Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 21:27, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет и метод теории государства и права.
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.). Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.

Файлы: 1 файл

шпоры по ТГП.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

5. Взаимная ответственность государства  и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в  законодательстве основных прав  человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля  и надзора за осуществлением  законов, иных нормативно-правовых  актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание  ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

37. Гражданское общество: понятие, признаки, принципы.

Гражданское общество - можно определить как совокупность негосударственных институтов, отношений и интересов. Главным действующим лицом гражданского общества является личность как носитель определенных потребностей и интересов.

 Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся  общество, центром которого является человек, личность, гражданин.

 Признаки гражданского общества:

1. Это открытая для общения  с другими обществами социальная  систем.

2. Это сложносконструированная  и плюралистическая система.

3. Это саморазвивающаяся и самоуправляемая  система.

 Принципы гражданского общества:

1.экономическая свобода, рыночная  экономика 

2.легитимности и демократический  характер власти 

3.признание и защита естественных  прав человека и гражданина 

4.равенство перед законом и  судом 

5.наличие правового государства

6.невмешательство государства  в частную жизнь.

 Структура гражданского общества:  1. личность  2.семья  3.школа  4.церковь  5.собственности и предпринимательство  6.социальные группы, слои, классы  7.частная жизнь граждан и ее  гарантии  8.институты демократии  9.общественные объединения  10.независимое правосудие  11.система воспитания и образования  12.свободные средства массовой информации  13. негосударственные социально

38. Социальное государство: понятие и признаки.

Социальное правовое государство — это политическая организация общества, в которой право связывает и подчиняет себе государственную власть, а основные права личности и ее социальная безопасность составляют содержание свободы, основанной на законах, которые принимаются и подвергаются изменению законным путем.

Характерными признаками социального государства являются: 1) Демократическая организация государственной власти. 2) Высокий нравственный уровень граждан и, прежде всего, должностных лиц государства. 3) Достаточный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников. 4) Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в соответствующих областях хозяйства. 5) Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики. 6) Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации. 7) Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности. 8) Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ). 9) Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

39. Светское государство: понятие и основные признаки.

Светское государство – это государство, в котором отсутствует официальная религия, все религиозные объединения отделены от государственной власти и равны между собой (Российская Федерация, Франция и др.).

 Признаки светского государства:

1) отсутствие какой-либо обязательной (государственной) религии;

2) невмешательство церкви в  государственные функции;

3) выполнение церковью исключительно  духовной функции, направленной  на удовлетворение религиозных  нужд общества;

4) отсутствие контроля об отношении  граждан к религии;

5) охрана государством законной  деятельности религиозных объединений;

6) отрицание религиозных норм в качестве источников права;

7) гарантия свободы религии, обеспечение  равенства всех религиозных объединений  перед законом.

 Основной признак светского  государства — отграничение религиозных  организаций от государства. В  светском государстве на религиозные объединения не возложено выполнение функций органов государственной власти. В то же время религиозные объединения не должны участвовать в политической жизни государства. Данный признак предусмотрен в Конституции РФ, в программных документах Русской Православной церкви, российских мусульманских, иудаистских и протестантских религиозных организаций.

3. Клерикальное государство –  государство, где власть сливается  с церковью, однако, в отличие  от теократического государства  в стране не запрещаются другие, кроме государственной религии. Государственная религия пользуется определенными льготами, в частности, налоговыми, получает субсидии. В настоящее время клерикальными являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль.

4. Атеистическое государство — это государство, в котором любая религия запрещена, а религиозные объединения преследуются по закону. В атеистических государствах запрещается издание и распространение любой религиозной литературы, проповедование и агитация. Церковь лишена имущества, священнослужители привлекаются к ответственности. Таким государством был бывший СССР.

40. Конституционная модель  российского государства.

Конституционная модель российского правового государства в полном объеме все еще не осуществлена на практике. Поэтому первоочередной задачей является доведение до конца процесса формирования всех конституционных институтов, конструкций и процедур, принятие всех предусмотренных Конституцией федеральных конституционных и федеральных законов, словом, довершение конституционной модели российской государственно-правовой системы на всех уровнях Особого внимания при этом заслуживают проблемы судебной реформы и задачи формирования такой судебной системы, которая в действительности была бы мощной защитницей конституционализма, единой для всей страны конституционной законности и общего правопорядка. Судебная власть, руководствующаяся конституционным правопониманием и принципами правовой законности, призвана защитить и укрепить конституционно-правовые основы и общеправовой характер всего постсоветского строя в России, существенно усилить правовой профиль формирующейся российской федеративной государственности, значительно облегчить нагрузки двух первых ветвей власти, понизить напряженность в их взаимоотношениях, содействовать их согласованному взаимодействию на почве и в рамках всеобщей и единой конституционной законности. Параллельно с претворением в жизнь конституционной модели российского правового государства должна вестись систематическая в плане преодоления внутренних недостатков самой этой модели. Речь прежде всего идет о таких недостатках, как несбалансированное разделение властей, отсутствие надлежащей эффективно действующей системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях различных властей, противоречия и неопределенности в конструкции исполнительной ветви власти и в ее взаимоотношениях с представительной, чрезмерная асимметрия в федеративном устройстве единой российской государственности, отсутствие необходимой ясности в распределении полномочий между Федерацией в целом и ее субъектами, отсутствие четкой иерархии источников действующего в стране права, неопределенность статуса прокуратуры, внутренняя противоречивость негосударственной концепции местного само управления с фактическим наделением его государственно- правовыми полномочиями, чрезмерная жесткость. Научная и практическая значимость преодоления этих и других противоречий очевидна, поскольку только на основе внутренне согласованной и надлежаще сбалансированной системы принципов, институтов, норм и процедур конституционализма возможно стабильное продвижение страны в направлении к правовому строю и прочному правопорядку. Стабильность и долгосрочность конституционной моде ли российского правового государства являются необходимыми условиями ее успешной практической реализации. Поэтому принципиально важно, чтобы необходимые для утверждения конституционализма улучшения, изменения и корректировки исходной конституционной модели российской государственности осуществлялись бы на основе принципов, норм, механизмов и процедур нынешней Конституции — в рамках ее толкования, соответствующих поправок и дополнений к ней, словом, ее совершенствования. Ключевая задача в этом плане состоит в том, чтобы, оставаясь В/целом в рамках действующей Конституции и прочно блокируя опасный путь борьбы за принятие какой-то другой Конституции, доступными конституционными средствами ввести полномочия Президента в русло и границы исполнительной власти, усилить полномочия парламента как представительной и законодательной власти, создать и утвердить сильную правозащитную судебную власть и в результате всего этого добиться такого реального баланса трех самостоятельных ветвей власти, который необходим и достаточен для их согласованного действия и нормального функционирования.


Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"