Санкции конституционно-правовой ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлено тем, что конституционно-правовая ответственность впервые появилась не в правовых актах, а в научных исследованиях, причем по сравнению с другими видами юридической ответственности относительно недавно. Проблематика конституционно-правовой ответственности за последнее десятилетие стала одной из наиболее востребованных и обсуждаемых в науке конституционного права России. Процесс формирования и нормативной легализации мер конституционно-правовой ответственности охватил все подотрасли и институты конституционного права, соответствующие санкции стали закрепляться во всех уровнях конституционного законодательства - федеральном и региональном, а также и в местном нормотворчестве.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Понятие и содержание конституционно-правовой ответственности……... ..5
1.1.Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности…………………………………………………………………...5
1.2.Понятие и основания конституционно-правовой ответственности……...13
2.Общая характеристика конституционно-правовых санкций……………….18
2.1.Понятие конституционно-правовых санкций……………………………...18
2.2.Основные виды конституционно-правовых санкций……………………..18
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ.docx

— 59.67 Кб (Скачать файл)

     -досрочное  прекращение законодательного органа  субъекта Российской Федерации;

     -досрочное  прекращение законодательного органа  местного самоуправления;

     -отказ  в  регистрации кандидатов и  ряд  других ограничений или  лишение  конституционных прав  и свобод  человека и гражданина.

     Конституционные  меры пресечения направлены на  предотвращение наступления неблагоприятных  последствий  в конституционной  сфере, будь то угроза конституционной  безопасности или нарушение соподчиненности  различных видов правовых актов.

Наиболее  распространенной формой этого вида санкций является «приостановление действий актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом» (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

Самостоятельной конституционной санкцией следует  признать введение особых правовых режимов  жизнедеятельности государства  и общества. Цель очевидна - пресечение угрозы агрессии, нарушение конституционной безопасности и иных ценностей демократического общества. В качестве примера можно упомянуть о введении чрезвычайного положения. Целью введения чрезвычайного положения является обеспечение безопасности граждан и защиты конституционного строя.

Современный период трансформации российского  общества имеет ряд особенностей, которые проявляются во всех сферах жизни общества, в том числе  и в преобразовании органов власти, ее ветвей и структур. Идет процесс  становления всей системы власти, новых форм политического воздействия, форм реализации властью своей управленческой функции. Важное место в этом процессе занимает ответственность, поэтому исследование особенностей ее места и роли в правоотношениях в условиях трансформации в системе единой государственной власти России в современных условиях представляет собой важное не только теоретическое, но и практическое значение.21

Таким образом, конституционная ответственность  связана в основном с охранительной  деятельностью государства, с охранительной функцией права. Но она выполняет и свойственную праву в целом организующую (регулятивную) функцию. Уже сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества.

 

     

 

Заключение

Конституционно-правовая ответственность как гарантия сохранения конституционного строя представляет собой прежде всего ответственность власти, в том числе за состояние конституционности и законности в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, должностных лиц, и, следовательно, она должна обеспечивать высокую социальную эффективность функционирования власти. При этом важно, чтобы объем полномочий и обязанностей субъектов, с одной стороны, и объем их ответственности — с другой были сбалансированы и находились в пропорциональной зависимости. Мера власти должна соотноситься с мерой ответственности.

Поскольку конституционное право главным образом регулирует политические отношения, постольку и конституционно-правовая ответственность имеет политическое содержание, а ее меры — политический характер.

Для того чтобы быть обеспеченной принудительной силой государства, каждой конституционной норме вовсе не обязательно иметь в качестве своего структурного элемента санкцию. Отсутствие санкции во многих конституционных нормах не означает, что отвергается сама возможность государственного принуждения в случае их нарушения. Это свидетельствует лишь о специфике методов, форм использования государственного принуждения в случае их нарушения посредством иных правовых норм, норм других отраслей права. Однако в данном случае не должно складываться впечатление, что для эффективной защиты норм конституционного права достаточно обеспечение их отраслевыми санкциями. Поскольку конституционное право охраняет наивысшие социальные ценности, оно само нуждается в адекватной системе средств защиты его предписаний, причем не только в отраслевых, но и в своих собственных санкциях. В противном случае, незащищенность конституционно-правовых норм, безусловно, создало бы широкий простор для произвола со стороны государственных органов и их должностных лиц. Известно, что норма без санкции перестает быть мерой, масштабом поведения, поскольку нарушение этой меры, выход за указанные рамки не повлечет за собой надлежащую реакцию, государственное осуждение и государственное принуждение, обеспечивающие в порядке «обратной связи» регулирование нарушенных общественных отношений. Опыт показывает, что отсутствие собственных санкций порой не может быть компенсировано санкциями уголовного, административного, трудового и иных отраслей права без опасения, что соответствующие нормы конституционного права останутся без действенной защиты.

