Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 12:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Конституционному праву"
30. Символика российского государства.
Государственный флаг РФ
Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. |
|
Государственный герб РФ
Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра I. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии. | ||
|
|
| ||
| ||||
|
|
|
||
Государственный гимн РФ
Государственный гимн Российской Федерации исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами. При публичном исполнении гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов. Гимн транслируется государственными телерадиокомпаниями: в новогоднюю ночь после боя часов, отмечающего наступление нового года; перед эфиром первой телепрограммы в дни государственных праздников. |
|
|
31. Порядок разрешения споров о компетенции между Федерацией и ее субъектами.
Конституция
Российской Федерации, Федеративный договор
и конституции республик в составе Российской
Федерации определяют предметы ведения
республик. Часть из них составляют предметы
совместного ведения Федерации и республик
в ее составе. Эти вопросы решаются как
федеральными, так и республиканскими
государственными органами.
Предметы совместного ведения Федерации
и республик в ее составе можно условно
разделить на три группы: В области государственного
строительства. В области законодательного
регулирования. В области экономического
и социально - культурного строительства.
В области государственного строительства
в совместном ведении Российской Федерации
и республик в ее составе находятся прежде
всего обеспечение соответствия конституций
и законов республик Конституции Российской
Федерации и федеральным законам. Обеспечение
верховенства федерального закона в современной
российской государственности играет
особую роль, учитывая те центробежные
тенденции, которые обнаружились в Российской
Федерации в последние годы. По этому проведение
в жизнь этого принципа ? дело как самой
Федерации, так и всех ее субъектов, заинтересованных
в сохранении Федерации и плодотворном
ее функционировании, последовательном
проведении в жизнь тех принципов на которых
базируются взаимоотношения Федерации
и ее субъектов, а также приведении в соответствие
с федеральным законодательством тех
законодательных актов республик, которые
были приняты под влиянием выше упомянутых
центробежных сил. Превращение центробежных
тенденций в центростремительные одна
из важных, я полагаю, задач стоящих перед
органами государственной власти Российской
Федерации и республик в ее составе.
В совместном ведении Российской Федерации
и республик находятся также защита прав
и свобод человека и гражданина; защита
прав национальных меньшинств; обеспечение
законности, правопорядка, общественной
безопасности; режима пограничных зон.
К совместному ведению Российской Федерации
и республик в ее составе отнесен большой
круг вопросов законодательного регулирования.
Предметами совместного ведения Российской
Федерации и республик в ее составе являются
кадры судебных и правоохранительных
органов, адвокатура и нотариат; установление
общих принципов организации системы
органов государственной власти и местного
самоуправления.
В области экономического и социально
- культурного строительства к совместному
ведению Российской Федерации и республик
в ее составе относятся вопросы владения,
пользования и распоряжения землей, недрами,
водными и другими природными ресурсами;
разграничение государственной собственности;
установление общих принципов налогообложения
и сборов в Российской Федерации.
В случае, если чрезвычайное положение
вводится федеральными органами государственной
власти на территории республики в составе
Российской Федерации, необходимо предварительное
согласие органов государственной власти
этой республики. Если обстоятельства,
служащие основанием для введения чрезвычайного
положения, затрагивают территорию только
одной республики в составе Российской
Федерации, чрезвычайное положение в этой
республики может быть введено органами
ее государственной власти с немедленным
уведомлением Президента Российской Федерации
и Федерального собрания Российской Федерации
и осуществляется в соответствии с федеральным
законом.
Особую область совместного ведения Российской
Федерации и республик в ее составе составляют
внешние сношения, где общей заботой Российской
Федерации и находящихся в ее составе
республик являются координация международных
и внешнеэкономических связей республик,
выполнение международных договоров Российской
Федерации.
Законопроекты по предметам совместного
ведения, разработанные федеральными
органами государственной власти, направляются
республикам в составе Российской Федерации,
соответствующие предложения которых
рассматриваются федеральными органами
государственной власти.5
В Российской Федерации действует Положение
о порядке работы по разграничению предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации и о взаимной передаче осуществления
части своих полномочий федеральным органам
исполнительной власти и органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
утвержденное Указом Президента Российской
Федерации от 12 марта 1996 г.
