Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:04, шпаргалка
Описание работы
· 1. Римское публичное и частное право. Понятие и характерные черты · 2. Роль римского права в истории права и правовых учениях · 3. Периодизация римского права · 4. Рецепция римского права · 5. Система римского права · 6. Право народов · 7. Право цивильное и право преторское · 8. Понятие и виды источников римского права · 9. Правовой обычай как источник римского права
Цивильное (от лат. civitas — «город»), или
квиритское, право (римляне называли себя
квиритами в честь бога войны Яна Квирина) —
совокупность норм права, исходящих от
народного собрания, позднее — сената. Источники цивильного
права: обычаи и законы. Это привилегированное
право, которое отделяло членов римской
общины от неримлян. Оно было создано для
римлян и действовало только в отношении
римских граждан.
Цивильное право консервировало
патриархальное строение семьи с безусловным
господством домовладыки, в его рамках
не было развитого права собственности
и всего того, что закономерно обусловливает
обращение такой собственности. Отношения
гражданства заканчивались на пороге
римского дома и определяли только военно-общественную
и религиозную деятельность узкого круга
глав родов и семей в традициях, восходящих
еще к временам военной демократии.
Преторское право (jus honorarium или jus praetorium) — совокупность
правил и формул, созданных претором. Источники преторского
права: эдикты преторов.
Преторское право представляло
из себя наиболее динамично развивающуюся
часть римского частного права.
Преторское право действовало
не только в отношении римских граждан.
С разрастанием Римской империи и развитием
товарооборота, в который вступали лица,
не имеющие римского гражданства, возникла
необходимость в правовом оформлении
данных отношений. Эта проблема была решена
созданием должности претора перегринов.
Магистраты, обладавшие высшей
властью, — преторы, правители провинций,
а в пределах своей компетенции курульные
эдилы — издавали эдикты, программные
заявления, общеобязательные на год службы
издавшего эдикт магистрата. Затем преемники
стали переписывать из эдиктов предшественников
все, имевшее жизненное значение, — постоянные эдикты
(edictum perpetuum). В 125–130 гг. император Адриан
поручил юристу Сальвию Юлиану
установить окончательную редакцию постоянного
эдикта с целью закрепления отдельных
постановлений преторского права.
Влияние преторского
права определялось тем, что претор
не только издавал эдикты, но и предварительно
решал вопросы о судебной защите по конкретным
делам.
Преторский эдикт, не отменяя
формально норм цивильного права, указывал
пути для признания новых отношений и
этим становился формой правообразования.
В качестве руководителя судебной деятельности
претор мог придать закону практическое
значение или, наоборот, лишить силы положения
права. Давая иск или возражение против
иска вопреки цивильному праву или в дополнение
цивильного права, преторский эдикт создавал
новые формы права.
Зачастую законодатель в лице
главы собраний либо в лице императора
старался отразить нормы цивильного права
в новых законах, в новых конституциях
то, что было наработано.
Взаимосвязь цивильного
и преторского права выражалась в творчестве юристов,
которые комментировали, с одной стороны,
цивильное право, а с другой — преторское
право.
Юрист Марциан называл преторское право живым
голосом цивильного права в том смысле,
что преторский эдикт быстро откликался
на запросы общественной жизни и интересы
господствующего класса и их удовлетворял.
К концу III в. различие между цивильным и
преторским правом практически исчезло.
8. Понятие и виды источников римского права
Источники римского
права — формы закрепления и выражения
правовых норм, имеющие общеобязательное
значение и включающие способы, формы
образования норм права и условия жизни
общества.
Виды источников
римского права:
— обычное право;
— законы;
— плебисциты — акты собрания
плебеев без сенаторов. Отличие плебисцитов
от обычных законов — плебесциты принимались
народным собранием без предварительного
обсуждения в сенате по инициативе плебейских
трибунов. Закон Гортензия
287 г. до н. э. придал плебисцитам силу
законов;
— сенатусконсульты;
— конституции императоров;
— эдикты магистратов;
— ответы юристов.
Ниже перечислены
источники римского права.
1. Надписи на дереве,
камне, бронзе (например, «Гераклейская таблица»,
бронзовая доска, на которой был изложен
закон о муниципальном устройстве), на
стенах построек (например, надписи, найденные
при раскопках г. Помпеи, засыпанного лавой
при извержении Везувия в 79 г. н. э.) и т. д.
