Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"
56.
Роль систематизации *Систематизация НПА преследует цель стабилизации правопорядка, наиболее эффективное управление гос. делами в интересах личности. В результате система-ции устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные. Систематизация НА- деятельность направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие требованиям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты. Формы: учет, кодификация, инкорпорация, консолидация. Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства. Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация. *Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях. Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства. Два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу или по годам издания нормативных актов. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации. К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях. Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе. Кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании. Кодификация - законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой (если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормы какого-либо правового института). |
57 Соотношение системы права и системы законодательства. Система права как его содержание – это внутренняя организация права, включающая многообразные элементы, их иерархию, а так же связи между ними. Элементы системы права: правовые нормы, правовые институты, подотрасли, отрасли права. Система
права : первичный элемент – правовая
норма ; содержание права ; складывается
объективно ;
имеет первичный характер; горизонтальное
(отраслевое) строение; включает в себя
преамбулы названия разделов, глав, статей
и т.д. Сист. закон-ва – внеш. форма права, выражающая строение его источников, находящихся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи др. с др., образующих определенную целостность, единство, т.е. систему НПА. Закон-во выступает прежде всего местом закрепления ПН и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретно правовые акты. Между сист. права и сист. закон-ва имеются следующие различия: 1) НП является первичным элементом сист. права, а первичным элементом сист. закон-ва выступает НПА; 2) система закон-ва по объему представляет материал шире системы права, т.к. включает в себя положения, кот. в собственном смысле не м.б. отнесены к праву; 3) в отличие от закон-ва, деление права на отрасли и институты основываются на предмете и методе правового регулирования; 4) структура сист. права не совпадает с внутренней структурой сист. закон-ва в связи с тем, что вертикальная структура закон-ва строится в соответствии с юр. силой НПА; 5) сист. права носит объект. характер, а сист. закон-ва построена под влиянием субъект. мнения законодателя. Сист. закон-ва требует систематизации Система законодательства: первичный элемент – нормативный акт; форма права; складывается субъективно; имеет произвольный характер; горизонтальное и вертикальное (федеральное ) строение; не охватывает всего разнообразия нормативности. |
58. Пробелы в прав, Способы их восполнения. Пробелы в праве - отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношений, входящих в сферу правового регулирования. Его причины: 1) развитие и изменение общественных отношений; 2) упущения законодательства; 3) намеренное упущение законодателя. Пробел свидетельствует о разрыве субъективного и объективного права (первое возникло раньше, но может представлять собой не субъективное право в конкретном смысле, а, скорее, правовой интерес). Выделяются следующие виды пробелов в праве: 1.по отраслевой принадлежности (- в конституционном, международном, гражданском, трудовом, семейном и др.); 2) по форме права (- в нормативных актах, договорах нормативного содержания, правовых обычаях, в судебных процессах); 3) по виду нормативного акта: (- пробел в законе, указе Президента РФ, постановлении Правительства, инструкции министерства); 4) по элементу НП (-пробел в гипотезе, диспозиции, санкции); 5) по времени появления: (- первичный (возникает в момент издания НА, как правило в результате упущения правотворческих органов) , - последующий(появляется после издания НА, в процессе развития общественных отношений); 6) по степени неурегулируемости (- полное отсутствие норм либо недостаточная урегулированость нормами права); 7) по причинам появления (- объективные и субъективные). Пробел может быть преодолён путём аналогии права и аналогии закона. Аналогия закона - применение к неурегулированному конкретной нормой отношению закона, регулирующего сходные отношения. необходимость применения данного приёма заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Потому, если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Аналогия права - это применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства. Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права (общеправовые и отраслевые). При аналогии права принципы выполняют непосредственно регулирующую функцию и выступают единственным нормативно-правовым основанием правоприменительного решения. Применение аналогии права, таким образом, обосновано при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона. При этом правоприменитель руководствуется не только отраслевыми (общие начала и смысл законодательства), но и общеправовыми (требования добросовестности, разумности и справедливости) принципами. |
59. Характеристика системы общего права. Англосаксонская (англо-американская) правовая система. Общее право
- главная составная часть - англосаксонская
правовая семья. 1) явл-ся судейским
правом. Основой общего права
были и остаются реш-я королевс |
