Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 17:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Конституционному праву РФ"
№11 Конституционный строй и основы конституционного строя: понятия соотношение.
К строй – закрепленная нормами основного закона система основопологющих общественных отношений характеризующих российское общество и государство.(1глава К)
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО
СТРОЯ - система общих принципов, которые определяют
содержание правового воздействия на
отношения в основных подсистемах общества
в условиях конституционного строя, совокупность
объективных ценностей, правил организации
общества, основных начал и институтов
государственного строя, находящихся
под защитой государства и определяющих
его конституционную природу. О.к.с. определяют
ключевые черты системы власти, формы
правления, государственно-
№12 Основные принципы конституционного строя
Демократический политический режим – широкое участие населения в организации гос. власти и местного самоуправления, а так же широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.
Федерация – добровольное объединение
субъектов в союзное
К закрепила федерализм объединяющий 83равноправных субъекта (21 республику, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа). В К ничего не сказано о том к какому типу федераций относится Россия. (смешанному типу) субъекты образуются по национальному и территориальному признаку.
Россия это федеративное государство по 2 причинам:
Правовое государство – на всей территории государства действует единая государственная система, государство во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.
К не устанавливает к какому виду республик относится РФ. Республика является одним из механизмов народного суверенитета где все высшие органы гос. власти либо избираются всенародно, либо формируются общенациональными и представительными учереждениями.
Суверенные права на власть
признаются за всеми
Суверенитет РФ – свойства государственной власти на основе воли многонационального народа самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государств.
Идеология – система политических правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность общества и отношения между людьми.
Идеологическое многообразие означает наличие в обществе различных идеологических концепций, течений, взглядов. Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, соц. группы, политических партий и общественных объединений:
Плюрализм – в соответствии с К правомерна только такая партийная система которая включает как минимум 2 политические партии.
Государство не может регулировать
количество партий, но оно обязано
гарантировать возможность
Закрепились основы рыночной экономики: 1) единство экономического пространства;
2) свободное перемещение товаров и услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции.
В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная ,и иные формы собственности.
Государство способствует материальному
благополучию человека и препятствий
для осуществления трудовой и
предпринимательской
Никакая религия не может устанавливаться в форме государственной или обязательной. Религиозные объединения (церковь) отделены от государства и равны перед законом.
К норма устанавливает, что государство не в праве вмешиваться в деятельность религиозных объединений если эта деятельность не противоречит К и федеральному закону. Государство не вправе возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов гос. власти. Государство не вправе вмешиваться в определении своего отношения к религии и религиозной принадлежности.
В РФ признается и гарантируется местное самоуправление – осуществление народом самостоятельной и под свою ответственность власти на местах.
Органы местного самоуправления не
входят в систему органов
№13 Государственный суверенитет, национальный суверенитет: понятие, формы, содержание, объекты, черты.
Государственный (ст.4, 67 К РФ) верховенство государственной власти на всей территории государства и независимость извне.
Национальный (ст.5,68 К РФ) проявляется в федеративном устройстве государства и в государственной обособленности республик.
в России на конституционном уровне провозглашается и признается принцип народного суверенитета, народ (т. е. все население России – совокупность граждан и иных лиц, постоянно проживающих на территории РФ) является верховным сувереном, в этом аспекте многонациональный народ России предстает как единый конституционно-правовой субъект особого рода.
Вместе с тем в Конституции РФ понятие «народ» используется и в другом смысле – как исторически сложившаяся социальная общность, самоидентифицирующая себя в качестве таковой, объединенная по национальному, территориальному, бытовому, языковому и иным признакам (напр., коренные малочисленные народы Крайнего Севера). В этом смысле, в соответствии с ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, за народами в РФ признаются равноправие и право на самоопределение (т. е. влияние на процесс государственного управления). Надо заметить, что право на самоопределение – это не суверенитет, носителем которого является лишь весь многонациональный народ РФ. Формами национального самоопределения в РФ, в частности, являются субъекты РФ, образованные по национальному признаку, т. е. республики, автономные округа и автономная область, а также национально-культурная автономия, специальные формы самоуправления коренных малочисленных народов. Вместе с тем сецессия (т. е. выход субъекта РФ из состава Федерации) не допускается.
Как следует из ст. 4 Конституции РФ, государственный суверенитет РФ распространяется на всю ее целостную и неприкосновенную территорию, в частности, Конституция РФ и федеральное законодательство имеют верховенство на всей территории РФ. Субъекты РФ государственным суверенитетом не обладают. Это было подтверждено, в частности, постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10П, которым не соответствующим Конституции РФ было признано положение Конституции Республики Алтай о суверенитете данного субъекта РФ. Указанная позиция была подтверждена и в других решениях КС РФ. Конституция РФ не допускает существование двух уровней государственного суверенитета в единой системе государственной власти в РФ.
Статья 67 Конституции РФ определяет, что к территории РФ относятся территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом нормами международного права и федеральным законодательством.
№14 Принцип разделения властей
и его закрепление в
Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Отдельно отмечается, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Президент РФ не входит ни в одну из трех указанных ветвей государственной власти, являясь главой государства, образуя (вместе с Администрацией Президента РФ, Советом безопасности РФ и прочими подобными структурами) особую «президентскую власть».
1. Законы обладают высшей юридической силой, принимаются только законодательными (представительными) органами (Федеральным Собранием РФ и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ).
2. Исполнением законов занимаются органы исполнительной власти, подотчетные главе государства и в некотором отношении парламенту.
3. Между законодательными и исполнительными органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра принятия государственно-властных решений, а тем более всей полноты государственной власти на одну из указанных ветвей государственной власти в РФ.
4. Судебные органы независимы, действуют самостоятельно, в пределах своей компетенции.
5. Ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой ветви, а тем более сливаться с ней.
6. Споры о компетенции разрешаются в рамках соответствующей правовой процедуры Конституционным Судом РФ.
Конкретное содержание принципа разделения властей в российских условиях включает следующее.
Надо отметить, что разделение государственной власти и, соответственно, органов государственной власти в России проводится не только по горизонтали, но и по вертикали – на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.
На уровне местного самоуправления принцип разделения властей не реализуется.
№16 Конституционно – правовая характеристика государства.
Государство – организация публичной суверенной политической власти обеспечивающая единство и целостность общества по средствам государственного механизма управление делами общества, придающая праву общеобязательное значение, распространенное на определенную территорию, гарантирующее законность и правопорядок.
Субъекты федерации - автономные территориальные сообщества,
которые никогда не являются государствами;
все они государство подобные образования.
Составляющие федеративное государство
государственные образования (штаты, земли,
провинции) являются субъектами федерации
и имеют свое собственное административно-
Государство обладает относительной
самостоятельностью.
Государство выполняет свою роль в политической
системе через посредство следующих функций, которые
выступают одновременно как способы разрешения
тех или иных общественных проблем и как
направления деятельности государственных
органов и учреждений:
Рассмотрим основные характеристики государства:
Государство служит обществу и стремится исключить или минимизировать неоправданные социальные различия (например, Италия и ФРГ).
Конституционные характеристики государства как правового конкретизируются в провозглашении нерушимости прав человека (например, США и Япония).
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву РФ"