Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:28, шпаргалка
Работа содержит краткие ответы на популярные вопросы по курсу "Теории государства и права".
1. ТГП как
наука. Предмет и объект Теория государства и права - юридическая наука - система всесторонних знаний о государстве и праве, организованных с помощью системы понятий и категорий, научных теорий, отражающих закономерности их возникновения, функционирования и развития. Теория государства и права - фундаментальная юридическая наука, представляющая собой систему знаний об общих закономерностях, устойчивом, повторяющемся в их возникновении, функционировании и развитии. Структура теории государства и права как науки. Строение любой науки есть композиция полученных знаний, зависящих от предмета и метода (методов) исследования. Специфика предмета изучения теории государства и права - в изучении общих закономерностей происхождения, развития и функционирования государства и права. Достаточно рельефно обособляются такие емкие части рассматриваемый правовой науки, как теория государства и теория права. Объектом юридической науки выступают реальные государство и право, а также экономика, политика и иные социальные факторы, поскольку связаны с их функционированием и развитием. Подчеркнем, что экономика, политика и иные социальные феномены не являются собственно объектом юридической науки и лишь исследуются ею в связи с их взаимозависимостью. Юристу очень важно владеть правовым языком и логикой, уметь пользоваться с юридическими документами. Предметом теории государства и права является общее, закономерное, устойчивое в развитии государства и права, юридического регулирования. Пути исследования многоплановы - от изучения самых общих закономерностей развития государства и права и до фазы конкретизации устойчивого, принципиального в осуществлении государственной власти и правового регулирования общественных отношений.
|
2. ТГП в системе юрид. и гуманитарных наук. Теория государства и права находится в системе теоретико-исторических наук, ибо изучает общее, устойчивое в таких явлениях, как государство и право. Отсюда и неизбежны соответствующие связи и отношения теории государства и права с другими юридическими науками, которые также изучают государство и право. Изучая устойчивое, общее, теория государства и права, как указывалось, освобождает другие правовые науки от исследований такого плана. Такие знания аккумулируются в частных теориях, например, теории юридических норм, теории системы права, теории толкования права, теории правоприменения, теории юридической ответственности и др. Данные знания образуют методологическую (философскую) основу для иных правовых наук, исследующих государственно-правовые явления на отраслевом уровне. Очевидно, что основную роль здесь играют соответствующие теоретические понятия, категории и дефиниции, содержащиеся в частных теориях (норма права; гипотеза, диспозиция и санкция юридической нормы; отрасли права). Эмпирической базой теории государства и права в большинстве случаев выступают данные иных юридических наук, которые исследуются и обобщаются. Результат обобщения - выводы, теоретические обобщения и абстракции, новые понятия и др. Эта особенность теории государства позволяет ее характеризовать как науку интегративную, связывающую и объединяющую все юридические науки. Государство и право не существуют изолировано от иных социальных институтов. Более того, они тесно взаимосвязаны с такими явлениями, как политическая система общества, социальное регулирование, мораль, культура, религия и др.; особенно в странах мусульманского Востока. Данные социальные явления и институты исследуются социальными науками - философией, социологией, политологией, религиоведением, историей и др. Связь теории государства и права с указанными науками возникает по следующим направлениям - использование научных данных юридических наук, в том числе теории государства и права. Речь идет об использовании специальными науками понятий и категорий, законов и других форм научной информации, выработанной теорией государства и права и другими правовыми науками. Следующие направление - применение научных данных социальных наук теорией государства и права, например, философии как методологической основы всех юридических наук. Безусловно, теория государства и права базируется на данных исторических наук, этики, политологии и т.д., а также экономических наук. |
3.Основные
теории происхождения
|
5. Причины возникновения права. Отличие нормы права от обычая. С появлением частной собственности, постоянных производств возникает и необходимость их регламентации, а также хранение, распределение и обмен прибавочного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности. Правовые нормы возникают параллельно с государственными институтами. Право вырастает из социальных норм первобытного общества, формируясь из обычаев, табу и других регуляторов. Так, например, обычай избрания на общественные должности постепенно преобразуется в обычай выборов на эти должности из аристократических привилегированных семей, затем превращается в обычай замещения должностей по наследству. Обычное право формируется, с одной стороны, путем приспособления и видоизменения правил родового строя, а с другой - введения новых норм поведения, неизвестных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением. Государство все активнее начинает само издавать нормы права (конституции, указы, законы, постановления и т.д.). Отличие права от социальных норм первобытнообщинного строя сводится к следующему. Право формируется либо непосредственно государством, либо с участием иных социальных организаций (общественных, корпоративных, церкви и т.п.), и под его контролем создавалось всем обществом. Обычаи и другие правила выражали общую волю и защищали общественный интерес. Правовые нормы выражают волю и баланс общественных, корпоративных и личных интересов членов общества. Обычаи и другие регуляторы первобытной эпохи носили нефиксированную форму, право же получает внешнее выражение, закрепление в виде различного рода нормативных правовых актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием. Первобытные регуляторы
охранялись от нарушений всем обществом.