60. Характеристика системы континентального права. Романо-германская система права, характерна для стран континентальной Европы, как следствие влияния римского права. Романо-германская норма права - общее правило поведения, сформулированное законодателем или уполномоченными органами. Имеет обобщённый характер Это - социальная модель поведения, выступающая как общественный масштаб, граница дозволенного, без перечисления случаев, вариантов поведения. Имеет отрицательную черту: чем более общей является норма, тем труднее её применять на практике. как следствие, появляются вторичные нормы. Источником права является прежде всего закон. Он принимается парламентом, обладает высшей юридической силой, распространяется на всю территорию государства и всех граждан. Законы делятся на конституции (с высшей юридической силой законы) и обычные законы. Обычай как самостоятельный источник права играет второстепенную роль (дополнение к закону). С их помощью восполнятся пробелы в законодательстве. Судебная практика служит для ликвидации пробелов в законодательстве и уточнения положений закона. Положения судебной практики публикуются в сборниках судебных решений. Структура права: характерно деление права на публичное и частное. Основание деления - общественный, государственный (публичный) интерес (осуществление государственных целей и задач) и особый, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, организаций). Публичное право регулирует отношения, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. Доминируют императивные нормы (категоричность указаний). Отрасли - конституционное, административное, финансовое право и др. Частное право регулирует отношения между равноправными субъектами. Преобладают диспозитивные нормы, возможность их договорного изменения участниками общественных отношений. Отрасли - гражданское, семейное, трудовое право и др. Ещё одна особенность - последовательное отраслевое деление норм. Основные черты англосаксонской системы: 1. Основой правовой системы стало римское право, характеризующееся высокой степенью разработанности, точностью и законченностью. 2. Большую роль
в правотворчестве играли Континентальная правовая система четко разграничивает право материальное и право процессуальное. Судебный прецендент создает не общие, а лишь казуистические нормы, то есть правила для решения конкретного дела. Континентальная правовая система состоит в том, что: 1. система права континентальная базируется на кодексах; 2. деление права на публичное и частное 3.обладает четкой
внутренней структурной |
61. Реализация норм права: понятие и виды. Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь, осуществляемое в правомерном поведении субъектов общественных отношений (гос. орг., должностных лиц, общественных орг., граждан). Реализация права- фактические действия, поступки сторон правоотношения по взаимному выполнению их субъективных прав и обязанностей 1. По уровню реализации 3 формы: а) содержащихся в преамбулах законов, в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности. б) реализация (вне правоотношений) общих норм, в) реализация в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм. 2. По субъекту 2 формы: - индивидуальную; - коллективную 3. По характеру право реализующих действий, 4 формы: - соблюдение права;- исполнение права;- использование права; - применение права. Осуществление выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений НП.( право на объединение, право на митинги). Исполнение – реализация обязывающих норм, выполнение субъектами права возложенных на него обязательств (соблюдение действующего закон-ва, уплата налогов). Соблюдение связано только с реализацией запрещающих норм.(воздержание о совершения действий, находящихся под запретом). Применение осуществляется в специально установленных законом формах властная организационная деятельность компетентных субъектов по реализации НП в конкретном случае и вынесении актов применения права. |
62. Применение как особая форма реализации права. Осуществляется
государством или общ. организациями
в пределах их компетенции, в форме
властной организующей деятельности по
конкретизации правовых норм на основе
строгого соблюдения законности. Черты:
1) правоприменительная Применение права, как определенный процесс, состоит из стадий. Выделяют три стадии: 1) установление фактических обстоятельств дела; (стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств, составляющих предмет доказывания, с помощью фактов-доказательств) 2) формирование юридической основы дела;( включает следующие правоприменительные действия: а) выбор юридической нормы, подлежащий применению; б)проверка подлинности нормы и её действия во времени, в пространстве и по кругу лиц; в) проверка правильности текста нормативно-правового акта; г) уяснение содержания нормы права (путем толкования). При выборе и анализе НП иногда обнаруживается, что конкретный факт регулируется несколькими нормами права, которые не совпадают или даже противоречат др. др. по своему содержанию. В данном случае имеет место коллизия правовых норм. 3) решение дела (решение юридического дела). Это процесс формально-логический, творческий, государственно-властный. Главная задача этой стадии- в соответствии с установленным смыслом юр. нормы четко определить субъ. права и обязанности сторон правоотношения, а т.ж. необходимые формы и порядок их реализации. Дополнительной
стадией (четвертой) может выступать государственно |
63. Стадии процесса применения норм права. Применение права, как определенный процесс, состоит из стадий. Выделяют три стадии: 1) установление фактических обстоятельств дела; (стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств, составляющих предмет доказывания, с помощью фактов-доказательств). При совершении преступления — это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторож) и др.; при возникновении граж-правового спора — обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее испол, взаимные претензии сторон и т.д. Факт.обстоят. относятся к прошлому, и поэто правоприменитель не может наблюдать их непосредствен. Они подтверждаются доказательствами — материальны и нематериальными следами прошлого, зафиксирован в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.). Эти документы составляют основное содержание материа юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию. 2) формирование юридической основы дела. включает следующие правоприменительные действия: а) выбор юридической нормы, подлежащий применению – т.е. выбрать именно ту норму, которая по замыс законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем срав фактических обстоятельств реальной жизни и юриди фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними; б) проверка подлинности нормы и её действия во времени, в пространстве и по кругу лиц; в) проверка правильности текста нормативно-правового акта; г) уяснение содержания нормы права (путем толкования). При выборе и анализе НП иногда обнаруживается, что конкретный факт регулируется несколькими нормами права, которые не совпадают или даже противоречат др. др. по своему содержанию. В данном случае имеет место коллизия правовых норм. 3) решение дела (решение юридического дела) представляет собой не местный акт. Это процесс формально-логический, творческий, государственно-властный. Главная задача этой стадии - в соответствии с установленным смыслом юр. нормы четко определить субъ. права и обязанности сторон правоотношения, а т.ж. необходимые формы и порядок их реализации. Содержание
