Шпаргалки
по ИГПИЗС
1.Между низменностях
Южного Междуречья,между реками
Тигр и Ефрат,в центральной
части современного Ирака,возникла
развитая цивилизация.История Древнего
Междуречья отмечена наиболее
ранним и высоким уровнем развитости
землевладельческой и управленческой
культур.История месопотамской цивилизации
насчитывается тысячелетия. Одной из наиболее
древних цивилизаций,заложивших основы
государственности,были шумеры.От этого
народа получило название гос-во Шумер.Период
гос-ти шумеров охватывает около полутора
тысяч лет.Шумеры поселилсь в низовьях
реки Ефрат,недалеко от впадения ее в Персидский
залив.Население Шумер состояло из знати,общинников,имелись
рабы и др.зависимые люди.Огромную роль
играли храмы,жречество.Храмы были центрами
управления всей жизнью людей.Именно храм
управлял жизнью городов и деревень,собирал
с населения подати,развад еду в голодные
годы.Государственные образования возникли
в Шумере в 3тыс.до н.э.Соседкие общины
стали объединяться вокруг храмовых центров,в
которых религиозно-идеологическая функция
сочеталась с организационно-хоз-ой.Храмовые
центры вскоре развиваются в города.В
этих объединениях появилась надобщинная
администрация,в которую входил главный
жрец храма,правитель и совет старейшин.Развитию
надобщинной администрации способствовала
необходимость ведения ирригационных
работ(города-храмы связывались сетью
каналов).Города строились на вершинах
холмов.В каждом городе был укрепленный
дворец,в котором находился храм бога
города и жили жрецы.Таких самостоятельных
городов и областей было несколько десятков
и между ними шла борьба за влияние.Шумер
еще не представлял единого гос-ва,а связи
между объединениями городов больше походили
на военный союз.Правители этих объединений
назывались энси,некотрые принимали титул
лугаля.Правители видели свою задачу в
сохранение старого уклада жизни.Храмы
обзаводились своей собственной администрацией
и дружиной.Власть лугаля ограничивалась
общинными коллективными органами(советом
старейшин).Гос-ый аппрат у шемеров являл
собой отлаженный механизм.Здесь любили
строгий учет,порядок,организованность.
2.Законы Хаммурапи:Земельный
строй:В Вавилонии существовали
различные виды земельной собственности:были
земли царские,храмовые,общинные.частные.И
царским и храмовым хоз-ом управлял
царь.Значение царского хоз-ва было
велико в области торговли и обмена.Частное
землевладение было различным по своему
объему.Крупные землевладельцы использовали
труд рабов и наемных рабочих,мелкие-сами
обрабатывали своб землю.Развитие частной
собственности на землю вело к сокращению
общинных земель,упадку общины.Земли могли
свободно продаваться,сдаваться в аренду,передаваться
по наследству.Особый правовой режим существовал
в отношении имущества воинов(имущество
илку).Обязательствен.право:В законах
Хаммурапи имеется ряд статей, регулировавших
аренду земли,которая играла,большую роль
в земельных отношениях того времени.Законодательство,определяющее
отношения между хозяином земли и арендатором,способствовало
развитию хоз-ва.Если арендатор не обрабатывал
взятую землю, то он должен был уплатить
хозяину поля исходя из объема урожая,выращенного
соседями.Кроме аренды поля,сада,законы
Хаммурапи упоминают о различных видах
имущественного найма помещения,домашних,животных,судов,повозок,рабов.Законы
устанавливают не только плату за наем
вещей,но и ответсвенность в случае потери
или гибели нанятого имущества.Был широко
распрастранен договор личного найма.Нанимали
врачей,ветеринаров.Законы определяли
порядок оплаты труда этих лиц,а также
ответсвенность за результаты труда.Законы
Хаммурапи довольно подробно формулировали
договор займа.Характерной чертой законодательства
в этой вопрсе явл.стремление оградить
должника от кредитора и предотвратить
долговое рабство.В условиях существования
частво собственности как на движемой
так и на недивижемое имущество большое
развитие получил договор купли-продажи.Продажа
наиболее ценных предметов(земля,постройки,рабы,скот)
осущ.в письменной форме(глиняные таблички)при
свидетелях.Продавцом мог быть только
собственник этой вещи.Уголовное право
:Из содержания кодификации можно выделить
3вида преступлений:против личности,имущественные