Право гарантируется специально
созданным аппаратом Таким образом, называемое "раннее право" есть юридические правила, установленные государством, его правителями, которые выражали волю господствующего класса, баланс интересов общества того периода и обеспечивались принудительной силой государственного аппарата.
|
6. Понятие и
признаки государства. государство - это территориальная, суверенная организация публичной (политической) власти в обществе, принимающая законы, опирающаяся на государственное принуждение и обладающая монополией на налоги и сборы. Признаки государства: 1.Наличие политической власти. 1. Эта власть не сливается с обществом,
а представляет собой особую систему
органов (законодательные, 2. Суверенитет. Выражает верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. 3. Территория. Определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Отделяется от территорий других государств государственной границей. 4. Налоги. Взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата. 5. Легализованное принуждение. Состоит в том, что только государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. В любом государстве интересы социальные и интересы классовые (богатых и бедных) сочетаются; в разное время в силу разных обстоятельств могут иметь неодинаковое значение. Так или иначе, господствующий класс думает о своих экономических интересах, а затем уже о социальном благополучии населения. Сочетая в себе общечеловеческое и классовое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как единственный его официальный представитель. В этой связи оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, "вытекающих из природы всякого общества", и классовые задачи |
7. Типология государств и ее критерии. Исторический тип государства - совокупность существенных, наиболее значимых признаков фактического материала правового, экономического и др. характера государства в определенный исторический период времени. Типология же должна базироваться на критериях, сформированных социальной практикой, определяющей глубинную природу государства. Типология как прием основывается на обобщении исторического, социологического и правового материала, на выявлении объективных процессов и связей в обществе, а также на анализе функционирования государственно-правовых явлений и систем. В настоящее время доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный. В основе формационного подхода лежат свойства общественно-экономических формаций, отражающие влияние на природу государства экономического базиса и надстройки. Выделяют следующие
общественно-экономические С позиции цивилизованного
подхода наибольший интерес представляет
классификация цивилизаций и
соответствующих К первичным относят древнеегипетскую, шумерскую, иранскую, японскую и др. Они отличаются друг от друга таким фактором, как соединение государства с религией, где государство более чем государство, ибо оно связано с духовностью. Религия же прямо обожествляет правителя, т.е. культивирует вождя, фараона и т.д. Вторичные цивилизации - это западноевропейская, восточноевропейская, латиноамериканская и др. Характерной чертой является различие между государственной властью и религией. Власть оказывается не такой всемогущей, как в первичной цивилизации, но и здесь государство во многом подчинено культурно-религиозной системе. |
8. Понятие функций
государства. Основные внешние
и внутренние функции государст Функции государства - это основные направления его деятельности по управлению делами общества с помощью механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов. Внутренние функции Российского государства-это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества: 1. Функция обеспечения народовластия; 2. Социальная функция; 3.Функция налогооблажения и взимания налогов;4.Экономическая ф-ция; 5.Ф-ция защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка; 6.Ф-ция развития культуры,науки и образования; 7. Ф-ция регулирования межнациональных отношений. Внешние ф-ции Российского государства- это основные направления его деятельности на мировой арене: 1. Ф-ция интеграции в мировую экономику; 2. Ф-ция сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем; 3. Ф-ция обороны страны; 4. Ф-ция поддержания мирового порядка; 5. Ф-ция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. |
9. Понятие формы государства. Форма государства - это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти. Форма государства зависит