решения по юридическому делу определяется
главным образом его правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы. Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это умственная деятельность, заключаю в оценке собранных доказательств и установлении в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий — прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного. Во-вторых, решение по делу представляет собой доку — акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридич. дела, официально фиксируются юридические последствия конкретных лиц. Дополнительной
стадией (четвертой) может выступать государственно |
64. Условия и юридические гарантии законного применения права. Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д. Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека,. Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Специальные средства обеспечения законности—это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства). Юридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Среди юридических гарантий различают следующие. Средства выявления, (обнаружения) правонарушений. Средства предупреждения правонарушений. Средства пресечения правонарушений. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов. Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений |
65. Акты применения норм права: понятие, характерные черты и разновидности. Акты применения
права – это документально
оформленное, государственно Опосредованная – это властная деятельность субъекта права по реализации юридических норм в конкретной ситуации – тут необходим посредник – норма права, например, суд, который на основе нормы выносит решение по делу. Решение и приговор будут являться актом правоприменения. Он однократный, в этом его отличие от НПА. Виды правоприменительных актов – приказы, постановления, указы, представления, решения, предписание, приговор. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности
издавать обязательные к б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государ путем применения различных методов, в том числе методов принуждения. |
66. Требования к применению норм права юристами –профессионалами. Применением права называется особая форма его реализации - рассмотрение и решение дел управомоченными на то государственными органами или должностными лицами и принятие решений, определяющих юридическое значение установленных обстоятельств дела. Акт применения права является юридическим фактом, ведущим к возникновению, изменению, прекращению правоотношений. Ряд правовых норм не может быть реализован без применения права. Эта форма (способ) реализации правовых норм определяется законом и подзаконными нормативными актами. принятию решения должна предшествовать строгая проверка фактических обстоятельств дела, определение их юридических последствий, фиксация этого в специально оформленном акте, допускающем последующую проверку обоснованности и законности решения. если государство считает необходимым осуществлять систематический контроль за возникновением и развитием определенных видов правоотношений, необходимо точно определить процессуальные формы рассмотрения и решения соответствующих дел, готовить достаточно квалифицированные кадры государственных служащих, в компетенцию которых входит применение норм этой отрасли права, обеспечивая возможность проверки правильности этих решений и, соответственно, степени квалификации этих служащих. Ряд правовых норм вообще не может быть реализован без актов применения права. Именно правоприменение породило процессуальное право - комплексы правовых норм, определяющих порядок, процедуру реализации и охраны материально-правовых норм. На материалах правоприменительного процесса как наиболее формализованного способа реализации права теоретически разработаны стадии правореализации, приемы толкования правовых норм, типичные способы решения юридических ситуаций - то, что присуще любой форме реализации права. По существу, это именно та тематика, которая составляет основное содержание обучения в юридических учебных заведениях. Исследуя проблемы правоприменения, мы изучаем наиболее распространенные в юридической практике стадии и приемы реализации права вообще. |
67. Правомерное поведение и его виды. Правомерное
поведение-такое поведение людей, которое
соответствует предписаниям правовых
норм.Правомерным признается общественно
необходимое и общественно полезное поведение,
служащее объективной предпосылкой нормального
функционирования гражданского общества,его
благополучия и развития.Правомерное поведение-антипод
правонарушения.Правомерное поведение
представляет собой социально полезную
деятельность,направленную на удовлетворение
государственных и личных интересов, ценностей
и целей.Правомерное поведение является
связующим звеном м\у нормой и тем соцмальным
эффектом,на достижение которого рассчитана
данная норма..Правомерное поведение появляется
в общественной жизни весьма многообразно. По степени активности
процесса вовлечения личности в правовое
регулирование выделяют следующие виды
правомерного поведения:1)социально
активное поведение: а)активное участие
в деятельности добровольных формирований(партий,союзов, 2)привычное поведение.Человек
путем проб и ошибок привыкает
повторять иемнно те действия, |
68. Понятие, признаки и виды правоотношений. Правоотношения охраняемые государством общественные отношения, Возникающие
вследствие создействия норм
права на поведение людей и
характеризующиеся наличием субъективных прав
и юридических обязанностей для их участников. Признаки правоотношений:
1) это общественные отношения; носят сознательный
характер; являются результатом разумной
деятельности; 2) правоотношения возникают
вследствие воздействия норм позитивного
права на поведение людей (правоотношения,
возникающие в сфере конституционного,
уголовного, административного права).
