Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 21:27, шпаргалка
1.Предмет и метод теории государства и права.
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.). Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.
8.Пути формирования
Формирование государственности у народов мира шло двумя путями: восточным (Египет, Индия, Китай и др.) и европейским (Афины, Спарта, Рим, государства франков).
Для восточного пути формирования государств были присущи следующие особенности: государства возникли в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др. в зонах поливного земледелия, которое связано с проведением значительных ирригационных работ; основной способ производства обусловил необходимость сохранения и объединения общин и укрепление общественной собственности на основное средство производства - землю, которая впоследствии частично становится государственной; выделение социального слоя - управленцев, осуществляющих организацию общественных работ и распределение прибавочного продукта;
пирамидальная организация общества: монарх, высшее чиновничество, жрецы, государственный аппарат, общинники, рабы;
деспотия как форма
Европейский путь формирования государств характеризовался следующими особенностями: благоприятные для выживания человека климатические и географические условия стали фактором, способствовавшим разложению общины и возникновению частной собственности на землю; возникновение частной собственности на землю; социальная дифференциация общества, образование антагонистических классов; формирование органов управления и принуждения.
Поскольку процесс
древнеримская. Формированию государства древних римлян способствовала борьба между патрициями, составлявшими коренную римскую аристократию, и плебеями, бесправным пришлым населением, не допускавшимся к управлению обществом. В результате побед плебеев общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью. Борьба плебеев и патрициев стимулировала разложение родоплеменного строя;
древнегерманская. Возникновение государства древних германцев ускорилось завоеванием ими огромной территории Римской империи, для управления которой органы власти родового строя не были приспособлены. Франкское государство к середине IX в. распадается на три королевства - западнофранкское (Франция), восточнофранкское (Германия) и срединное (Италия).
9.Теологическая, патриархальная и договорная теории происхождения государства.
Теологическая (божественная) концепция: государство – порождение божьей воли. Правитель – наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и т. п. – обязательны для подчиненных. Передача власти по наследству.
Патриархальная концепция: государство – разросшаяся семья (клан), правитель – отец семейства. Признаки государства: Каждое гос-во обладает рядом признаков, позволяющих отличать гос-во от других организационных структур. Обязательные: социальный подход – 1) народ – союз или совокупность граждан, объединенных одной целью; 2) власть; 3) территория; юридический подход - 1) организация власти построена по адм.-террит. делению; 2) публичная власть, отделенная от осн. массы народа; 3) гос. аппараты управления и принуждения; 4) налог. система – необх. для поддержания аппарата гос-ва; 5) наличие системы права; 6) суверенитет – относительное полновластие гос-ва внутри своих границ и независимость во внешн. отношениях. Кроме норм нац. права на публ. власть действуют нормы межд. права. Приоритет – межд. праву. Сущ-ют межд. соглашения. Там есть правило - гос-во, не являющеесяся участником межд. отношения или договора, обязано соблюдать нормы межд. отношений. Независимость во внешн. отношениях – тоже относительна. Ни одно гос-во на межд. арене не имеет права развяз-ть войны, совершать идеологич., экон., политич. агрессию. Факультативные: 1) офиц. язык – на кот. публикуются все законы, акты и т. п.; 2) наличие символов власти - флаг, герб, гимн гос-ва. Др.орг.структуры: 1) полит. партии и объед-я – юр. лица.; 2) обществен. объед-я – не юр. лица (стачкомы, ветеранские объед-я). Юр. лица – предпр-я, учр-я, организации, имеющ. обособлен. имущество, самост. баланс, личн. имущ.и неимущ. права и права истца и ответчика в трех судах – обычн., арбитражн. и третейском. Нации и народности (этносы) - им присущи многие признаки государства: наличие выборн.власти; соподчиненность нижестоящих вышестоящим, орг. единство, система взносов (ден.обяз-в).
Основатели договорной теории происхождения государства: Суть теории: государство- это объединение людей на основе общественного договора с целью достижения общих благ. Теории общественного договора в определенной мере отражают исторические факты. Государство возникло в результате добровольной передачи людьми части своих прав специально созданному для их защиты и защиты общественного порядка органу, т.е. в результате длительного естественно-исторического развития общества.
