Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:54, шпаргалка
Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.
Конституционное право – самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.
ВОПРОС№1.
Конституционное право РФ – отрасль
российского права, регулирующая общественные
отношения во всех областях жизнедеятельности
общества: политической, экономической,
социальной сферах и т. д., обеспечивающая
реализацию конституционных норм через
осуществление конституционного контроля.
Конституционное право – самостоятельная
отрасль системы российского законодательства.
Она имеет: 1) собственный предмет правового
регулирования; 2) собственные, специфические
методы регулирования общественных отношений.
Система конституционного права – совокупность
норм конституционного права, структура
которой обусловлена системой конституционно-правовых
отношений. Система конституционного
права включает: 1) нормы; 2) институты.
Конституционно-правовой институт – совокупность
норм конституционного права, регулирующих
однородные и взаимосвязанные общественные
отношения и образующих относительно
самостоятельную группу. Институты конституционного
права: 1) основы конституционного строя;
2) основы правового статуса человека и
гражданина; 3) федеративное устройство
государства; 4) система органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
Помимо конституционного права как отрасли
права, выделяется конституционное право
России как наука. Наука конституционного
права – совокупность идей, теорий и взглядов
о конституционно-правовых институтах
и отношениях, а также о практике применения
норм конституционного права и его историческом
развитии в России.
Наука конституционного права – самостоятельная
наука. У нее есть собственный предмет
изучения и специфические методы, благодаря
чему она и выделяется в самостоятельную
науку.
ВОПРОС№2.
Основные, определяющие критерии любой
отрасли права – самостоятельный предмет
и специфический метод правового регулирования.
Предмет любой отрасли права составляют
определенные группы общественных отношений,
регулируемых нормами данной отрасли.
В соответствии с преобладающим подходом
к пониманию предмета конституционного
права (иногда употребляется термин «объект
конституционно-правового регулирования»)
конституционное право в России, как и
в любой стране, регулирует два основных
блока общественных отношений:
связанные с правовым статусом личности
и ее взаимоотношений с государством и
гражданским обществом;
связанные с организацией государства
и функционированием публичной власти
Предмет регулирования конституционного
права – отношения, которые регулируются
нормами конституционного права и складываются
в процессе взаимодействия человека и
государства по поводу устройства государства,
формы правления, а также по поводу основ
конституционного строя
Предмет изучения науки конституционного
права: 1) сущность, структура отрасли российского
конституционного права, его источники;
2) фактические отношения, регулируемые
нормами конституционного права; 3) практика
реализации норм данной отрасли; 4) история
самой науки конституционного права, построение
прогнозов ее развития.
Методы науки конституционного права:
1) исторический; 2) сравнительно-правовой;
3) системный; 4) статистический; 5) конкретно-
социологический и др.
Конституционное право РФ тесно связано
с другими отраслями российского права.
Оно является основой всей системы права
РФ. Связь с уголовным правом РФ выражается
в том, что именно Конституция РФ содержит
нормы о правах человека и гражданина,
принципы защиты естественных прав человека,
основы гуманизации уголовного права.
Гражданское право не менее тесно связано
с конституционным, так как в Конституции
РФ закрепляется право частной собственности,
которое является основным для гражданских
правоотношений.
Конституционное право России связано
и с другими отраслями права РФ: с трудовым
– в Конституции закреплено право граждан
на труд и отдых, основные гарантии безопасности
и оплаты труда; с административным –
конституционные нормы устанавливают
компетенцию высших федеральных органов
власти и принципы деятельности всех других
органов; с экологическим – Конституция
содержит положение о всеобщем праве на
экологически чистые условия жизни и т.
д.
ВОПРОС№3
Конституционно-правовые отношения –
массовые и наиболее значимые для общества
отношения, нацеленные на осуществление
власти и суверенитета народа, а также
на защиту прав и свобод гражданина и личности.
Конституционно-правовые отношения возникают
во всех сферах жизнедеятельности общества:
конституционного строя РФ; федеративного
устройства; защиты прав и свобод личности;
основ государственной власти и принципов
ее функционирования в РФ, иных сферах,
регулируемых нормами Конституции РФ.
Конституционно-правовые отношения возникают,
изменяются и прекращаются на основании
юридических фактов. Юридические факты:
события (они не зависят от воли субъекта,
а изменение или прекращение правоотношений
в этом случае происходит в силу объективных
причин) и действия (они являются следствием
волеизъявления человека, т. е. изменение,
возникновение и прекращение отношений
происходит по воле сторон). Особенности
конституционно-правовых отношений: 1)
особое содержание и предмет; 2) особый
субъектный состав; 3) значительное число
видов.
Виды конституционных правоотношений:
1) конкретные конституционно-правовые
отношения (в них четко определены субъекты,
их права и обязанности); 2) правоотношения
общего характера (в них не закрепляется
четко субъектный состав и не определяются
их права и обязанности).
