Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:36, шпаргалка
1. История зарубежного государства и права Нового и Новейшего времени. Основные черты и периодизация.
2. Государственно-правовые предпосылки английской революции середины ХVII в.
3. Революция в Англии (1640 – 1653 гг.). Периодизация, законодательство и основные изменения в государственной системе.
55. Право и судопроизводство США в Новое и Новейшее время.
8. Избирательные реформы в Англии в ХIХ в. Акт о парламенте 1911 г.
Экономическая мощь промышленной буржуазии быстро возрастала, а ее влияние в парламенте по прежнему оставалось незначительным. В обеих палатах парламента благодаря старой средневековой избирательной системе господствовали крупные землевладельцы и финансовая аристократия. В связи с этим промышленной буржуазии, сосредоточенной преимущественно в крупных городах, необходима была новая избирательная система. В борьбе за нее она опиралась на пролетариат, находившейся в бедственном положении и не обладавший избирательными правами совсем. Сложившаяся ситуация благоприятствовала возникновению разного рода рабочих союзов и вела к усилению политической активности английского пролетариата. В 1831 вигское правительство Грея внесло на рассмотрение палаты общин "Билль о парламентской реформе". Нижняя палата приняла его, а верхняя отвергла. В ответ на это буржуазные организации обратились с призывом изымать средства из банков. Начались рабочие волнения. В 1832 году под влиянием роста рабочего движения и угрозой финансового краха палата лордов вынуждена была уступить, утвердив "Билль о парламентской реформе". Суть парламентской реформы 1832 г. сводилась к следующему: 1. Ограничено представительство в парламенте от гнилых и карманных местечек. 2. Крупные промышленные города, не имевшие представительства в парламенте, получили такое право 3. Несколько увеличилось количество лиц обладающих активными избирательными правами: избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, обладавшим недвижимой собственностью и уплачивавшим налог на бедных; Устанавливался ценз оседлости – 6 месяцев. Избирательная реформа 1832 года явилась значительным событием в политической жизни Англии XIX века. Она позволила ликвидировать ряд феодальных пережитков в избирательной системе, обеспечив представительство промышленной буржуазии в парламенте. Избирательная реформа 1867г. предусматривала: 1. Новое перераспределение мест в парламенте 2. Снижение имущественного ценза. 3. Ценз оседлости был увеличен до 1 года. Главным итогом реформы стало увеличение числа избирателей почти в 2 раза прежде всего за счет мелкой буржуазии и наиболее обеспеченной части рабочего класса. Реформы 1832 и 1867 г. Заложили в Англии основы буржуазной демократии. В последней четверти XX в. в Англии принимается ряд законов, предусматривающих дальнейшую демократизацию избирательного права. В 1872 г. с целью избежания злоупотреблений во время выборов вводится тайное голосование; в 1883 г. принимается законопроект, предусматривающий наказание за подкупы избирателей во время выборов. Среди избирательных законов этого периода особое место занимают законодательные акты 1884 и 1885 годов, составившие третью избирательную реформу в Англии. Нововведениями реформы явилось: Снижение и упорядочивание имущественного избирательного ценза; введение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения. Проведение реформы значительно расширило избирательный корпус, четко определило территориальные единицы, избиравшие депутатов в палату общин. В начале XX века в результате парламентской реформы 1911г. было подорвано значение палаты лордов. Встал вопрос о ее существовании палаты лордов. Выход был найден в реформе парламента, ограничившей права верхней палаты. Билль о парламенте 1911г. предусматривал: 1) финансовый билль, принятый палатой общин, но неутвержденный верхней палатой в течении месяца, представлялся королю и после его одобрения становился законом; 2) нефинансовые билли, отвергнутые палатой лордов, но принятые нижней палатой в трех чтениях шли на утверждение короля, если между первым и последним чтением прошло не менее двух лет. 3) введение жалования депутатам и пятилетний срок деятельности нижней палаты. Оттеснив на второй план палату лордов и контролируя большинство в палате общин, правительство превращалось в главный орган государственной власти, возвышавшийся над парламентом. Усиление исполнительной власти сопровождалось ростом государственного аппарата.
