Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории государства и права зарубежных стран".

Файлы: 1 файл

Shpargalki_IGPZS.doc

— 609.50 Кб (Скачать файл)

Существовала определенная закономерность в становлении деспотической  формы правления. Первоначальные государственные структуры обычно возникали на основе и в территориальных границах отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытно - общинного строя. Эти небольшие по территории так называемые номовые государства возглавлялись правителями, нередко потомками племенных вождей, власть которых ограничивали совет знати и народное собрание. Такие властные структуры, первоначально не всегда - монархические, в результате союзов и особенно завоеваний превращались в большие относительно централизованные государства. Их образование в немалой степени обусловливалось необходимостью поддержания в должном порядке единой для большей части речной долины ирригационной системы. По мере усложнения классовых и общенациональных задач государства и особенно сохранения политической самоизоляции сельских общин монархия в ряде стран, не встречая серьезного противодействия в народе, постепенно приобретала форму деспотии.

Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующее - контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.

Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила  процессы классообразования, в частности  развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.

Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае - еще в IV-III тысячелетии до н.э.).

  1. Зарождение государственности в Англии.

К VI в. на территории Британии образуются несколько крупных государств, которые к IX в. объединяются под знаменем Уэссекса. В 1066 г. на английскую землю вступают войска герцога Нормандии Вильгельма, который провозглашается королем Англии. Король становится верховным собственником земли, все феодалы обязаны отбывать в его пользу военную службу, выставлять феодальное ополчение.

Вильгельм попытался  подчинить католическую церковь  своей власти. Все это создало  предпосылки для установления сильной  королевской власти. Органами центрального управления выступали Великий совет, королевская курия, Палата шахматной доски.

Опорой главы  государства были должностные лица местного управления - шерифы.

При Генрихе II (1154-1189) происходит дальнейшее усиление центральной  власти. К королевскому домену присоединяются обширные земельные владения, упорядочивается взимание налогов и сборов, ограничивается юрисдикция церковных судов, реорганизуются вооруженные силы. Со временем формируются и общегосударственные судебные учреждения (суд королевской скамьи, суд общих тяжб, суд казначейства), появляется институт разъездных судей, которых король отправляет в графства для осуществления правосудия. В королевских судах к разбору гражданских и уголовных дел привлекаются присяжные заседатели.

На местном  уровне действуют мировые судьи, судебные собрания сотен и графств, а также суды отдельных феодалов.

Неудачная внутренняя и внешняя политика Иоанна Безземельного (1199-1216) вызывала недовольство во всех слоях свободного населения Англии. Король лишился поддержки в обществе, расстроенном непомерными налогами, злоупотреблениями при их взимании, конфискациями земель, внесудебными расправами, обострением конфликта с церковью.

Иоанн был вынужден пойти на компромисс с союзом дворян и горожан. Отражением этого компромисса стала Великая хартия вольностей, дарованная монархом своим подданным в 1215 г. Хартия подтверждала свободу церкви, устанавливала порядок взимания податей и фиксировала их размер, запрещала конфискацию земель за долги, упорядочивала систему мер и весов, снимала ограничения на въезд и выезд из страны, требовала соответствия наказания в зависимости от тяжести правонарушения, неприкосновенности основного имущества при наложении штрафа, ограничения произвола при привлечении к уголовной ответственности.

 

  1. Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока.

Понятие "восточная деспотия" характеризовалось рядом признаков. Это - монархическая форма правления  с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. При этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур древневосточных цивилизаций, их последующей эволюции.

Формализованное понятие "восточная  деспотия", обладающее вышеперечисленными признаками, с определенными основаниями  можно отнести к централизованной империи Древнего Китая и царствам Древнего Египта.

Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейными  городскими общинами и пр.

Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии, например республики в городах-государствах - Финикии, Месопотамии. Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик "восточной деспотии".

В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом  общий путь - от небольших племенных  образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей.

Но в Индии, в отличие от Китая, раздробленность была правилом, а  централизованное государство - исключением. В Месопотамии царскую власть можно считать наследственной с оговорками. При передаче власти одному из сыновей правителя решающее слово принадлежало жрецам-оракулам. Не был царь и высшей судебной инстанцией. Здесь, как и в Индии, почти на всех этапах развития сохранялось определенное самоуправление общин. Органы общинного самоуправления несли главную тяжесть забот о благосостоянии общины, о своевременной выплате ренты-налога в казну и об организации общественных работ.

Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю.

Признание высшего, божественного  авторитета, органически вытекающего  из сущего миропорядка, а, следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ.

Источники права: обычаи, законы царей, распоряжения джати (первого помощника фараона).

Первоначальным источником права был правовой обычай. С возникновением письменности возникают и первые письменные законы. Первый в истории Месопотамии памятник законодательства “Овальная пластинка” Энметены, правителя Лагаша XXIV в. до н.э., и надписи Уруинимгины. Однако эти источники лишь излагают содержание законодательства — возможно, устного, — не приводя его текстуально.

Первый дошедший до нас текст  законов — Законы Шульги (прежнее  название — Законы Ур-Намму; недавно было установлено, что их действительным “автором” является сын и преемник Ур-Намму, Шульги). Этот сильно поврежденный текст состоял из “Пролога”, за которым следовали конкретные правовые нормы.

