Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:54, шпаргалка

Описание работы

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Конституционное право – самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Файлы: 1 файл

кп.docx

— 92.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 23

 Понятие конституционных  прав, свобод и обязанностей человека  и гражданина в РФ

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Предоставляя свободы, государство  делает акцент именно на свободном, максимально  самостоятельном самоопределении  человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы  человека прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Следовательно,свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Правам и свободам человека и  гражданина посвящена глава 2 Конституции  Российской Федерации, в которую  входят 47 статей.

Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий

Правам человека присущи следующие  признаки: 

они возникают и развиваются  на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно  изменяющихся условий жизни общества;- 

складываются объективно и не зависят  от государственного признания;- 

принадлежат индивиду от рождения;- 

являются непосредственно действующими;- 

имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);- 

признаются высшей социальной ценностью;- 

выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его  главного содержания;- 

представляют собой принципы и  нормы взаимоотношений между  людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать  по своему усмотрению или получать определенные блага;- 

их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Конституционные обязанности граждан. 
 
Конституционные (основные) обязанности - это совокупность закрепленных в Конституции РФ обязанностей, возлагаемых на всех лиц, пребывающих на территории РФ, или только на граждан РФ. Конституционные обязанности - это закрепленные в Конституции требования, которые в интересах общества, государства и других граждан обязаны соблюдать все без исключения.

Важнейшая конституционная  обязанность - соблюдение Конституции  и законов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15) - распространяется на всех граждан и лиц без гражданства, иностранных граждан, должностных лиц государства, государственные органы и органы местного самоуправления. Конституцией закреплены обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), заботиться о памятниках истории и культуры (ч. 3 ст. 44).

 

 

 

Вопрос 24.

Основными правами и свободами  личности считаются те, перечень и  гарантии реализации которых указаны в Конституции РФ. Среди них выделяют права:

  • естественные, которыми человек обладает от рождения независимо от уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • возникающие в связи с развитием государства и общества (например, политические права и свободы, которые в указанных условиях также возникают от рождения, а реализуются во времени по мере наступления определенных условий — так, реализация избирательного права возможна лишь при наступлении совершеннолетия).

Установленные Конституцией и другими  нормативными актами права и свободы  человека и гражданина подразделяются на личные, политические и социально-экономические. Кроме того, выделяются гарантии осуществления  установленных прав и свобод и  их защиты.

Защита прав и свобод человека и  гражданина

Как уже указывалось, одного лишь правового, пусть даже конституционного закрепления, основных прав и свобод человека и  гражданина крайне недостаточно. Важно установить действенные механизмы защиты прав и свобод, и прежде всего на государственном уровне. 
Формы защиты прав и свобод человека и гражданина различны. 
1. Право на самозащиту. Каждый вправе сам защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации). Одним из таких способов является необходимая оборона от нападения, допускающая причинение вреда нападающему, вплоть до лишения его жизни. 
2. Судебная защита прав и свобод. В настоящее время это самый распространенный способ защиты прав и свобод человека и гражданина. Российская судебная система нередко не справляется с потоком исков и жалоб граждан, в результате чего рассмотрение дел растягивается на месяцы и даже годы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 25

В 1966г. Генеральная Ассамблея  ООН приняла Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, которые  вместе со Всеобщей декларацией прав человека и двумя дополнительными протоколами к Международному пакту о гражданских и политических правах составили Международный билль о правах человека.

Указанные пакты являются международно-правовыми договорами. Их особенность заключается в том, что когда государства, являющиеся членами ООН или которые ними еще не стали, ратифицирует пакт и становятся его государствами-участниками, они добровольно берут на себя ряд юридических обязательств по защите прав, который содержатся в соответствующем тексте прав и норм, а также добросовестно обеспечивать соответствие национальных законов своим международным обязательствам. Таким образом, ратификация договоров в отрасли прав человека предусматривает ответственность и подотчетность государства в этих вопросах как перед международным сообществом и перед другими государствами, так и перед своими гражданами и другими лицами, проживающими на его территории [19, с.180].