Иначе обстоит дело с краями, областями
и городами федерального значения, т.к.
они не являются суверенными образованиями
в составе Российской Федерации.
В составе Российской Федерации 6 краев,
49 областей и два города федерального
значения ? Москва и Санкт - Петербург.
Они являются государственно - территориальными
образованиями в составе Федерации, которым
в соответствии с действующей Конституцией
Российской Федерации (ст. 65) присвоен
статус ее субъектов.
Являясь субъектами Российской Федерации,
края, области, города федерального значения
обладают определенной учредительной
властью. В их прерогативе принимать свои
уставы, законы и иные нормативно - правовые
акты.
В соответствии с Конституции Российской
Федерации и Федеративному договору, в
совместном ведении Федерации и краев,
областей и городов федерального значения
находятся аналогичные проблемы вышеперечисленным
относительно республик в составе Российской
Федерации. За исключением лишь вопросов
внешних сношений.
Конституция Российской Федерации предусматривает
(ч. 2 ст. 76), по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации издаются федеральные законы,
в соответствии с которыми органы государственной
власти краев, областей и городов федерального
значения осуществляют собственное правовое
регулирование в пределах своей компетенции,
принимая свои нормативные акты.
Законопроекты по предметам совместного
ведения, разработанные федеральными
органами государственной власти, направляются
краям, областям, городам федерального
значения для обсуждения и представления
предложений.
В составе Российской Федерации в качестве
ее субъектов также находятся: Еврейская
автономная область; Агинский Бурятский,
Коми - Пермяцкий, Корякский, Ненецкий,
Таймырский (Долгано - Ненецкий), Усть -
Ордынский Бурятский, Ханты - Мансийский,
Чукотский, Эвенкийский, Ямало - Ненецкий
автономные округа.
Автономная область и автономные округа
? национальные государственные образования,
отличающиеся особым национальным составом
и бытом населения.
В области государственного строительства
в совместном ведении Российской Федерации
и автономий в ее составе находятся обеспечение
соответствия уставов, законов и иных
правовых актов автономий Конституции
Российской Федерации и федеральным законам.
В совместном ведении Российской Федерации
и автономий находятся также защита прав
и свобод человека и гражданина; защита
прав национальных меньшинств; обеспечение
законности, правопорядка, общественной
безопасности; режима пограничных зон.
К совместному ведению Российской Федерации
и автономной области и автономных округов
в ее составе находится круг вопросов
законодательного регулирования. Это
административное, административно - процессуальное,
трудовое, семейное, жилищное, земельное,
водное, лесное законодательство, законодательство
о недрах, об охране окружающей среды.
Вопросами совместного ведения Российской
Федерации и автономий в ее составе являются
также кадры судебных и правоохранительных
органов, адвокатура и нотариат; установление
общих принципов организации системы
органов государственной власти и местного
самоуправления.
В области экономического и социально
- культурного строительства к совместному
ведению Российской Федерации и автономий
относятся вопросы владения, пользования
и распоряжения землей, недрами, водными
и другими природными ресурсами; разграничение
государственной собственности; природопользование;
охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности; особо охраняемые
природные территории; установление общих
принципов налогообложения и сборов в
Российской Федерации.
Российская Федерация и автономная область
и автономные округа в ее составе совместно
ведают: общими вопросами воспитания,
образования, науки, культуры, физической
культуры и спорта; охраной памятников
истории и культуры; защитой исконной
среды обитания и традиционного образа
жизни малочисленных этнических общностей;
координация вопросов здравоохранения;
защитой семьи, материнства, отцовства
и детства; социальной защитой, включая
социальное обеспечение; осуществлением
мер по борьбе с катастрофами, стихийными
бедствиями, эпидемиями и ликвидацией
их последствий.
Введение чрезвычайного положения на
территории автономной области и автономных
округов в составе Российской Федерации
осуществляется федеральными органами
государственной власти с уведомлением
органов государственной власти автономной
области и автономных округов.
Законопроекты по предметам совместного
ведения, разработанные федеральными
органами государственной власти, направляются
автономной области и автономным округам
для обсуждения и представления предложений.
32. Конституционно - правовой статус республик.
Республики вправе устанавливать свои государственные языки. Республика - равноправный субъект РФ. Республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ.