Вопрос ставится о собственных, конституционных санкциях, иначе говоря, о том, что любое нарушение конституционных правоотношений порождало бы конституционные санкции. Иными словами, выполнение конституционных обязанностей и соблюдение конституционных прав должны быть защищены специфическими санкциями. Может быть, чрезмерно утверждать, что каждая норма конституционного права должна быть снабжена собственной санкцией. Однако нельзя согласиться и с тем, что ответственность подменяется неопределенными отсылками к законодательству, в котором не всегда устанавливается эта ответственность.

Конституционная санкция - это возможность наступления неблагоприятных последствий через законодательное принуждение по отношению к субъекту права в случае неисполнения им конституционных обязанностей или в случае злоупотребления своими правами. Строгость санкций за нарушение правовых норм в значительной мере отражает социальную ценность охраняемых этими нормами отношений.

Конституционные санкции связаны с ретроспективной ответственностью и заключается главным образом в отрицательной государственно-правовой оценке отклоняющегося поведения и наступлении неблагоприятных последствий для соответствующих субъектов. Это, например, смещение с должности Президента; при наличии определенных условий и оснований - роспуск Государственной Думы; отставка Правительства в случаях выражения ему недоверия либо отказа в доверии; освобождение (отстранение) от занимаемой должности высокого должностного лица (оно может быть и не санкцией); роспуск местного представительного органа, например, за систематическое или грубое нарушение требований законодательства; лишение депутатского мандата; запрет партии; лишение гражданства; запрет занимать определенные должности в государственном аппарате; лишение орденов, медалей и почетных званий за «недостойное поведение»; отзыв дипломатических представителей работающих в международных организациях и зарубежных странах, за действия, «несовместимые с их статусом» и другие запреты и ограничения аналогичного характера. Перечень подобных санкций может дополняться или сокращаться вместе с изменением Конституции и иных законодательных актов.

Конституционные санкции могут состоять в устранении конституционных нарушений: отмена актов, приостановление действия актов, запрещение применения актов при определенных условиях, лишение силы актов или их отдельных положений, признанных неконституционными, а также недопустимость введения в действие и применение международных договоров РФ, признанных несоответствующими Конституции РФ и так далее.

Конституционно-правовая ответственность выполняет функцию политико-правового воздействия на субъекты, допустившие конституционные деликты, являясь одним из методов регулирования общественных отношений, что дает основание иногда не вполне точно отождествлять конституционно-правовую ответственность с политической.

Применение мер конституционно-правовой ответственности всегда сопряжено с наступлением неблагоприятных (невыгодных) политических последствий для субъекта, допустившего недолжное поведение в конституционно-правовой сфере.

В сферу конституционного права включены также отношения основополагающего характера «государство (публичная власть) — личность», как связанные, так и непосредственно не связанные с политическими. Вместе с тем недолжные деяния субъектов конституционно-правовых отношений в этой сфере также могут влечь и неблагоприятные последствия политического характера.

Представляется обоснованным подход, согласно которому конституционно-правовая ответственность «есть политическая ответственность, но не любая, а та, которая приобретает конституционные формы».

Действительно, конституционно-правовая ответственность имеет довольно четко выраженное политическое содержание и по основаниям, и по кругу субъектов, и по мерам воздействия на них. Вместе с тем, необходимо избегать превращения конституционно-правовой ответственности из правового института в инструмент политической борьбы. Осуществление мер конституционно-правовой ответственности должно ограничиваться конституционно-правовыми целями и, прежде всего, защитой Конституции.