от его содержания и определяется
им. Значительное влияние на форму
государства оказывают Под формой государства понимаются форма правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим. Их следует понимать как основные структурные элементы формы государства: Форма правления структурно отражает порядок организации высшей государственной власти, особенности ее взаимодействия с населением и иными органами государства. Форма государственного
устройства отражает территориальную
организацию государственной Политический (государственный) режим отражает систему приемов и способов осуществления власти. Форма правления - это форма государства, определяющая систему организации высших органов государственной власти, порядок образования данных органов и сроки их деятельности, а также их компетенцию, порядок их взаимоотношений. Различаются две формы правления - монархия и республика. |
11. Общая характеристика республиканской формы правления. Республика - (в пер. с лат. - общенародное дело) - форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются избирателями и их деятельность ограничена определенным сроком. Признаки республики: 1. Высшие органы государственной власти формируются избирателями. 2. Деятельность высших
органов государственной 3. Свойственно разделение
властей на законодательную, Республики подразделяются на президентские, парламентские, смешанные (парламентско-президентские) и нетрадиционные. В парламентской республике
правительство формируется В президентской республике
правительство формируется Смешанными (парламентско-президентскими) называют республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом, например Россия. Правительство РФ формируется Президентом РФ и ответственно перед ним. Однако Государственная Дума, как палата Федерального Собрания, может выразить Правительству РФ недоверие. Окончательное решение об отставке принимает Президент РФ, который может не согласиться с решением Государственной Думы и при повторном выражении недоверия правительству в течение 3-х месяцев вправе Государственную Думу распустить. Аналогичные институты можно найти в конституциях Франции, Украины, Болгарии, Португалии и др. |
12. Монархическая форма правления: понятие и разновидности. Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека - монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который, выполняя функции главы государства, законодательной и во многом исполнительной власти, контролирует правосудие и местное самоуправление. Признаки монархии: - в большинстве случаев
наследует власть - персонифицирует государство,
выступая от имени всего - не несет конкретной
юридической ответственности Виды монархии: а) абсолютная - верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу - царю, королю, императору (до 1992 г. - Саудовская Аравия, Оман - до 1996 г., в Свазиленде конституции отменяются монархом, в настоящее время абсолютная монархия в ее "чистом виде" отсутствует); б) конституционная - власть монарха ограничена представительным органом (Бахрейн, Кувейт, Бутан, Великобритания, Дания и др.); подразделяется на дуалистическую и парламентарную. Дуалистическая - власть
разделена между Парламентарная - разновидность ограниченной монархии, где правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах (Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Япония, Швеция и др.). |
13. Формы государственного устройства. Государства с позиции политико-территориального устройства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерация, конфедерация, империя). Унитарное государство - единое государство, состоящее из административно- Федерация - союз государств, обладающих в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которого делегирована федерации (ее органам). Функционируют две системы высших органов государственной власти. Наряду с федеральными, имеются органы власти субъектов Федерации. Существует две системы законодательства, двойное гражданство, двухканальная система налогов и др. (Россия, США, Канада). Субъекты Федерации, как правило, не имеют права от собственного имени самостоятельно выступать на мировой арене. Различают договорные и конституционные Федерации. Договорные возникли на основе договора между объединившимися государствами (США); конституционные - путем принятия конституции, поправок к ней или законом парламента (РФ).