и против семьи. Среди преступлений против
личности законы называют неосторожное
убийство.К таким преступлениям относятся:врача
причиневшего смерть человеку в результате
операции. Подробно в законах говорится
о различного рода членовредительствах:о
повреждении глаза, зуба,кости.Во всех
случаях при определении наказания действовал
принцип талиона:виновного постигала
таже участь что и потерпевшего.Вслучае
причинения побоев с преступника взимается
определенный штраф.К имущественым преступления,слудует
отнести кражу скота,рабов.Укрывательство
рабов,снятие с них клейма.Отличительным
от кражи преступлением законы называли
грабеж.Все имущественные преступления
наказывались очень сурово.Это была либо
смертная казнь,членовредительство(отрубание
руки),либо огромный штраф,многократно
превышающий стоимость украденного.В
случае неуплаты должника казнили.Среди
преступлений подрывающих устои семьи,законы
называют прелюбодеяние(со стороны жены),кровосмешание.Так
же назывались преступлениями действия,подрывающие
отцовскую власть(сын,ударл отца). Судебный
процесс:Ведение процессов по уголовным
и гражданским делам осуществлялось одинаково
и начиналось по жалобе потерпевшей стороны.Суды
проводились как в царском дворце,куда
приводили пойманых преступников,так
и в храмах перед изображениями богов.В
ведении любого суда находилось рассмотрения
широго спектра дел в области гражданского,уголовного,семейного,
права имущества в возбуждении того или
иного дела всегда исходили только от
одной из заинтересованных сторон,которая
должна была выступить в суде с обвинением
или претензией.Судебный процесс носил
состязательный хар-р,причем бремя доказывания
целиком лежало именно на заинтересованных
сторонах,участниках поцесса-обвинителя
или исце и обвиняемом или ответчике,а
также на их свидетелях.Доказательствами
служили свидетельские показания,клятвы.При
рассмотрении многих исков было обязательно
наличие свидителей(в делах,касающихся
уплаты и получения дене)или документа
с печатью,подтверждающего совершение
определнных операций и сделок.Или определенные
отношения (при передачи каких-либо ценностей
для продажи была обязательно своеобразная
«расписка» спечатью о получении денег.Если
истец не мог предствить суду этих доказательств,то
его претензии судом не принимались.Особый
вид доказательств состовляли обращения
к «божьему суду» Речь идет о клятвах перд
богом и ордалиях,состоявших в том,что
обвиняемый бросался(или его бросали)в
реку,и считалось,что его судьба зависит
от воли бога реки:если он был невиновен,то
всплывал,а если виновен-тонул(бог реки
забирал его).
3.Общественный
и гос строй в Др. Египте
На рубеже IV-IIIтыс.до
н.э. складываются 40 областей в Др.Египте.
Во главе каждой был царь. Эти
области объединились не сразу, сначала
возникли два отдельных – Верхний Ег.
и Нижний Ег. По видимому в период Раннего
царства их насильственно объединяет
фараон Нармер. Затем история распадается
на 3 периода Древнее царство, Среднее
ц., и Новое. Общественный строй. Господствующий
класс общества составляли рабовладельческая
знать и жречество. В конце Древнего царства
светская аристократия добивается почти
полной независимости, собственники провинциальных
имений освобождаются от повинностей
в пользу гос-ву. Наступает распад Др царства.
В период Среднего царства номовая (провинциальная)
аристократия сохраняет и упрочняет привилегии.
Их имения наследственные и не зависят
от воли правительства. Наследственными
становятся также титулы и даже должности.
В период Нового царства полож-е светской
аристократии меняется к худшему. Оставаясь
господствующ классом, она должна была
примириться с господством фараона и его
правит-ва, а также с выдвижением жречества.
Храмы и жрецы в отдельности становятся
собственниками огром-ных богатств - земли
и драгоценностей. Жречес-кое звание становится
наследственным. Назна-чение на церковные
должности стало произво-диться независимо
от правит-ва. Основная масса сельского
насел Др Египта, сохраняла личную свободу,
жила в деревнях, представляв-ших собой
сельскую общину. Большая часть членов
общины связана между собой родством,
однако с течением времени в нее проникают
чужаки. Управление общиной осущ-ется
общим собранием, советом, старейшиной.
