Шпаргалка по "ИГПИЗС"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 25 вопросов по курсу "ИГПИЗС".

Файлы: 1 файл

Шпаргалки по ИГПИЗС.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

8.Демократизация  гос. строя в Афинах. Реформы  Эфиальта и Перикла.Афинский морской  союз.

V век до н.э.  открылся греко-персидскими войнами.  По окончании персидских войн  в Афинах наблюдается два политических  движения:демократическое(власть принадлежала подавляющему большинству гр-н) и олигархическое(власть у богатых). Борьба двух движений закончилась победой демократии. Во время войн в государственном строе Афин произошли существенные изменения. Избрание архонтов путем голосования было заменено избранием посредством жребия, право быть избранным в архонты получили и всадники. Эта реформа свидетельствует не только о демократизации государственного строя Афин, но и об упадке роли архонтов, что было связано с возвышением стратегов.Дальнейшая демократизация афинского государственного строя связана с именами Эфиальта и Перикла.Эфиальт отнял у ареопага право налагать вето на постановления народного собрания, передав это право гелиэе. Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и народному собранию,но главным образом к гелиэе.За ареопагом остались лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Таким образом, ареопаг  почти полностью был лишен политической власти.После  убийства  Эфиальта  афинскую  демократию возглавил Перикл. Он ввел плату за исполнение должностей. При нем возросла роль Совета пятисот, народных собраний, расширилась их компетенция.Демократизация государственного строя не устранила социальных противоречий. Развитие частной собственности привело к имуществен. расслоению.Число свободных значительно превышали рабы.Различались рабы частных лиц и рабы государственные.Раб занимал положение вещи. Лишь за государственными рабами признавалось право приобретать собственность и располагать ею.Свободное население Афин было неоднородно.Полноправные граждане - те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин. По достижении 18 лет они зачислялись в списки членов дема.Граждане пользовались политическими правами, а также правом на получение разного рода пособий от государства.Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина.За преступление граждане могли по суду быть ограничены в правах.Метеки правом гражданства не пользовались.Афинский морской союз:5 век до н.э.начался греческо-персидскими воинами.Большое значение для победы над персами и превращения Афин в морскую державу сыграли морская и финансовая реформы архонта Фемистокла.Во времена его правления был получен большой доход от серебрянных рудников.Обычно эти средства распределялись между гражданами.Фемистокл предложил эти деньги передать гос-ву для посторойки кораблей.Так было положено начало афинскому бюджету и крупному военному флоту.Была учреждена единая казна,созданы единые сухопутные силы и флот.Делам союза управлял совет из представителей всех городов-членов Союза.Весмь скоро обозначилось главенство Афин в этом Союзе,поэтому он получил название Первого Афинского морского союза.Афин.морской союз выполнял стоявшую перед ним военную задачу.Но Союз не ограничевался военными задачами.Это было объединение на телько военно-политич.,но и экономич.,в частности,в рамках Союза успешно развивалась торговля.Ряд городов вышел из Афинского морского союза.Что бы не допустить его полного распада,Афины приняли ряд мер:некотрые города получили автономию,был отменен обязательный взнос в общую казну,но это ненадолго продлило жизнь союза.Порожение Афин в Пелопоннеской войне привело к прекращению существования 1-ого афин.морского союза. 
 

9.Возникновение  гос-ва в Др. Риме. Военная реформа Сервия Тулия.Установление республиканского строя.Время основания города Рима характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя. Население города составили 2основные группы:патриции и плебеи.Патриции были полноправными гражданами.Они распадались на 3 племени.Каждое племя состояло из 100 родов.Каждые 10 родов образовывали курию.Курию образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции), кот-е принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни,объявляло войну.Во главе римской общины стоял выборный вождь – рекс, которого по традиции называли царем (отсюда  “период царей”). Хотя его полномочия были ограничены,он выполнял функции военного предводительства, верховные жреческие и некоторые судебные ф-ции. Дела непосредствен-ного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин.Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда,не имели права вступать в брак с  членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.Плебеи беспрепятственно занимались земледелием,ремеслами, торговлей. Также они несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках.Возникновение гос-ва в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности,имущественной и классовой дифференциации. 
 
 

10. 
 
 
 
 

11.Основные этапы  развития Римского права.Законы 12 табл.Манципация.Нексум.

Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н.э.Она получила название “Законов XII таблиц”.В Законах XII таблиц вещи были четко разделены  на 2 категории:манципируемые(земля, рабы, рабочий скот) и не манципируемые(все остальные) вещи.Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было совершаться в строго установленной форме, котарая называлась манципация.Она проходила в строгом юридическом формализме и в присутствии 5 свидетелей.Пропуск слова в формуле покупки,отсутствие хотя бы одного из 5 положенных свидетелей,какое-нибудь упущение в обряде и т.д.были достаточными основаниями для признания сделки недействительной, даже если были уплачены деньги.Договор займа называлось в Риме – нексум-“кабала”. При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, мог заточить должника в оковы.Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников.” В 3-й базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу”,что означало рабство.Когда у должника оказывалось несколько кредиторов, закон предписывал:” Пусть разрубят должника на части”.Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишенным той защиты и помощи, кот давали патрициям род и курия.В 326г. до н.э. долговое рабство в Риме было уничтожено. 

12. 
 

13.Каролина.

За каждой землей было сохранено ее особое уголовное  право, Каролина предназначалась лишь  для восполнения пробелов в местных  законах. Основное содержание Каролины составляют правила уголовного судопроизводства. Каролина не имеет систематического деления на части или главы.В Каролине получили более или менее точное определение не только отдельные преступления, но и некотрые общие понятия уголовного права:покушение,соучастие(например пособничество),неосторожность,необходимая оборона.

Большая часть  статей Каролины посвящена вопросам судопроизводства.Следствие велось по инициативе суда и не ограничивалось сроками.Широко применялись пытки,допрос под пыткой.Окончательный приговор должен был вынесен на основании собственного признания или свидетельства виновного.Улики должны быть доказаны двумя свидетелями.Ряд статей определяют порядок доказывания преступления истцом,если обвиняемый не сознается.Большинство их посвящено свидетелям и свидетельским показаниям.Процесс делится на три стадии: дознание,общее расследование и специальное расследование.Дознание заключалось в установлении факта совершения преступления и подозреваемого в нем лица.Общее расследование состояло в кратком допросе арестованного об обстоятельствах дела, в целях уточнения некотрых данных о преступлении.Специальное расследование представляло собой подробный допрос обвиняемого и свидетелей,сбор доказательств,для окончательного изобличения и осуждения преступника.Это расследование основывается на теории формальных доказательств.В Германии были известны два вида преступных деяний:преступления и проступки. Устанавливается деление по объекту посягательства.Судебная практика различала три основных разряда:           1. Преступления против религии; 2.Против государства; 3.Против частных лиц.

Каролина предусматривает  довольно многочисленный круг преступлений:гос-ные (измена, мятеж, нарушение земского мира и др.),против религии (богохульство, колдовство и др.), против нравственности(кровосмешение, изнасилование, двоебрачие, нарушение супружеской верности и др.),против собственности(поджог, грабеж, воровство, присвоение),а также некоторые др. виды преступных деяний.

В Каролине также  были закреплены некоторые общие понятия уг-го права: покушение, соучастие (напр. пособничество),неосторожность, необходимая оборона и т.д. В основу наказаний, предусмотренных Каролиной, положен принцип устрашения.Карательные меры Каролины отличаются большой жестокостью:значительное число преступлений наказывалось смертной казнью,причем были предусмотрены виды этой казни: колесование,четвертование, закапывание живым в землю, утопление, сожжение и др. Значительное место среди наказаний занимают телесные.Нередко применялось вырывание языка и отсечение руки. Смертная казнь и лишение членов тела производилось публично.При маловажных проступках практиковалось лишение чести, причем осужденного выставляли к позорному столбу или в ошейнике на публичное посмеяние.

Устанавливаются жестокие меры наказания за посягательства против императорской власти и против собственности. 
 

14. 
 
 

15.Возникновение  государства у франков.Галлию  в пятом столетии захватили  вестготы,бургунды, франки и некоторые  другие племена.Из этих германских  племен в конечном итоге оказались наиболее сильными салические франки.Возникновение   классового   общества   у   франков резко ускорилось в процессе завоевания Галлии.Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати, а рядовые франки ничего не получали.Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками).  Марка  считалась собственником  всей  земли общины.Галло-римляне оказались в положении зависимого населения, по численности в несколько раз превышающие франков.Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства.И она стала постепенно сближаться с франкской знатью.Учреждения родоплеменного  строя   начинают  уступать  место новой организации с военным вождем - королем и лично преданной ему дружиной во главе.Формируется новая "публичная    власть", которая состоит не только из вооруженных людей, но и принудительных учреждений всякого рода.Возникновение государства у франков связано с именем одного из их военных вождей – Хлодвига.Под его главенством была завоевана основная часть Галлии.Он и его дружина приняли христианство по католическому образцу.Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати   и   господствавшей   в   Галлии католич. церкви.Реформа  Карла Мартелла.

