Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории государства и права зарубежных стран".

Файлы: 1 файл

Shpargalki_IGPZS.doc

— 609.50 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.
  2. Абсолютная монархия во Франции.
  3. Общая характеристика  первобытно-общинного строя. Протогосударства.
  4. Возникновение государств на Востоке. Номовая государственность.
  5. Зарождение государственности в Англии.
  6. Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока.
  7. Средневековое государство в Англии – органы государственного управления, социальная структура.
  8. Становление сословно-представительной монархии в Англии.
  9. Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи.
  10. Великая хартия вольностей 1215г.
  11. Преступление и наказание по законам царя Хаммурапи. Суд.Судоустройство.
  12. Английский парламентаризм – становление, развитие.
  13. Государства Древнего Китая.
  14. Английский абсолютизм.
  15. Государственность Древнего Египта. Право Древнего Египта.
  16. Возникновение государств в Индии. Династия Маурьев.
  17. Образование Священной Римской империи германской нации. Общественный и государственный строй.
  18. Социальная структура индийского общества.
  19. Золотая булла 1356г. – общая характеристика.
  20. Источники права Древней Индии. Законы Ману - общая характеристика. 
  21. Государственный строй средневековой Германии. Органы государственного управления.
  22. Регулирование имущественных и семейных отношений по законам Ману.
  23. Германское феодальное право. «Каролина».
  24. Преступления и наказания по законам Ману.
  25. Государственное развитие средневековой Японии. Право Японии.
  26. Общая характеристика формирования государственности в Древней Греции.
  27. Государственно-правовое развитие Византийской империи. Этапы государственности. Социальная структура Византийской империи. Органы государственного управления.
  28. Возникновение государства в Спарте. Государственный строй Спарты.
  29. Причины, предпосылки, основные этапы развития английской буржуазной революции.
  30. Социальная структура Спарты. Законы Ликурга.
  31. Конституционная монархия в Англии – формирование, сущность.
  32. Возникновение государства в Афинах. Государственный строй Афин.
  33. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах.
  34. Билль о правах 1689г. Акт о престолонаследии 1701г. (Акт об устроении).
  35. Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.
  36. Война за независимость США. Декларация независимости США 1776г.
  37. Римское государство в период республики. Органы государственного управления.
  38. Конституция США – общая характеристика.
  39. Социальная структура римского общества периода республики. Народные собрания.
  40. Государственное устройство США по Конституции 1787г. Федерализм.
  41. Римское государство в период империи. Принципат,  доминат. Органы государственного управления.
  42. Новый курс Рузвельта: причины, сущность, итоги.
  43. Социальная структура римского общества периода империи. Правовое положение
  44. Основные этапы Великой французской революции.
  45. Основные группы населения в Древнем Риме.
  46. Декларация прав человека и гражданина 1789г.
  47. Государственное устройство Франции по Конституции 1791г.
  48. Обязательственное право по законам XII таблиц.
  49. Якобинская диктатура 1793г.
  50. Легисакционный судебный процесс в Древнем Риме.
  51. Консульство и первая империя Франции.
  52. Преступления и наказания в Древнем Риме.
  53. Кодекс Наполеона 1804г.
  54. Общая характеристика варварских королевств. Органы государственного управления.
  55. Вторая Французская республика 1848г.
  56. Особенности возникновения франкского государства. Государство франков периода Меровингов.
  57. Парижская коммуна.
  58. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве. Реформы Карла Мартелла.
  59. Третья республика. Государственный строй Франции по Конституции 1875г.
  60. Каноническое право средневековой Европы.
  61. Конституция 1946г. Четвертая республика.
  62. Городское право средневековой Европы.
  63. Французский уголовный кодекс 1810 г.
  64. Франкское государство  династии Каролингов.
  65. Государственный строй Германии по Конституции 1871 г.
  66. Германское гражданское уложение 1900 г.
  67. Имущественные отношения по Саллической правде.
  68. Революция 1918г. Веймарская республика.
  69. Преступления и наказания по Саллической правде.
  70. Становление фашистского режима в Германии, его механизм.
  71. Суд и судопроизводство по Саллической правде.
  72. Законодательство фашистской Германии 1933-1934 гг.
  73. Сеньориальная монархия во Франции. Сословно-представительная монархия во Франции.
  74. Синьхайская революция в Китае 1911г. Падение монархии.
  75. Государственный строй КНР  по Конституции 1982г.
  76. Средневековое государство в Англии – органы государственного управления, социальная структура.
  77. Япония во второй мировой войне. Конституция 1947г.

