Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 23:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
6. Из них формировался
аппарат государственного
Одновременно шёл и процесс ославянивания норманнов. Дружинная верхушка постепенно сливалась с древними кланами новгородской знати, скандинавский язык растворялся в славянском языке. Ибо именно славяне составляли большинство народонаселения страны, богослужение со времени принятия христианства велось на славянском языке, поэтому он «при всём смешении народов сохранился в чистоте» (Г.Ф. Миллер).
И последнее. О термине «Русь». Существуют две трактовки его происхождения. Советские историки настаивали, а некоторые продолжают и сейчас настаивать на автохтонном (среднеднепровском, полянском) его происхождении, не приводя, однако, в подтверждение своей версии никаких убедительных доводов, кроме общих рассуждений о том, что где же ему ещё появиться, как не в центре Древней Руси. Подавляющее же большинство учёных, и прежде всего лингвисты, придерживаются скандинавской этимологии. Вспомним и то, что писал Нестор: «Пошли к варягам, к руси...» Термин «Русь» возник в северо-западных новгородских землях, где сохранилась богатейшая древняя топонимика, с ним связанная, которая совершенно отсутствует на юге (Порусье, Русса, Старая Русса, Новая Русса, Русино-русская дорога, Околорусье, Русские Новики, Русаноно, Русуево, Русовшина и т.д. и т.п.).
Источник этого термина – древнескандинавский глагол «roa» – грести. Рутси, руси – гребец. Так называли появившихся на восточно-балтийском побережье уже в V в. скандинавов местные народы: финны, карелы, саамы. В их понимании этот термин ассоциировался с этнонимом «швед», поскольку шведы были ближе датчан или норвежцев и чаще приплывали из-за моря. Финны до сих пор зовут шведов «рутси».
В Новгородской земле этот термин использовался поначалу в значении войска, дружины, рати, т.е. того рыцарского слоя, защитника земли, о котором уже шла речь. Не зря в «Повести временных лет» читаем о дружине князя: «И беша у него варязи и словене и прочи, прозвашася русью». To же у византийского писателя Константина Багрянородного: «Князья отправились осенью на полюдье со всею русью». И только затем из этнонима этот термин превратился в хороним – название территории, государства (с 911 г., договора Олега с Византией). Таким образом, термин «Русь» можно считать продуктом, взращенным на славяно-финско-скандинавской языковой почве.
Подведем итоги. В формировании древнерусской, славянской в своей основе, государственности приняли участие разные этносы. Само это формирование представляется нам в виде двустороннего процесса. Главную роль играли внутренние обстоятельства (образование социальной неоднородности, складывание института частной собственности, необходимость подавлять межплеменные раздоры, осуществлять военно-организаторские функции и пр.) Но немаловажен и внешний компонент: завоевания, призвание, договор. В X в. древнерусское государство, не являясь ещё совершенно оформившимся конгломератом, уже имело налицо все необходимые признаки: единую территорию, государственный язык, аппарат власти, устойчивую военную и финансовую организацию. Государство функционировало на внешней арене, воевало или торговало с соседями, вступало с ними в договорные отношения.
3) Социально-экономический строй Древнерусского государства.
Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.
Все свободное население Киевской Руси носило название "люди". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг "купу" часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.
Существовала такая категория, как рядовичи - смерды, заключившие с землевладельцем договор ("ряд") об условиях своей работы на него или пользования его землей и орудиями труда.
Кроме смердов и закупов
в княжеской и боярской вотчине
были рабы, называемые холопами или челядь
4)Киевская Русь как раннефеодальное государство. Характеристика основных государственных институтов.
Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян. Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).
Признаки раннефеодальной монархии:
1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;
2) отсутствует юридическая ответственность правителя;
3) не сформированы институты власти;
4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены;
5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;
6) городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.
Органы власти не имели постоянных полномочий.
Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной. Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.
Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.
Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.
Население в Киевской Руси делилось на:
1) дружинников. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;
2) служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория;
3) крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;
4) крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.
Особая категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.
Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.
5) Общая характеристика
и источники права Киевской Руси
Становление Киевской Руси сопровождалось
формированием древнерусского права.
Источниками права, как известно, служат
законодательная власть, создающая закон;
суд, вырабатывающий своими решениями
новые нормы права; частные лица и органы
правительства, содействующие созданию
новых юридических обычаев.Таким образом, источники
права: закон, обычай, договор, судебные
решения.