Республика в составе РФ:
1) непосредственно входит в состав РФ,
2) обладает собственной территорией,
3) принимает конституцию,
4) вправе устанавливать свои государственные
языки,
5) имеет свои предметы ведения и полномочия,
сферу вопросов совместного ведения с
РФ,
6) образует собственные органы государственной
власти,
7) наделена правом издавать законы и иные
правовые акты, заключать договоры и соглашения
о разграничении предметов ведения и полномочий
с федеральными органами государственной
власти,
8) имеет право на представительство в
Совете Федерации,
9) имеет право законодательной инициативы
в ГД CФ РФ, право вносить предложения о
поправках и пересмотре положений Конституции
РФ, обращаться с запросами в Конституционный
Суд РФ, выражать свое мнение по поводу
кандидатур на должность прокурора республики.
На основе Конституции РФ статус республики
конкретизируется ее конституцией.
Конституция республики в составе РФ:
1) является атрибутом государственности
данного субъекта РФ;
2) обладает учредительными свойствами;
3) имеет высшую юридическую силу по вопросам,
отнесенным к ведению республики;
4) принимается и изменяется парламентом
или в ином установленном республикой
демократическом порядке;
5) не нуждается в утверждении или регистрации
со стороны федеральных органов власти;
6) закрепляет основы конституционного
строя, основные права и свободы человека
и гражданина, организацию и деятельность
органов государственной власти и местного
самоуправления;
7) гарантируется Конституционным Судом
РФ и республиканскими конституционными
судами.
Республика имеет административную внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов. Она может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем Государственной границей. РФ
Территория республики - пространственный предел ее власти.
Республика имеет свою правовую систему, которая включает конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с РФ, с другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий. Статус республики характеризуется наличием республиканской собственности. Она включает земельные участки, объекты лесного и водного фонда, фонда недр, растительного и животного мира, другие природные богатства, находящиеся на ее территории, а также памятники истории культуры и иные ценности республиканского значения. Эти объекты используются в целях обеспечения материальных и духовных потребностей народов республик.
33. Конституционно - правовой статус края, области, города федерального значения.
В составе Российской Федерации 6 краев,
49 областей и два города федерального
значения - Москва и Санкт-Петербург. Они
являются государственно-
Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; другими федеральными актами.
Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.
Устав закрепляет конституционно-правовой
статус края, области, города федерального
значения организацию государственной
власти; порядок нормотворческой деятельности;
административно-
Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с согласия края, области, города федерального значения.
Каждый край, каждая область, Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции Российской Федерации, а также уставов края, области, города федерального значения.
Следует отметить, что если прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектов Федерации.
Края, области, город федерального значения вправе иметь свою символику. Так, согласно Уставу Иркутской области (ст. 68), область имеет свои герб и флаг, утверждаемые Собранием области. Порядок использования официальной символики области определяется законом области.
Края, области, Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону. В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса. Так, по Государственному Уставу Краснодарского края (ст. 16) лишение края статуса субъекта Российской Федерации или придание ему статуса иного субъекта Российской Федерации возможно только на основе Конституции Российской Федерации и Федеративного договора при условии одобрения соответствующего решения на краевом референдуме.
Конституция Российской Федерации обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти краев, областей и городов федерального значения обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, представительные органы и администрация края, области, города федерального значения вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства Российской Федерации.
Края, области имеют свои административные центры.
Согласно Конституции Российской Федерации и Федеративному договору, в совместном ведении Федерации и краев, областей и городов федерального значения и сфере государственного строительства находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.
К совместному ведению Российской
Федерации и краев, областей и городов
федерального значения относится широкий
круг вопросов законодательного регулирования, включающий административное, административно-
К совместному ведению Российской Федерации и краев, областей и городов федерального значения отнесены также кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура и нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В области экономического и социально-культурного строительства в совместное ведение Российской Федерации и краев, областей, городов федерального значения входят вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются законами Российской Федерации и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природных ресурсов.
Российская Федерация и края, области, города федерального значения совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.
Введение чрезвычайного положения на территории края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации с уведомлением органов власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 76), по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая свои нормативные правовые акты.
34. Конституционно - правовой статус автономной области, автономного округа.
В составе РФ выделяется 10 автономных округов: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский - Югра, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.