Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Файлы: 1 файл

Шпоры.ТГП. гос.экзамен.doc

— 617.50 Кб (Скачать файл)

 

81. Правовой нигилизм: его формы и пути преодоления

П.Н. – вариант  деформации правосознания.

П.Н. – отрицание  значимости права. Характерный признак  П.Н. – бескомпромиссность этого  отрицания с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм.

Существует множество  различных форм П.Н. Мы укажем лишь на самые яркие из них. 1. Прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных НПА. Эти нарушения составляют огромный массив преступлений, а также гражданских, админист., дисциплинарных проступков. Это наиболее грубая и опасная форма П.Н. 2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юр.предписаний, когда субъекты не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по своим правилам. 3. Война законов, издание противоречивых НПА. Принимаемые юр.нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В результате возникают острейшие коллизии. 4. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, задачам, методам. Отсюда трения и противостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее. 5. Нарушение прав чел-ка (особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность). Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, способность гос-ва обеспечить порядок и спокойствие в общ-ве. Бессилие права вызывает у чел-ка раздражение, недовольство, протест. Чел-к перестает уважать и ценить право.

Основные  пути преодоления правового нигилизма. 1. Повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания. 2. Совершенствование законод-ва. 3. Профилактика правонарушений и прежде всего преступлений. 4. Упрочение законности и правопорядка, гос. дисциплины. 5. Уважение и всемерная защита прав личности. 6. Массовое просвещение и правовое воспитание населения. 7. Подготовка высококвалифицированных юристов и др.

82. Особенности правосознания юристов-профессионалов

Проф. правосознание  можно определить как обусловленную  спецификой соц. роли и юр. деят-сти, формируемую систему правовых идей, взглядов, чувств, ценностных ориентаций, определяющих образ жизни и мотивы поведения в служебной сфере представителей юр.профессии. В лит-ре отмечаются такие черты проф. правосознания, как компетентность, ориентированность на реализацию правовых норм, связь с идеями справедливости и законности, политическая зрелость, чувство проф. долга. Основу правосознания юристов-профессионалов составляют знания о праве, навыки и умения применять действующее закон-во. Проф. правосознание юристов отличается от правосознания других групп населения по объему и глубине правовых знаний, навыкам и умениям анализировать правовые проблемы, решать юр.задачи. Внутреннее правосознание юриста-профессионала можно разделить на отдельные разновидности, представленные в качестве правосознания следователей, прокуроров, судей, адвокатов. Известно, например, что в мышлении следователей часто преобладает обвинительный уклон, а сознание адвокатов ориентировано на защиту интересов клиента. Юриста-профессионала должно отличать положительное отношение к праву и практике его применения, что предусматривает высокую степень согласия с правовой нормой, понимания необходимости ее применения, привычку соблюдать закон.

83. Правовое воспитание: понятие, формы,  методы

П.В. – целенаправленная деят-сть гос-ва, общественных структур, СМИ по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Одна из главных целей правового воспитания – выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юр.мировоззрения; подготовка социально активного члена общ-ва, хорошо знающего свои права, умеющего отстаивать и защищать их. Речь идет о воспитании чел-ка, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего нарушениям.

Формы П.В.1. Правовая пропаганда. Лекции, беседы, издание книг, брошюр, выступление по радио и телевидению, «юр.всеобуч». 2. Правовое обучение. Передача знаний о праве в вузах, техникумах, колледжах, училищах, преподавание основ права на различных курсах. 3 . Юр. практика. Участие в суд. процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего; заключение гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката. 4. Самообразование. Самостоятельное изучение закон-ва, юр. лит-ры, общение с окружающими, осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности.

Методы  П.В. 1. Убеждение. 2. Принуждение. 3. Наказание. 4. Поощрение. 5. Профилактика. 6. Предупреждение.

84. Правовая культура: понятие, структура,  функции

ПК – часть  общей культуры общества или отдельной  личности. ПК выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юр.феноменами. ПК тесно связана с политической, нравственной, духовной, и другими видами культуры. ПК отражает не только деятельность чел-ка в правовой сфере, но и за ее пределами. Деятельность, связанную так или иначе с применением правовых знаний.

Структура ПК включает в себя: 1. ПК общества (зависит от уровня развития правосознания населения); 2. ПК личности (знание и понимание права).

ПК  общества характеризуется следующими чертами: а) состояние правосознание; б) полноценное законодательство; в) развитая правовая система; г) независимое эффективное правосудие; д) широкий спектр прав и свобод граждан; е) состояние законности и правопорядка; ж) юр. грамотность основной массы населения; з) четкая работа правоохранительных органов и др.