Принятые пакты внедряли также конкретные механизмы контроля защиты соответствующих прав: Международный  пакт о гражданских и политических правах стал основой для создания в 1976г. отдельного органа ООН - Комитета по правам человека, на который было возложено осуществление надзора  за соблюдением обязательств, взятых государствами-участниками договора. А в соответствии с Международным  пактом об экономических, социальных и  культурных правах полномочия по осуществлению  мониторинга исполнения обязательства  предоставлялись существующему  органу ООН - Экономическому и социальному  совету. Только в 1985 г. был создан отдельный  Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

Кроме того, Генеральной Ассамблеей ООН был принят целый ряд универсальных  конвенций. В частности, в 1965 г. принята  Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, в 1979г. - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, в 1984г. - Конвенция против пыток и других жестоких, нечеловечных либо унижающих  достоинство видов поведение  и наказания, в 1989г. - Конвенция о  правах ребенка, в 1990г. - Международная  конвенция о защите прав всех работающих - мигрантов и членов их семей, в 2006г. - Конвенция ООН о правах инвалидов  и Международная конвенция о  защите всех лиц от насильственных исчезновений. Этими конвенциями  предусматривается создание соответствующих  конвенционных комитетов. В 1970г. был  создан соответствующий конвенционный  комитет - Комитет по ликвидации расовой  дискриминации, в 1982г. - Комитет по ликвидации дискриминации женщин, в 1987г. - Комитет  против пыток, в 1991г. - Комитет по правам ребенка, в 2003г - Комитет по защите прав всех работающих мигрантов и членов их семей, в 2008г. - Комитет по правам инвалидов.

Украина ратифицировала Международный  пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах в 1973г., Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации  в 1969г., Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин в 1981г. Таким образом, Украина взяла на себя обязательство предоставлять большинству конвенционных органов доклады о соблюдении прав и свобод, предусмотренных универсальными конвенциями ООН, и выполнять замечания этих органов, а также принимать участие в иных формах международного контроля. В соответствии с Уставом ООН и Венской конвенции о праве международных договоров 1969г. Украина должна добросовестно выполнять действующие договоры, участницей которых она является.

С приобретением Украиной независимости была провозглашена  необходимость ее построения как  правового государства, ориентированного на общечеловеческие ценности. Это  стало главным направлением развития Украины на принципах демократического государства и необходимым условием вступления Украины в европейское  и мировое сообщество. В период до принятия в 1996г. Конституции Украины  исполнение Украиной обязательств по международным договорам признавалось Законами Украины «О действии международных  договоров на территории Украины» 1992г. и «О международных договорах  Украины» 1994г.

 

 

 

 

 

 

