Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:37, шпаргалка
Предмет, методология и периодизация истории отечественного государства и права.
История отечественного государства и права (ИОГП) является составной частью исторической и юридической наук. В отличие от общей истории, которая изучает всю совокупность фактов и процессов, происходящих в определенном государстве на всем пути его развития, и теории государства и права, предметом которой является исследование основных типов и форм государства и права без учета особенностей какого-либо конкретного государства, областью исследования ИОГП являются основные правовые и государственные институты отдельно взятого государства в их историческом развитии
Русь в период становления единого
централизованного государства
была раннефеодальной монархией. Признаки
наличия централизованной власти в
конце XV—начале XVI вв.: наличие центральных
органов власти на всей территории
Русского государства; замена вассальных
отношений отношениями
Этапы развития уголовно-исполнительного права: Русская правда (создана около 1072 г.) - памятник древнерусского права, содержащий нормы уголовных наказаний и их исполнения; общероссийские Судебники 1497-1550 гг., где были объединены предписания Русской правды, обычного права и судебно-прецедентной практики. Система наказаний и процесс их исполнения по Судебникам приобретают в этот период более суровый характер, направлены на максимальное устрашение преступников и населения, поэтому значительная часть применявшихся ранее наказаний в виде штрафов вытесняется смертной казнью, телесными наказаниями; Соборное уложение 1649 г. - ведущими видами наказания были смертная казнь, телесные наказания, тюремное заключение, ссылка. Соборное уложение предусматривало отсрочку исполнения смертной казни. Новым видом наказания явилась ссылка преступников в отдаленные города, остроги, крепости, имения; Артикул воинский 1715 г. - это произведенная Петром I первая систематизация уголовно-правовых норм России. Квалифицированные виды смертной казни применялись за наиболее опасные преступления. Расширилось применение телесных наказаний; при Екатерине II 26 мая 1831 г. образуются Приказы общественного призрения, которые должны были организовать исполнение наказания в виде лишения свободы в работных и смирительных домах. Кабинет министров России принял к сведению сообщение министра внутренних дел о введении в действие одобренной Попечительским обществом о тюрьмах тюремной инструкции, регламентировавшей исполнения лишения свободы; первым систематизированным законодательным актом об исполнении лишения свободы стал Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных 1 832 г.; при Николае I была проведена систематизация уголовного права, завершившаяся принятием 15 августа 1845 г. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных; 20 ноября 1864 г. в ходе прогрессивной судебной реформы под влиянием буржуазных веяний принимается Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Указом 1863 г. были отменены телесные наказания для женщин, клеймение, ограничивалось применение розг. Уложение предусматривало новую систему наказаний: смертную казнь; каторгу; ссылку на поселение; заключение в исправительном доме; заключение в крепости; заключение в тюрьме; арест; денежный штраф; после Февральской буржуазной революции 1917 г. главной задачей наказания стало перевоспитание человека, совершившего преступление; вплоть до принятия Уголовно-исполнительного кодекса принимались многочисленные акты, регулирующие данные отношения; с 1 июля 1997 г. вступал в силу Уголовно-исполнительный кодекс РФ, и система уголовно-исполнительного законодательства принципиально изменилась. Почти все законодательные акты утратили законную силу, и УИК РФ стал основным законом, регулирующим исполнение всех видов уголовных наказаний, предусмотренных УК РФ.
Система губных учреждений. Переход к сословно-представительной монархии привел к существенному изменению местного управления. Были созданы земские органы самоуправления, одобренные Стоглавым собором 1551 г., вводившим в стране выборных старост, целовальников, сотских и пятидесятских. Первым шагом в этом направлении было принятие Мало-Пинежской земской уставной грамоты, в которой предусматривалась замена суда кормленщиков судом выборных старост. Местное население как бы выкупало у государства право избавляться от кормленщиков и решать свои местные вопросы самостоятельно. Аналогичные грамоты стали выдаваться многим местам северного Поморья, позднее последовало указание об отмене кормлений по всей стране и введении земского самоуправления. К ведению земских органов относились сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривались губными органами. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел осуществляли без взимания пошлин с населения. Система кормления заменилась новой, основанной на принципе самоуправления. Основой успешного функционирования губных органов стало принятие решения Стоглавым собором 1551 г. о прекращении выдачи тарханов – грамот, которые предоставляли феодалам особые права и привилегии, в том числе право суда, освобождение от ряда повинностей, что приводило к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на определенной территории порядки по своему усмотрению и не соблюдать некоторые общегосударственные правовые нормы. В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков вводились губные органы, которые выбирались из среды определенных слоев населения. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа – губного старосту, утверждаемого в должности Разбойным приказом. Аппарат губного старосты составляли целовальники, избиравшиеся посадскими и верхушкой крестьянства. В начале XVII в. в дополнение к губным и земским органам были учреждены воеводы, назначаемые Разрядным приказом и утверждаемые царем и Боярской думой. В больших городах назначались несколько воевод. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население. Одна из основных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Воеводы осуществляли учет количества земли и доходности земельных участков. Сборы налогов проводили выборные старосты и целовальники, но надзор за ними осуществляли воеводы. Воевода составлял на служилых людей списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованиям Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на места службы. Он ведал также стрельцами и наблюдал за состоянием крепостей. При воеводе имелась специальная приказная изба, где велись все дела по управлению городом и уездом. В процессе деятельности воевод им все больше подчинялись губные и земские органы.
16 июля 1648 г. царь и Дума вместе
с собором духовенства решили
согласовать между собой и
свести в один кодекс все
источники действовавшего
Государственный строй. Единственной формой правления утверждалась монархия, при этом статус монарха меняется. Иван IV провозгласил себя царем, что отражает действительное возрастание силы монарха. Значение Боярской думы изменилось, имея общую тенденцию к снижению. Тем не менее Боярская дума ограничивала монарха, даже введение опричнины принципиально ничего не изменило. Опричнина не уничтожила значения Боярской думы как высшего органа государственной власти, не пошатнула принципа местничества, ограждавшего привилегии знати. После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы на время возросла. В 1610 г. последовало свержение с престола царя Василия Шуйского, и вся власть временно перешла к Боярской думе («Семибоярщина»). Принципиально новым высшим органом государства стали земские соборы. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Монарх нуждался в земских соборах для поддержания крупных мероприятий – ведения войны, изыскания новых доходов и пр. Цари, руководствуясь поддержкой земских соборов, могли через них проводить соответствующую политику даже поперек воли Боярской думы. Приказная система. В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Так, для управления стрельцами, был создан специальный приказ. Личным составомбоярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ. Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ. Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками. Появились специальные территориальные приказы, ведавшие делами территорий, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы, а в дальнейшем – Малороссийский приказ, ведавший делами Украины. Из комиссии Боярской думы по разбойным делам сформировался Разбойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями. Обслуживанием личных потребностей царя ведали специальные дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца, Конюшенный, Ловчий и Сокольничий приказы, Постельничий и др. Дворяне и дети боярские при Иване IV получили привилегию обращаться к суду самого царя, в связи с этим образовался Челобитный приказ. В конце XVII в. создалась система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский), которые выполняли функции высших судебных органов. Затем все эти приказы слились в единый Судный приказ. Большое значение имел Посольский приказ, ведавший многообразными внешнеполитическими вопросами. Во второй половине XVI в. создается специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах, он также рассматривал иски по делам о беглых холопах.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"