Основные элементы ПК личности: а) правосознание; б) правомерное и законопослушное поведение; в) правовая активность личности.

* Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества.

Правовая культура в данном случае является объектом исследования науки теории права, и  она включает в себя как правовые, так и неправовые составляющие.

Правовая культура - это качественное состояние всех социальных институтов, так или иначе связанных с существованием права в обществе.

Правовая культура - это не просто совокупность социальных явлений, но именно качественное состояние последних, характеризующее уровень развития, эффективность правовой системы. Правовая культура показывает правовые ценности, результаты и достижения общества в правовой сфере, степень развития юридической теории и практики.

Структура правовой культуры имеет достаточно много уровней. Она складывается из качественной оценки следующих институтов:

· позитивное право, т.е. действующее законодательство;

· источники  права;

· правооотношения;

· законность и  правопорядок;

· реализация права;

· государственный  аппарат;

· индивидуально-правовые акты;

· правосознание;

· юридическая  наука, литература, образование и др.

Таким образом, правовая культура представляет собой не просто совокупность правовых и неправовых институтов, но их качественное состояние.

Правовая культура имеет несколько уровней:

· индивидуальный - на уровне отдельной личности;

· корпоративный - на уровне социального объединения, коллектива;

· общий - на уровне общества в целом;

· цивилизационный  или общечеловеческий включающий в себя правовую культуру человеческой цивилизации в мировом масштабе.

Индивидуальная  правовая культура включает знание законодательства, своих субъективных прав и обязанностей, умение их реализовать и защищать, юридический опыт и многое другое.

Виды правовой культуры:

· обыденная;

· профессионально-юридическая;

· доктринальная - научная.

85. Законность: понятие и гарантии

Законность –  строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами права существующих в стране законов и подзаконных актов. Ключевым словом здесь выступает соблюдение. Нет соблюдения – нет законности. Мало провозгласить законность и ее принципы. Необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, гарантии их реальности, доступности, эффективности. Гарантии законности – объективные и субъективные предпосылки, способствующие укреплению законности. Гарантии законности бывают общими и специальными.

Общие гарантии: а) экономические (общее состояние экономики страны); б) политические (сильная, авторитетная, легитимная власть); в) идеологические (господство в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов); г) общественные (деятельность различных общественных организаций и объединений); д) организационные (оперативно-организационная работа правоохранительных органов, иных властных структур).

Специальные гарантии: а) прокурорский надзор; б) правосудие; в) контрольная деятельность органов власти и управления; г) юрид. ответственность; д) институты жалоб и заявлений граждан.

* Принятие государством законов и подзаконных нормативных актов еще не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы, что содержащаяся в них государственная воля воплотится. Необходимо создать условия, чтобы все субъекты, кому эти нормы адресованы, соблюдали содержащиеся в них правовые предписания и требования, обеспечивали законность.

Законность –  это принцип, метод и режим  реализации норм права, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений. Она закрепляется в конституции и других законах как обращенное ко всем требование,  реализуется как метод деятельности субъектов права и становится таким образом режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают, исполняют правовые требования и предписания.

Обеспечение законности – одно из важных направлений деятельности государства.


 

86. Понятие и свойства правопорядка

Правопорядок  – порядок, основанный на праве. Это  система отношений, охраняемых, защищаемых и регулируемых правом. Вне права  и без права П. не мыслим.

Свойства: 1. П. – атрибут гос-ва, поэтому он возникает с появлением публичной власти, права, законов. 2. П. базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации. 3. П. опирается на особый аппарат принуждения – гос-во. 4. При нарушении П. могут быть применены юр. санкции.

П. связан с общественным порядком как часть и целое. Общественный порядок несколько шире П. Общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе. П. связан с законностью. Они соотносятся как причина и следствие. Есть законность, есть и П., нет законности – нет и П. П. связан с демократией. Не может быть подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности.

Гарантии  П. делятся на общие и специальные. Общие гарантии: а) а) экономические (общее состояние экономики страны); б) политические (сильная, авторитетная, легитимная власть); в) идеологические (господство в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов); г) общественные (деятельность различных общественных организаций и объединений); д) организационные (оперативно-организационная работа правоохранительных органов, иных властных структур).

Специальные гарантии: а) прокурорский надзор; б) правосудие; в) контрольная деятельность органов власти и управления; г) юрид. ответственность; д) институты жалоб и заявлений граждан.

87. Элементы правового статуса личности

П.С. – совокупность прав и свобод, обязанностей, законных интересов личности, признаваемых и  гарантируемых гос-вом.

Элементы структуры П.С.: а) основные права и обязанности; б) законные интересы; в) правосубъектность; г) гражданство; д) юр. ответственность: е) правовые принципы: ж) правовые нормы, устанавливающие данный статус; з) правоотношения общего типа.