Вопрос 26

Конституционные (основные) права и свободы человека и  гражданина образуют систему. С одной стороны, это предполагает "целостность и единство данного явления, а с другой - внутреннюю структурную дифференциацию составляющих его частей, т. е. их известную обособленность по отношению к целому" 
Конституция Российской Федерации, ее вторая глава, содержит достаточно четкую, развернутую систему основных прав и свобод, которые в совокупности образуют основы правового положения человека и гражданина в государстве.  
Целостность, единство системы основных прав и свобод человека и гражданина состоит в следующем: 
а) все основные права и свободы тесно взаимосвязаны между собой. Так, можно говорить о неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции) только в том случае, если у человека действительно имеется какое-либо жилое помещение, то есть реализовано конституционное право на жилище (ст. 40). Достоинство личности (ст. 21) обеспечивается в том числе и определенным уровнем материального благосостояния, которого человек достигает, реализуя право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37), право частной собственности (ст. 35), право на социальное обеспечение (ст. 39) и т.д. 
б) основные права и свободы человека и гражданина, как уже указывалось, расположены во второй главе Конституции России, положения которой не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В практической плоскости это означает, что даже одну-единственную часть какой-либо статьи в данной главе можно изменить, дополнить либо исключить только посредством принятия новой Конституции, иначе говоря посредством создания иной системы основных прав и свобод; 
в) основные права и свободы человека и гражданина имеют общие гарантии их соблюдения, в частности, право на судебную защиту нарушенных прав и свобод. 
В то же время основные права и свободы человека и гражданина определяют меру возможного поведения индивида в различных сферах жизнедеятельности личности и общества, что обуславливает четко выраженную специфику самих прав и свобод. 
В соответствии с этими сферами основные права и свободы человека и гражданина дифференцируют по трем группам: 1) личные; 2) политические; 3) социально-экономические. Причем именно в таком порядке они закреплены в Конституции Российской Федерации, что вполне соответствует международным нормам о правах человека и показывает твердую приверженность государства общечеловеческим ценностям. 
Разграничение конституционных (основных) прав и свобод человека на личные, политические и социально-экономические - наиболее распространенное основание их классификации. Однако основные права и свободы можно классифицировать и по другим признакам: 
а) по субъекту - на права и свободы человека (для них характерна конституционная формулировка "каждый") и на права и свободы гражданина (осуществляются только гражданами Российской Федерации); 
б) по форме осуществления - на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные права и свободы реализуются личностью самостоятельно, без участия других лиц (право на жизнь, на личную неприкосновенность, свобода слова и т. д.). Коллективные права и свободы человек самостоятельно реализовать не может - необходимы согласованные действия по реализации аналогичных прав и свобод другими индивидами. К примеру, "каждый имеет право на объединение" (ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации), но воспользоваться этим правом должны не менее трех человек, иначе общественное объединение никогда не будет создано; 
в) по механизму реализации - на права, свободы, реализуемые вне правоотношения (например, право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность), и права, свободы, реализуемые посредством участия лица в каком-либо правоотношении (например, право выбирать род деятельности и профессию, право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях и др.); 
г) по моменту возникновения - на права, свободы, возникающие у индивида с момента рождения (в частности, право на охрану достоинства личности), и права, свободы, момент возникновения которых специально оговорен в действующем законодательстве (к примеру, право избирать в органы государственной власти и местного самоуправления возникает у гражданина России только по достижении им 18-летнего возраста).

 

 

 

 

 

Вопрос 28

При разрешении вопросов о гражданстве  детей применяются следующие  основные правила: 
1. Гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. 
2. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия. 
3. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. 
4. Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство России, то их дети также приобретают российское гражданство. 
5. Если у обоих родителей или единственного родителя прекращается гражданство РФ, то у детей также прекращается гражданство РФ. 
6. При изменении гражданства одного из родителей гражданство ребенка изменяется по ходатайству и с письменного согласия другого родителя. 
7. При усыновлении гражданство детей определяется следующим образом: 
а) ребенок, являющийся гражданином России, при усыновлении его лицами, не состоящими в российском гражданстве, сохраняет гражданство Российской Федерации; российское гражданство у усыновленного прекращается по ходатайству усыновителей при условии предоставления ему иного гражданстве; 
б) ребенок, не являющийся гражданином России, усыновленный российским гражданином или супругами - гражданами России, становится гражданином Российской Федерации; аналогичное правило применяется в случае усыновления ребенка супругами, один из которых является российским гражданином, а другой - лицом без гражданства; 
в) ребенок, не являющийся гражданином России, в случае его усыновления супругами, один из которых состоит в российском гражданстве, а другой - в ином гражданстве, становится гражданином Российской Федерации по соглашению усыновителей. При отсутствии такого соглашения ребенку предоставляется российское гражданство, если он  
- проживает на территории России 
либо 
- в ином случае он остается либо становится лицом без гражданства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 29

Особенности правового положения  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской Федерации 
До принятия федерального закона о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства применяется Закон СССР от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР" - в части, не противоречащей российскому законодательству. 
Иностранными гражданами в Российской Федерации признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. 
Лицами без гражданства (апатридами) признаются лица, не являющиеся гражданами России и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства. 
Принципы правового положения иностранных граждан Российской Федерации 
1. Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 62) иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. 
2. Равенство иностранных граждан и лиц без гражданства перед законом. 
Исключение - граждане Республики Беларусь, которые имеют в пределах территории Российской Федерации больший объем прав и свобод по сравнению с гражданами других государств.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"