В зависимости от сферы возникновения
конституционных правоотношений выделяют
конституционно-правовые отношения: 1)
связанные с установлением конституционных
основ гражданского общества; 2) конституционного
строя РФ; 3) регулированием правового
статуса личности РФ.
Содержание конституционно-правовых отношений:
взаимные либо односторонние права и обязанности
субъектов конституционных правоотношений.
При этом субъекты конституционных правоотношений
не равны между собой, поэтому конституционные
отношения имеют структуру «власти –
подчинения». Субъекты конституционных
правоотношений: 1) физические лица (граждане
РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством
(бипатриды), лица без гражданства (апатриды),
лица со специальной правоспособностью);
2) государственные образования (РФ, субъекты
РФ, федеральные органы государства РФ
и субъектов РФ); 3) общественные объединения.
Объект конституционных отношений – предмет,
по поводу которого возникают правоотношения.
Методы конституционного права – совокупность
специфических приемов и способов правового
воздействия на отдельные общественные
отношения в сфере конституционного регулирования.
Главной особенностью методов конституционного
права является их разнообразие, которое
сформировалось в силу значительного
числа регулируемых общественных отношений.
Способы конституционного регулирования
на общественные отношения: 1) дозволение;
2) возложение обязанностей; 3) запрет.
Конституционно-правовые методы: 1) императивный;
2) диспозитивный и др.
ВОПРОС№4
Российское государство – это федерация.
РФ образовано совокупностью относительно
самостоятельных территориальных образований,
субъектов РФ.
Субъект РФ – ограниченно правоспособное
территориальное образование, имеющее
некоторые черты государственности, построенное
на территориальном или национальном
принципе образования.
Ограниченная правоспособность субъектов
РФ означает, что они самостоятельны только
в пределах своей компетенции.
В РФ действуют следующие принципы образования
территории субъектов РФ: 1) территориальный
принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный
(смешанный) принцип.
Территориальный принцип формирования
субъекта РФ означает, что границы такого
субъекта определяются исключительно
наличием значительной охватываемой территории
и большим числом проживающего населения.
По этому принципу, как правило, образуются
края, области, а также города федерального
значения.
Национальный принцип означает, что образование
субъекта РФ связано с особенностями национального
состава населения. Субъекты РФ, образованные
согласно национальному принципу, нередко
имеют небольшую территорию, но включают
в себя объединения народов России и потому
выделены в самостоятельные субъекты
РФ.
Смешанный тип формирования субъекта
РФ включает в себя черты и национального,
и территориального принципа.
Виды субъектов РФ: 1) 21 республика в составе
РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в
которых присутствуют черты государственности,
они вправе самостоятельно определять
внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев
(эти субъекты РФ формируются на основе
территориального принципа и отличаются
обширной территорией); 3) 49 областей (так
же, как и края, построены по территориальному
принципу, но обладают сравнительно небольшой
площадью территории); 4) 2 города федерального
значения: Москва, Санкт-Петербург(они
причислены к субъектам РФ только в силу
своей значительной территории и численности
населения); 5) Еврейская автономная область
(единственный субъект РФ с такой правовой
формой); 6) 10 автономных округов (они образуются
по национальному принципу и для сохранения
исторически сложившихся взаимосвязей
внутри округа).
В зависимости от вида субъекта Федерации
дифференцируется их правовое положение
внутри государства и во взаимоотношениях
с другими субъектами рФ.
Наибольшим объемом полномочий обладают
республики в составе РФ, а наименьшим
– автономные округа и автономная область,
так как они входят в состав других субъектов
РФ (краев и областей), а значит, частично
зависят от решений государственных органов.
Края же и области в составе рФ обладают
приблизительно равным объемом полномочий.
Особым статусом среди субъектов РФ обладают
города федерального значения. Они представляют
РФ и являются ее «лицом».
Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным
суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение
в силу принципа территориальной целостности
РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей
территории РФ независимо от субъектов
РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют
полномочия в соответствии с федеральным
законодательством; 5) все субъекты РФ
равноправны.
ВОПРОС№7
Источник права (в широком смысле слова)
– совокупность документов и принципиальных
положений, на которые опирается правоприменитель
в осуществлении своей деятельности, включая
принципы морали и правосознания.
Источник права (в узком смысле) – действующие
в государстве официальные документы,
устанавливающие или санкционирующие
нормы права.
Источник конституционного права РФ –
совокупность установленных Конституцией
РФ, международными актами, федеральными
конституционными и федеральными законами
нормы, регулирующие основные принципы
организации государственного устройства,
структуры и функционирования государственной
власти в РФ, а также закрепляющие основные
права и свободы личности в РФ.