Конфедерация - в большинстве случаев союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (Швейцария с 1815 по 1848 г.; США с 1776 по 1787 г. и др.). Обычно создается на основе договоров о ее создании. Для данного государственного устройства характерна меньшая сплоченность государств, чем в Федерации. Отсутствие единой судебной и законодательной системы, общего гражданства и др. Субъекты конфедерации обладают правом сецессии (добровольного выхода) и правом нуллификации (отмены действия общеконфедеративных актов на своей территории). Также государственные образования создаются для военных или экономических целей. Империя - это объединение под одной короной различных государственных образований, подчиненных императору, законам империи. Обычно создавались путем завоевания чужих земель (империя франков, Римская империя, Германская империя, Российская империя и др.). |
14. Государственный (политический) режим: понятие и типы. Политический (государственный) режим - совокупность способов осуществления государственной власти, проявляющихся в отношениях государства и общества, характеризующих степень участия населения в осуществлении власти, состояние прав и свобод граждан. В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают демократические, полудемократические, авторитарные и тоталитарные режимы. Демократический государственный режим присущ странам с социально ориентированной рыночной экономикой, где личность самостоятельна в экономической сфере, что обусловливает свободу предпринимательства и частную собственность. Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей, с учетом системы сдержек и противовесов. Демократический государственный режим характеризуется выборностью и сменяемостью органов государственной власти, а также ее децентрализацией. Государственная власть обеспечивает развитие политической активности граждан. В данном государственном режиме ограничено применение методов принуждения, конституционные права граждан соответствуют мировым стандартам, а также осуществляется гибкая социальная политика (помощь детям, инвалидам, пенсионерам и др.). Демократический политический режим характерен для США, Франции, Великобритании, Германии и многих других европейских стран. Полудемократические государства характеризуются соединением преобладающих черт демократии и некоторых элементов авторитаризма - нарушен принцип взаимодействия властей, не отработана система сдержек и противововесов, политическая активность граждан не развита. Конституционные права граждан в таких государствах соответствуют международным стандартам, но не защищаются государством должным образом. Данный государственный режим характерен для России, Турции, Египта и других стран, преимущественно постсоциалистических. Авторитарный государственный режим характеризуется преобладанием методов принуждения при сохранении отдельных приемов либерализма. В странах с авторитарным государственным режимом безраздельно доминирует исполнительная власть, глава государства; выборы в представительные органы являются формальностью, народ отстранен от управления государством, формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью. Политическая оппозиция практически отсутствует (иногда формально разрешается деятельность близких по идеологии партий или профсоюзов). Конституционные права граждан открыто нарушаются. По мнению специалистов, данный государственный режим характерен для Таиланда, Сирии, Малайзии, стран африканского континента и не только. Тоталитарный режим - полная противоположность демократического государственного режима. Характеризуется всеобъемлющим контролем государства над обществом и опирается на системное применение насилия или угрозу его применения. Проявляется нетерпение ко всякому инакомыслию, власть в государстве осуществляется вождем или пожизненным президентом, часто лидером единственной политической партии. Политическая активность граждан отсутствует, личность в деятельности государства игнорируется.. |
15. Соотношение типа и формы государства. Соотношение типа и формы государства определяет сущность двух этих категорий. В соответствии с тем, что тип государства – это его содержание, а его форма – средство выражения, можно выделить следующие соотношения: 1) тип государства обусловливает экономическую базу и политическое содержание государственной власти, при этом форма государства напрямую зависит от данного содержания и устанавливается им; 2) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации; 3) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д. Соотношение формы и типа государства применительно к конкретным типам государства выглядит следующим образом. Рабовладельческий тип государства: 1) монархия существовала в форме восточной деспотии, при которой ничем не ограниченная государственная власть принадлежала монарху-деспоту. Правитель осуществлял единоличное управление страной, используя насильственный военно-бюрократический аппарат. Такие тип и форма государства сложились, например, в древнем Египте, Ассирии и т. д.; 2) республика существовала в рабовладельческих городах-государствах Древней Греции в двух видах: -аристократическая республика, например Спарта, где большая часть населения была отстранена от участия в выборах в высшие государственные органы; -демократическая республика, например Афины, в которых для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения. Феодальный тип государства: 1) монархия в феодальном государстве имела три формы: -раннефеодальная – сформировалась в процессе завоевания территорий. Глава государства, монарх, в это время являлся лишь первым среди равных, поэтому его власть носила только номинальный характер; -сословно-представительная – формируется в более поздний период. При этой форме монархии власть главы государства, хотя уже и была формально полноправной, но при реализации управления он опирался на собрание представителей аристократии, господствующего класса; -абсолютная – сложилась в эпоху абсолютизма, в ней уже отсутствовали органы, которые ограничивали безраздельную власть монарха; |
2) республика. В феодальном государстве существовала в форме независимых, экономически развитых торговых городов-республик, господство которых установилось над прилегающими к ним территориями. Такими городами-республиками были, в частности, Венеция, Новгород. Буржуазный тип государства: -монархия – конституционная, ограниченная статьями основного закона государства. К ним относится, в частности, Англия; -республика существует в двух формах: парламентская и президентская. Социалистический тип государства – к нему, в частности, можно отнести социалистические республики: СССР, КНР и др. В современной юридической литературе бытует мнение, что достаточно четкого соотношения между формой и типом государства не существует, потому что у государств одного типа можно встретить разные формы государства, и наоборот.
