Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:44, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлено тем, что конституционно-правовая ответственность впервые появилась не в правовых актах, а в научных исследованиях, причем по сравнению с другими видами юридической ответственности относительно недавно. Проблематика конституционно-правовой ответственности за последнее десятилетие стала одной из наиболее востребованных и обсуждаемых в науке конституционного права России. Процесс формирования и нормативной легализации мер конституционно-правовой ответственности охватил все подотрасли и институты конституционного права, соответствующие санкции стали закрепляться во всех уровнях конституционного законодательства - федеральном и региональном, а также и в местном нормотворчестве.
Введение …………………………………………………………………………..3
1.Понятие и содержание конституционно-правовой ответственности……... ..5
1.1.Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности…………………………………………………………………...5
1.2.Понятие и основания конституционно-правовой ответственности……...13
2.Общая характеристика конституционно-правовых санкций……………….18
2.1.Понятие конституционно-правовых санкций……………………………...18
2.2.Основные виды конституционно-правовых санкций……………………..18
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...31
-досрочное
прекращение законодательного
-досрочное
прекращение законодательного
-отказ в регистрации кандидатов и ряд других ограничений или лишение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Конституционные
меры пресечения направлены на
предотвращение наступления
Наиболее распространенной формой этого вида санкций является «приостановление действий актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом» (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).
Самостоятельной конституционной санкцией следует признать введение особых правовых режимов жизнедеятельности государства и общества. Цель очевидна - пресечение угрозы агрессии, нарушение конституционной безопасности и иных ценностей демократического общества. В качестве примера можно упомянуть о введении чрезвычайного положения. Целью введения чрезвычайного положения является обеспечение безопасности граждан и защиты конституционного строя.
Современный период трансформации российского общества имеет ряд особенностей, которые проявляются во всех сферах жизни общества, в том числе и в преобразовании органов власти, ее ветвей и структур. Идет процесс становления всей системы власти, новых форм политического воздействия, форм реализации властью своей управленческой функции. Важное место в этом процессе занимает ответственность, поэтому исследование особенностей ее места и роли в правоотношениях в условиях трансформации в системе единой государственной власти России в современных условиях представляет собой важное не только теоретическое, но и практическое значение.21
Таким образом, конституционная ответственность связана в основном с охранительной деятельностью государства, с охранительной функцией права. Но она выполняет и свойственную праву в целом организующую (регулятивную) функцию. Уже сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества.
Заключение
Конституционно-правовая ответственность как гарантия сохранения конституционного строя представляет собой прежде всего ответственность власти, в том числе за состояние конституционности и законности в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, должностных лиц, и, следовательно, она должна обеспечивать высокую социальную эффективность функционирования власти. При этом важно, чтобы объем полномочий и обязанностей субъектов, с одной стороны, и объем их ответственности — с другой были сбалансированы и находились в пропорциональной зависимости. Мера власти должна соотноситься с мерой ответственности.
Поскольку конституционное право главным образом регулирует политические отношения, постольку и конституционно-правовая ответственность имеет политическое содержание, а ее меры — политический характер.
Для того чтобы быть обеспеченной принудительной силой государства, каждой конституционной норме вовсе не обязательно иметь в качестве своего структурного элемента санкцию. Отсутствие санкции во многих конституционных нормах не означает, что отвергается сама возможность государственного принуждения в случае их нарушения. Это свидетельствует лишь о специфике методов, форм использования государственного принуждения в случае их нарушения посредством иных правовых норм, норм других отраслей права. Однако в данном случае не должно складываться впечатление, что для эффективной защиты норм конституционного права достаточно обеспечение их отраслевыми санкциями. Поскольку конституционное право охраняет наивысшие социальные ценности, оно само нуждается в адекватной системе средств защиты его предписаний, причем не только в отраслевых, но и в своих собственных санкциях. В противном случае, незащищенность конституционно-правовых норм, безусловно, создало бы широкий простор для произвола со стороны государственных органов и их должностных лиц. Известно, что норма без санкции перестает быть мерой, масштабом поведения, поскольку нарушение этой меры, выход за указанные рамки не повлечет за собой надлежащую реакцию, государственное осуждение и государственное принуждение, обеспечивающие в порядке «обратной связи» регулирование нарушенных общественных отношений. Опыт показывает, что отсутствие собственных санкций порой не может быть компенсировано санкциями уголовного, административного, трудового и иных отраслей права без опасения, что соответствующие нормы конституционного права останутся без действенной защиты.
Вопрос ставится о собственных, конституционных санкциях, иначе говоря, о том, что любое нарушение конституционных правоотношений порождало бы конституционные санкции. Иными словами, выполнение конституционных обязанностей и соблюдение конституционных прав должны быть защищены специфическими санкциями. Может быть, чрезмерно утверждать, что каждая норма конституционного права должна быть снабжена собственной санкцией. Однако нельзя согласиться и с тем, что ответственность подменяется неопределенными отсылками к законодательству, в котором не всегда устанавливается эта ответственность.