Иногда правоотношения возникают при
отсутствии нормы права); 3)правоотношения
могут представлять связь между людьми
посредством юридических прав и обязанностей,
т.е. отношения индивидуальные: а) поименная
(характерна для брачно-семейных отношений);
б) ролевая (характерна для имущественных
отношений(например продавец-покупатель);
4)правоотношения представляют собой волевые
отношения:а)воля,выраженная самой нормой
права; б)в правоотношении всегда присутствует
воля самих субъектов правоотношения(например
воля строн договора купли-продажи) В уголовном
и административном праве иногда достаточно
воли одного субъекта. Виды правоотношений:1)
по функциям прав:а)регулятивные,б) |
69.Субъекты права, их виды и свойства. Субъект права-это
субъект правоотношения.. * Субъекты правоотношений - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения - это субъект права, который использует свою праводееспособность. Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) лица без гражданства; 4) иностранцы. Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане РФ, за рядом ограничений, К коллективным субъектам относятся: 1) государство в целом 2) государственные организации; 3) негосударственные организации Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладают качествами юридического лица. Для того чтобы быть субъектом правоотношения, лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность - это способность индивида иметь права и обязанности. Дееспособность - это способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами человека и зависит от них. Выделяют следующие виды дееспособности: - полную (с 18 лет); - частичную (с 14 до 18 лет). |
70. Объекты правоотношений:понятие и виды *Объекты правоотношений-то,на что направлено преступное
действие-общественные отношения,охраняемые
законом.Виды объектов правоотоношений:1)наиболее
распространенными объектами являются
предметы материального мира(иногда отдельно
выделяют ценные бумаги,но это тоже предметы
материального мира);2)продукты духовного
творчества(м\б чисто материальные и нематериальные;3)личностные
неимущественные блага(музыка,жизнь,здоровье, *Объект правоотношения - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи. Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих интересов. Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ. Выделяют два подхода к пониманию данной категории: - согласно первому из них, объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поступки людей; - согласно второй точке зрения (разделяемой большинством ученых), объекты весьма разнообразны и могут быть: 1) материальными благами (вещи, ценности, имущество и т.п.); 2) нематериальными благами (жизнь, здоровье, достоинство, честь и т.п.); 3) продуктами духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки, науки, компьютерные программы и т.д.); 4) результатами действий участников правоотношений (правоотношения, возникающие, например, на основе договора перевозки, подряда на капитальное строительство и т.п.); 5) ценными бумагами и документами (деньги, акции, дипломы, аттестаты и т.д.). |
71. Юридические факты:понятие и классификация Юридические факты-конкретные
жизненные обстоятельства,с Классификация ЮФ:1)по характеру
наступающих последствий:
а)правообразующие;б) |
72.Правоотношения,возникающие в деятельности юристов –профессионалов. Содержание юридической
деятельности составляют её объекты, субъекты, юридические действия,
средства и способы их осуществления,
принятые решения и результаты действий.