10. Теория насилия, психологическая и материалистическая теории происхождения государства.
Материалистическая (классовая) теория происхождения государства исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Суть материалистической теории состоит в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается непреложный вывод: государство есть исторически преходящее, временное явление — оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов. Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологических, нравственных, этнических и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Научная мысль прошлого и настоящего времени выдвинула целый ряд теорий происхождения государства. Основными из них являются естественно—правовая (договорная), органическая, психологическая, теория насилия, экономическая теория
11. Понятие и признаки государства.
Термин «государство» может представляться в двух значениях: Первое - понятие государство для определения страны, как географического образования; Второе - государство, как форма организации политической власти.
Существенные признаки государства: 1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других государств.
2. Население. Его составляют люди,
проживающие на территории госу
3. Публичная власть. Публичная
власть иначе называется
4. Право. Это система общеобязательных
правил поведения. В отличие от
правил поведения, существовавших
в первобытном обществе и
5. Правоохранительные органы. Они
составляют особую систему, в
которую входят судебные
6. Армия. Она необходима для
защиты территориальной
7. Налоги. Это обязательные платежи
с получаемого дохода граждан
и организаций. Их размеры и
сроки уплаты устанавливает
8. Суверенитет. Это независимость
государства при решении
Государство = власть + население + территория. То есть, государство - это организация политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения.
12.Сущность государства.
Сущность государства - это главное в государстве как социальном явлении: то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.
В свете характеристики главного в содержании деятельности государств прошлого и современности, сущность государства как социального института проявляется в устойчивой общей направленности его деятельности, связанной с обеспечением им как общесоциальных, так и узкогрупповых (в том числе классовых) интересов.
Сущность государства проявляется в его функциях, в той служебной роли государства в обществе, качественная определенность которой характеризуется устойчивым осуществлением, обеспечением им преимущественно узкогрупповых (в том числе классовых) либо общесоциальных интересов. История показывает, что государство в своей деятельности всегда в определенной мере сочетает (координирует, консолидирует) эти интересы для сохранения целостности единства общества (без наемных работников нет капиталистов, без крестьян - феодалов, без рабов - рабовладельцев, без общинников и их труда - чиновничьего аппарата восточного государства).Но мера сочетания этих интересов государством исторически неоднозначна. Иными словами, сущность государства двуедина (служение узкоклассовым, групповым и общесоциальным интересам) и исторически изменчива в плане соотношения ее сторон. Так, в рабовладельческом, феодальном обществе преобладает классовая сторона сущности государства (интересы господствующего класса- превыше всего). Это же характерно и для раннебуржуазного государства, раннекапиталистического общества. Но с изменением этого общества меняется и его государство в направлении усиления общесоциальной стороны его сущности. Это можно проследить, приняв, например, за исходную точку момент зарождения противостояния таких общественных сил как буржуазия и пролетариат в период формирования так называемого "дикого" капитализма (середина XIX в.). С этим периодом связано правильное понимание сущности государства как орудия классовой борьбы, машины для подавления классовых противников, поддержания господства одного класса над другим. Однако последовавшие затем такие события всемирно-исторического значения как Октябрьская революция 1917 г. в России, Великий кризис и Великая депрессия конца 20-х гг., нанесли вначале политический, а затем экономический удар по капитализму и поставили вопрос о его дальнейшей судьбе. Государство, правящая экономическая и политическая элиты вынуждены были по-новому подойти к решению проблемы стабилизации общества и конституционного строя. Это выразилось, прежде всего, в усилении социальной защищенности личности, в социальной ориентированности государства. Гуманистическому обновлению капитализма способствовал и разгром фашизма как проявления наиболее реакционных и агрессивных сил монополистического капитала. После этого в развитых западных демократиях государство постепенно становилось средством снятия, преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а через достижение общественного компромисса, консенсуса, хотя сам по себе механизм государства по поддержанию общественного порядка мало в чем претерпел изменения. В деятельности же государства все в большей степени стали оптимально сочетаться классовые и общесоциальные цели и функции.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"