Конституционная санкция - это возможность наступления неблагоприятных последствий через законодательное принуждение по отношению к субъекту права в случае неисполнения им конституционных обязанностей или в случае злоупотребления своими правами. Строгость санкций за нарушение правовых норм в значительной мере отражает социальную ценность охраняемых этими нормами отношений.
Конституционные санкции связаны с ретроспективной ответственностью и заключается главным образом в отрицательной государственно-правовой оценке отклоняющегося поведения и наступлении неблагоприятных последствий для соответствующих субъектов. Это, например, смещение с должности Президента; при наличии определенных условий и оснований - роспуск Государственной Думы; отставка Правительства в случаях выражения ему недоверия либо отказа в доверии; освобождение (отстранение) от занимаемой должности высокого должностного лица (оно может быть и не санкцией); роспуск местного представительного органа, например, за систематическое или грубое нарушение требований законодательства; лишение депутатского мандата; запрет партии; лишение гражданства; запрет занимать определенные должности в государственном аппарате; лишение орденов, медалей и почетных званий за «недостойное поведение»; отзыв дипломатических представителей работающих в международных организациях и зарубежных странах, за действия, «несовместимые с их статусом» и другие запреты и ограничения аналогичного характера. Перечень подобных санкций может дополняться или сокращаться вместе с изменением Конституции и иных законодательных актов.
Конституционные санкции могут состоять в устранении конституционных нарушений: отмена актов, приостановление действия актов, запрещение применения актов при определенных условиях, лишение силы актов или их отдельных положений, признанных неконституционными, а также недопустимость введения в действие и применение международных договоров РФ, признанных несоответствующими Конституции РФ и так далее.
Конституционно-правовая ответственность выполняет функцию политико-правового воздействия на субъекты, допустившие конституционные деликты, являясь одним из методов регулирования общественных отношений, что дает основание иногда не вполне точно отождествлять конституционно-правовую ответственность с политической.
Применение мер конституционно-правовой ответственности всегда сопряжено с наступлением неблагоприятных (невыгодных) политических последствий для субъекта, допустившего недолжное поведение в конституционно-правовой сфере.
В сферу конституционного права включены также отношения основополагающего характера «государство (публичная власть) — личность», как связанные, так и непосредственно не связанные с политическими. Вместе с тем недолжные деяния субъектов конституционно-правовых отношений в этой сфере также могут влечь и неблагоприятные последствия политического характера.
Представляется обоснованным подход, согласно которому конституционно-правовая ответственность «есть политическая ответственность, но не любая, а та, которая приобретает конституционные формы».
Действительно, конституционно-правовая ответственность имеет довольно четко выраженное политическое содержание и по основаниям, и по кругу субъектов, и по мерам воздействия на них. Вместе с тем, необходимо избегать превращения конституционно-правовой ответственности из правового института в инструмент политической борьбы. Осуществление мер конституционно-правовой ответственности должно ограничиваться конституционно-правовыми целями и, прежде всего, защитой Конституции.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты:
Учебная литература:
1 Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрайд. 2002. — 432 с.
2 Тархов В.А. Понятие юридической ответственности.1973- 334с.
3 Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Издательство НОРМА 2001— 800 с.
4 Некрасов С.И Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций.. 2009. - 167 с.
5 Тихомиров Ю. А. Публичное право. М.: БЕК, 1995- 368с.
6 Голубок С.А. Конституционное право России. Учебное пособие .2008. — 161 с.
7 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник 2007. — 784 с.
8 Анисимов Л.Н. Конституционное право России. Учебное пособие 2006. — 168 с.
9 Авакьян С.А. Конституционное право России. Том 2- Учебник 2005. — 749 с.
10 Червонюк В.И. Конституционное право России. Учебное пособие 2004. — 432 с.
11 Альхименко В.В., Бутылин В.Н., Витрук Н.В., Конституционное право: Учебник для вузов. 2004 - с 605
12 Кокотов А. Н. Конституционное право России, Издательство: Москва, Юристъ. 2003- 518с.
13 Постников А. Е. Конституционное право России: учебник Издательство: Проспект 2009г.-с 504
14 Сергеев С.Г. Конституционное право России. Учебник. Издательство: Дашков и К° 2010 г. – с 576
15 Лучин В. О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992.- С. 367.
16 Шон Д. Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. № 7. С. 394.
17 Р.В.Енгибарян, Э.В.Тадевосян, Конституционное право Учебник для вузов МОСКВА: ЮРИСТЪ 2000г- с 683
18 Стрекозов В.Г. Конституционное право России Учебник для вузов Юрайт 2011г.-с259
Прудников А.С. Авсеенко В.И. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов - 4-е изд. ЮНИТИ-ДАНА 2012г.-с.1099
19 Прудников А.С. Авсеенко В.И. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов - 4-е изд. ЮНИТИ-ДАНА 2012г.-с.1099
20 Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник для студентов преподавателей юрид вузов - 4-е изд. 2010-319с.
21 В. Г. Стрекозов Конституционное право Российской Федерации М:.Юрайт 2010-227с.
Информация о работе Санкции конституционно-правовой ответственности