9. Развитие избирательного права в Великобритании в ХХ в.
На базе различных рабочих организаций в 1906г. была образована единая Лейбористская партия Великобритании, ставшая представлять интересы мелкой буржуазии и рабочей аристократии. Традиционные партии либералов и консерваторов сохраняют свои позиции. Однако наблюдается постепенное стирание различий между ними. Прежде всего выравнивается их социальная база. Консервативная партия превращается в партию крупной финансовой буржуазии, а либеральная - в связи с развитием монополизма, теряет свою социальную опору - среднюю буржуазию и к концу первой мировой войны вообще сходит с политической арены. В начале XX века в результате парламентской реформы 1911г. было подорвано значение палаты лордов. Встал вопрос о ее существовании. Выход был найден в реформе парламента, ограничившей права верхней палаты. Билль о парламенте 1911г. предусматривал: 1) финансовый билль, принятый палатой общин, но неутвержденный верхней палатой в течении месяца, представлялся королю и после его одобрения становился законом; 2) нефинансовые билли, отвергнутые палатой лордов, но принятые нижней палатой в трех чтениях шли на утверждение короля, если между первым и последним чтением прошло не менее двух лет. 3) введение жалования депутатам и пятилетний срок деятельности нижней палаты. Оттеснив на второй план палату лордов и контролируя большинство в палате общин, правительство превращалось в главный орган государственной власти, возвышавшийся над парламентом. Усиление исполнительной власти сопровождалось ростом государственного аппарата. В рассматриваемый период в Великобритании активно развивалась система отраслевого управления: появлялись новые министерства и ведомства; усиливалось значение старых, таких как министерство финансов и министерство внутренних дел. Усиление исполнительной власти и бюрократизация государственного аппарата способствовали, в конечном итоге, наступлению кризиса парламентаризма в Англии.
10. Особенности
государственной и правовой
На фоне парламентских преобразований составивших основу Английской реформации того периода, нетронутыми остались старая судебная система и все судопроизводство. Из законов, принятых и проведенных в период революции, наибольшее значение имели те, которые преобразовали феодальное право земельной собственности в буржуазное, особенно законы о секуляризации церковных земель, национализации королевских владений, конфискации поместий сторонников короля. Все дальнейшее развитие пошло по пути приспособления старого феодального права к новым, буржуазным отношениям. Англии удалось, удержать большую часть форм старого феодального права, вкладывая в них буржуазное содержание и даже прямо подсовывая буржуазный смысл под феодальное наименование. Преемственная связь в английском праве нашла свое выражение в сохранении прецедентной системы и преемственности прецедентов. Важной мерой, способствовавшей дальнейшему обуржуазиванию английского права и его некоторому упрощению, служили реформы 1873-1875 гг., которыми суды справедливости были слиты с судами общего права. Соответственно и нормы общего права перестали считаться особой системой, отличной от норм судов справедливости. Возникло единое прецедентное право, применяемое до сих пор. Однако закон отдавал очевидное предпочтение нормам права справедливости. Объяснить такое предпочтение нетрудно. Именно суды справедливости создали те самые институты права, которые в наибольшей степени способствовали буржуазным отношениям. В первую очередь указывают в данной связи на институт доверительной собственности. Благодаря ему одно лицо - действительный собственник имущества - могло поручать другому лицу управление имуществом для целей, которые были ему указаны. Общее право не знало подобных отношений. Постепенно на основе полуфеодального института доверительной собственности развился современный английский "trust", правовая основа для существования объединений капиталистов, главным образом акционерных компаний, где как раз собственник и управляющий не совпадают. В кажущемся на первый взгляд хаосе был известный порядок: решения высших судов обязательны для низших, решения палаты лордов (как высшей судебной инстанции) и высших судов обязательны для них самих; судьям одной и той же инстанции (формально не связанным решениями своих коллег) не рекомендуется создавать нормы, существенно расходящиеся между собой, высшие суды не связаны решениями низших. Несмотря на свою кажущуюся консервативность, прецедентная система таит в себе огромные выгоды: она дает судье возможность широкого усмотрения, она делает право гибким в его применении на практике. Наблюдаются частичные реформы уголовного, гражданского и брачно-семейного права. Консолидированные и кодифицированные акты ХIХ в. Либерализация карательной политики и процедуры рассмотрения уголовных дел. Отмена архаических наказаний. Становление социального (трудового) законодательства. 70-90-е годы совершился переход от домонополистического капитализма к империализму, главными чертами которого явились концентрация производства и централизация капитала. Английский империализм складывался как империализм колониальный. В конце XIX - начале XX века основой английского капитализма стала не промышленная и торговая монополия, а колониальная и финансовая, что привело Англию к потере первенства в промышленном производстве. Переход к империализму отразился на политическом режиме и государственном строе Англии конца XIX - начала XX веков. Характерной особенностью общественно-политической жизни Англии конца XIX - начала XX веков стало усиление рабочего движения и возникновение ра
12. США: государственно-правовые
причины войны за
Первая английская колония
на атлантическом побережье
13. Война за независимость США (1775 – 1783 гг.): «Декларация независимости».
