Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:03, шпаргалка
1. Государство
2. Форма государства.
3 толкование термина право
2. Романо—германская
(континентальная) правовая
В качестве основы явилось римское право. Странами, где действует указанная правовая система, являются континентальная Европа, Северная Африка, Южная Америка, Япония, Россия. Отличительная особенность состоит в том, что в отличие от англосаксонской правовой семьи, где источником права являлся прецедент, здесь эту роль выполняют нормативно—правовые акты, сформированные в единую систему.
3. Система мусульманского (религиозного) права.
Существует
в странах, где традиционно действует
ислам (Иран, Саудовская Аравия, Ирак и
других). В подавляющем большинстве
стран данной системы источником
права являются только религиозные
принципы. Но в ряде стран действует
двоякая правовая система, где наряду
с действием религиозных
4. Система традиционного (обычного) права
Наиболее архаичная система, существующая в ряде государств Африки, племен Южной Америки, на островах Океании. Основой, источником права является обычай. Право некодифицировано, основу обычаев составляют мифология, моральные нормы. Правосудие осуществляется жрецами, вождями и т. д. Допускается возможность мести при совершении тяжкого преступления. Необходимо отметить, что со стороны государственных органов некоторых стран (например, Индонезии) признано право за племенами вершить правосудие, опираясь на обычаи, а не на нормативно—правовые акты страны.
11. Международное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения.
Субъекты
международного права – это государства,
объект регулирования –
В системе международного права выделяют:
1) международное
публичное право (предмет
2) международное
частное право (предмет
Норма международного права – это обязательное правило, регулирующее поведение и порядок взаимоотношений государств и иных субъектов международного права. Действие норм международного права обеспечивается предусмотренным в них правовым механизмом.
Принято производить следующую классификацию норм международного права:
1) по предмету
правового регулирования они
подразделяются на виды, отражающие
специфику сферы действия (международное
морское право,
2) по сфере
действия на универсальные (
3) по методу
правового регулирования на
Нормы международного права и правовой системы РФ
Нормы международного права и нормы правовой системы РФ взаимосвязаны между собой.
Соотношение
правовой системы РФ и общепризнанных
принципов и норм международного
права и международных
12. Основой правового регулирования в нашей стране является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Конституция
– это основной закон государства.
Предметом регулирования
1) права и свободы человека;
2) организация
управления государством с
3) политико—территориальное устройство, форма правления, форма государственного устройства.
К основным
направлениям реализации конституционных
норм, в которых проявляется
1) учредительная,
так как именно Конституция
придает законность
2) организаторская, потому что в конституции установлен правовой порядок в стране,
3) идеологическая, так как выражает идеологическую основу проводимой государством политики,
4) информационная, так как является главным источником информации о стране, ее принявшей,
5) программная, так как она содержит ряд положений, реальность которых будет возможна в будущем, а также те положения, которые в момент ее принятия казались новыми, но со временем стали широко распространены.
Конституция
как основа нормативно—правовых
отношений и как нормативно—
а) основополагающий характер, она регулирует важнейшие общественные отношения в стране (политический строй, статус личности, устройство федерации)
б) нормативность,
в) высшая юридическая сила, ее нормы по правовой силе превышают иные законы,
г) особый порядок ее принятия и изменения, отличный от принятия федеральных законов,
д) учредительность.
Конституция
РФ непосредственно порождает
1) называет
носителем суверенитета и
2) закрепляет
принцип, согласно которому
13.
15. Понятие федеративного
Федеративное
устройство - характеризует состав
государства, правовое положение его
составных частей - субъектов федерации,
их взаимоотношения с самим
Равноправие
субъектов РФ (принцип симметричной
федерации). Во взаимоотношениях с федеральными
органами государственной власти все
субъекты РФ между собой равноправны.
Субъекты РФ имеют равную компетенцию
(круг предметов ведения и
Особенности федеративного устройства России.
Российская Федерация - неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения - по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов - краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.
16. Понятие и признаки государственных органов.
Государство осуществляет свою деятельность
посредством государственных
Виды государственных органов.
Наибольшее значение имеет разделение государственных органов по принципу разделения властей:
К органам законодательной власти относятся Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
К органам исполнительной власти относятся Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, федеральные службы и другие федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, высшие и иные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды и суды субъектов РФ, входящие в судебную систему РФ (о судебной системе - см.вопрос 47).
Президент РФ занимает особое
место в системе органов
Государственные органы делятся также на федеральные (государственные органы РФ) и региональные (государственные органы субъектов РФ). Государственные органы подразделяются также по порядку формирования на избираемые гражданами и формируемые другими государственными органами. По характеру компетенции государственные органы подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции. Государственные органы бывают единоличные (Президент РФ), коллегиальные (Правительство РФ), единоначальные (Генеральная прокуратура РФ). Единоличные государственные органы зачастую рассматриваются не как государственные органы, а как государственные должностные лица.
17. Пост Президента РСФСР учреждён в 1991 году по итогам первого российского референдума 17 марта 1991 года. Конституция РФ определяет Президента РФ как главу государства, ставит на первое место среди федеральных государственных органов и не относит непосредственно ни к одной из основных ветвей власти. Президент РФ возглавляет Совет Безопасности РФ и является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ, руководит деятельностью некоторых федеральных органов исполнительной власти.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"