Шпаргалка по "Конституционному праву РФ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 17:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Конституционному праву РФ"

Файлы: 1 файл

KP.docx

— 125.23 Кб (Скачать файл)
  • Президент
  • К суд
  • Правительство
  • Верховный и Высший Арбитражный суд и т.д.

 

№11 Конституционный строй и  основы конституционного строя: понятия  соотношение.

К строй – закрепленная нормами  основного закона система основопологющих общественных отношений характеризующих российское общество и государство.(1глава К)

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ - система общих принципов, которые определяют содержание правового воздействия на отношения в основных подсистемах общества в условиях конституционного строя, совокупность объективных ценностей, правил организации общества, основных начал и институтов государственного строя, находящихся под защитой государства и определяющих его конституционную природу. О.к.с. определяют ключевые черты системы власти, формы правления, государственно-территориального устройства, политического режима. Нормы О.к.с. адресованы всем субъектам права, правоприменяющим субъектам и предполагают для реализации содержащихся в них целей включение правовой системы государства.

№12 Основные принципы конституционного строя

  • Права и свободы человека и гражданина как высшая ценность(ст.2 К РФ)
  • РФ – демократическое государство.

Демократический политический режим  – широкое участие населения  в организации гос. власти и местного самоуправления, а так же широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.

  • РФ – федеративное государство.

Федерация – добровольное объединение  субъектов в союзное государство  на основе федеративного договора. (ст.5)

К закрепила федерализм  объединяющий 83равноправных субъекта (21 республику,  9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа). В К ничего не сказано  о том к какому типу федераций  относится Россия. (смешанному типу) субъекты образуются по национальному  и территориальному признаку.

Россия это федеративное государство  по 2 причинам:

  1. Теория составляет 17млн. км2.  Расположена в нескольких природных зонах с различными климатическими условиями.
  2. Проживает более 140 наций, народностей причем доля титульных наций проживает в республиках составляющих половину населения страны.
  • РФ – правовое государство.

Правовое государство – на всей территории государства действует  единая государственная система, государство  во всей своей деятельности подчиняется  праву и главной своей целью  считает обеспечение прав и свобод человека.

  • Российское государство с республиканской формой правления.

К не устанавливает к какому виду республик относится РФ. Республика является одним из механизмов народного  суверенитета где все высшие органы гос. власти либо избираются всенародно, либо формируются общенациональными и представительными учереждениями.

 Суверенные права на власть  признаются за всеми дееспособными  гражданами достигшими возроста 18 лет, а управление осуществляется на основе народного представительства.

  • Суверенитет РФ

Суверенитет  РФ – свойства государственной  власти на основе воли многонационального народа самостоятельно и независимо от других государств реализовывать  внутренние и внешние функции  государств.

  • Государственный (ст.4, 67 К РФ) верховенство государственной власти на всей территории государства и независимость извне.
  • Народный (ст.3 К РФ) народ основа государственности и источник государственной власти.
  • Национальный (ст.5,68 К РФ) проявляется в федеративном устройстве государства и в государственной обособленности республик.
  • В РФ закреплен принцип разделения властей.
  • В РФ закреплено идеологическое и политическое многообразие.

Идеология – система политических правовых, религиозных, философских  взглядов на социальную действительность общества и отношения между людьми.

Идеологическое многообразие означает наличие в обществе различных идеологических концепций, течений, взглядов. Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, соц. группы, политических партий и общественных объединений:

  • Беспрепятственно разрабатывать свои теории;
  • Пропагандировать свои взгляды путем издания книг, научных трудов, с помощью СМИ;
  • Вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу;
  • Публично защищать  свои идеологические воззрения;
  • Обращаться в суд за защитой своего права, идеологического многообразия.

Плюрализм – в соответствии с  К правомерна только такая партийная  система которая включает как  минимум 2 политические партии.

Государство не может регулировать количество партий, но оно обязано  гарантировать возможность создания партий и их деятельностей.

  • Экономическое многообразие (ст.8,9 К РФ)

Закрепились основы рыночной экономики: 1) единство экономического пространства;

2) свободное перемещение товаров  и услуг и финансовых средств,  поддержка конкуренции.

В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная ,и иные формы собственности.

  • РФ социальное государство (ст.7 К РФ)

Государство способствует материальному  благополучию человека и препятствий  для осуществления трудовой и  предпринимательской деятельности.

  • РФ светское государство (ст.14 К РФ)

Никакая религия не может устанавливаться  в форме государственной или  обязательной. Религиозные объединения (церковь) отделены от государства и  равны перед законом.

К норма устанавливает, что государство не в праве вмешиваться в деятельность религиозных объединений если эта деятельность не противоречит К и федеральному закону. Государство не вправе возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов гос. власти. Государство не вправе вмешиваться в определении своего отношения к религии и религиозной принадлежности.

В РФ признается и гарантируется  местное самоуправление – осуществление  народом самостоятельной и под  свою ответственность власти на местах.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.

 

№13 Государственный суверенитет, национальный суверенитет: понятие, формы, содержание, объекты, черты.