Начались открытые массовые
антиправительственные
почтительной форме колонисты просили прекратить притеснения и не давать повода к окончательному разрыву с короной. В ответ английское правительство открыло военные действия. Тогда в мае 1775 г. собрался Второй континентальный конгресс. Он констатировал состояние войны с Англией и принял решение о создании американской армии. Ее главнокомандующим был назначен Дж. Вашингтон. Началась война за независимость. Каждая колония объявила себя независимой республикой-штатом. К этому времени американцы значительно подвинулись вперед в своем социально-экономическом развитии. Промышленность и сельское хозяйство в основном удовлетворяли потребности страны. Создавался единый национальный рынок, формировалась нация североамериканцев. Были сформулированы основные принципы идейно-теоретического обоснования войны за независимость. Одним из важных итогов войны явилась Декларация независимости. В этом документе, составленном в основном Джефферсоном, объявлялось об окончательном прекращении государственной зависимости от метрополии и образовании независимых Соединенных Штатов Америки. Разрыв мотивировался тем, что английское правительство нарушало "естественные" права американцев. "Все люди, - говорилось в Декларации, - сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми не отчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения тих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, более всего могут способствовать его безопасности и счастью". Далее следовал перечень злоупотреблений и нарушений прав, совершенных английским правительством. Так на основании естественно правовой теории провозглашался принцип национального суверенитета, признавалось право на революцию. Декларация независимости, составленная в демократическом духе. явилась выдающимся прогрессивным документом эпохи. Вместе с тем ей была присуща определенная историческая ограниченность. Под давлением плантаторов-южан из проекта Декларации был исключен пункт, осуждавший рабство. Ничего не говорилось об индейцах, за которыми, как и за рабами, не признавались права человека. В 1783 г. был подписан мирный договор, по которому признавалась полная независимость США.
14. Война за
независимость США: «Статьи
На основе компромисса удалось составить проект союза штатов, который в 1781 г. был утвержден конгрессом из представителей штатов и явился первым конституционным документом, ставшим известным как "Статьи конфедерации". Штаты вступали в "вечный союз" - конфедерацию, именуемую Соединенными Штатами Америки. Каждый штат сохранял свою независимость, равно как и все права, за исключением тех, которые передавались конфедерации в лице ее органов. Штаты брали на себя обязательства взаимной помощи и невмешательства в дела друг друга. Их граждане наделялись всеми торговыми и промышленными привилегиями и льготами в равной степени во всех штатах, правом свободного выезда и въезда. "В каждом из штатов должно быть оказываемо полное доверие к постановлениям и распоряжениям судов и должностных лиц каждого другого штата". Но каждый штат мог вводить свои налоги и собирать их. Для ведения общих дел Соединенных Штатов учреждался Конгресс, формируемый из делегатов, ежегодно избираемых в каждом штате числом 2-7 человек. При этом при решении вопросов в Конгрессе каждый штат должен был иметь один голос. Предусматривались свобода слова и прений в Конгрессе, а также неприкосновенность депутатов. Конгрессу предоставлялось право заключать международные договоры, решать вопросы войны и мира, распоряжаться средствами, собранными штатами, для военных расходов, утверждать назначения основной части командного состава армии. Ему поручалось рассматривать возможные конфликты между штатами. Но большинство решений по этим вопросам приобретало законную силу только после одобрения их не менее чем девятью штатами. Вне рамок указанной компетенции Конгресс не мог рассматривать внутренние дела штатов. В период между сессиями Конгресса, которые не могли превышать 6 месяцев, выполнение некоторых из его правомочий возлагалось на Комитет штатов, составленный из делегатов (по одному от каждого штата). Постановления Конгресса должны были выполнять исполнительные власти штатов. Таким образом, предусматривалось не создание единого государства, а государственно-правовое упорядочение союза государство-конфедерация. Учреждение конфедерации содействовало дальнейшему объединению сил страны в войне за независимость и в немалой степени обеспечило ее победоносное завершение. В 1783 г. был подписан мирный договор, по которому признавалась полная независимость США.