Источниками нормативно-правового
акта являются обычное право, судебная
практика, иностранное (часто византийское)
и церковное право. Нормативно-правовые
акты в раннефеодальном государстве рождаются,
в основном, на базе обычного права. Большая
часть обычаев не получила поддержки государства
и осталась обычаями (календарь, наследование
имущества господина его детьми от рабыни),
часть обычаев была санкционирована государством
и превратилась в нормативно-правовые
акты.
Главными нормативно-правовыми
актами Древнерусского государства были:
- договоры. Договор – иначе ряд, крестное
целование, докончанье – широко распространенная
форма древнего права. Им определялись
не только международные отношения, но
и отношения между князьями, князей с народом,
дружиной, между частными лицами. Важные
международные договоры были заключены
с греками и немцами. Договоры Руси с Византией
(911, 944 гг) в большей своей части посвящены
вопросам уголовного права, международным,
торговым отношениям. Под влиянием греков,
в договорах встречаются общие термины
для выражения понятия преступления: проказа,
согрешение, понятия о наказании: казнь,
епитимия. В договорах ясно видны правовые
воззрения, свойственные первобытному
народу. Греческий закон устанавливал
за убийство смертную казнь по приговору
суда, «закон русский» - кровную месть.
В договоре Олега 911 г. ст.4 постановляет,
что убийца должен умереть на том же месте,
греки настояли, что затем это утверждалось
судом, а в договоре Игоря ст.12, который
заключался, когда победителями были греки,
месть совершалась родственниками убитого
после суда;
- княжеские уставные грамоты, которые
устанавливали повинности феодально-зависимого
населения;
- княжеские уставы, которые были прообразом
законодательной деятельности в Древней
Руси. Первые князья, раздавая города своим
мужам, устанавливали порядок управления
и суда. Подчиняя своей власти новые племена
и земли, они определяли размеры дани.
Уставы закрепляли взаимоотношения государства
и церковных властей, В Уставе князя Владимира
Святославича содержится история крещения
Руси, определяется юрисдикция церкви
по регулированию внутрисемейных отношений,
дел о колдовстве. В Уставе Ярослава Владимировича
были установлены нормы, регулирующие
семейно-брачные отношения, половые преступления,
преступления против церкви.
Наиболее крупным
памятником древнерусского права является
«Русская Правда ».
Основные редакции
Русской Правды разделяются на две основных
редакции, во многом отличающиеся, и получившие
наименования «Краткая» (6 списков) и «Пространная»
(более 100 списков). В качестве отдельной
редакции выделяется «Сокращенная» (2
списка), представляющая собой сокращённый
вариант «Пространной редакции»
Русская Правда в зависимости от редакции
подразделяется на Краткую, Пространную
и Сокращенную.
Краткая Правда — древнейшая редакция
Русской Правды, которая состояла из двух
частей. Ее первая часть была принята в
30-е гг. XI в. и связана с именем князя Ярослава
Мудрого (Правда Ярослава). Вторая часть
была принята в Киеве на съезде князей
и крупнейших феодалов после подавления
восстания низов 1068 г. и получила название
Правды Ярославичей.
Источники права древнерусского
государства:
6) Характеристика Русской Правды: Русская Правда устанавливала довольно развитую систему норм, регулирующих имущественные отношения, в частности отношения собственности. Была предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества; обязательства возникали из причинения вреда и из договоров. Характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на саму личность должника, а в некоторых случаях даже на его жену и на детей.
Устанавливалась определенная система договоров. Наиболее полно регламентирован договор займа, упоминаются также договоры купли-продажи, хранения (поклажи), личного найма, косвенно упоминаются договоры перевозки, комиссии, подряда. Имелись нормы, регламентирующие порядок заключения договоров, а также ответственность за их нарушения. Форма договора была устной, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору.
Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству. Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца.
Наследственное право
характеризовалось классовой
По Русской Правде преступление
Высшей мерой наказания в Русской Правде является «поток и разграбление». Следующей по тяжести мерой наказания была вира, назначавшаяся только за убийство. До второй половины XI в. в качестве наказания за убийство применялась кровная месть. За основную массу преступлений наказанием была так называемая продажа – уголовный штраф.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"