Следующий из сохранившихся законодательных  памятников принадлежит царю I династии Иссина Липит-Иштару. Дошедший до нас со значительными повреждениями текст написан на шумерском языке, состоит из “Пролога”, примерно 43 статей, и “Эпилога”.

Законы, происходящие из царства Эшнунны  дошли до нас в виде двух (поврежденных) списков на аккадском языке, имеющих незначительные различия. Текст состоит из “Пролога” и 60 статей.

Первые законы Египта были якобы написаны Мином, основателем первой династии фараонов. Имеются данные о фараонах, которые составляли сводные законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис). Но эти ценнейшие памятники права не сохранились. Наличие свода законов косвенно подтверждается в речении Ипувера (XVIII в. до н.э.). Верховный сановник фараона Тутмоса III (XVI-XV вв. до н.э.) во время официальных приемов держал перед собой “сорок кожаных свитков (с законами)”. Кульминацией в развитии клинописного права Древнего Вавилона явились Законы Хаммурапи. Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные; к тому времени язык древних шумеров вышел из употребления. Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение Хаммурапи. Законы основывались на принципах, существенно отличных от применяемых ныне, но проводившихся в общем довольно строго и последовательно. Нормы группируются по предмету регулирования, а переход от одной нормы к другой осуществляется по принципу ассоциации. Таким образом, один и тот же предмет рассматривается в смежных нормах в различных правовых аспектах.

Напротив, в Древней Индии основным источником права были и до сих  пор остаются в общинном быту религиозные  книги — веды (Ригведа), дхармасутры  и дхармашастры, создаваемые брахманами. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману.

 

  1. Средневековое государство в Англии – органы государственного управления, социальная структура.

Положения Великой  хартии вольностей не были обеспечены эффективным механизмом их соблюдения. Во время царствования Генриха III (1216-1272) происходит новое столкновение феодалов с королем, вызванное усилением налогового бремени и притеснениями церкви. В 1258 г. для обсуждения реформы государственного управления собирается парламент. Противостояние оканчивается в пользу короля, но несмотря на эту победу королевская власть, взволнованная ростом крестьянских восстаний, вынуждена пойти на уступки и смириться с ограничением своих прав полномочиями парламента.

К концу XIII в. в  Англии складывается сословно-представительная монархия.

Парламент состоял из 2 палат: палаты лордов и палаты общин. Первая включала самых знатных людей королевства, а во второй заседали рыцари (мелкие феодалы) и представители горожан. Парламент давал согласие на взимание налогов, обладал правом уголовного преследования королевских советников, вносил петиции об издании новых законов (с XV в. петиции становятся готовыми законопроектами). Король либо соглашался с законопроектом, либо отвергал его; он имел право приостановить исполнение закона или освободить отдельных лиц от подчинения закону.

По вопросам, не урегулированным законами, монарх издавал указы. Статуты (законы, принятые парламентом и одобренные королем) постепенно приобретают большую  юридическую силу, чем все остальные  акты государственной власти.

2-я половина XV в. Падение роли парламента в политической жизни, возвышение королевской власти, упадок феодальной юстиции, которая уже не способна конкурировать с общегосударственными судами, к числу которых прибавился канцлерский суд.

В XV в. королевская  власть, поддержанная «новым дворянством» и буржуазией, вмешивается в церковные дела. В 1534 г. Генрих VII объявляет себя главой церкви. Реформированная церковь получает название англиканской. Светская власть пересматривает вероучение, секуляризует церковные земли, преследует католиков и сторонников других религиозных течений.

Создаются новые  органы власти: тайный совет (высший орган  управления, осуществлявший управленческие и судебные функции), Звездная палата (орудие борьбы с противниками короля, разбирала дела о преступлениях, в ее работе не участвовали присяжные заседатели, а процесс был построен на инквизиционных началах), Высокая комиссия (преследовала и судила противников англиканской церкви).

 

  1. Становление сословно-представительной монархии в Англии.

В 1658 г. после  смерти Кромвеля к власти приходит его сын, Ричард. В 1659 г. он отказывается от власти, управление государством захватывают высшие чины армии.

В 1660 г. парламент  провозглашает главой государства  Карла II - сына казненного в ходе революции  монарха. Новый король в своей «Бредской декларации» обещает не преследовать участников революции и не пересматривать ее итогов. В реставрированной монархии полномочия короля были урезаны и расширены права парламента. Возобновляется деятельность палаты лордов, тайного совета.

Парламент раскалывается на две группы: тори - приверженцев короля и вигов - сторонников буржуазии, среднего дворянства.

В 1679 г. получившие большинство виги проводят через  парламент «Habeas Corpus Act» («Акт для  лучшего обеспечения свободы  подданного и для предупреждения заточений за морями»), устанавливающий процедуру проверки законности заключения под стражу подозреваемых в совершении преступления. Акт был направлен на ограждение парламентариев от незаконных преследований за их политическую деятельность.

В 1685 г. королевский трон занимает Яков II, известный своими антибуржуазными, реакционными взглядами. В этих условиях в 1688-1689 гг. тори и виги объединяют свои силы и совершают «Славную революцию». В результате без кровопролития королем

становится  штатгальтер Нидерландов Вильгельм Оранский. С восшествием на престол этого короля начинает утверждаться новая форма Правления - конституционная монархия.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"