 

 

  1. Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.

Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом.

Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который  изучается данной наукой.

Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

Объектом изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно - правовой области. Наука история государства и права специализируется на изучении институтов государства и права, политического устройства определенных стран мира (в данном случае зарубежных) в процессе их возникновения, становления и развития в конкретной исторической обстановке, в хронологической последовательности, законодательные памятники различных стран в историческом развитии, в определенные хронологические периоды. При этом выявляются как общеисторические закономерности этих процессов, так и те, которые действуют в рамках определенных исторических эпох конкретных обществ.

Как в теории, так и в практике историко-правовой науки существует огромный арсенал различных методологических приемов и средств.

Наряду с чисто историческими  методами исследования наука об истории государства и права использует и общенаучные, и конкретно-дисциплинарные методы исследования. Общефилософские методы: системного анализа и синтеза, индукция и дедукция, метод единства исторического и логического, моделирование, аналогия и т. д.

Общеисторические методы: хронологический  подход, вернее, принцип историзма, согласно которому все события должны рассматриваться в строгой хронологической  последовательности. Сюда также относятся  и методы историко-правовых и хронологических  исследований.

Особенная область методов - это  специальные научные методы исследования. Из-за специфики объекта изучения истории государства и права  зарубежных стран важное значение имеет  применение таких подходов, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный анализ.

При помощи сравнительного метода стало  возможным сравнительное изучение государственно-правовых явлений в  истории. Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они зародились и развивались.

Широко применяется в истории  государства и права и метод  системного анализа. Он позволяет вычленить  из всей взаимосвязанной структуры  государственно-правовых явлений ее отдельные элементы, в которых  наиболее ярко отражены особенности конкретных государственных институтов и правовых систем.

Период-ция: 1.Древн. мир; 2.Средн. века; 3. Новое время; 4.Новейшее время. Древний мир (конец 4-го столетия до н.э. – до падения Римс.империи – середина 5-го века н.э.); Средн.века (сер.5-го в. н.э. –до 1640г.); Новое вр.- до конца 19 в., Новейшее – 20-21вв.

 

  1. Абсолютная монархия во Франции.

Французское королевство, возникшее  в IX веке с распадом франкской державы  Королингов внесло существенное изменение  в социально-экономическое развитие областей, входивших в ее состав. В период с IX-XIII вв. господствуют феодальная раздробленность и соответствующие ей производственные отношения. Они определили классовую структуру общества и антагонистические отношения между феодалами и зависимыми крестьянами.

К началу 16 в. абсолютная монархия в  основном оформилась. Абсолютизм хар-ся прежде всего тем, что вся полнота  законод., исполнит., военной и судебной власти сосредоточивалась в руках  наследного главы гос-ва – короля. Абсолютная монархия вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего соц. – эконом. развития. Концентрация всей полноты  гос. власти в руках монарха привела к прекращению деятельности Генеральных штатов. Светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью уже в начале 16 в. центральные органы гос-го управл. представляли собой ряд различных учреждений, созданных в разные периоды. В состав гос-го  совета входили представители высшей придворной аристократии и «дворянства мантии».  Гос-ый совет практически превратился в высший совещательный орган при короле. Его дополняли спец. советы: совет финансов, совет депеш (сообщения с мест). Функционировали и другие органы: тайный совет, ведению которого подлежал, в частности, кассационный пересмотр некоторой категории дел, аппарат канцлера – почетного представителя короля, председательствовавшего в его отсутствие в советах. Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли Генеральный контролер финансов (осуществлял руководство сбором и распределением денежных и иных материальных ресурсов королевства, проверял деятельность должностных лиц на местах) и 4 государств. секретаря по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Король решал важнейшие внутренней и внешней политики в узком кругу лиц, пользую-щихся его особым доверием. Среди них Генеральный контролер и государств. секретари занимали одно из первых мест. Эти совещания стали наз. Малым королевским советом.  Территория королевства была разделена на женералитэ, губернаторства, диоцезы, бальяжи, интенданства, соответствовавшие территор. Подразделениям фин., военного, церковного, судебного и админ. ведомств. Важное место в механизме абсолютизма во Франции заняла полиция.  Наделенная широкими правомочиями, она стала вездесущей. Была установлена цензура книг, просмотр частной кор-респонденции. Основным источником государств. доходов являлись налоги. Одновременно функц. несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные,  городские, церковные.  При абсолютизме завершилось создание регулярной армии. Рост эконом ресурсов гос-ва позволил значит увеличить ее численность и улучшить оснащенность. Армия по-прежнему имела ярко выраженный сословный хар-р. Земля, как основное средство производства, стала монопольной собственностью господствующего класса.

