Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"
81. Правовой нигилизм: его формы и пути преодоления П.Н. – вариант деформации правосознания. П.Н. – отрицание
значимости права. Характерный признак
П.Н. – бескомпромиссность этого
отрицания с преобладанием Существует множество различных форм П.Н. Мы укажем лишь на самые яркие из них. 1. Прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных НПА. Эти нарушения составляют огромный массив преступлений, а также гражданских, админист., дисциплинарных проступков. Это наиболее грубая и опасная форма П.Н. 2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юр.предписаний, когда субъекты не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по своим правилам. 3. Война законов, издание противоречивых НПА. Принимаемые юр.нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В результате возникают острейшие коллизии. 4. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, задачам, методам. Отсюда трения и противостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее. 5. Нарушение прав чел-ка (особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность). Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, способность гос-ва обеспечить порядок и спокойствие в общ-ве. Бессилие права вызывает у чел-ка раздражение, недовольство, протест. Чел-к перестает уважать и ценить право. Основные
пути преодоления правового |
82.
Особенности правосознания Проф. правосознание можно определить как обусловленную спецификой соц. роли и юр. деят-сти, формируемую систему правовых идей, взглядов, чувств, ценностных ориентаций, определяющих образ жизни и мотивы поведения в служебной сфере представителей юр.профессии. В лит-ре отмечаются такие черты проф. правосознания, как компетентность, ориентированность на реализацию правовых норм, связь с идеями справедливости и законности, политическая зрелость, чувство проф. долга. Основу правосознания юристов-профессионалов составляют знания о праве, навыки и умения применять действующее закон-во. Проф. правосознание юристов отличается от правосознания других групп населения по объему и глубине правовых знаний, навыкам и умениям анализировать правовые проблемы, решать юр.задачи. Внутреннее правосознание юриста-профессионала можно разделить на отдельные разновидности, представленные в качестве правосознания следователей, прокуроров, судей, адвокатов. Известно, например, что в мышлении следователей часто преобладает обвинительный уклон, а сознание адвокатов ориентировано на защиту интересов клиента. Юриста-профессионала должно отличать положительное отношение к праву и практике его применения, что предусматривает высокую степень согласия с правовой нормой, понимания необходимости ее применения, привычку соблюдать закон. |
83. Правовое воспитание: понятие, формы, методы П.В. – целенаправленная деят-сть гос-ва, общественных структур, СМИ по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Одна из главных целей правового воспитания – выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юр.мировоззрения; подготовка социально активного члена общ-ва, хорошо знающего свои права, умеющего отстаивать и защищать их. Речь идет о воспитании чел-ка, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего нарушениям. Формы П.В.1. Правовая пропаганда. Лекции, беседы, издание книг, брошюр, выступление по радио и телевидению, «юр.всеобуч». 2. Правовое обучение. Передача знаний о праве в вузах, техникумах, колледжах, училищах, преподавание основ права на различных курсах. 3 . Юр. практика. Участие в суд. процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего; заключение гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката. 4. Самообразование. Самостоятельное изучение закон-ва, юр. лит-ры, общение с окружающими, осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности. Методы П.В. 1. Убеждение. 2. Принуждение. 3. Наказание. 4. Поощрение. 5. Профилактика. 6. Предупреждение. |
84. Правовая культура: понятие, структура, функции ПК – часть общей культуры общества или отдельной личности. ПК выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юр.феноменами. ПК тесно связана с политической, нравственной, духовной, и другими видами культуры. ПК отражает не только деятельность чел-ка в правовой сфере, но и за ее пределами. Деятельность, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Структура ПК включает в себя: 1. ПК общества (зависит от уровня развития правосознания населения); 2. ПК личности (знание и понимание права). ПК общества характеризуется следующими чертами: а) состояние правосознание; б) полноценное законодательство; в) развитая правовая система; г) независимое эффективное правосудие; д) широкий спектр прав и свобод граждан; е) состояние законности и правопорядка; ж) юр. грамотность основной массы населения; з) четкая работа правоохранительных органов и др. Основные элементы ПК личности: а) правосознание; б) правомерное и законопослушное поведение; в) правовая активность личности. * Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества. Правовая культура в данном случае является объектом исследования науки теории права, и она включает в себя как правовые, так и неправовые составляющие. Правовая культура - это качественное состояние всех социальных институтов, так или иначе связанных с существованием права в обществе. Правовая культура - это не просто совокупность социальных явлений, но именно качественное состояние последних, характеризующее уровень развития, эффективность правовой системы. Правовая культура показывает правовые ценности, результаты и достижения общества в правовой сфере, степень развития юридической теории и практики. Структура правовой культуры имеет достаточно много уровней. Она складывается из качественной оценки следующих институтов: · позитивное право, т.е. действующее законодательство; · источники права; · правооотношения; · законность и правопорядок; · реализация права; · государственный аппарат; · индивидуально-правовые акты; · правосознание; · юридическая наука, литература, образование и др. Таким образом, правовая культура представляет собой не просто совокупность правовых и неправовых институтов, но их качественное состояние. Правовая культура имеет несколько уровней: · индивидуальный - на уровне отдельной личности; · корпоративный - на уровне социального объединения, коллектива; · общий - на уровне общества в целом; · цивилизационный или общечеловеческий включающий в себя правовую культуру человеческой цивилизации в мировом масштабе. Индивидуальная правовая культура включает знание законодательства, своих субъективных прав и обязанностей, умение их реализовать и защищать, юридический опыт и многое другое. Виды правовой культуры: · обыденная; · профессионально-юридическая; · доктринальная - научная. |
85. Законность: понятие и гарантии Законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами права существующих в стране законов и подзаконных актов. Ключевым словом здесь выступает соблюдение. Нет соблюдения – нет законности. Мало провозгласить законность и ее принципы. Необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, гарантии их реальности, доступности, эффективности. Гарантии законности – объективные и субъективные предпосылки, способствующие укреплению законности. Гарантии законности бывают общими и специальными. Общие гарантии: а) экономические (общее состояние экономики страны); б) политические (сильная, авторитетная, легитимная власть); в) идеологические (господство в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов); г) общественные (деятельность различных общественных организаций и объединений); д) организационные (оперативно-организационная работа правоохранительных органов, иных властных структур). Специальные гарантии: а) прокурорский надзор; б) правосудие; в) контрольная деятельность органов власти и управления; г) юрид. ответственность; д) институты жалоб и заявлений граждан. * Принятие государством законов и подзаконных нормативных актов еще не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы, что содержащаяся в них государственная воля воплотится. Необходимо создать условия, чтобы все субъекты, кому эти нормы адресованы, соблюдали содержащиеся в них правовые предписания и требования, обеспечивали законность. Законность – это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений. Она закрепляется в конституции и других законах как обращенное ко всем требование, реализуется как метод деятельности субъектов права и становится таким образом режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают, исполняют правовые требования и предписания. Обеспечение законности – одно из важных направлений деятельности государства. |
86.
