Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:04, шпаргалка
Описание работы
· 1. Римское публичное и частное право. Понятие и характерные черты · 2. Роль римского права в истории права и правовых учениях · 3. Периодизация римского права · 4. Рецепция римского права · 5. Система римского права · 6. Право народов · 7. Право цивильное и право преторское · 8. Понятие и виды источников римского права · 9. Правовой обычай как источник римского права
Однако признавались исключения,
вызванные требованиями публичного правопорядка.
Например, все приобретенное подвластным
сыном на войне считалось только его личной
собственностью. На таком же положении
были приобретения на гражданской службе.
Самостоятельным имуществом детей считалось
то, что получено по наследству от матери
или из ее семьи.
Отцовская власть
над детьми прекращалась:
— смертью домовладыки;
— утратой домовладыкой статуса
свободы или римского гражданства;
— высвобождением, или добровольным
актом домовладыки (mamimissio), который приравнивался
по форме к освобождению раба на свободу;
или принудительно-правовым (за нарушения
обязанностей родителя в отношении детей,
троекратную продажу в рабство); или по
силе частного права (сын имел право выкупиться
из-под власти или реально, или путем символического
судебного процесса, если отец отказывал
в добровольной manumissio). Дочери не приобретали
ни личной, ни имущественной самостоятельности:
они могли только перейти под власть другого
домовладыки — их брата, племянника, старшего
родственника.
26. Узаконение и усыновление. Формы усыновления
Узаконение — признание законными детей
данных родителей, рожденных ими вне законного
брака.
Способы узаконения:
1) путем представления внебрачного
сына в ordo местных декурионов с наделением
его известным имущественным цензом;
2) путем последующего брака
родителей внебрачного ребенка;
3) путем издания специального
императорского указа (рескрипта);
4) путем зачисления сына в члены
муниципального сената, а дочери — выдачи
замуж за члена муниципального сената.
Усыновление — способ установления отцовской
власти (patria potestas) над чужими детьми.
Формы усыновления:
1) arrogatio — усыновление
persona sui iuris (семейно самостоятельных лиц).
Первоначально производилось публично
в народных собраниях (куриатных комициях),
затем императором и судом, но важно было,
чтобы об усыновлении было публично объявлено;
2) adoptio — усыновление
persona alieni iuris (семейно подвластных лиц).
Означало смену paterfamilias (отца семейства),
которому подчинялся подвластный. Влекло
разрыв кровных связей с прежней семьей
и возникновение родства с семьей усыновителя.
Процедура adoptio:
— освобождение подвластного
от власти отца семейства (patria potestas), под
которой он находился, для чего была необходима
троекратная фиктивная продажа с последующим
освобождением мнимым покупателем. Досрочное
освобождение из-под отцовской власти
в древнюю эпоху могло быть и при посвящении
дочери в весталки, а сына — во фламины,
в период империи — при назначении на
высшие государственные либо церковные
должности;
— вступление под власть отца
семейства (patria potestas) усыновителя путем
иска vindicatio in patriam potestam (виндикационного
иска, возникающего из отцовской власти).
После того как продажа ребенка совершалась
в третий раз, мнимый покупатель не отпускал
его на свободу и выступал в качестве ответчика
по указанному иску, который к нему согласно
достигнутой заранее договоренности предъявлял
усыновитель. Усыновитель вместе с подвластным
являлись к претору, где позитивно или
путем молчания признавали иск, после
чего претор объявлял подвластного состоящим
под patria potestas усыновителя. Adoptio, будучи,
в отличие от arrogatio, частноправовым актом,
не содержало ограничений для усыновления
совершеннолетних и женщин, тем более
что освобождение женщины от patria potestas
наступало уже после однократной «продажи».
При Юстиниане описанная процедура
была заменена заявлением перед судом:
adoptio совершался путем занесения в судебный
протокол соглашения прежнего домовладыки
усыновляемого с усыновителем в присутствии
усыновляемого. А усыновленный продолжал
состоять под patria potestas родного отца, становясь
лишь законным наследником усыновителя.
Условия усыновления:
— усыновлять могли только мужчины
(женщины — лишь для возмещения потери
сына);
— усыновитель должен быть persona
sui iuris (семейно самостоятельным лицом).