Гос строй: Во
все периоды истории Др Египта
его главой был фараон. Религия
причисляла его к богам. Наследование
престола осущ-лось в пределах одной и
той же фамилии. Власть фараона была неогранич-ой,
осущ-лась через чиновников. Центральное
управ-е возглавлялось Визирем. Его
обязанности: издание з-нов, повышение
в чинах, творить суд и осущ-лять высшие
полицейские ф-ции. Визирь являлся также
председателем 6-и судебных палат. Также
один из самых важных сановников гос-ва
является главный казначей. Затем идет
начальник работ, обязанностью кот было
наблюдение за оросительной системой.
В одном ряду с ним стоит сановник, управляющий
домом оружия (комплектование и снабжение
армии). Аппарат подавления состоял из
полиции и армии. В период Нового царства
почти вся армия становится профессиональной,
ее войска комплектуются из иностранцев.
Др. Египет был страной развитого полицейского
аппарата. Были созданы полиция явная
и тайная, пограничная стража, спец. охранные
отряды и служба охраны фараона и высших
сановников. Суд не был отделен от администрации.
Высший суд находился в ведении шести
палат, главой кот был визирь. Местное
управ-е было в руках монарха и его чиновников.
4.Обществ. и
государс. строй в древней Индии
Общественный
строй.
С разложением
первобытнообщинного строя и
развитием общественного и имущественного
неравенства связано появление
сословий – варн.
постепенно все
прежде равноправные свободные стали
делиться на группы, неравные по своему
общественному положению, правам и
обязанностям. С течением времени
варны претерпели некоторые кач-венные
изменения, превратившись в касты
(крайне замкнутые формы). Для каждой варны
была сформулирована своя дхарма, т.е.
закон образа жизни. Сельская община.
В общине объедин-сь свободные земледельцы.
Часть деревенских ремесленников работала
самостоятельно, другие нанимались на
работу за определенную плату. Община
была самостоятельна в своих внутр.делах.
Глава общины сначала выбирался на собрании
общинников, затем утверждался гос властью.
Рабство в Др.Индии. Существенной особенностью
древнеиндийского рабства было наличие
гос законодательства, направленного
на ограничение произвола хозяина по отношению
к рабам. Рабы могли иметь семьи, собственность,
право на наследование и т.д.Гос.строй.
Царь стоял во главе гос.аппарата и обладал
законод. властью. Эдикты издавались по
повелению царя. Он назначал крупных чиновников,
был главой фиксальной админ-ции, верховным
судьей. При дворе был царский жрец.
Большую роль в управлении гос-ом играл
совет царских сановников (паришад). Он
занимался проверкой всей системы управления
и выполнением приказов царя. Еще был узкий
тайный совет, кот состоял из нескольких
доверенных лиц. Собрание знати и представителей
народа приобретает хар-ер царского совета.
Но в отличии от паришада, он был более
представительным органом. Территория
гос-ва делилась на провинции, из кот-ых
4 главные провинции обладали особым статусом.
Во главе этих провинций находились царевичи.
Главные провинции обладали значительной
автономией. Также территория делилась
на обычные провинции (во главе стояли
крупные гос-ные чиновники), области, округа.
Высокое положение занимали специал. чиновники
по охране границ.Законы Ману. Общая характеристика.
Касты и варны.З.Ману состоят из 2685 статей.
Всего 12 глав. Главное в законах М.- закрепление
существующего варнового строя. Здесь
подробно описывается происхождение согласно
религиозному учению варн, определяется
назначение каждой варны, привилегии высших
варн. Особенностью З.М. явл-я религиозная
окраска всех его положений. Право собственности.В
З.М. 7 способов возникновения права собственности:1наследование2.
получение в виде дара или находки 3.покупка.4.завоевание.5ростовщичество
6.исполнение работы 7 получение милостыни.Основные
виды собственности:1.Земля 2. Движимое
имущество.Обязательства. В основном в
Законах говорится об обяз-ах из договоров:1.Договор
займа2.Д. между наемным работ-ом и работодателем
3Д. аренды земли 4. Купля-продажа 5. Д. дарения
Брачно-семейные отношения. Для Др.Индии
хар-на патриархальная семья. Гл. семьи-отец.
Муж покупал себе жену и она становилась
его собственностью. Жена должна была
принадлежать той же варне, что и ее муж.Все
имущество семьи было общим, но управлялось
главой семьи.Уг-ое право и процесс. У.П.
было на высоком уровне развития. Указываются
формы вины (умысел и неосторожность),соучастие,
тяжесть преступл-я в зависимости от принадлежности
потерпевшего и виновного к опред варне.