Понятие и свойства Правопорядок – порядок, основанный на праве. Это система отношений, охраняемых, защищаемых и регулируемых правом. Вне права и без права П. не мыслим. Свойства: 1. П. – атрибут гос-ва, поэтому он возникает с появлением публичной власти, права, законов. 2. П. базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации. 3. П. опирается на особый аппарат принуждения – гос-во. 4. При нарушении П. могут быть применены юр. санкции. П. связан с общественным порядком как часть и целое. Общественный порядок несколько шире П. Общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе. П. связан с законностью. Они соотносятся как причина и следствие. Есть законность, есть и П., нет законности – нет и П. П. связан с демократией. Не может быть подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Гарантии П. делятся на общие и специальные. Общие гарантии: а) а) экономические (общее состояние экономики страны); б) политические (сильная, авторитетная, легитимная власть); в) идеологические (господство в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов); г) общественные (деятельность различных общественных организаций и объединений); д) организационные (оперативно-организационная работа правоохранительных органов, иных властных структур). Специальные гарантии: а) прокурорский надзор; б) правосудие; в) контрольная деятельность органов власти и управления; г) юрид. ответственность; д) институты жалоб и заявлений граждан. |
87.
Элементы правового статуса П.С. – совокупность прав и свобод, обязанностей, законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых гос-вом. Элементы структуры П.С.: а) основные права и обязанности; б) законные интересы; в) правосубъектность; г) гражданство; д) юр. ответственность: е) правовые принципы: ж) правовые нормы, устанавливающие данный статус; з) правоотношения общего типа. Права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение, защита прав человека – это обязанность государства. Юр. обязанность – установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения, а также вид поведения. Опирается на возможность гос. принуждения. Через обязанность удовлетворяется интерес управомоченного лица. Првосубъектность включает в себя правоспособность (способность быть носителем прав и обязанностей) и дееспособность (способность своими действиями осуществлять принадлежащие права и нести обязанности). Гражданство – устойчивая политико-правовая связь лица с гос-вом, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Юр. ответственность
– предусмотренная нормами |
88.
Механизм обеспечения прав Основной стратегической
задачей государства в Россия, следуя
курсом реформ, провозгласила права
человека как приоритетные и
наиболее значимые социальные
ценности, признала необходимость
придерживаться общепринятых Президент РФ является гарантом конституционных прав и свобод человека и гражданина. Правосудие – один из наиболее важных способов обеспечения прав и свобод. Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении споров, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Суд становится надежным гарантом прав и свобод личности в конфликтных отношениях. В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. В Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Существуют административно- 1. Законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти 2. Административный
порядок обжалования актов 3. Государственный
контроль в системе 4. Прокурорский надзор за соблюдением законов 5. Уполномоченный по правам человека Личность обеспечивается
не только внутригосударственной, прежде
всего судебной защитой, но и международно-правовой.
Когда исчерпаны все |
89.
Гражданское общество как Правовое гос-во – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод чел-ка и гражданина. Только осознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышение юр. и политической культуры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав и свобод чел-ка и гражданина как высшей ценности по отношению к правам гос-ва. Общество, каждый гражданин ежедневно должны поддерживать свою «правовую форму» бытия, бороться за собственные интересы и права. Без высокой правовой культуры населения, настоящего гражданского общества не будет правового гос-ва. Наиболее общие принципы, лежащие в основе любого гражданского общества: 1. Безусловное
признание и защита 2. Равенство
всех перед законом и 3. Правовое государство,
основанное на принципе Гражданское общество
– это не государственно-политическая,
а главным образом |
90.
Проблемы формирования Правовое гос-во основывается на двух главных принципах: 1. наиболее полное обеспечение прав и свобод чел-ка и гражданина; 2. наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для гос. структур режима правого ограничения. Гос. власть ограничивают сами права и свободы чел-ка, т.е. реальное осуществление первого принципа. Если говорить о России, то в Конституции РФ закреплено, что РФ есть демократическое федеративное правовое гос-во с республиканской формой правления. Хотя в данной статье и указывается, что правовое гос-во в Росии уже есть, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться. Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Оно совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Создание совершенной законодательной системы – задача первостепенной важности. Также необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем. Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет препятствия на пути движения к правовому гос-ву. Это, в частности, бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, низкий уровень правовой культуры населения, правовой нигилизм, низкая правовая активность и инициатива населения, слабость демократических традиций. Сегодня правовое гос-во предстает в большей степени как конституционный принцип и не получает пока своего полного воплощения в какой-либо стране. |
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"