Подвластные не могли быть усыновителями
в связи с тем, что в то время за все совершаемые
сделки ответственность за них нес их
домовладыка;
— усыновитель должен быть старше
усыновляемого на 18 лет;
— при arrogatio усыновитель должен
быть не моложе 60 лет.
В императорский период был
отменен запрет на усыновление детей,
не достигших совершеннолетия.
27. Опека и попечительство
Опека (tutela) — установление правового
покровительства одного лица в отношении
других, которые в силу традиции или прямых
требований закона признавались нуждающимися
в опеке, или «охраняющем управлении».
Формы опеки:
— обязательная опека
домовладыки в отношении всех членов своей
семьи и всех подвластных;
— завещательная опека,
которая устанавливалась по завещанию
домовладыки в отношении наследника, если
он не обладал необходимыми качествами,
которые бы сделали его лицом «своего
права»;
— наставленная опека,
когда опекун назначался по решению уполномоченного
на то магистрата в отношении лиц, признанных
в этом нуждающимися по своим правовым
или социальным качествам.
Опека — публичная повинность,
от которой можно отказаться лишь при
наличии уважительных причин (например,
отправление государственных обязанностей,
неграмотность, болезнь, возраст свыше
70 лет, ученые занятия, частые отлучки
по общественным или государственным
делам). Нельзя было брать на себя более
трех опек.
Опека устанавливалась
в отношении:
— несовершеннолетних
— до достижения опекаемым лицом определенного
возраста. Несовершеннолетние: дети (infantes) —
лица в возрасте до 7 лет; подростки (infantes
raaj ores) — лица в возрасте от 7 до 12 лет, мальчики
— до 14 лет; юноши — до 25 лет;
— женщин — постоянно
и не зависела от достижения какого-либо
возраста. При этом опека устанавливалась
как в отношении замужней, так и в отношении
незамужней женщины, но ее назначение
осуществлялось во втором случае по личному
пожеланию женщины. Опекун не имел прав
ни в отношении личности женщины, ни над
ее имуществом, но соучаствовал только
в совершении тех юридических действий,
которые нуждались в гарантии и в его утверждении
по законам. Попечительство
(cura) — особый вид законной опеки, устанавливаемой
только по решению властей в отношении
сумасшедших и безумных, а также расточителей.
Попечительство устанавливалось по решению магистрата, который
исследовал психическое состояние и социальное
поведение интересующего лица. В отношении
безумных могло быть принято решение о
полной их недееспособности, тогда попечитель
полностью принимал на себя ведение дел
и возможных судебных процессов опекаемого,
но могло быть признано наличие «светлых
промежутков», тогда действия опекаемого,
совершенные в — эти промежутки, имели
полную правовую силу. В — отношении расточителей
принималось решение об их ограниченной
дееспособности: они не могли совершать
сделки отчуждения, заключать обязательства
личного характера и так далее, но они
сохраняли все права по приобретению имущества,
несли ответственность за причиненный
их действиями вред и другие.
Не могли быть опекунами
и попечителями: несовершеннолетние, неграждане,
расточители, безумные, глухие, немые,
тяжелобольные, рабы, женщины, солдаты,
лица духовного звания, муж в отношении
жены, кредиторы, должники и т. д.
Опека или попечительство (исключая опеку над женщинами) прекращались:
— с исчезновением условий для
назначения опеки (если безумный выздоровел,
если расточитель исправился, если несовершеннолетний
достиг необходимого возраста);
— смертью опекуна или попечителя
либо уменьшением его правоспособности
по решению суда.
28. Брак. Понятие, сущность, виды
Брак (matrimonium) — «союз мужчины и женщины,
соединение всей жизни, общность божественного
и человеческого нрава» (Модестин).
Как проявление требований
«человеческого права» брачный союз подчиняется
установлениям гражданского права (публичного
и частного), как проявление требований
«божественного права» брачный союз должен
отвечать высшим предписаниям морального
и религиозного характера.
Правильный брак — союз, заключенный мужчиной
и женщиной одного правового качества;
этот брак заключался в специальных, признанных
законами формах, этот брак рождал все
предусмотренные правом личного и имущественного
характера последствия для супругов.