Виды источников конституционного права
России:
международные акты, например Всеобщая
декларация прав человека (принята на
Третьей сессии Генеральной Ассамблеи
ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948
г.);
Конституция РФ от 12 декабря 1 993 г.;
федеральные конституционные законы:
а) ФКЗ от 21 июля 1994 г. 1-ФКЗ «О Конституционном
Суде Российской Федерации» (с изменениями
от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.); б) ФКЗ от
17 декабря 1997 г. 2-ФКЗ «О Правительстве
Российской Федерации» (с изменениями
от 31 декабря 1997 г.) и др.;
внутригосударственные договоры, например
Федеративный договор (договоры о разграничении
предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами
власти соответствующих ее субъектов)
от 31 марта 1992 г. и др.;
федеральные законы: а) ФЗ от 28 августа
1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» (с изменениями от 22 апреля,
26 ноября 1 996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа
2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003
г.); б) ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах
Президента Российской Федерации» и др.;
5) законы РФ, например Закон РФ от 28 ноября
1991 г. 1948-I «О гражданстве Российской Федерации»
(с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля
1995 г., 31 мая 2002 г.) и др.;
законы бывшего СССР и РСФСР в части, не
противоречащей Конституции РФ;
указы Президента РФ: а) Указ Президента
РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях
местного самоуправления в Российской
Федерации»; б) Указ Президента РФ от 9
марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти»
и др.;
постановления Правительства РФ, например
постановление Правительства РФ от 11 июня
1996 г. 693 «Об утверждении Положения о порядке
обеспечения особого режима в закрытом
административно-
решения и постановления Конституционного
Суда РФ и Верховного Суда РФ, например
постановление Пленума Верховного Суда
РФ «О некоторых вопросах применения судами
Конституции Российской Федерации при
осуществлении правосудия» от 31 октября
1995 г.
ВОПРОС№8
Конституция 1993 года устанавливает существование
двух видов законов: федеральные конституционные
законы и федеральные законы. Они различаются
по юридической силе, предметам ведения,
порядку принятия и особенностям применения
в их отношении отлагательного вето Президента.
Федеральные конституционные законы принимаются
по вопросам, предусмотренным самой Конституцией,
в особом более усложненном порядке, установленном
ст. 108 Конституции. Регулированию конституционным
федеральным законом подлежат вопросы
порядка введения и режима чрезвычайного
положения (ст. 56); принятия в федерацию
и образования в ее составе нового субъекта,
изменение статуса субъектов (ст. 65, 66);
утверждение описания и порядка использования
государственных символов России (ст.
70); назначение и проведение референдумов
(ст. 84);
определение режима военного положения
(ст. 87); введение чрезвычайного положения
на территории страны или в отдельных
ее местностях (ст. 88) и т.д.
Федеральные законы в соответствии со
ст. 105 Конституции России принимаются
ГД и одобряются Советом Федерации, подписываются
и обнародуются Президентом.
Конституция закрепляет порядок принятия
федеральных конституционных законов
(ст. 108) и принятия федеральных законов
(ст. 105-107). В Конституции установлено также
верховенство этих законов над всеми иными
актами государственных органов, а также
над законами субъектов федерации.
Принципиальный характер имеют также
положения, сформулированные в ст. 15 Конституции,
об обязанности соблюдать Конституцию
и законы органов государственной власти,
местного самоуправления, должностных
лиц, граждан и их объединений.
Для характеристики законов как источников
конституционного права важное значение
имеют положения Конституции о том, что
законы подлежат официальному опубликованию.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека
и гражданина, не могут применяться, если
они не опубликованы официально для всеобщего
сведения.
Законы подлежат опубликованию в течение
семи дней после их подписания Президентом.
Их официальным опубликованием считается
первая публикация полного текста в “Российской
газете” и Собрании законодательства
Российской Федерации. Закон вступает
в силу одновременно на всей территории
Российской Федерации по истечении десяти
дней после официального опубликования,
если самим законом не установлен иной
порядок вступления в силу.
Федеральный конституционный закон.
ФКЗ – регулирует наиболее важные вопросы
государственного строительства, прямо
указанные в конституции, и отличается
повышенной стабильностью по сравнению
с ФЗ. Для принятия и изменения ФКЗ предусмотрен
более сложный порядок, чем при принятии
ФЗ: -он принимается только квалифицированным
большинством – 2/3 голосов от общего числа
депутатов ГД и 3/4 от общего числа членов
СФ. -принятый в таком порядке ФКЗ должен
быть подписан президентом РФ в 14-дневный
срок; президент не имеет права отклонить
ФКЗ.
ФКЗ РФ: -о конст.суде РФ; -об арбитражных
судах в РФ; -о референдуме РФ; -о судебной
системе РФ; -об уполномоченном по правам
человека в РФ; -о правительстве РФ; -о военных
судах РФ; -о государственном флаге РФ;
-о государственном гербе РФ; -о государственном
гимне РФ; -о чрезвычайном положении; -о
порядке принятия в РФ и образования в
её составе нового субъекта РФ; -о военном
положении.