Составными элементами социально правового
опыта выступают правоположения (преценденты),которые
подразделяются на правотворческие и
правоприменительные, распорядительные
и разъяснительные, судебные и нотариальные,
регулятивные и охранительные, обязательные
и рекомендательные. Юридическая деятельность
подразделяется на типы по различным основаниям:
1.)В зависимости от характера, способов
преобразования общественных отношений
различают правотворческую, Юридическая деятельность является важнейшим компонентом правовой системы общества, также она является существенной частью культуры общества,ЮД имеет общественную коллективную природу.она предполагает сотрудничество и иные формы взаимодействия участников общественной жизни,обмен информацией и её результатом.В отличие от правовой теории,ЮД непосредственно направлена на изменение социальной действительности,прежде всего государственно-правовой.ЮД в отличие от других видов общественной деятельности,всегда вызывает правовые последствия.ЮД сама урегулирована правом,а иногда и другими социальными нормами.ЮД в различных своих разновидностях представляет собой специфическое производство,соответсвующее образом организованное и спланированиное.ЮД влияет на социальные процессы,на развитие общества и его различных систем. |
73.Общая
характеристика признаков Правонарушение
–виновное,противоправное, * Признаки правонарушения: Вред для общества. Правонарушение всегда причиняет вред общественным или частным ценностям. Результатом правонарушения может выступать как фактически причиненный вред, так и реальная угроза его причинения. Большинство правонарушений носят формальный характер, то есть ответственность за их совершение наступает независимо от того, причинен ли реальный ущерб, возникли или нет негативные материальные последствия. Противоправность. нарушении действующих правовых норм. Составы правонарушений должны быть формально определены, т.е. закреплены в нормах права. Виновность - это психически-волевое отношение нарушителя к правонарушению и его последствиям. Выделяют две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел - это форма вины, при которой нарушитель сознавал противоправный характер своего деяния, предвидел его вредные последствия и желал их или сознательно допускал их наступление. Неосторожность - это форма вины, при которой нарушитель предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывал на их предотвращение либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть. В отношении всех правонарушителей действует презумпция невиновности: каждый считается невиновным в совершении правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Реальность правонарушения. Юридическая ответственность наступает только за фактически совершенное, то есть объективированное деяние. Правонарушение может выразиться в форме действия или бездействия. Действие предполагает несоблюдение запретов, а бездействие предполагает неисполнение обязанностей. Ответственность за какие-либо проявления психической деятельности или за определенные качества личности не допускается. Наказуемость. Не всякое неисполнение обязанности или несоблюдение запрета является правонарушением. Им признается лишь деяние, совершение которого влечет применение установленных законом мер ответственности. |
74.Причины
правонарушений и пути их В конце 60- 70х
гг.социологические исследования
подтвердили, что питательную среду для
многих правонарушений создают психологические
представления о том, что социалистическая
собственность-это «ничья» собственность.
Те же социологические исследования раскрыли
и иные социальные причины правонарушений:
разорение уклада сельской жизни, переселение
в эти годы миллионов крестьян в другие
местности, бегство многих в города, нищенство,
алкоголизм и тому подобные социальные
бедствия. Теория права идет дальше в определении
причин. Выясняется, что причины многих
правонарушений коренятся в несоответствии
конкретных законов тенденциям общественного
развития. Существует также «выборная»концепция
причин правонарушений. Она исходит из
сознательного отношения человека к своему
поведению, оценки этого поведения обществом,
государством, базируется на представлениях
об абстрактном равенстве людей. Пути устранения:
социальная профилактика-выявление
и устранение причин и условий, способствующих
совершению преступлений, также развитие
правосознания граждан, повышение их политической,
нравственной и правовой культуры, применение
уголовного наказания;. Стратегию по борьбе
с преступностью можно разделить на косвенную
и прямую. К косвенным относятся меры,
которые направлены в целом на улучшение
образа жизни населения, на решение социальных
и экономических проблем. Это обеспечение
занятости, необходимых жилищных условий,
питания, образования, пенсионного обеспечения,
сокращению безработицы, проведение свободного
времени, создание социальных программ,
направленных на обеспечение финансовой
и иной помощи лицам, находящимся в тяжелом
материальном положении, в т.ч. и бывшим
правонарушителям. К прямым (специальным
мерам) относятся: -уменьшение практических
возможностей для совершения преступлений(охрана
помещения, улучшение уличного освещения,
использование сигнализации);-воспитательно- |
75. Правонарушение,его признаки и юридический состав Правоарушение
есть нарушение норм действующего права,совершение
акта,противного праву.Правонарушение( |
76. Юридическая ответственность: понятие и виды Юридическая ответственность-это
применение к правонарушителю
|
77. Юридическая ответственность, её функции и основания. ЮО-применение к правонарушителю