16. Понятие,
признаки и виды органа Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата. В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1.юридически организационный и экономически определенный характер; 2.наличие собственной структуры; 3.имеет государственно-властные полномочия; 4.государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5.наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6.выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7.обладание правом на издание юридических актов; 8.наличие нужных материальных средств; 9.реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; |
10.близкое взаимодействие с иными государственными органами. Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости: 1.от порядка их формирования; 2.объема выполняемых полномочий; 3.широты компетенции; 4.характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей); 5.числа государственных гражданских служащих; 6.времени функционирования. В зависимости от порядка формирования государственные органы делят: 1.на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке; 2.производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство). В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют: 1.высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.; 2.центральные, в частности министерства; 3.местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п. В зависимости от широты компетенции различают: 1.органы общей компетенции – это президент, правительство и др.; 2органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства. В зависимости
от числа государственных гражданс 3.коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство; 4.единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом. В зависимости
от характера организационно-
В зависимости от времени функционирования: 1.постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2.временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач. |
17. Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и гос аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования: -нормативность- закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов; -непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов; -полнота, в соответствии с ней происходит предварительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов; -самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов. Две группы принципов организации и деятельности гос аппарата: общие и частные. Общие: относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные. К социально-политическим относят: разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную; демократизм. всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами; гласность- необходимость достаточной информированности общества о деятельности органов гос власти средствами массовой информации. законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов; профессионализм и компетентность. - обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической; гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом; национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях; федерализм –закрепляет равноправность гос органов субъектов государства с общефедеральными гос органами. К организационным принципам относятся: -иерархичность; -дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; -ответственность государственных органов за принимаемые ими решения; -сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; -соотношение отраслевых и территориальных начал управления. Частные принципы– это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства. | ||
19. Принципы и функции права. Принципы права - основные руководящие начала, идеи, раскрывающие сущность права и характеризующие его как специфический социальный регулятор. В зависимости от сферы
распространения различают Общеправовые принципы являются основой системы права, всех ее отраслей и институтов. На них базируется правовое регулирование всех правоотношений. Многие из таких принципов закрепляются в Основном законе государства - Конституции. Справедливость - законодательство
и правоприменительная Юридическое равенство перед законом и судом - закрепляет равенство всех граждан в правах и обязанностях, установленных законом, независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения и т.д. Гуманизм - Конституция и законы должны быть основаны на уважении к личности, ее правам и интересам: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2 Конституции РФ); Демократизм - принадлежность власти народу: "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ст. 3 Конституции РФ). Народ может осуществлять свою власть непосредственно (на выборах, на референдуме) либо через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления, т.е. путем представительной и непосредственной демократии; Юридическая ответственность за вину - правонарушитель подлежит юридической ответственности за те деяния и наступившие вредные последствия, в отношении которых установлена его вина (ст. 49, 54 Конституции РФ); Законность - все органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию России и законы. Законы обладают высшей юридической силой по сравнению с остальными актами и действуют на всей территории страны. "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, |
должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы" (ч. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ); Единство прав и обязанностей - предоставленные гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями, ибо не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав. Так, в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ говорится, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, при этом обязанностью государственных и муниципальных учреждений здравоохранения является ее оказание гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений; Примат международного
права над Федерализм - свойствен правовым системам государств, построенных на федеративных началах. Означает, что в таких государствах действуют две системы законодательства - общефедеральная и система прав субъектов федерации. Межотраслевые принципы - принципы, характеризующие несколько отраслей права (осуществление правосудия судом; принцип неотвратимости ответственности; принцип состязательности и равноправия сторон судопроизводства и т.д.). Отраслевые принципы
- действуют в рамках одной отрасли
права, определяя ее специфику (для
земельного права - принцип множественности
