Шпаргалка по "Конституционному праву РФ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 17:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Конституционному праву РФ"

Файлы: 1 файл

KP.docx

— 125.23 Кб (Скачать файл)
  • Демократическое государство.

Демократичность выражается в том, что его организация открывает  гражданам и их объединениям возможности  оказывать влияние на содержание управленческих государственных решений, добиваться реализации в этих решениях социальных интересов.

  • Светское государство.

Конституционная характеристика государства  как светского означает отделение  церкви от государства, разграничение  сфер их деятельности (например, Италия). Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения  прав религиозных организаций оказывать  материальную помощь из государственного бюджета.

Противоположностью светскому  государству является государство теократическое, в котором государственная власть принадлежит церкви (например, Ватикан).

Несколько чаще встречается клерикальное государство, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение религиозных догматов (например, Иран).

 

№17 Конституционно – правовой статус политических партий.

Это специализированная организационная  группа, объединяющая наиболее активных приверженцев той или иной цели и  службы для борьбы за завоевание и  использование полит власти.  
Отличия партий от других общ образований: наличие цели завоевание власти; наличие идеологии, способ полит организации; наличие программы действий; наличие электората; наличие организованной структуры. Партии открыто борются за получение мест в парламенте и правительстве, т. е. за участие в управлении государством. Политические играют важную роль в государстве, являясь компонентом политической системы. С борьбой между партиями связано решение вопроса о государственной власти. Основные функции партий: 
1. посредническая между массами и властью, контроль за действующей властью со стороны общества; 
2. представительская (представляет интересы слоев и социальных групп); 
3. институализация участия граждан в политике; 
4. электоральная – отбор сторонников голосующих за партию; 
5. политическая социализация, т. е. формирование у граждан свойств и навыков участия в политике; 
6. реализация политической власти. Основные требования, предъявляемые к политической партии: региональные отделения более чем в половине субъектов РФ; не менее 50 тыс. членов. Запрет на создание региональных партий и ограничение минимальной численности членов партии были признаны соответствующими Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г.

Членами политической партии могут  быть только дееспособные граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста.

В случае успешного выступления  политической партии на выборах (набрали  не менее 3 % на выборах депутатов Государственной Думы по общефедеральному избирательному округу, либо избрано не менее 12 депутатов по одномандатным округам в Государственную Думу, либо выдвинутый партией кандидат в Президенты РФ набрал не менее 3 % голосов) политическая партия имеет право на получение государственной финансовой поддержки (из федерального бюджета).

Политическая партия может быть ликвидирована по решению высшего  руководящего органа либо (в некоторых  случаях) по решению Верховного Суда РФ.

 

№18 Конституционно – правовой статус общественных объединений.

Общественные объединения бывают:

  1. Республиканские общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию всей республики.
  2. Международные общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию РБ (1 или нескольких административно-территориальных единиц) и территорию 1 или нескольких иностранных государств, и которое имеет там организационные структуры.
  3. Местные общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию 1 или нескольких административно-территориальных единиц.

Общественные отношения, возникающие  в связи с реализацией граждан  права на объединения и вопросы  организации их деятельности, реализуются  законом «Об общественных объединениях»  от 4 октября 1994г. с последующими изменениями  и дополнениями. 
 
Основные признаки общественных объединений:

  1. негосударственность
  2. неприбыльность
  3. добровольность объединения

Общественное объединение —добровольное формирования граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав. 
 
Иностранные граждане могут вступать в объединения, если это предусмотрено уставом. Не допускается вмешательство организации в государственную деятельность и наоборот. 
Общественные объединения создаются по инициативе граждан, достигших 18 лет, А молодежные и детские могут создаваться гражданами 16 лет. 
Общественные объединения имеют свой устав (содержание аналогично уставу политической партии).

 
Все общественные объединения регистрируются в Министерстве юстиции, которое  ведет специальный реестр. На местах реестры ведут исполкомы. 
 
Общественным объединениям могут быть вынесены Министерством юстиции письменные предупреждения  
Общественные объединения могут быть ликвидированы по решению:

  1. своих высших органов
  2. Суда

Ликвидация международного общественного  объединения производится Верховным  Судом по представлению Министерства юстиции. Местных—по решению Областного (Минского городского Суда) Суда по представлению  Управления юстиции соответствующих  Исполкомов. 
Не ставят целью получение власти. Материальная база—членские взносы, добровольные пожертвования, доход от проводимых культурно-массовых мероприятий (могут быть ликвидированы за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях). 

№19 Конституционно – правовое регулирование  положения церкви и религиозных  объединений.

Религиозная община—объединенная в пределах одной или нескольких населенных пунктов группа граждан, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения религиозных потребностей. 
Они образовываются при наличии не менее 10 религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одно осуществляет свою деятельность не менее 20 лет. 
Республиканское религиозное объединение—объединение, образованное из религиозных общин, действующих в большинстве областей РБ.  
Религиозные объединения, монастыри, монашеские общины, религиозные братства, сестричества регистрируются Государственным комитетом по делам религии при Совете Министров. В случае нарушения законодательства РБ, регистрирующий орган вправе вынести письменное предупреждение, а в случае повторного нарушения в течение года орган вправе обратиться в Суд с предложением о ликвидации этой религиозной организации. Таким образом, она может быть ликвидирована:

  • По решению Суда.
  • При совершении деятельности с нарушением прав, свобод, интересов граждан.
  • Если деятельность направлена против суверенитета РБ, на нарушение ее конституционного строя. 
    По решению ее учредителей.