 

    

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

    1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Учебная литература:

  1. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрайд. 2002. — 432 с.
  2. Тархов В.А. Понятие юридической ответственности.1973- 334с.
  3. Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Издательство НОРМА  2001— 800 с.,
  4. Некрасов С.И Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций.. 2009. - 167 с.
  5. Тихомиров Ю. А. Публичное право. М.: БЕК, 1995- 368с.
  6. Голубок С.А.  Конституционное право России. Учебное пособие         2008. — 161 с.
  7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник 2007. — 784 с.
  8. Анисимов Л.Н. Конституционное право России. Учебное пособие 2006. — 168 с.
  9. Авакьян С.А. Конституционное право России. Том 2- Учебник         2005. — 749 с.
  10. Червонюк В.И. Конституционное право России. Учебное пособие 2004. — 432 с.
  11. Альхименко В.В., Бутылин В.Н., Витрук Н.В., Конституционное право: Учебник для вузов. 2004 - с 605
  12. Кокотов А. Н. Конституционное право России, Издательство: Москва, Юристъ. 2003- 518с.
  13. Постников А. Е. Конституционное право России: учебник Издательство: Проспект 2009г.-с 504
  14. Сергеев С.Г. Конституционное право России. Учебник. Издательство: Дашков и К° 2010 г. – с 576
  15. Лучин В. О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992.- С. 367.
  16. Шон Д. Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. № 7. С. 394.
  17. Р.В.Енгибарян, Э.В.Тадевосян, Конституционное право Учебник для вузов МОСКВА: ЮРИСТЪ 2000г- с 683
  18. Стрекозов В.Г. Конституционное право России Учебник для вузов Юрайт 2011г.-с259
  19. Прудников А.С. Авсеенко В.И. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов - 4-е изд. ЮНИТИ-ДАНА 2012г.-с.1099
  20. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник для студентов преподавателей юрид вузов - 4-е изд. 2010-319с.
  21. В. Г. Стрекозов Конституционное право Российской Федерации М:.Юрайт 2010-227с.

1 Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрайд. 2002. — 432 с.

2 Тархов В.А. Понятие юридической ответственности.1973- 334с.

3 Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Издательство НОРМА  2001— 800 с.

4 Некрасов С.И Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций.. 2009. - 167 с.

5 Тихомиров Ю. А. Публичное право. М.: БЕК, 1995- 368с.

6 Голубок С.А.  Конституционное право России. Учебное пособие .2008. — 161 с.

7 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник  2007. — 784 с.

8 Анисимов Л.Н. Конституционное право России.  Учебное пособие  2006. — 168 с.

9 Авакьян С.А. Конституционное право России. Том 2- Учебник          2005. — 749 с.

10 Червонюк В.И. Конституционное право России.  Учебное пособие  2004. — 432 с.

11 Альхименко В.В., Бутылин В.Н., Витрук Н.В., Конституционное право: Учебник для вузов. 2004 - с 605

12 Кокотов А. Н. Конституционное право России, Издательство: Москва, Юристъ. 2003- 518с.

13 Постников А. Е. Конституционное право России: учебник Издательство: Проспект 2009г.-с 504

14 Сергеев С.Г. Конституционное право России. Учебник. Издательство: Дашков и К° 2010 г. – с 576

15 Лучин В. О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992.- С. 367.

16 Шон Д. Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. № 7. С. 394.

17 Р.В.Енгибарян, Э.В.Тадевосян, Конституционное право Учебник для вузов МОСКВА: ЮРИСТЪ 2000г- с 683

18 Стрекозов В.Г. Конституционное право России Учебник для вузов Юрайт 2011г.-с259

Прудников А.С. Авсеенко В.И. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов - 4-е изд. ЮНИТИ-ДАНА 2012г.-с.1099

19 Прудников А.С. Авсеенко В.И. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов - 4-е изд. ЮНИТИ-ДАНА 2012г.-с.1099

20 Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник для студентов преподавателей юрид вузов - 4-е изд. 2010-319с.

21 В. Г. Стрекозов Конституционное право Российской Федерации М:.Юрайт 2010-227с.

 

 


Информация о работе Санкции конституционно-правовой ответственности