Хотя сохран-ся пережитки старины (сохран-е
принципа талиона, ордалия, ответств-ти
общины за преступления, совершенное на
ее терр-и, если преступник неизвестен.
Виды преступлений: 1. Гос-ые (служба
врагам царя, поломка гор стены или ворот)
2. Против собственности (кража, грабеж).
3Против личности – насилие (убийство,
тел. повреждения)Виды наказаний: Учитывались
все обст-тва совершения прест-я, степени
сознат-и его. Наказание зависило от принадлежности
виновного и потерпевшего к варне. 1. Смертная
казнь (посажение на кол, сожжение на кровати
или костре, утопл-е, затравливание собаками
и др.) 2.Членовредительские наказания
(отрезание пальцев, рук, ног). 3. Штрафы
4. Изгнание 5. Тюремное заключение и тд.Уг
процесс Отделения суда от админис-ции
не сущ-о. Верховный суд вершил царь с брахманами.
Процесс носил состязательный х-р. Основной
источник доказательствв- свидетельские
показания, лжесвидетельство- тяжкий грех.
При отсутствии свидетелей применялись
ордалии различных видов: испытание огнем,
весами, водой и тд.Варны и касты. С разложением
первобытнообщинного строя и развитием
общественного и имущественного неравенства
связано появление сословий – варн. постепенно
все прежде равноправные свободные стали
делиться на группы, неравные по своему
общественному положению, правам и обязанностям.
С течением времени варны претерпели некоторые
кач-венные изменения, превратившись в
касты (крайне замкнутые формы). 1-я варна
– брахманы, 2-я – кшатрии (военная знать),
3-я – вайшьи (свободные общинники), 4-я
– шудры. Для каждой варны была сформулирована
своя дхарма, т.е. закон образа жизни. В
период складывания феодальных отношений
варны преобразуются в касты. Возникли
они в непривилегированных варнах и потом
превратились в замкнутые общественные
группы.
5.Переход к
империи в Древнем Риме. Гос.
строй периода принципата и
домината.Республиканские институты
сложились как институты управления
городом, а не империей. Отсюда
и смена республиканской формы
правления на монархическую.Эпоху
Римской империи принято делить на два
периода - период принципата и период домината.
Принципат сохраняет еще видимость республиканской
формы правления и почти все основные
учреждения республики. Собираются народные
собрания и сенат. Избираются консулы,
преторы и народные трибуны. Но это
было лишь прикрытием произвола и самовластия.Император
- принцепс - соединяет в своих руках полномочия
диктатора, консула (он командует армией),
претора (суд по гражданским дeлам), цензора
(комплектует сенат), верховного жреца.Упадок
собраний превращал сенат в единственный
законодательный орган империи. Его постановления
- сенатус-консульты - приобрели силу закона.
Хотя законопроекты исходили от принцепса,
и только его воля была источником законодательства.
Средоточием всех высших учреждений империи
стал двор. Задачей финансового ведомства
было взыскание многочисленных имперских
налогов и сборов - прямых и косвенных.
Армия была наемной. Солдаты служили 30
лет, получая жалованье и по выходе в отставку
земельный участок. В III веке н.э. в Риме
устанавливается неограниченная монархия.
Это - период домината. Старые республиканские
учреждения исчезают даже по названию.
Управление империей сосредоточивается
в руках нескольких основных ведомств,
руководимых сановниками, которых назначает
император. Среди этих ведомств, следует
отметить два: гос совет при императоре
- орган, подготовлявший законопроекты
и обсуждавший по поручению императора
вопросы политики, - и ведомство финансовое.
Во главе военного ведомства стоят назначенные
императором генералы.
6.Гос.строй в
Др.Риме периода республики.Магистратура.