Религиозные обряды, ритуалы проводятся в специальных зданиях и по месту жительства граждан при  условии соблюдения общественного  порядка. Их можно проводить в  учреждениях Министерства здравоохранения, местах лишения свободы, но в специально отведенных для этого местах. 
Религиозные организации вправе приобретать, распространять религиозную литературу. Ввозить в РБ ее и другие печатные, аудио, видеоматериалы разрешается после проведения государственной религиоведческой экспертизы.

 

№20 Референдум в РФ: понятие, общая  характеристика, виды референдумов, субъекты.

Референдум – форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общественного, регионального или местного масштаба.

Общая характеристика: Референдум – важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум – один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью (информированностью) по данному вопросу. Условия проведения референдума и его процедура регулируется конституциями и законодательством соответствующих стран.

Виды референдумов:

  • Общенациональные
  • Местные
  • Конституционные
  • Законодательные

По правовой значимости:

  • Консультативные (проводятся с целью выяснения воли избирателей по вопросам, решение которых остается за другими органами государства).
  • Решающие (когда акт выносится на референдум для окончательного решения его судьбы).
  • Обязательные (прописаны в К).
  • Факультативные (зависят от воли государственных органов или избирателей).

Субъектами права инициативы проведения референдума РФ являются:

  1. Не менее 2 миллионов граждан РФ, имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что на территории 1 субъекта РФ или в совокупности за пределами РФ проживают не более 10% из них.
  2. К собрание в случае, если оно примет решение внести разработанный им проект новой К РФ на всенародное голосование.

Субъекты права инициативы не могут  использовать свое право в период между назначением референдума  РФ и официальным опубликованием его результатов.

 

№21Порядок назначения конституционного референдума.

— предусмотренные федеральным  законом процедуры принятия компетентным органом решения о проведении общероссийского референдума. Правом назначения референдума РФ обладает Президент РФ. До принятия такого решения  Президент РФ в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный  Суд с запросом по поводу соблюдения требований реализации инициативы проведения референдума РФ. Решение по данному  вопросу Конституционный Суд  принимает в течение месяца. В  случае признания Конституционным  Судом соблюдения требований, предусмотренных  Конституцией РФ, Президент РФ в  течение 15 днем обязан назначить референдум. Голосование по референдуму должно быть назначено в любой выходной день в период от 2 до 3 месяцев со дня опубликования указа о  назначении референдума РФ. Организация  проведения референдума возлагается  на избирательные комиссии: Центральную  избирательную комиссию РФ, избирательные  комиссии субъектов РФ, территориальные (городские, районные) и участковые избирательные комиссии. Финансирование референдума осуществляется за счет средств федерального бюджета. Правительство  РФ в течение 15 дней после принятия указа о назначении референдума  РФ выделяет Центризбиркому денежные средства, которые тот в свою очередь  перечисляет избирательным комиссиям.

 

№22Избирательная система и избирательное  право: понятие, виды.

Избирательная система (в широком смысле) – совокупность правовых норм регулирующих порядок предоставлении избирательных прав, проведения выборов и результатов голосования. 

Избирательная система (в узком  смысле) –  совокупность установленных  законом правил, принципов, критериев  с помощью которых определяются результаты голосования; это принцип  организации избирательных округов  и порядок определения результатов  выборов; способ распространения депутатских  мандатов между кандидатами в  зависимости от результатов голосования.

Виды избирательных систем:

  1. Мажоритарная

В основе лежит принцип большинства. Избранными считаются те кандидаты  которые получили установленное  большинство голосов. При данной системе территория всего государства  делится примерно на равные по числу  избирателей округа от которого избираются депутаты.

  1. Мажоритарная система абсолютного большинства.

(50% избирателей +1 голос – формула  абсолютного большинства. В РФ  по данной системе избирается  Президент РФ).

  1. Мажоритарная система относительного большинства.

Избранным считается тот кандидат, который получил больше чем любой  из его соперников.

  1. Мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства.

Избранным считается тот кандидат получивший квалифицированное большинство  голосов избирателей ( установленное  законом) и превышающее большинство  абсолютное.

  1. Пропорциональная

В основе лежит принцип пропорционального  представительства, политических объединений  участвующих в выборах. Избиратель при данной системе голосует за партию, а не за конкретное лицо.

  1. Смешанная (1половина по мажоритарной 2 половина по пропорциональной).

Избирательное право ( в объективном значении) – это система правовых норм  «регулирующих порядок организации и проведения выборов.

Избирательное право ( в субъективном значении) – субъективная возможность  гражданина государства избирать (активное право) и быть избранным (пассивное  право).

 

№ 23 Мажоритарная избирательная система.

В основе лежит принцип большинства. Избранными считаются те кандидаты  которые получили установленное  большинство голосов. При данной системе территория всего государства  делится примерно на равные по числу  избирателей округа от которого избираются депутаты.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву РФ"