и правового равенства Функции права - основные направления юридического воздействия на социальные процессы. Функции права иллюстрируют право в действии, отражают процесс его воздействия на общественные связи. Анализируя функции права, можно понять его предназначение и динамику. Общесоциальные функции права: - экономическая - упорядочивание
производственных отношений, - политическая - регламентация
политических отношений, |
субъектов политических отношений и т.д.; - воспитательная - отражение определенной идеологии, оказывает педагогическое воздействие на субъектов, формируя у них мотивы для правомерного поведения; - коммуникативная - содержание
определенной юридической Специально-юридические функции права: 1. Регулятивная - право
выступает регулятором, - Регулятивно-статическая
- закрепление, фиксирование - Регулятивно-динамическая - регулирование движения общественных отношений в форме правоотношений (отношения купли-продажи, перевозки, подряда и др.). 2. Охранительная - правовое
воздействие, направленное на
охрану и защиту наиболее Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга. Охранительная функция опирается на регулятивную, ибо при нарушении процесса регламентирования каких-либо социальных отношений возникает необходимость в их охране и защите. |
21. Понятие нормы права и ее признаки. Норма права - это первичная, "элементарная" часть права. Юридическая норма - это, как образно говорят, "кирпичики", в то время как систему права справедливо сравнивают со зданием, строением. Правовые нормы, как отмечалось, являются разновидностью социальных правил, следовательно, их признаки распространяются и на нормы права. Однако нормам права присущи и специфические черты, отличающие их от иных социальных норм. Признаки нормы права: - норма права, как и любая социальная норма - правило поведения людей; - это правило общего характера, т.е. оно относится не к конкретному субъекту, а ко всем гражданам или определенному их кругу; - это результат сознательно- - юридические нормы
являются общими и в то же
время обязательными для - нормы права - формально определенные правила поведения, это качество норм придает праву свойство предельно точно в письменном форме фиксировать, закреплять требования, предъявляемые к поведению людей, их поступкам и действиям; определять какие факты, обстоятельства подпадают под действие нормы права, а также устанавливать последствия несоблюдения законных требований; - нормы права - это
регуляторы общественных - нормы права обеспечиваются
принудительной силой |
22. Классификация норм права. По назначению и роли в правовом регулировании нормы права подразделяются на: Регулятивные - нормы, связанные с правомерным поведением, - основа, "костяк" системы права. Таких правил большинство - это нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права. Регулятивные нормы подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют право на какие-либо положительные действия (договор купли-продажи), в том числе и обращения за защитой субъективного права (например, право обращения в суд с иском). Обязывающие нормы налагают на субъектов права реализацию соответствующих действий (уплата штрафа, возвращение долга, вещи). Запрещающие нормы предполагают пассивное выполнение обязанности, т.е. по своему характеру это также обязывающая норма, но содержание обязанности не предполагает специальных (активных) действий (например, выполнение уголовно-правовых запретов); охранительные - правила, связанные с государственным принуждением и рассчитанные на неправомерное поведение - нормы уголовного, административного и других отраслей права. Это реакция государства на нарушение субъективных прав и обязанностей, с помощью мер принуждения, юридической ответственности, мер защиты субъективных прав и законных интересов; специализированные - нормы специального действия, направленные на нормальное функционирование регулятивных и охранительных норм. Их задача - обеспечить бесперебойное действие системы права. Специализированные нормы подразделяются на дефинитивные, коллизионные, оперативные и др. Дефинитивные - содержат определения терминов, использующихся в других нормах. Например, ст. 8 НК РФ ("Понятие налога и сбора") дает понятие налога как обязательного индивидуального безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (п. 1). Коллизионные - применяются в случае коллизий - противоречий между нормами права, регулирующих одно и то же фактическое отношение. Коллизионные нормы подразделяются на темпоральные, пространственные, иерархические и содержательные. Темпоральные (временные) снимают конфликты между нормами права, принятыми в разное время, по одному и тому же вопросу. Пространственные коллизионные нормы разрешают противоречия между юридическими нормами одинаковой юридической силы, но имеющими разную "пространственную юрисдикцию" (например, нормы права по одному и тому же вопросу разных субъектов РФ). Иерархические коллизионные правила снимают конфликты между |
нормами разной юридической силы, например, в конфликте между Конституцией РФ и федеральными законами преимущество имеют нормы Конституции РФ. Оперативные нормы отменяют действие других норм, продлевают или распространяют действие основной нормы на более широкий круг субъектов или отношений. По степени обязательности нормы подразделяются на: императивные - содержат категорические предписания и не могут быть заменены участниками конкретного правоотношения (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ); диспозитивные - допускают активность сторон, предоставляя участникам правоотношений самим определять круг и объем прав и обязанностей путем соглашения сторон (если иное не установлено договором). По объему регулирования нормы подразделяются на: общие - регулируют определенный род общественных отношений; специальные - содержат более детализированные предписания; исключительные - регулируют фактические отношения "внутри" тех, что определены общими нормами, как правило, способом, противоположным в отличие от общих (специальных) норм. По степени определенности нормы подразделяются на: абсолютно-определенные - детально регулируют поведение сторон (свойственно процессуальному праву и другим отраслям); относительно-определенные - устанавливая правило поведения, предоставляют возможность уточнить его в конкретном случае, например, при помощи договора. В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (административные, уголовно-правовые, трудовые, семейные, гражданско-правовые и др.). Отраслевые нормы делятся на: материальные - воздействуют на общественные отношения путем непосредственного регулирования этих отношений; процессуальные - закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права.
23- продолжение!!! Ссылочный - в этой ситуации содержание нормы не раскрыто, но в тексте статьи может находиться отсылка к другим статьям того же акта (например, п. 1 ст. 172 ГК РФ отсылает к абз. 2 и 3 п. 1 ст. 171 ГК РФ) либо другого нормативного правового акта, иногда - к целому законодательному массиву (например, "регулируется земельным законодательством"). Бланкетный - в этом случае недостающие сведения восполняются информацией, содержащейся в других нормативных правовых актах, на которых нет ссылок (т.е. в статье недостающие положения не изложены, например ст. 215-219 УК РФ) (не указана конкретная статья).) |
23. Структура
нормы права. Соотношение Структура правовой нормы - это ее строение, складывающееся из определенных элементов, связанных между собой. Строение нормы выражает ее предназначение, задачу, которая состоит в регулировании общественных отношений. Юридическое регулирование начинается с описания ситуации, обстоятельств, фактов, которые подпадают под действие правовой нормы. Затем, по мысли нормоустановителя, должно наступать должное поведение, т.е. в случае, если обстоятельства и соответствующие субъекты в рамках регламентации нормы - они должны поступить соответствующим образом либо им что-то дозволяется. Отсюда следуют понятия должное и дозволенное поведение. В тех случаях, когда нет должного поведения, соответствующих действий либо субъект не может по каким-либо причинам реализовать то, что ему дозволено, предусматривается конкретная ответственность или лицо прибегает, обращается к обеспечительным мерам. С учетом этого и структурируются нормы. Рассмотрим каждый из элементов юридической нормы. Гипотеза - часть нормы, указывающая на условия действия юридической нормы, на факты, при которых норма начинает функционировать. Диспозиция - закрепляет права и обязанности участников правовых отношений, не связывая их с ответственностью. Санкция - часть нормы, указывающая на принудительные меры с целью обеспечения прав и обязанностей. Санкции во многих случаях содержат конкретные виды юридической ответственности. Необходимо различать норму права и статью нормативного правового акта, например закона. Норма права - это правило поведения, а статья закона - часть законодательного текста, построенного в соответствии с правилами языка и соответствующими требованиями к документу. В этих случаях нередко говорят о том, что статья нормативного правового акта и норма права соотносятся как форма и содержание. Статья может содержать одно правило, одну норму либо несколько, и в этом случае текст становится более объемным и сложным с точки зрения пунктуации, терминологии, фразеологических оборотов, графического оформления и др. Выделяют три способа изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов. Прямой - наиболее простой способ изложения юридической нормы (например, ст. 158 УК РФ "Кража"). |
24.Понятие формы (источника) права. Источник права – то, что обусловливает содержание права (политика. экономика. культура, религия). И это то, где содержатся нормы права. Виды источников права: Источники права в материальном смысле – материальные общественные отношения, обусловливающие содержание норма права. Источники права в специальном юридическом смысле – собственно формы права. Формы права - способы внешнего выражения и закрепления норм права. Виды форм права: Нормативно-правовой акт - юридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права. Договор нормативного содержания - это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами содержащее нормы права. Правовой прецедент (судебный или административный)- судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем. Правовой обычай - санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения. Общие принципы права - исходные начала правовой системы (принципы справедливости, гуманизма и т.п.), на которые юристы ссылаются при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, обычая и договора нормативного содержания. Религиозные тексты - характерны для мусульманского права (Коран - это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна - сборник жизнеописаний Мухаммеда) |
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"