Права и свободы  человека являются естественными и  неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение, защита прав человека – это обязанность государства.

Юр. обязанность  – установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения, а также вид поведения. Опирается на возможность гос. принуждения. Через обязанность удовлетворяется интерес управомоченного лица.

Првосубъектность  включает в себя правоспособность (способность  быть носителем прав и обязанностей) и дееспособность (способность своими действиями осуществлять принадлежащие права и нести обязанности).

Гражданство –  устойчивая политико-правовая связь  лица с гос-вом, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Юр. ответственность  – предусмотренная нормами права  обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия.

88. Механизм обеспечения прав человека

Основной стратегической задачей государства в обеспечении  прав и свобод, организации взаимоуважительных и взаимообязательных отношений  между личностью и государством является создание режима законности и поддержания правопорядка.

 Россия, следуя  курсом реформ, провозгласила права  человека как приоритетные и  наиболее значимые социальные  ценности, признала необходимость  придерживаться общепринятых международных  стандартов в области прав  человека. Конституция РФ закрепила прямую обязанность государства защищать права человека. Важная роль в социально-юридическом механизме обеспечения прав человека и гражданина отводится органам исполнительной власти: Минюст, МВД. Сущность и назначение данных институтов исполнительной власти — обеспечение прав и законных интересов, выраженных и закрепленных в индивидуально-правовых актах суда и иных органов. Суть этой завершающей и наиболее значимой стадии правового регулирования — реализация санкций и исполнение правонарушителем соответствующей обязанности

Президент РФ является гарантом конституционных прав и  свобод человека и гражданина.

Правосудие –  один из наиболее важных способов обеспечения  прав и свобод. Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении споров, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Суд становится надежным гарантом прав и свобод личности в конфликтных отношениях. В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. В Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Существуют административно-правовые формы защиты прав и свобод.

1. Законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти

2. Административный  порядок обжалования актов органов  исполнительной власти

3. Государственный  контроль в системе исполнительной  власти

4. Прокурорский  надзор за соблюдением законов

5. Уполномоченный  по правам человека

Личность обеспечивается не только внутригосударственной, прежде всего судебной защитой, но и международно-правовой. Когда исчерпаны все внутригосударственные  способы и институты, гражданин  вправе обратиться и в международные судебные органы, например, в Европейский суд по правам человека. Деятельность международных трибуналов, органов ООН в этом направлении, применяемые международные экономические и иные санкции – все это уже вошло в международно-правовую практику защиты свободы личности.

89. Гражданское общество как условие  формирования правового государства

Правовое гос-во – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод чел-ка и гражданина. Только осознание  необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышение юр. и политической культуры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав и свобод чел-ка и гражданина как высшей ценности по отношению к правам гос-ва. Общество, каждый гражданин ежедневно должны поддерживать свою «правовую форму» бытия, бороться за собственные интересы и права. Без высокой правовой культуры населения, настоящего гражданского общества не будет правового гос-ва.

Наиболее общие  принципы, лежащие в основе любого гражданского общества:

1. Безусловное  признание и защита естественных  прав  человека и гражданина.

2. Равенство  всех перед законом и правосудием,  надежная юридическая защищенность  личности.

3. Правовое государство,  основанное на принципе разделения  и взаимодействия властей.

Гражданское общество – это не государственно-политическая, а главным образом экономическая  и личная сфера жизнедеятельности  людей, реально складывающиеся отношения  между ними. Лишь при наличии гражданского общества и осуществлении контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права может сформироваться правовое гос-во. Идея правового гос-ва есть идея взаимоуправления гражданского общества и гос-ва.

90. Проблемы формирования правового  государства в РФ

Правовое гос-во основывается на двух главных принципах: 1. наиболее полное обеспечение прав и свобод чел-ка и гражданина; 2. наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для гос. структур режима правого ограничения. Гос. власть ограничивают сами права и свободы чел-ка, т.е. реальное осуществление первого принципа. Если говорить о России, то в Конституции РФ закреплено, что РФ есть демократическое федеративное правовое гос-во с республиканской формой правления. Хотя в данной статье и указывается, что правовое гос-во в Росии уже есть, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться. Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Оно совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Создание совершенной законодательной системы – задача первостепенной важности. Также необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем. Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет препятствия на пути движения к правовому гос-ву. Это, в частности, бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, низкий уровень правовой культуры населения, правовой нигилизм, низкая правовая активность и инициатива населения, слабость демократических традиций. Сегодня правовое гос-во предстает в большей степени как конституционный принцип и не получает пока своего полного воплощения в какой-либо стране.



Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"