предусмотренных санкцией юридической
нормы мер государственного принуждения,выражающихся
в форме лишений личного,организационного
либо имущественного характера.Функции ЮО, ЮО
присущи превентивная(предупредительно
- воспитательная, заключается в том, что
ЮО направлена на исправление и перевоспитание
наказываемых, а также предупреждение
совершения новых правонарушений как
наказанными лицами (частная превенция),
так и другими лицами (общая превенция); репрессивная(карательная
функция проявляется в том, что ЮО,в отличие
от простого воспитания,обязательно несет
элемент кары);компенсационная( |
78. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. 1. Необходимая оборона. Исключает отв-сть причинение вреда в состоянии Н.О., т.е. при защите личности или прав обороняющегося, а также интересов общ-ва и гос-ва. При этом пределы Н.О. не должны быть превышены. Превышением пределов Н.О. являются умышленные действия, явно не соответствующие степени и характеру опасности посягательства. 2. Причинение вреда при задержании преступника. Исключает отв-сть причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти или пресечения возможности совершения им новых преступлений, при условиях, что иными средствами задержать такое лицо не представилось возможным и не было допущено превышения необходимых для этого мер. 3. Крайняя необходимость. Исключает отв-сть причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии К.Н., т.е. для устранения опасности, угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, а также интересам общ-ва и гос-ва, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами и не было допущено превышение пределов К.Н. 4. Физическое/психическое принуждение. Исключает отв-сть причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физ. принуждения лица, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями. 5. Обоснованный риск. Исключает отв-сть причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при О.Р. для достижения общественно полезной цели. При этом риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута действиями, не связанными с риском и если лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда. 6. Исполнение приказа или распоряжения. Исключает отв-сть причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него П.или Р. Отв-сть за причинение вреда несет лицо, отдавшее П. или Р. 7. Невменяемость. Не подлежит угол. отв-сти лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический хар-тер и обществ. опасность своих действий либо руководить ими вследствие хронического псих. расстройства, слабоумия, иного болезненного состояния психики. 8. Малозначительность деяния. Исключается угол. отв-сть за действия, хотя и формально содержащее признаки к-л. деяния, но в силу малозначительности не представляющее собой общественной опасности. |
79. Основные элементы и стадии механизма правового регулирования Право как инструмент соц.управления призвано упорядочить общественные отношения, обеспечить реализацию прав субъектов. Это осущ. через механизм правового регулирования (МПР). МПР – система юр.средств, организованных определенным образом в целях упорядочения обществ. отн-й, удовлетворения интересов субъектов права. Структура МПР включает в себя следующие основные элементы: 1. Норма права. 2. Юр. факт или фактический состав. 3. Правоотношение. 4. Акт реализации прав и обязанностей. Основные элементы МПР предполагают соответствующие стадии: 1. Формируется общее правило поведения, направленное на удовлетворение интересов в сфере права. 2. Происходит определение специальных условий. С наступлением данных условий включается действие общих программ. Однако для запуска механизма часто требуется целая система юр. фактов, т.е. фактический состав. 3. Устанавливается юр.связь с определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Здесь выясняется, кто имеет интерес и соответствующе право, а кто обязан не препятствовать удовлетворению данного права либо осуществить активные действия в интересах управомоченного лица. Т.е. речь идет о правоотношении, возникающем на основе норм права и при наличии юр.фактов. 4. Реализуются права и обяз-сти. На этой стадии правовое регулирование приходит к намеченной цели и интерес лица удовлетворяется. Через акт реализации прав и обяз-стей права и обяз-сти субъекта претворяются в жизнь. |
80. Правовое сознание: понятие, уровни, виды Правосознание – совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву и другим правовым явлениям. Каждый чел-к является носителем определенного правосознания. Неважно какого: правильного или искаженного, развитого или незрелого, высокого или низкого. Задача заключается в том, чтобы формировать у всех нужное, должное, желаемое правосознание. Виды правосознания. 1. Массовое. Определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся преобладающими в обществе. 2. Групповое. Отражает правосознание определенных соц. слоев населения (студент, школьников, военнослужащих). 3. Индивидуальное. Суждение о праве, отношение к праву отдельной личности. Уровни правосознания. 1. Научное. Правосознание ученых. Наиболее адекватно отражает фактические положение дел в правовой сфере. 2. Профессиональное. Суждения о праве юристов-профессионалов (лиц с высшим юр.образованием). 3. Обыденное. Первичный уровень правосознания, когда знания о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими. Обыденное правосознание чаще всего бывает незрелым, недостаточно развитым. |
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"