15. Подготовка конституции США 1787 г. Основные идеологические подходы к определению ее содержания.
В 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент, на который 12 штатов (кроме штата Род-Айленд) прислали 55 делегатов. Почти все делегаты имели большой опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли политические деятели и юристы: А. Гамильтон, Дж. Вашингтон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон и некоторые другие. Результаты работы, выполненной учредителями, свидетельствуют о высоком уровне их теоретической подготовки, творческом подходе к трудам выдающихся европейских ученых конституционалистов, умении рационально применять общетеоретические установки к конкретным историческим условиям. Наибольшую поддержку получил проект, предложенный штатом Виргиния, автором которого был Джеймс Медиссон стал "отцом и философом американской Конституции". Через 7 месяцев проект был принят 9-ю штатами и вступил в силу. Всеми 13-ю штатами Конституция была ратифицированна в 1791 году. Конституция в своих главных положениях функционирует и ныне. Одним из определяющих начал, положенных в основу этого документа, явилось разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Учение о разделении властей было разработано в своих первоначальных очертаниях еще античными и средневековыми учеными и наиболее развернуто сформулировано в середине XVIII в. французским ученым Ш. Монтескье.
16. Конституция США 1787 г.: структура и основные принципы.
Конституция основана на основополагающих принципах верховенства права:
Правительство народа, управляемое народом и существующее для народа.
- законодательные органы и руководящие представители исполнительной власти должны и избираться на всеобщих выборах по системе, гарантирующей постоянную подотчетность, а также их честность и открытость; не должно быть никакого объединения партии с государством или контроля партии над выборами; конституционная система должна давать возможность для благоразумных ее поправок вследствие развития общества. Разделение властей и принципы взаимодействия между ними. Принцип разделения властей Конституцией США был заимствован у Конституции штата Массачусетс 1780 года, который звучал так: "В правительстве этого штата Законодательный комитет никогда не должен иметь право применять исполнительную и судебную власть или одну из них; Исполнительный комитет никогда не должен иметь право применять судебную и законодательную власть или одну из них; Судебный комитет никогда не должен иметь право применять исполнительную и законодательную власть или одну из них;в конечном результате это может стать правительство права, а не правительство людей. В Конституции США принцип разделения властей дополнен системой "сдержек и противовесов" Например Исполнительный комитет имеет право наложить вето на решение Законодательного органа. Система "сдержек и противовесов" введена также и внутри законодательных органов в виде двухпалатной системы, избираемой различными избирателей и на различные сроки. Представительная демократия. Создание барьера против фракционности и опрометчивых законов посредством представительной демократии, двухпалатной. Ограниченное правительство и федерализм. Ограниченное правительство и федерализм разделяют власть между центральным правительством, которое должно иметь власть в вопросах обороны, внешней политики, внутреннего рынка и других вопросах управления, влияющих на граждан в общегосударственном масштабе, а региональные и местные власти -возможность управления в таких областях, как муниципальные услуги, образование, в основном влияющих на граждан на местном уровне. Этот принцип одновременно позволяет правительству легче реагировать на запросы населения и быть более открытым гражданскому контролю. Судебная система.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"