Суть реформы - было покончено с прежним порядком дарения земель в полную собственность,а вместо этого, земли и жившие на них крестьяне начали  передаваться в условное пожизненное держание - бенефиций. Держатель бенефиции обязан был нести службу. Отказ от службы лишал права на бенефиций.Реформа повлекла за собой очень важные изменения в области социально-полит-их  отношений.Помимо главы государства бенефиции стали раздавать и наиболее крупные феодалы, обзаводясь, т.о. своими вассалами.Усилилась военная, судебная и финансовая власть феодала над населением, живущим в его владениях.Реформа Карла Мартелла способствовала временному усилению центральной власти.Основные группы феодалов поддержали такую политику.Реформа Карла Мартелла не только не помешала распадению государства,но даже содействовала этому. Зависимое положение бенефициариев вынуждало их упорно и настойчиво добиваться превращения поместий в неотчуждаемые и наследственные феоды.Дворцовая система управления.

К числу наиболее важных министериалов относились: Майордом. Наследственные обладатели этой должности упразднили ее после того, как сами заняли королевский трон.Пфальцграф. Первоначально наблюдал за королевскими слугами, а потом возглавил дворцовый суд.Тезаурарий - руководивший учетом материальных ценностей, поступавших в распоряжение короля. Маршал  - начальник конного войска. Архикапеллан - духовник короля, старший среди дворцового духовенства. 
 

16.Гос строй  Франции  в период абсолютизма.К  началу XVIв. оформляется абсолютная  монархия.Вся полнота законодательной,исполнительной, военной и судебной власти сосредоточилась в руках наследственного главы гос- короля.Соответственно ему подчинялся весь централизованный гос механизм. Отныне все французы, включая дворян, рассматриваются как подданные короля, обязанные ему беспрекословным послушанием.

Основная часть  дворянства, была опорой трону, т.к. абсолютная монархия  защищала коренные, общеклассовые  интересы дворянства.Важным фактом, способствовавшим усилению  королевской власти, явилось  особое соотношение  двух классов: дворянства и буржуазии.Политика Ришелье была направлена на защиту интересов дворянства. Путь к достижению этой  цели он видел в укреплении абсолютизма. Под его руководством была усилена централизация административного аппарата, суда, финансов.Правительство поощряло строительство новых мануфактур,вводило высокие таможенные пошлины на ввозимые иностранные товары, вело войны против иностранных держав. Приблизительно со второй половины XVII в. капитализм достиг такого уровня, когда его дальнейшее развитие становится невозможным при  феодализме. Абсолютная монархия, защищая феодальный строй, утрачивает все ранее присущие ей ограниченно- прогрессивные черты.Органы гос власти и управления.В стране одновременно функционировали гос органы,которые могли быть разделены на 2 категории. К 1-ой относились органы прошлого,с системой продаваемых должностей и частично контролир-мые знатью, в их ведении оказалась второстепенная сфера гос управления. 2-ая категория - органы, созданные абсолютизмом, они состояли из чиновников и их должности не продавались.Центральные органы гос управления. Гос совет – высший совещательный орган при короле,его дополняли совет финансов,сообщения с мест и т.д.Был также тайный совет(кассационный пересмотр некоторой категории дел),аппарат канцлера - представителя короля, председательствовавшего в его отсутствие в советах.Органы созданные во время абсолютизма, возглавлялись Ген контролером финансов и 4-мя гос секретарями по военным,иностранным, морским делам и делам двора. Король решал важнейшие вопросы внутр и внеш полит в узком кругу лиц- это был Малый королевский совет.Местные органы гос управления тер-ия была подразделена на финансовое,военное,церковное,судебное и админ-е ведомства.Интенданты (особо уполномоч корол правит-ва) юстиции,полиции и финансов руководили местным административным управлением и судом.Полиция была надел широкими полномочиями. Устанавливается цензура книг, просматривается частная корреспонденция.Финансы. Т.к. основным источником гос доходов явл-сь налоги, они постоянно росли.Значит. ср-ва  выживались из страны с помощью различ таможен сборов не только на границах, но и внутри страны.Суд. Были королевские (большинство уг и гр дел), сеньориальные(ф-ции органов предворит дознания), городские и церковные суды.Помимо общих были спец суды.Военные суды были морскими и таможенными.Армия.Абсолютизм завершил созд-е регулярной армии, она была значительно увеличена по численности и оснащенности.Действовала строгая муштра. В кач-ве меры наказания применялась порка солдат.В армии царил произвол, это было отражение глубокого кризиса, охватившего всю систему француз абсолютизма.

Информация о работе Шпаргалка по "ИГПИЗС"