В новое время (начиная со второй половины
XIX в.) надписи опубликовывали в специальном
издании Corpus inscriptionum latinarum
(Свод латинских надписей); над этим
изданием поработали историки Моммзен, Дессау,
Гюбнер, Гиршфельди др. Наиболее важные
с правовой стороны надписи даются в 7
изд. (1909 г.) книги Брунса «Источники римского
права» (Bruns. Fontes iuris romani).
2. Законы XII Таблиц
— свод законов, признаваемый источником
всего публичного и частного права, запечатленный
в виде медных многогранных колонн, выставленных
на римском форуме. Законы XII Таблиц состояли
из разделов: о вызове в суд (таблица I),
о вершении исков (таблица II), о долговом
рабстве (таблица III), о порядке манципации
при сделках (таблица IV), о завещании и
семейных делах (таблица V), о пользовании
земельным участком (таблица VI), о воровстве
(таблица VII), о личном оскорблении — обиде
(таблица VIII), об уголовных наказаниях
(таблица IX), о порядке похорон и церемоний
(таблица X), о публичных делах в городе
(таблица XI), о неиспрашивании привилегий
(таблица XII). Подлинный и полный текст
Законов XII Таблиц неизвестен, известны
попытки их реконструкции и систематизации
на основании цитат из других римских
юридических источников классической
эпохи.
3. Corpus juris oivilis —
кодификация императора Юстиниана.
4. Произведения римских
юристов, в особенности произведения римских
историков : Тита Ливия (конец
I в. до н. э. — начало I в. н. э.), Тацита (I–II вв.
н. э.), Аммиана Марцеллина
(IV в. н. э.); римских антикваров («грамматиков»): Варрона (II–I вв.
до н. э.), Феста (I в. н. э.); римских ораторов
(в особенности Цицерона, I в.
до н. э.); римских писателей:
Плавтаи Теренция, в комедиях которых
немало указаний на состояние права; лириков
и сатириков (Катулла, Горация,
Ювенала и др.); философа Сенеки и др.
5. Папирусы, изучению
которых посвящена специальная отрасль
исторической науки — папирология. Папирусы
содержат богатый материал для познания
местных особенностей в праве отдельных
провинций Римского государства. Есть
папирусы, содержащие и документы общеимперского
значения, например на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы
— Constitutio Antonina 212 г. н. э. о предоставлении
прав римского гражданства провинциалам.
9. Правовой обычай как источник римского
права
Обычное право — древнейшая
форма образования римского права. Обычное право
— совокупность общеобязательных правил
поведения, сложившихся в Древнем Риме
в результате их неоднократного использования,
санкционированных и защищаемых государством,
но не зафиксированных в каком-либо формальном
акте.
Если такие сложившиеся в практике
правила поведения людей не получали признания
и защиты от государственной власти, они
оставались простыми обычаями (бытовыми);
если обычаи признавались и защищались
государством, они становились правовыми
обычаями, составляли обычное право, а
иногда даже воспринимались государственной
властью, придающей им форму закона.
Обычное право — неписаное право
(jus non scriptum), восходящее к обычаям первобытного
общества.
Нормы обычного права:
— mores maiorum — обычаи предков;
— usus — обычная практика;
— commentarii pontificum — обычаи, сложившиеся
в практике жрецов;
— commentarii magistratuum — обычаи, сложившиеся
в практике магистратов;
— consuetudo — обычай в императорский
период. Значение обычаев:
— заменяли указания других,
более определенных источников права,
прежде всего законов;
— свидетельствовали о способе
применения законов и других источников
права в юридической практике.
Обычаи признавались
источником права, если отсутствовали конкретные
требования, выраженные в других формах:
«В тех делах, в которых мы не пользуемся
писаными законами, нужно соблюдать то,
что указано нравами и обычаями». В этой
ситуации требование обычая, безусловно,
обязательно. «Укоренившийся обычай заслуженно
применяется как закон, и это есть право,
о котором говорится, что оно установлено
нравами» (Дигесты).
В императорский период обычай
не должен был противоречить закону; обычай
не мог отменять указание закона. «Долго
принявшийся обычай следует соблюдать
как право и закон в тех случаях, когда
не имеется писаного закона» (Дигесты).
