Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 23:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Государства и права Зарубежных стран".
Храмовые суды не исчезли совсем, но за ними сохранились
второстепенные и вспомогательные функции.
Они осуществляли, в случае необходимости,
ордалии с помощью Реки и приводили стороны
к клятве. Они же рассматривали дела,
связанные с персоналом храма. Высшая судебная власть
* Процессуальные правила. В большинстве случаев процесс начинался по частной инициативе и носил состязательный характер. Доказательствами в вавилонском суде служили: * свидетельские показания; * письменные документы; * осмотр на месте и действия; * клятва; * испытания с помощью Реки. Судебное решение записывалось на глиняной табличке и скреплялось печатью, после чего судья не мог его изменить.
Сборник законов шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) был найден в конце 1901 г. французской археологической экспедицией под руководством Ж. де-Моргана при раскопках на месте, где в древности находились Сузы – столица Элама. Законы были вырезаны на большом черном базальтовом столбе, найденном разбитым на три куска. Еще в древности небольшая часть текста была выскоблена, вероятно, по приказу эламского царя Шутрук-Наххунте, который после удачного набега на Вавилонию привез в Сузы, столицу Элама, столб с законами Хаммурапи, как свой трофей. На выскобленном месте победитель, возможно, хотел, чтобы была вырезана победная реляция о его «великом подвиге», но что-то помешало это сделать. В верхней части лицевой стороны имелось изображение Хаммурапи в молитвенной позе перед неким богом. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом. Язык законов – классический вавилонский диалект аккадского. Текст состоит из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Всего статей насчитывалось первоначально 282. Законы Хаммурапи в древности много раз переписывались на глиняных табличках; часть этих табличек дошла до нашего времени благодаря археологическим находкам в Сузах и в других городах Месопотамии. Введение и заключение, написанные в ритмической форме, формулируют основные принципы вавилонской государственности, а также внутренней и внешней политики царя Хаммурапи. Значение Законов Хаммурапи выходит далеко за рамки правления самого Хаммурапи и за хронологические пределы существования вилонского царства. Они легли в основу месопотамского права на многие столетия. В настоящее время стела хранится в Лувре (Париж). В Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва) имеется точная копия этого памятника.
Сложилась своеобразная социальная структура спартанского полиса, представляющая собой систему трех сословий: спартиаты, периэки и илоты. партиаты – высший гражданский слой, жители города Спарта. Периэки – «живущие вокруг», часть гражданского коллектива, проживающая в муниципальных центрах на территории спартанского государства. Илоты – земледельческое население, покоренное еще в древности и поставленное в личную и поземельную зависимость от спартиатов. Применительно к спартанскому государственному устройству иногда применяют термин “олигархия”. Спарту можно назвать олигархической республикой в том смысле, что в данном полисе внутри гражданского коллектива (состоявшего из спартиатов и периэков) полной совокупностью политических прав пользовались не все граждане, а лишь небольшая корпоративно организованная группа – спартиаты, которые именовали себя также «равными». Периэки не пользуются важнейшими политическими правами и поэтому не входят в состав «общины равных».
Спарта стала первым в европейской истории государством, закрепившим структуру высшей власти и отношения между ее органами в виде основополагающего законодательного акта. Связано это с именем Ликург (законодатель). На народном собрании в Спарте была принята «Большая ретра», в качестве главного закона и в последующие времена выполнял роль конституции. с помощью «Большой ретры» и поправки к ней в Спарте был учрежден единый религиозный культ общегосударственного значения, закреплено племенное и территориальное деление граждан (что, по всей видимости, было связано с военной организацией), была конституирована система высших органов государственной власти, определено верховенство народного собрания и процедурные основы его работы.
* Органы власти
спартанского полиса и их
Герусия – совет старейшин, носитель совещательной власти при народном собрании и должностных лицах. Полномочия герусии следующие: [1] осуществление совещательных функций при народном собрании; [2] герусия является судебной инстанцией по уголовным делам и государственным преступлениям; [3] совместно с эфорами герусия рассматривала обвинения против царей в порядке импичмента.