Государственный (ст.4, 67 К РФ) верховенство государственной власти на всей территории государства и независимость извне.

Национальный (ст.5,68 К РФ) проявляется в федеративном устройстве государства и в государственной обособленности республик.

в России на конституционном уровне провозглашается и признается принцип народного суверенитета, народ (т. е. все население России – совокупность граждан и иных лиц, постоянно проживающих на территории РФ) является верховным сувереном, в этом аспекте многонациональный народ России предстает как единый конституционно-правовой субъект особого рода.

Вместе с тем в Конституции  РФ понятие «народ» используется и в другом смысле – как исторически  сложившаяся социальная общность, самоидентифицирующая себя в качестве таковой, объединенная по национальному, территориальному, бытовому, языковому и иным признакам (напр., коренные малочисленные народы Крайнего Севера). В этом смысле, в соответствии с ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, за народами в РФ признаются равноправие и право на самоопределение (т. е. влияние на процесс государственного управления). Надо заметить, что право на самоопределение – это не суверенитет, носителем которого является лишь весь многонациональный народ РФ. Формами национального самоопределения в РФ, в частности, являются субъекты РФ, образованные по национальному признаку, т. е. республики, автономные округа и автономная область, а также национально-культурная автономия, специальные формы самоуправления коренных малочисленных народов. Вместе с тем сецессия (т. е. выход субъекта РФ из состава Федерации) не допускается.

Как следует из ст. 4 Конституции РФ, государственный суверенитет РФ распространяется на всю ее целостную и неприкосновенную территорию, в частности, Конституция РФ и федеральное законодательство имеют верховенство на всей территории РФ. Субъекты РФ государственным суверенитетом не обладают. Это было подтверждено, в частности, постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10П, которым не соответствующим Конституции РФ было признано положение Конституции Республики Алтай о суверенитете данного субъекта РФ. Указанная позиция была подтверждена и в других решениях КС РФ. Конституция РФ не допускает существование двух уровней государственного суверенитета в единой системе государственной власти в РФ.

Статья 67 Конституции РФ определяет, что к территории РФ относятся  территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное  пространство над ними. Россия также  обладает суверенными правами и  осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом нормами международного права и федеральным законодательством.

№14 Принцип разделения властей  и его закрепление в Конституции  РФ.

Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Конституции РФ: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Отдельно отмечается, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Президент РФ не входит ни в одну из трех указанных ветвей государственной  власти, являясь главой государства, образуя (вместе с Администрацией Президента РФ, Советом безопасности РФ и прочими  подобными структурами) особую «президентскую власть».

1. Законы обладают высшей юридической силой, принимаются только законодательными (представительными) органами (Федеральным Собранием РФ и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ).

2. Исполнением законов занимаются органы исполнительной власти, подотчетные главе государства и в некотором отношении парламенту.

3. Между законодательными и исполнительными органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра принятия государственно-властных решений, а тем более всей полноты государственной власти на одну из указанных ветвей государственной власти в РФ.

4. Судебные органы независимы, действуют самостоятельно, в пределах своей компетенции.

5. Ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой ветви, а тем более сливаться с ней.

6. Споры о компетенции разрешаются в рамках соответствующей правовой процедуры Конституционным Судом РФ.

Конкретное содержание принципа разделения властей в российских условиях включает следующее.

Надо отметить, что разделение государственной  власти и, соответственно, органов государственной  власти в России проводится не только по горизонтали, но и по вертикали  – на федеральные органы государственной  власти и органы государственной  власти субъектов РФ.

На уровне местного самоуправления принцип разделения властей не реализуется.

№16 Конституционно – правовая характеристика государства.

Государство – организация публичной  суверенной политической власти обеспечивающая единство и целостность общества по средствам государственного механизма  управление делами общества, придающая  праву общеобязательное значение, распространенное на определенную территорию, гарантирующее  законность и правопорядок.

Субъекты федерации - автономные территориальные сообщества, которые никогда не являются государствами; все они государство подобные образования. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление.

Государство обладает относительной  самостоятельностью. 
Государство выполняет свою роль в политической системе через посредство следующих функций, которые выступают одновременно как способы разрешения тех или иных общественных проблем и как направления деятельности государственных органов и учреждений:

  1. Политическая функция - обеспечение должных условий деятельности политических и иных общественных институтов. Регулируя политическую сферу общественной жизни, государство определяет "правила игры" политических сил и обеспечивает соблюдение таких правил.
  2. Экономическая функция государства проявляется в форме регулирования экономических отношений.
  3. Социальная функция реализуется через широкие государственные программы (образования, здравоохранения, социальные пособия, выплаты).
  4. Идеологическая функция имеет целью воспитание общества в духе 
    гуманных ценностей морально- этического, культурного характера.

Рассмотрим основные характеристики государства:

  • Социальное государство.

Государство служит обществу и стремится  исключить или минимизировать неоправданные  социальные различия (например, Италия и ФРГ).

  • Правовое государство.

Конституционные характеристики государства  как правового конкретизируются в провозглашении нерушимости прав человека (например, США и Япония).

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву РФ"