  Православная  церковь апеллирует к  государству,  полагая,  что  оно  должно  установить  правовые ограничения для такого рода религиозных объединений.

 

 

Россия – светское государство.

Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в том числе искусство, область верований, национальный  аспект,  в  том  числе языковый и др. Действующая Конституция  отказалась от принципа жесткой  опеки государства над духовной жизнью общества и устанавливает  принцип  светского государства. Светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной  религии  и  ни  одно  из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Согласно ст. 14 Конституции  России  Российская  Федерация  объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в  качестве государственной  или  обязательной.  Религиозные  объединения  отделены   от государства».  Правовое  положение  церкви  в  современной  России,   помимо конституционных  положений,  регулируется  российским  законом  «О   свободе совести и о религиозных объединениях».

Суть  ФЗ  от  26  сентября  1997  года  заключается   в   закреплении превентивных полномочий правоохранительных органов:  государственная  власть заинтересована в предотвращении возможной  противоправной  деятельности  так называемых «тоталитарных» сект, исключающих добровольную основу  членства  и препятствующих выходу граждан из религиозного объединения. Светская  основа  системы  образования  в  нашей  стране   не   препятствует преподаванию  религиоведческих  учебных  дисциплин  в  государственных   или муниципальных образовательных учреждениях:  администрация  таких  учреждений вправе  удовлетворить  просьбу  родителей,   обратившихся   с   просьбой   о преподавании религиоведческих  дисциплин  на  факультативной  основе.  Таким образом религиозное образование  или  основы  его  могут  быть  получены  не только в учреждениях конфессионального образования, но и  в  государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Федеральный закон от 26  сентября  1997  года  предусматривает  также

контроль за религиозными организациями. Функции контроля осуществляют:

1.       Органы   юстиции   (уставная   деятельность   религиозной

организации).

2.      Государственная   налоговая  служба  и  Федеральные   органы

налоговой полиции (финансовый контроль).

3.   ФСБ и МВД  России (специализированный контроль).

Неучастие  Русской  Православной  Церкви  (РПЦ)   в   государственном строительстве  и в осуществлении мирских  полномочий исполнительной власти  не следует отождествлять  с  отстраненностью  церкви  от  решения судьбоносных внутриполитических  проблем.  Все органы  внутрицерковного  управления  РПЦ обладают  потенциальной возможностью  участвовать в деятельности  органов исполнительной власти.

Отделение религиозных  объединений от государства ( это  более  четкая формула, чем отделение  церкви от государства ), закрепленное  частью  второй ст. 14 Конституции РФ, означает, что государство, его органы  и  должностные лица не вмешиваются в вопросы  определения  гражданами  своего  отношения  к религии, в законную  деятельность  религиозных  объединений  и  не  поручают последним выполнение каких-либо  государственных функций.  В то  же  время государство охраняет   законную   деятельность   религиозных   объединений.

Религиозные  объединения  не  могут вмешиваться  в  дела государства,   не участвуют  в  выборах органов государственной власти  и в   деятельности политических партий. Вместе с тем религиозные объединения могут принимать участия   в   социально-культурной   жизни   общества   в   соответствии   с законодательством,  регулирующим  деятельность   общественных   объединений. Указанные положения содержатся в ст. 8 Закона РСФСР от 25  октября  1990  г.“О свободе вероисповеданий”. Статья 9 Закона  “О  свободе  вероисповеданий” называется  “Светский характер  системы  государственного  образования”.  Она  устанавливает,  что обучение в государственных и национальных образовательных учреждениях  носит светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения  к религии. В то же  время  в негосударственных  образовательных  учреждениях, частным  образом  на  дому  или  при  религиозном   объединении,   а   также  факультативах(по  желанию   граждан)   во   всех   учебных   заведениях преподавание вероучений  и религиозное воспитание  допускается.  Указанное положение нельзя путать как это часто бывает,  с  возможностью  включения  в официальное   обучение программы    государственных    и    муниципальных образовательных учреждений Закона Божьего или других религиозных дисциплин. Светское образование несовместимо с этим.

Таким  образом,  светское  государство  не  провозглашает  какой-либо официальной или предпочтительной религии, ни одно  вероучение  не  оказывает определяющего влияния на деятельность государства, систему  государственного и муниципального образования. В светских государствах в  настоящее  время  каких-либо  существенных разногласий между государством и церковью не наблюдается:  положение  церкви в государстве стабилизировано  и  не  подвергается  каким-либо  кардинальным изменениям.  По-видимому,  это  достигается   совместной   работой органов государства  и  церкви,  результатом   которой   стало   принятие   решений, удовлетворяющих обе стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Представления о том, каким должно быть светское государство, изменялись со временем и отличались в зависимости от исторического периода и страны, где происходили события. Поэтому без изучения динамики изменения правового содержания и понимания светскости государства, то есть светскости как процесса, невозможно дать полную картину светскости как характеристики современного государства. Понимание светскости государства – это обусловленная особенностями состояния политико-правового развития общества игосударства, историческими и национально-культурными традициями, распределением национально-культурной и религиозной идентичности общества система представлений о содержании светскости государства и обусловленных светскостью государства правах, обязанностях и ограничениях во взаимоотношениях между государством и религиозными объединениями.

Следует отметить укрепление положения церкви в России.   О  том,  что церковь возрождается в  России,  можно  судить  по  многим  обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые Храмы; выпускается множество  газет религиозного содержания («Жизнь с Богом»,  «Истина  и  жизнь» (католическое издание), «Символ», «Русь православная» и др.),  да  и  других  газетах  все чаще появляются заметки и  статьи,  так  или  иначе  связанные  с  церковной тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно  увидеть  не только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, к  слову, принимают, можно сказать, активное участие  в  политической  и  общественной жизни страны (взять, хотя  бы,  активно  дебатировавшийся  зимой  2001  года вопрос  об   уже   упоминавшимся   мной   выше   противодействии   некоторых представителей  духовенства  введению  общероссийской   системы   налогового учета;  присутствие  Святейшего  Патриарха  на  практически   всех   больших праздниках рядом с политическими деятелями и т.п.); люди все чаще и охотнее посещают церковь; открываются религиозные образовательные учреждения.

Я считаю тему своей курсовой работы важной и значимой исследования так как продолжаются общественные дебаты как в России, так и в  других европейских странах по многим важным вопросам: относительно возможности преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, возможности оказания государством поддержки социально значимой деятельности религиозных организаций, учреждения штатных должностей священников в войсковых частях и исправительных учреждениях.

Я разносторонне раскрыла понятие «светское государство», рассмотрела его принципы.

В качестве примера светского  государства, мною была рассмотрена  Российская Федерация.

Я подробно рассказала о светскости государственной службы, светскости  государственных и муниципальных образовательных учреждений, как производных конституционного принципа светскости государства.

 

 

 

Литература:

  1. Конституция РФ. Официальный текст  «Консультант - плюс».
  2. № 125 Федеральный Закон “О свободе совести и религиозных объединениях” от 26.09.1997. Официальный текст  «Консультант - плюс»
  3. Аман  И.В.  Государство и церковь // Континент № 86. 
  4. Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право.  
  5. Морозова А.А. Государство и  церковь  -  особенности  взаимоотношений//Государство и право. Март 1995.
  6. Сорокин П.А. Социокультурная  динамика и религия. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 
  7. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М., 1973. 
  8. Шаргунов А.  Церковь и власть // Москва № 1. 1996

 




Информация о работе Россия светское государство