Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 23:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Государства и права Зарубежных стран".
Манориальное (дворовое) право: Манориальное право регулирует отношения "помещик-крестьянин" (личная зависимость и по поводу земли). Источники: местный обычай; германские "правды"; распоряжения центральной власти (далеко не везде).
Городское право: это право тесно взаимосвязонного городского сообщества, коммуны. Задачи городского права: обуздание насилия на территории города, организация городской политической власти, регулирование экономических отношений на территории города.
Имперское (королевское) право. Лишь некоторые вопросы: земский мир, т.е. примирение враждующих феодалов; привилегии отдельных лиц и городов. Основной источник – имперский закон.
Каноническое право: заключение и расторжение брака, наследование, вопросы христианской веры.
Римское право.
32. Католическая церковь в средневековой Европе.
В XI–XIII вв. значение римско-католической церкви в Западной Европе особенно велика. Европа раздроблена, а католическая церковь имеет приблизительно 1/3 земли в каждой католической стране; организована церковь по феодальному, с иерархией и подчинением папе; духовенство в ту эпоху являлось, по сути дела, единственным образованный классом; подавляющее большинство населения – католики. Таким образом, католическая церковь представляла собой единую внетерриториальную организацию с явными государственными чертами, что превращало ее в условиях феодальной раздробленности в одну из самых могущественных политических сил в Западной Европе.
* Организация власти в римско-католической церкви.
Власть в римско-католической церкви организована монархически. Возглавляет всю церковную организацию у католиков римский папа или верховныйпонтифик. В древнем Риме верховный понтифик – это высшая жреческая должность, которую занимали пожизненно. Должность главы католической церкви является выборной. римский папа обладает правом издавать постановления, имеющие силу нового закона. Такие постановления могли иметь различные формы и типы. Одна из наиболее распространенных форм – папские декреталиями. Это были постановления, которые обычно устанавливали обязанности духовных лиц, мирян, формулировали правила внутрицерковной жизни. Другая распространенная форма папского законотворчества – энциклики. Энциклика – это послание римского папы ко всем католикам. Коллегиальные органы власти в римской католической церкви: консистория, конклав кардиналов, Вселенский собор, римская курия.
33. Каноническое право в средневековой Европе.
Источники и памятники: 1) каноны (постановления церковных соборов); 2) папские постановления; 3) каноническая рецепция римского права. Процесс складывания канонического права в качестве самостоятельной правовой системы завершился в период глубоких реформ, проводившихся в католической церкви в XI–XIII вв.
Важнейшую роль в процессе
становления канонического
Канонический гражданский процесс, унаследовавший многие черты римской процессуальной техники, в выгодную сторону отличался от светского гражданского процесса. канонический процесс предоставлял сторонам право выступать на суде не лично, а через своих представителей.
Инквизиционный процесс. При папе Иннокентии III в 1215 г. (на IV Латеранском соборе) инквизиция была объявлена основным средством канонического уголовного процесса. Смысл церковной инквизиции сводится к следующим моментам: 1. Суд обязан установить истину. При этом обвинение может быть предъявлено на основании доносов, доносчики на службе. Кроме того, достаточно слуха о совершенном преступлении. 2. Три стадии процесса: общее расследование, специальное расследование, судебное заседание. 3. Доказательство должно было основываться на рациональных методах, главный среди них – допрос свидетелей. «Царицей доказательств» признавалось признание обвиняемого. 4. Производство тайное и письменное. 5. Защита допускается, но значение ее второстепенное; считалось, что главная задача защитника – убедить обвиняемого добровольно признать свою вину и тем самым спасти по крайней мере свою душу. 6. Наказания: тюрьма, изгнание, ссылка, интердикт, отлучение от церкви, смертная казнь (костер). 7. Апелляция вплоть до папского суда.
34. Рецепсия римского права в средневековой Европе.
Термин рецепция означает «восприятие». Имеется в виду восприятие чужого – в данном случае римского – права и использование его для создания своего собственного права.
* Католическая рецепция. Это самое раннее направление рецепции. Каноническое право изначально заимствовало у римского права многие правовые воззрения и институты. Тем не менее заслуга христианства в деле сохранения римского правового наследия огромно. в итальянских католических монастырях были сохранены тексты древних юридических памятников. Изучение римского права полностью попадает под жесткий контроль церковников. Лишь Реформация освободила университетскую рецепцию от этой оболочки.
* Византийская рецепция. В Византийской империи всегда действовали сборники упрощенного римского права (Эклога, Прохирон, Василики).
* Университетская (чистая) рецепция. Она развивалась в несколько этапов.
1-й (ранний) этап
университетской рецепции (XI–
2-й (средний) этап
университетской рецепции (XIV–
3-й (поздний) этап
университетской рецепции (XV–XVII вв.).
Этот этап связан с реакцией на глоссаторский
и постглоссаторский опыт. Теперь рецепция
поднимается на качественно новый, действительно
научный уровень. Произошло это благодаря
«филологической (или элегантно
Отдельно следует сказать о
рецепции в Германии, для которой
изучение римского права в этот период
имела совершенно особое практическое
значение. Здесь римское право
обладало притягательной силой по той
причине, что в отличие от чрезвычайно партикулярного “
Информация о работе Шпаргалка по "Истории Государства и права Зарубежных стран"