Абсолютная монархия последовательно защищала классовые интересы дворянства.

Феодалы так же понимали, что в  условиях обострения классовой борьбы подавление крестьянства возможно лишь с помощью жесткого государственного абсолютизма. В расцвет абсолютной монархии в стране утвердилось социально- политическое равновесие двух основных эксплуатационных классов - привилегированного и имеющего государственные посты дворянства и набирающей силы буржуазии.

 

  1. Общая характеристика первобытно - общинного строя. Протогосударства.

История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и закономерным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий свыше 2 млн. лет. В эту эпоху не было государства и права, бытие которых исчисляется лишь несколькими тысячелетиями.

До появления государства существовало первобытное общество. До VIII-III тыс. до н. э. человек не отличался от животного, он жил за счет присвоения природных продуктов. Со временем он научился использовать простейшие каменные орудия, разводить

огонь. Родственники старались держаться  вместе, общими усилиями добывать пищу.

На смену праобщине приходит родовой строй, состоящий из многочисленных семейно-клановых групп (родов). Позже сложились союзы родов (фратрии), а союзы,

в свою очередь, объединились в племена. Люди перешли к оседлому образу жизни. Земля и орудия труда находились в общей собственности. Отношения людей внутри рода строились на основе равенства. Носителем власти выступало само общество. В первобытном обществе на базе верований, обычаев, обрядов сложились правила поведения, регулировавшие простейшие отношения между людьми, они исполнялись добровольно. Между обязанностью и правом не было существенных различий.

С накоплением знаний и навыков из общей массы варваров выделились группы скотоводов, земледельцев и ремесленников.

Производящее хозяйство позволяло получать большее количество продуктов, чем было нужно для прокорма рабочей силы. Первоначально излишки (прибавочный продукт) делились поровну между членами рода. Некоторое время спустя эти излишки стали менять на недостающие продукты. Увеличение объемов торговли потребовало участия в ней посредников.

Появились купцы. Развитие обмена вызвало расширение производства продукции, возникла необходимость в увеличении количества рабочих рук. Использовать чужой труд стало экономически выгодно. У глав некоторых родов накопились существенные богатства. Постепенно богачи присвоили землю и скот, ранее находившиеся в общей собственности. Имущественное неравенство повлекло неравенство социальное. Общество разбилось на классы (богатых и бедных, свободных и рабов).

Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих  и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью в создании государства. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в государственную.

Меняется в формирующемся протогосударстве и положение вождя, который все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть. Таким образом, протогосударство возникает не как внешняя по отношению к родоплеменной системе сила, а как логическое и естественное продолжение общинных структур. Оно скреплялось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной административной иерархии. Венцом этой иерархии становится вождь, власть которого приобрела авторитарный и сакральный характер.

 

  1. Возникновение государств на Востоке. Номовая государственность.

Понятие «Древний Восток» традиционно  используется в науке для обозначения  совокупности стран юго-западной, южной  и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки в соответствующий исторический период.

При этом выявились важные тенденции  общественного и государственно-правового  развития значительной части основных стран Древнего Востока. Это прежде всего длительное сохранение сельской общины, базирующейся на натуральном хозяйстве и потому замкнутой в себе экономически и в значительной мере политически. Совместным трудом крестьян-общинников в основном поддерживались и развивались оросительные системы.

Консервация общинных структур, в  свою очередь, в немалой степени сдерживала (замедляла) развитие частной собственности на землю. При таких условиях долго преобладали полупатриархальные, но от этого не менее тяжелые формы эксплуатации, главным образом посредством внеэкономического принуждения, в интересах монарха, знати и жречества. Удельный вес труда рабов был относительно невелик, хотя и постоянно возрастал. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т. д.), а также покоренных племен.

Все это в конечном итоге оказывало влияние на государство. Являясь инструментом классового господства, оно в ряде основных стран (но не везде) утвердилось в форме так называемой восточной деспотии. Вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежала монарху, обожествляемому и правящему посредством войска и чиновничества. Идеологической основой деспотизма стала религия, обожествлявшая личность и власть главы государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"