Цари или басилевсы – представляют собой своеобразную наследственную коллегию из двух царей (диархию), представляющих две царские династии (Агиады и Эврипонтиды). Власть спартанских басилевсов являлась ответственной – коллегия эфоров могла в любое время возбудить против них обвинение по поводу их действий, и в таком случае дело рассматривалось на суде герусии. Эфорат – коллегия должностных лиц в составе пяти человек, приобретшая в конечном итоге необычайно широкие – можно даже сказать универсальные – властные полномочия.
Спартанское государство представляло собой один из оригинальных и наиболее ярких образцов античной олигархической республики. Дело в том, что здесь всей полнотой политических прав обладают лишь спартиаты – представители выделенной внутри гражданского коллектива корпоративно организованной «общины равных». Что же касается остальной части гражданства – периэков, – то они обладали политическими правами лишь на уровне муниципального самоуправления и не принимали участия в работе спартиатской апеллы, не имели своих представителей в составе герусии, не могли занимать высшие государственные посты.
* Законодательство Драконта и реформы Солона. В 621 г. до н. э. нарождающаяся демократия смогла добиться своего первого успеха – с помощью четко фиксированного текста правовых норм было несколько ограничено судебное полновластие родовой аристократии. Автором этого свода законов стал знатный и влиятельный афинянин Драконт. Этот первый афинский кодекс законов был направлен на ограничение кровной мести и утверждение частной собственности с помощью введения очень жестоких наказаний за посягательство на ее нарушение. Впервые афинский полис получил свое конституционное оформление в 594 г. до н. э., когда во время внутренней смуты под сильнейшим давлением демоса с помощью письменного законодательства была осуществлена серия социально-экономических и политических реформ, автором которых являлся Солон, представитель одного из древнейших аристократических родов. Эти преобразования заложили устои демократии. Основной идеей преобразований Солона был принцип меры, золотой середины, а значит нормы и закона. Исходя из этой идеи Солон-законодатель попытался с помощью своих мероприятий удовлетворить главные требования народной массы, но при этом ограничив и сдержав ее радикальные претензии.
Реформированный Солоном государственный строй был еще неустойчив. Очень скоро внутренняя смута разгорелась с новой силой. Борьба за преобладание теперь шла между несколькими партиями. В скорее пришел к власти политический лидер – Клисфен, который в 508 г. до н. э. осуществил серию важнейших конституционных реформ. Законы Клисфена коснулись только государственного устройства. Реформами Клисфена была открыта дорога к крайнему усилению демократического элемента в афинской конституции.
Реформы гос деятелей. Аристид провел закон, по которому был понижен имущественный ценз для занятия должности архонта – если раньше этот пост был открыт только для представителей первого класса, то теперь сюда были допущены и представители второго класса; в отношении некоторых других, менее значительных должностей был открыт доступ для всех вообще граждан. По реформе Эфиальта прерогативы Ареопага были ограничены только уголовными делами о предумышленных убийствах, увечьях, поджогах и отравлениях; тем самым этот древний аристократический орган полностью утратил свое политическое влияние. Функции по контролю за законностью решений, принимаемых на народном собрании, ранее принадлежавшие Ареопагу, отныне были переданы особой комиссии выборных должностных лиц. Перикл пошел еще дальше. Для того, чтобы беднейшие граждане могли работать в суде гелиэи и принимать участие в долговременных военных экспедициях, не заботясь при этом о хлебе насущном. Перикл провел закон о выдаче жалованья гражданам за судебную и военную службу.
Этими последовательными реформами афинская демократия достигла своего полного развития.
* Экклесия (народное собрание). В Афинах являлась носителем высшей государственной власти. Принимать участие в работе экклесии мог любой афинский гражданин мужского пола, достигший 20-летнего возраста. Впрочем, из 40-50 тысяч афинских граждан, удовлетворяющих этому требованию, регулярно присутствовали на народном собрании не более 2-3 тысяч. Год был разделен на десять административных циклов, называвшихся пританиями. В течение года народ собирался как минимум сорок раз.
Функции афинского народного собрания: 1. Законодательная или нормотворческая. 2. Контролирующая функция. (Народ спрашивал по поводу финансов). 3. Выборные функции (важную должность выбирали совместным голосованием). 4. Остракизм (суд черепков) - изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками. Изгнанные не лишались прав гражданства и собственности. По окончании срока изгнания они вновь вступали в обладание своим имуществом, которое, за время их отсутствия, должно было оставаться неприкосновенным. Остракизм применялся дабы избежать захвата власти.
5. Пробулевтическая.
* Совет 500. Буле или совет 500 представлял собой важнейший государственный орган, обладавший совещательной властью при народном собрании и должностных лицах, элементами правительственной власти и незначительными элементами власти судебной. Состав буле обновлялся ежегодно. Выдвигать свою кандидатуру на выборах в совет мог лишь полноправный афинянин, достигший 30 лет от роду.
Функции буле: [1] подготовка каждой очередной экклесии (народного собрания); проверка архонтов (коллегия высших должностных лиц) и членов совета, выбранных на следующий год; [3] дипломатическая работа. [5] забота об обороноспособности государства, что выражалось прежде всего в надзоре за состоянием дел в военном флоте и в сухопутном войске; кроме того, совет в течение своего должностного года обязан был обеспечить постройку двадцати военных кораблей; [6] текущее заведование государственными финансами: поиск новых источников государственных доходов, взыскание государственных долгов и проч.; отчет о бюджете совет делал перед экклесией; [7] забота о правильном проведении религиозных праздников и о государственных святилищах.
* Система должностных лиц. Архонты - являлись главной коллегией должностных лиц в Афинах. Их основными функциями были, во-первых, юрисдикция в соответствующих сферах и, во-вторых, религиозные полномочия.
Стратеги в качестве самостоятельной коллегии в количестве 10 должностных лиц появляются в Афинах в 508 г. до н. э. Стратегия превращается в самую главную афинскую магистратуру. Стратеги имели право созвать экстраординарную экклесию в случае угрозы войны. Именно они заключали с врагом перемирие, а затем при подписании окончательного договора вместе с членами буле приносили клятву в том, что афиняне будут соблюдать его условия. Кроме того, стратеги обладали юрисдикцией в делах, связанных с военными повинностями граждан.
* Ареопаг. Это древнейший аристократический орган, выполнявший функции государственного совета до реформ Солона и функции по контролю за законностью решений, принимаемых на народном собрании до реформы Эфиальта. К компетенции Ареопага относились дела о предумышленных убийствах, о нанесении ран и увечий с целью лишения жизни, о поджогах и отравлениях со смертельным исходом, а прочие виды убийств подлежали рассмотрению в суде эфетов. Судопроизводство в делах об убийствах носило до известной степени характер религиозного обряда. Судебное заседание должно было происходить в течение трех последних дней месяца, под открытым небом (дабы присутствующие не осквернили себя, находясь под одной кровлей с убийцей) и – по некоторым данным – в ночное время (дабы судьи сосредоточились только на сути речей, произносимых сторонами, не отвлекаясь на все прочее; ср. с Фемидой, греческой богиней правосудия, которая судит с завязанными глазами). 1 ночь. Стороны произносят по одной речи. 2 ночь. Обвиняемому предлагали: хочет ли он продолжить судебный процесс. Если соглашался, то стороны снова заслушивались. Если отказался, то его изгоняли, лишали гражданства, и конфисковали имущество. 3 ночь. Ареопагеты голосуют (тайно). Когда процедура заканчивается выносится приговор. Если совершено умышленное убийство: приговор: смертная казнь с конфискацией имущества. Если покушение, о пожизненное изгнание с конфискацией имущества.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории Государства и права Зарубежных стран"