Неправильный брак или вообще брачный союз — союз
между партнерами разного права (между
римлянином и женщиной другого гражданства,
между перегринами и т. п.); этот брак рождал
все правовые последствия для супругов,
но не в соответствии с предписаниями
цивильного права.
Брак характеризовался:
— взаимностью: в него вступают
два партнера, причем безусловное равенство
сторон не является обязательным условием
брака;
— состоянием физической зрелости
и наличием определенных сексуальных
качеств партеров;
— согласием партнера;
— наличием половой связи между
партнерами в браке;
— стремлением партеров заключить
именно брачный союз;
— постоянной совместной жизнью
супругов: партнеры в браке ведут общее
хозяйство, живут вместе и т. п.
Отсутствие любого из вышеперечисленных
условий ставило под сомнение правовой
смысл брачного союза, переводило отношения
мужчины и женщины в другое качество либо
служило основанием для признания брака
недействительным.
Виды римского брака:
— matrimonium justum — законный римский
брак между лицами, имеющими ius conubii;
— matrimonium juris gentium — брак между
лицами, не имеющими jus conubii.
Виды законного римского
брака:
— cum manu mariti — брак
с властью мужа, в силу которой жена (uxor)
поступала либо под власть мужа, либо под
власть домовладыки, если сам муж был подвластным
лицом. Вступление в такой брак неизбежно
означало capitis deminutio жены: если до брака
жена была persona sui iuris, то после вступления
в брак cum manu она становилась persona alieni iuris.
Если до брака она была in potestate своего отца,
то, вступив в этот вид брака, она подпадала
под власть мужа или его paterfamilias, если муж
был под властью отца, и становилась агнаткой
семьи мужа;
— sine manu mariti — брак
без власти мужа, при котором жена оставалась
подвластной прежнему домовладыке либо
была самостоятельным лицом. В отличие
от конкубината обладал особым намерением
основать римскую семью, иметь и воспитывать
детей. Брак sine manu следовало возобновлять
ежегодно. Прожив в течение года в доме
мужа, жена автоматически подпадала под
его власть — по давности. Женщина, не
желавшая установления над собой власти
мужа фактом давностного с нею сожительства,
должна была ежегодно отлучаться из своего
дома на три ночи и таким образом прерывать
годичное давностное владение ею (Законы
XII Таблиц).
Cum manu и sine manu mariti различались
между собой как по формальным
основаниям (порядок заключения, расторжения
и т. д.), так и по существу (содержание
имущественных и личных отношений супругов).
29. Условия и формы заключения брака. Брачные
препятствия
Способы заключения
брака cum manu:
— confarreatio — религиозный свадебный
обряд;
— coemptio — путем покупки жены;
— признание брака по истечении
давности пребывания жены в доме супруга
в течение 1 года без каких-либо претензий
со стороны ее родственников.
Способы заключения
брака sine manu:
— увод жены в дом мужа, который
рождал все предусмотренные правом последствия
личного и имущественного характера;
— usus — совершение неформального
брака путем простого соглашения, за которым
должно было необходимо следовать deductio
feminae in domum nuptias. Заключению брака обязательно
должно было предшествовать обручение. Обручение
и брачная церемония могли следовать одно
за другим непосредственно по времени,
но могли быть и отдалены друг от друга
даже несколькими годами. Во время обручения
предполагаемые будущие брачные партнеры
выражают намерение заключить между ними
брак и обмениваются подарками подобающей
социальному уровню партнеров стоимости;
обручение может быть совершено и представителями
будущих супругов — их родителями, опекунами
и т. д. Обмен подарками придавал обручению
некий вид частноправовой сделки. Факт
обручения, брачные намерения и факт обмена
подарками закреплялись специальными
письменными документами (в более раннее
время — присутствием свидетелей-гостей).
Обручение можно было расторгнуть как
по взаимному согласию, так и в порядке
судебной процедуры как отказ от обязательства.
Такое расторжение не считалось разводом
и не могло в дальнейшем служить препятствием
к заключению других браков партнерами.
В древнейшее время нарушение обручения
давало другой стороне право потребовать
возмещения причиненного ущерба. По преторскому
праву нарушение обручения влекло за собой
только infamia и ограничение права выступать
в суде в качестве представителя чужих
интересов. В период империи сторона, нарушившая
обручение, теряла право на возвращение
сделанных ею подарков. Условия заключения
брака: