Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответы на популярные вопросы по курсу "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ТГП.doc

— 568.00 Кб (Скачать файл)

 

Под юридической нормой понимают общеобязательное правило  поведения, которое проявляется  в законах, иных признаваемых государством источниках и выступает в качестве основания и критерия правомерно допустимого с юридической стороны (а также юридически запрещенного и предписанного) поведения субъектов права.

Формирование права  реализовывается за счет постепенного раскрытия народного духа в историческом процессе, а уже народный дух определяет особенности народного правосознания, которое становится нормами права. Самый полный и последовательный источник развития народного духа представляют собой народные обычаи. При этом законы также отображают народное правосознание, однако в них народное правосознание выражается постольку, поскольку правильно воспринимается и последовательно проводится законодателем. Вследствие этого главная задача законодателя заключается в раскрытии и утверждении в законах народного духа.

Представители социологической школы права считают, что право не следует искать в законах или психологических переживаниях личности. По их мнению, право и есть реальная жизнь, олицетворенная в конкретных решениях в сфере предпринимательской деятельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп. При этом поиск «живого» права осуществляется в двух направлениях. Этим представителям разумное и точное решение юридических казусов представляется большим правом, чем абстрактные нормы с их абстрактной справедливостью.

67. Естественное  и позитивное право.

Естественное право  именуется естественным постольку, поскольку оно вытекает из природы: природы вещей, человека, всеобщего, универсального порядка. Право естественное - результат развития гражданского общества, оно суть естественного порядка вещей. Естественные права существуют как таковые, независимо от того, закреплены они в каких-либо источниках или нет. Эти права являются прирожденными. В некоторой степени они обусловлены экономическими, духовными и иными условиями, но по сути своей они являются прирожденными, отсюда следует их непоколебимость, неизменность, абсолютность. Естественные права возникают независимо от того, выражены ли они в нормах или нет.

Естественные права  выступают в виде идей, представлений, они выражаются в морали, нравственности, обычаях и в юридических нормах. Право на жизнь, безопасное существование, свободное передвижение личности - примеры закрепления естественных прав в юридических нормах.

Теория естественного права представляет собой совокупность концепций, основывающихся на следующем определении права: право - это представление о справедливом праве, стоящем над законом и противопоставляемом ему. Естественное право при этом может брать верх над позитивным правом и действующим государственным порядком. Естественное право при этом имеет оценочную функцию по отношению к праву государственному, к закону.

Позитивистское понимание  права исходит из того, что право - это система детерминант, порождающих  строго определенные последствия в сфере юридической практики. За исходное начало берется опыт функционирования государственных институтов: законов, прецедентов, судов, парламентов, правительств, чиновников и т.п. Право мыслится как порождение и инструмент государства. Оно этатизируется, подвергается огосударствлению, рассматривается как форма осуществления государственной политики. Сущность позитивистского подхода состоит в том, что право не возникает как результат естественного исторического развития. Оно всегда позитивно, то есть дано какой-либо силой (государством, богом, высшим разумом).

К числу недостатков  позитивизма относится его трактовка  прав человека как конституционных, данных государством и закрепленных в законодательстве. Такой подход позволял государствам не только давать права своим гражданам, но и ограничивать, забирать их совсем. Современная доктрина прав и свобод человека не укладывается в позитивистские рамки.

Вместе с тем юридический  позитивизм имеет ряд непререкаемых  заслуг перед современным правоведением.

Именно позитивистские школы признаны классическими, и  в настоящее время не потеряли своей актуальности разработанные  понятия: учения о правовой норме  и структуре, виды толкования права, понятие субъекта права, основания  юридической ответственности и многие другие разработки. К заслугам юридического позитивизма относится утверждение принципа верховенства закона, требование строгой законности.

Юридический позитивизм условно может быть подразделен  на три большие группы учений, существующих в разных странах и возникших в разное время: государственно-институционный (этатический), социологический и антропологический (психологический и биологический).

Этатический позитивизм рассматривает право как систему  велений или предписаний государства, адресованных гражданам и их объединениям. По одну сторону - государство и право, логически и исторически связанные между собой, по другую - гражданское общество, интересы которого отражаются в праве лишь после того, как они трансформируются в государственные интересы. В своих крайних вариантах этатический позитивизм почти полностью растворяет сущность права в государстве, рассматривает право как нечто вторичное по отношению к государству, как функцию государства, его инструмент. Единственной силой права является принудительная мощь государства.

Социологический позитивизм опосредует связь между обществом  и государством, верховенствует и  там и здесь.

68. Понятие  и классификация прав человека  и гражданина.

Статья 2 Конституции  РФ раскрывает важнейшую сторону  характеристики России как правового государства: высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы. Все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.

Права и свободы  человека и гражданина:

Личные (гражданские):

На жизнь (ст. 20 Конст  РФ);

На достоинство личности (ст 21); 
на свободу и личную неприкосновенность (ст. 2);

На неприкосновенность частной жизни (ст. 23, 24)

Неприкосновенность жилища (ст.25);

На национальную и  культурную самоидентификацию (право на определение и указание национальной принадлежности, использование родного язык ст. 26)

свобода передвижения и  выбора места жительства (ст. 27)

свобода совести и  вероисповедания, право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой (ст. 28)

Свобода мысли и слава (ст. 29)

право на судебную защиту, квалифицированную юридическую  помощь, процессуальные гарантии (ст. 46-54).

К политическим правам и свободам относятся:

право на объединение (ст. 30

свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций (ст. 31 );

право на участие в  управлении делами государства (включая  избирательные права, право участвовать  в отправлении правосудия), доступа  к государственной службе (ст. 32 );

право обращений («право петиции») – ст. 33

свобода информации и  средств массовой информации (ч. 4, 5 ст. 29 )

Группу экономических, социальных и культурных прав и свобод составляют:

свобода предпринимательства (ст. 34 );

право частной собственности (ст. 35, 36.);

трудовые права –  на труд и его оплату (свобода  труда), на отдых, на забастовку (ст. 37 );

право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

право на социальное обеспечение (ст. 39 );

право на жилище (ст. 40 Конституции РФ, Жилищный кодекс РФ)

право на охрану здоровья (ст. 41 );

право на благоприятную  окружающую среду (ст. 42 );

право на образование  и академические свободы (ст. 43 );

свобода творчества (ч. 1 ст. 44 );

право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44)


 

 

69. Право в системе  социальных норм.

 

Социальные 
нормы, с которыми взаимодействует право

Проявления взаимодействия

Мораль

Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми.

Правовые нормы возникают  в процессе юридической практики, функционирования соответствующих  институтов общества и государства, в то время как мораль возникает  и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности

Обычаи

Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимым и общественно  полезным. Такие обычаи наделяются государством юридической силой  и в дальнейшем расцениваются  как правовые. Нормы права отвергают  некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей

Религия

В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же — государство и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом

Нормы 
общественных 
организаций

По формальным признакам  нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически


 

 

 

70. Соотношение  права и морали.

Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи  всем социальным нормам. Право, как  правило, соответствует основным требованиям  морали (некоторые нормы непосредственно  закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми.

Правовые нормы возникают  в процессе юридической практики, функционирования соответствующих  институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности.

 

71. Понятие  и классификация социальных норм.

социальные нормы - общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они "страхуют", предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Разумеется, в число социальных норм входят и правовые. Социальные нормы - это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Социальные нормы в  разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся  в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают; другие - возникают, видоизменяются; третьи - навязываются определенными классами, группами или властью.

Юридическая наука не вдается в столь подробную  и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются нормы: 1) правовые; 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) семейные; 7) корпоративные; 8) нормы обычаев, традиций, привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов 

72. Правовые  презумции, аксиомы, фикции.

Правовые презумпции – разновидности общих презумпций. Особенность первых, как это вытекает из приведенного определения, состоит в том, что они прямо или косвенно отражаются в нормативных актах, обусловлены потребностям юридического опосредования общественных отношений и действует только вправовой сфере. Следует отличать презумпцию от аксиом. Первая отличается от второй, тем, что аксиома – истинное суждение, презумпция – условно истинное суждение. Аксиома – очивидная простая истина,презумпция более сложная конструкция – требует разъяснения.

Различают: 1) Опровержимые и неопровержимые (презумпция невиновности и знания закона) 2) Фактические и законные (человек разумное существо и родителями зачатого и рожденного в браке ребенка являются супруги, супруг матери –отец ребенка). 3) Отраслевые и общеправовые (по одному вопросу не может быть два решения и презумпция добропорядочности, знания закона, истинности НПА) Правовые аксиомыопределяются как самоочевидные истины, не требующие доказательств. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания. Это «простейшие юридические суждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой.

Виды аксиом: 1) идеи правосознания – правонарушение предполагает наказание 2) аксиомы юрнауки – никто не может быть судьей в своем деле, что не запрещено и не противоречит принципам права – разрешено 3) аксиомы – отдельные принципы права – взаимосвязь прав и обязанностей. 4) Аксиомы – конкретные нормы права – бремя доказывания лежит на истце. 5) Аксиомы – общепризнанные нормы права и морали – никто не обязывает давать показания против себя и близких. Правовые фикции – особый прием, который заключается в том, что действительность подводится под некую формулу ей несоответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы. 1) Искусственное уподобление – цифровая подпись; 2) Признание реальнеым несущ обстоятельств или отрицание существующих. 3) Признание существующими обстоятельства до того как они наступили или возникли позже Искусственная реконструкция.

73. Соотношение  экономики, политики и права

Соотношение экономики  с политикой и правом долгое время  не изучалось. В настоящее время  принято считать, что экономика  определяет содержание как политики, так и права.Экономика является системой отношений, которые возникают в сфере производства, распределения и потребления материальных благ, поэтому нельзя игнорировать ее влияние на формирование политики и права государства. Таким образом, сущность и содержание права предопределяет система экономических отношений, так как выражение в праве экономических факторов является прямой необходимостью и определенной закономерностью правового развития. Все нормативные правовые акты, которые будут составлены без учета экономических закономерностей и условий, экономической необходимости, не будут действовать, так как остаются лишь на бумаге.

Политика государства является средством оптимального решения задач, стоящих перед обществом, их определяет политика, которая имеет непосредственную связь с государством. С помощью политических решений общество реагирует на жизненные ситуации. Политика может быть реальной, когда отражает интересы всего населения государства и определяет объективные закономерности функционирования конкретной политико-правовой системы. Самые важные решения политики осуществляются через право, которое собирает в себе наиболее значимые политические интересы и, таким образом, становится инструментом их достижения.

Важным является также  соотношение права и государства, которое выражается:

1) в единстве (право и государство – средства социальной регуляции, которые имеют общее происхождение и т. д.);

2) различии, выражающемся в различных социальных назначениях, форме, структуре и содержании;

3) взаимодействии, выражающемся в наличии разных форм влияния права и государства друг на друга;

Анализируя структуру  системы права, нужно рассматривать  ее в соотношении с внешней  формой права – системой законодательства, что позволит правильно и полно определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Соотношение законодательства и права:

1) норма права является первичным элементом системы права, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт, который издается в определенной форме, содержит распределенные по группам нормы права;

2) система законодательства по объему представленного материала намного шире системы права, так как включает в себя содержание положений, которые не могут быть отнесены к праву;

3) в отличие от законодательства, деление права на отрасли и институты базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не одинакова с внутренней структурой системы законодательства потому, что вертикальная структура системы законодательства построена, учитывая юридическую силу нормативно-правовых актов, компетенцию издающего их органа в системе субъектов нормотворчества;

5) система права имеет объективный характер, а система законодательства строится под влиянием субъективного мнения законодателя. Размежевание правом и системой законодательства вызвано также потребностями систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства.

Таким образом, определение  оптимального соотношения между системой права и системой законодательства – это прежде всего система характеристик, которая позволяет различить два понятия теории права, выражающиеся в доступности и сокращении большого количества повторяющихся актов, реализации деятельности по их согласованию и правильному, эффективному применению на практике.


 

 

74. Структура  и особенности Конституции РФ.

Конституция РФ была принята  на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. после официального подсчета голосов Центральной избирательной комиссией РФ, которая признала референдум состоявшимся, а Конституцию — принятой. В связи с этим прекратила свое действие Конституция РФ. принятая 12 апреля 1978 г. Это был очень важный шаг в осуществлении конституционной реформы.

Но с принятием Конституции  конституционная реформа в России не закончилась. Ее продолжением являются принятие предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов (некоторые уже приняты, например о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ), приведение законодательства в соответствие с Основным законом, а также возможные и допустимые изменения самой Конституции.

Конституция РФ состоит  из преамбулы и двух разделов.

Преамбула, т. е. вводная  часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение, так как в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции. Раздел 1, состоящий из девяти глав, является основной частью Конституции РФ. Раздел 2 включает заключительные и переходные положения.

В Конституции РФ получила закрепление новая концепция  организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей. В гл. 1 «Основы конституционного строя» утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной; признаются многопартийность, идеологическое многообразие (ст. 13).

В гл. 2 «Права и свободы  человека и гражданина» в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной их основополагающих в Конституции РФ.

Глава 3 называется «Федеративное  устройство». После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г. Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию.

В настоящее время  территория РФ состоит из территорий ее субъектов (республики в составе  Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область).

Субъектам РФ удалось  найти компромиссную формулу  сочетания общих и частных  интересов, каждый из них получает конституционные  возможности для полноценною  развития.

Остальные главы посвящены системе государственной власти и принципам организации местного самоуправления в России.

Конституция РФ как Основной закон нашей страны обладает важными  юридическими признаками.

В отличие от других законодательных  актов Конституция РФ имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества. Предметом конституционного регулирования являются основные свойства политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общества. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных орг анов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко веем другим правовым нормам.

   

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"