Во главе Рима стояли центуриальные
комиции и плебейские сходки,
затем Сенат. Из магистратур
были консулы, преторы и народные
трибуны. Принцип коллег-иальности
магистратур. (Консулы занимались важнейшими
граждан. и воен-ми делами. Преторы – суд-ми
спорами и были творцами права.Судебный
процесс был формулярным, т.е. определяемый
формулой претора, его волей. Народ-е трибуны–фун-ция
блюстит-ей закон-ти, защитников всякого
невинно обиженного граж-на, они обладали
правом налагать запрет на действия магистратов.Невмешательство
одной из магистратур в дела другой. Срочность
всех магистратур и их ответственность
за злоупотребление властью. Отделение
судебной власти от исполнит-ой.) Коллегия
цензоров- состояла из 2 ч-к на 5 лет. Цен-ры
распределяли людей по центуриям по имущ-му
цензу, они еще назначали сенаторов. Диктатор
назначался из консулов, на время каких-либо
кризисных ситуаций на войне и внутри
страны. В это время диктатор обладал высшей
граждан, воен. и суд-ой властью, он также
имел законодат власть. После 6 месяцев
он складывал свои полномочияКоллективные
органы власти.Центуриальные собрания
– принимали или отвергали законопроекты
и кандидатуры должностных лиц, решали
вопросы войны и мира, судили особо тяжкие
преступления и т.д.Трибутные комиции
– обладали той же компетенцией, что и
центуриальные, только на порядок ниже.Сенат
собирался по зову одного из магистратов
Сенат высказывал свое согласие или несогласие
с законопроектом. Но исполнительной властью
Сенат не обладал.Падение роли сената
началось в эпоху граж войн.
7.Возникновение
гос-ва в Афинах. Реформа Солона
и Клисфена. Аф. г-во возн на
тер Аттики. В пер 11-9 вв. до н.э.происходит
разложение первобыт общ строя.
Земля сост племенную собств.Был
период воен демократии. Органы упр: буле
(совет старейшин), народные собрания,
базилевс (военач, племени, верх судья
и верх жрец) В 8 в. до н э – формируется
крупное землевладение. Ускоряется процесс
соц-имущ расслоения (порождается долговая
кабала). Социально имущественное расслоение
приводит к возникновению определ групп:
1)эвпатриды, 2)геоморы –земледельцы, 3)демиурги
– ремесленники 4)метеки – иностранцы
(лич свобод, но полит правами не обладали).
Уничтожается власть базилевса, учреждается
должности архонта (избирались 9 шт.). 1-ый
архонт стоял во главе коллегии (надзор
за внутр упр + судебные полномочиям
по семейным делам). 2 архонт – базилевс
(жреческие функции + суд по религ делам).
3 архонт – полемарх (военная власть). Остальные
фесмосфеты (судебные функции). По окончании
срока полномочий архонты вступали в ареопаг
(высший гос совет). В ареопаг вступали
только эвпатриды. Родовая знать не хотела
уступать своего господства и боролась
из-за этого с демосом,в ходе этой борьбы
совершается переход к классовому рабовладельческому
обществу и гос-ву. Реформы Солона. Солон
— архонт,который был наделен широкими
полномочиями. Он осуществил реформы,
целью которых было примирение враждующих
групп свободного населения. Первая реф
освобождала массу должников, запрещалась
личная кабала, продажа должников за долги
в рабство.Провозглашалась свобода завещания.
Это способствовало развитию частной
собственности на землю и приводило к
дальнейшему обезземел бедноты.Политич
реф. Все афин гр-не были разделены независимо
от их происхождения по имущ полож-ю на
4 разряда: 1- пятисотники (они могли занимать
любую должность), 2-всадники (не могли
избираться в архонты), 3- зевгиты (как 2-е),
4- феты (только право избирать должност
лиц в народ собр). Солон создал Совет 4-хсот,
в него входили по сотне из каждого племени.
Был создан суд присяжных, в него входили
все гр-не 4-х разрядов. Реф Солона носили
компромиссный хар-р. Ни демос, ни эвпатриды
не были им удовлетворены. Но реф сущностно
видоизменили весь строй соц-полит жизни
др. Афин и способствовали в дальнейшем
демократизации гос строя.Реформы Клисфена.
К. осуществил реформы котарая привели
к окончательной ликвидации остатков
родового строя. Он разделил население
только по территориал признаку на три
округа, каждый из которых состоял из 10
частей. Три эти части объедин в филу, т.о.
было создано 10 тер-ых фил. Это было сделано
для ослабления силы эвпатридов. Был создан
Совет 5-ти сот (по 50 чел от каждой филы)
и коллегия стратегов(по одному от каждой
филы). Был введен остракизм (суд черепков),для
предохранения нового порядка от покушений.
Реформы Клисфена были более последовательны,
чем реформы Солона, и завершили борьбу
между эвпатридами и демосом, в пользу
демоса. В результате В Афинах сложилось
рабовладельческое гос-во в форме демократ.
республики.