Для признания обычая
правовым, т. е. дающим основание для защиты
судом, он должен был:
— выражать продолжительную
правовую практику в пределах жизни более
одного поколения;
— выражать однообразную практику,
причем безразлично, действия или бездействия;
— воплощать неотложную и разумную
потребность именно в правовом регулировании
ситуации, т. е. далеко не все обыкновения
даже коммерческого оборота могли составить
правовое требование обычая (например,
не создавали такового обыкновение «давать
на чай», разные принятые формы отчетности,
обычаи делать подарки и т. п.). Специфика правового
применения обычая — ссылающийся
на обычай должен был сам доказывать факт
его наличия, обычай не презюмировался
(предполагался) в суде, а доказывался.
Особенность римского
правового обычая — неразрывность понимания
обычая с нравами. Предписания обычая
— «молчаливое согласие народа, подтвержденное
древними нравами». В силу этого обычай
носил черты религиозного правила, опирающегося
на авторитет жреческого толкования; в
языческую пору глашатаем обычая нередко
становилось обращение к оракулу, что
само по себе подчиняло вытекающие из
него правовые требования религиозной
традиции. В христианскую эпоху аналогичный
характер стали носить ссылки на Священное
писание и евангелический канон.
10. Закон как источник римского права. Виды
законов. Сенатусконсульт
Законы (leges) — главное воплощение римского
писаного права.
Для признания правового предписания
в качестве закона необходимо было, чтобы
он исходил от имеющего соответствующие
полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал
весь римский народ, и чтобы он был надлежащим
образом обнародован: тайный правовой
акт не мог иметь верховной юридической
силы. Для его принятия закон должен был
быть доведен до сведения граждан — выставлен
магистратом заблаговременно на специальном
месте форума.
«Законы — имеющие предписывающий
характер общие постановления, предложенные
магистратом, принятые народным собранием
и утвержденные Сенатом». Закон для придания
ему должной значимости мог исходить только
от законно избранного магистрата и только
в пределах его компетенции. Римские законы
и получали, как правило, наименование
по его инициатору: закон Корнелия, закон
Аквилия и т. д. Иногда наименование
было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.
Закон должен был содержать обязательные элементы:
1) praescriptio — вводная
часть, или указатель обстоятельств издания;
2) rogatio — текст
закона, который мог подразделяться на
главы и т. п.;
3) sanctio — последствия
нарушения закона и ответственность нарушителей.
Древнейший закон — Leges XII tabularum 451 г. до
н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление
объясняют борьбой плебеев с патрициями
за ограничение произвола. Законы XII таблиц
установили одинаковые нормы для коренных
жителей и плебеев, но не провели их равенства.
Содержание Законов XII Таблиц отражает
жизнь Рима — земледельческого общинного
натурального хозяйства. Нет норм о меновой
торговле, об обязательствах, за исключением
займа.
Виды законов:
— lex perfecta, нарушение
которых влечет недействительность сделки;
— lex minus quam perfecta
— влечет невыгодные последствия без
признания сделки недействительной;
— lex imperfecta — без
санкции.
В Риме республиканского периода
законами являлись постановления народного
собрания — plebiscita. Причем
народное собрание не имело законодательной
инициативы. Чиновник, имеющий право созыва
народного собрания, выдвигал на нем свой
законопроект, который либо принимался
в предложенном виде, как правило, с именем
автора (uti rogas), либо отвергался полностью
(antiquo). Частичные изменения в законе, не
внесенные самим магистратом, римская
практика не допускала.
Подвиды римских
законов:
— lex как постановление
народного собрания, имеющее высшую юридическую
силу;
— plebiscitum — указ
и распоряжение плебейской части римской
общины, которые стали иметь силу закона
по закону Гортензивса
258 г. до н. э. В период с I до середины
III в. основной формой законодательства
стали постановления Сената — сенатусконсульты
(senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта
все же несколько отличалась от полного
закона: известные по содержанию сенатусконсульты
в основном касались правовых форм деятельности
магистратов и применимости их полномочий
к разным территориям и типам правоприменения.
Постепенно они были вытеснены постановлениями
императора — конституциями.
Конституции приобретают наименование
leges, в отличие от прежде созданного права
— jus vetus.