Шпаргалка по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 09:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Теории государства и права»

Файлы: 1 файл

ГОС по ТГП.doc

— 973.50 Кб (Скачать файл)

В качестве самых известных теорий о сущности и происхождении государства чаще всего упоминаются: патриархальная теория, органическая теория, теория силы, теория общественного договора, психологическая теория и марксистская теория.

 Согласно патриархальной  теории, основателем которой является  Аристотель, государство возникло в результате естественного развития одной семьи, сначала в селение, затем в племя и, наконец, в государство. Основоположники этой теории, пытаясь оправдать абсолютизм или власть монарха, считали, что он должен стоять во главе государства, подобно отцу, который находится во главе своего семейства. Таким образом, власть монарха они отождествляли с отцовской властью. Представители органической теории полагали, что государство можно уподобить особому живому существу, имеющим организм и волю. Воля государства, считали они, выражается в законах и других правовых нормах, а отдельные органы государства некоторые из сторонников этой теории сравнивали с частями человеческого организма. Так правительство они отожествляли с мозгом человека, рабочих и крестьян - с ногами и руками, а движение и связи - с нервами. Согласно теории насилия, основателем которой является Л. Гумилович, государство возникло в результате порабощения одного племени другим. Победившее племя затем превращалось в эксплуататорское, а побежденное становилось эксплуатируемым. Чтоб сохранить власть над побежденными, победители создавали государство. Представители теории общественного договора (самые известные Т. Гоббс и Руссо) считали, что государство возникло на основании добровольного и

14 взаимного договора всех людей на одной определенной территории. Создавая по договору государство люди имеют одинаковые права, при этом они часть своих прав передают ему и оно обеспечивает им беспрепятственную реализацию остальной части прав, не передаваемой государству. Психологическая теория (представители Ж. Гобино, Д. Чемберлен и др.) предполагает, что люди разделены на два основных психических типа. Первый - те, кто своими психическими свойствами предопределены править, и они призваны быть хозяевами в обществе. Второй - те, кто предопределен быть покорным, кто не знает как поступить и кто ищет вождя, который был бы их предводителем.

 Кроме вышеуказанных  теорий существует еще целый  ряд взаимно отличающихся понятий  о государстве. Например, X. Кельзен государство понимал как сумму правовых норм и считал, что оно является прообразом взятого в целом права. Диги учил, что государство является организацией большой силы, возникшей в результате общественной солидарности. Задача государства состоит в сохранении и развитии всеобщей государственной солидарности. Согласно Гегелю государство является высшей ступенью развития абсолютной идеи, в которой она осознает саму себя и в которой самым полным образом выявляется свобода духа. По его мнению государство представляет собой высшую духовную сущность и воплощение всеобщего разума.

 Теории, сущность которых  указана выше, каждая особым образом, в определенном смысле обнаруживает  некоторые из причин возникновения  государства и некоторые из  его признаков. Однако, ни одна из них не раскрывает основную причину возникновения государства и не указывает на ее правовую сущность, на тот ее элемент, по которому оно отличается от остальных общественных явлений и который говорил бы о том, что оно проистекает из общественных отношений на определенных ступенях развития человеческого общества. Такое объяснение государства даст лишь марксистская теория об обществе.

 

15 Нормативистская теория права – теория, которая была создана в начале xx в.

Основные положения:

1) весь мир делится на реальную общественную жизнь, «мир сущего»;

2) и на не связанное  с ним право, «мир должного», которое  представляет собой пирамиду, в  основании которой расположены  индивидуальные акты, а на вершине  – «основная норма».

Государство нормативисты рассматривают как «единство внутреннего смысла правовых положений», а также как проявление полной «социальной солидарности». Они подвергают критике то положение, что право является проявлением воли господствующих в обществе классов, не признают того, что юридические законы берут основу для своего содержания в определенных экономических, а также производственных условиях, которые доминируют в соответствующем обществе.

Для юридического типа правопонимания, напротив, характерна та или иная версия (вариант) различения права и закона (позитивного права). При этом под правом (в той или иной форме) имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей (государственной) власти, те. определенное, отличное от других, социальное явление (особый социальный регулятор и т.д.) со своей объективной природой и спецификой, своей сущностью, отличительным принципом и т.д.

Р рамках самого юридического (антилегистского) типа правопонимания имеются два разных подхода: 1) естественноправовой подход, исходящий из признания естественного права, которое противопоставляется праву позитивному (сам термин «позитивное право» возник в средневековой юриспруденции); 2либертарно-юридический подход, который исходит из различения права и закона

15 (позитивного права) и под правом (в его различении и соотношении с законом) имеет в виду не естественное право, а бытие и нормативное выражение (конкретизацию) принципа формального равенства (как сущности и отличительного принципа права).

С этих позиций и государство как правовая форма организации публичной власти (как правовое государство — от его примитивных до современных развитых форм) принципиально отличается от деспотизма (всех неправовых форм организации публичной власти).

Согласно либертарно-юридическому (формально-юридическому) правопониманию, право — это форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений

Везде, где есть (действует) принцип формального равенства (и конкретизирующие его нормы), там есть (действует) право и соответствующая правовая форма публично-властных отношенийФормальное равенство как принцип права и есть правовое начало, отличительное свойство и специфический признак права и соответствующего правового понимания государства. В праве (и соответственно в государстве) нет ничего, кроме принципа формального равенства (и конкретизации этого принципа). Все, что в общеобязательных нормах и публично-властных формах и институтах противоречит этому принципу, является неправовым и антиправовым.

 

16 Правовое государство -- многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство -- это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака: • Разделение властей (каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону); • Верховенство закона (государство и личность в своих действиях прежде всего должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушать закон); • Строгое соблюдение прав и свобод человека (прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права -- невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство); • Социальная и юридическая защищенность личности.

Кроме этого иногда выделяют также и другие признаки правового государства: • Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов; • Наличие развитого гражданского общества; -Создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; • Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; • Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах; • Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; • Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решениях кого бы то ни было; • Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности; • Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти; • Единство прав и обязанностей граждан.

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.

16 Суверенитет Являясь комплексным признаком и важнейшим условием существования государства, суверенитет рассматривается как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по сравнению со всеми другими видами власти в самом государстве, а с другой, означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики. Независимость и верховенство государственной власти получают свое конкретное выражение в следующих качественных принципах: – публичность государственной власти – решения органов государственной власти распространяются на всю юрисдикционную территорию и действуют в отношении всех субъектов права, которые на этой территории находятся; – высшая юридическая сила государственных властных предписаний – государство может оспорить, отменить или же, в установленном законом порядке признать ничтожным (недействительным с момента принятия) решение любого субъекта, в том случае, если это решение противоречит правилам поведения, принятым самим государством; – гарантированность и санкционированность норм публично–правового характера – только установленные от имени государства правила поведения признаются общезначимыми и общеобязательными, обеспечиваются системой юридических гарантий и предусматривают реализацию мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Наряду с суверенитетом государства в юридической науке выделяются народный и национальный суверенитеты. Народный суверенитет выражается в характеристике народа как основного источника власти в государстве.

Национальный суверенитет закрепляет право нации на самоопределение. Особое значение данный институт приобретает в полиэтнических государствах. В отличие от народного суверенитета, предполагающего оценку народа как социально однородной категории, суверенитет нации предполагает дифференциацию гражданского населения страны по национальным признакам (единство языка, культурных, религиозных, этнических традиций). При этом крайней формой национального суверенитета является закрепление за нацией права на создание собственной государственности (путем выхода из состава государства и приобретения статуса независимого обладающего государственным суверенитетом территориального образования). 

17 Публичная власть распространяется по территориальному принципу, ей подчиняются все, кто находится на определенной "подвластной" территории. Эти "все" представляют собой подвластный народ, население, совокупность абстрактных субъектов (подданных или граждан). Для публичной власти неважно, связаны подвластные кровнородственными, этническими узами или нет. Публичной власти на ее территории подчиняется все, включая иностранцев (за редким исключением). Власть политическая — это власть, осуществляющая Управление народом в интересах благополучия общества в целом и регулирующая общественные отношения в целях достижения или поддержания стабильности и порядка.

Публичная политическая власть осуществляется особым слоем людей, профессионально занимающихся управлением и составляющих аппарат власти. Этот аппарат подчиняет все слои общества, социальные группы своей воле управляет на основе организованного принуждения вплоть до возможности физического насилия в отношении социальных групп и отдельных людей. Аппарат публичной политической власти существует и функционирует за счет налогов с населения, которые устанавливаются и взимаются либо по праву — когда налогоплательщики являются свободными собственниками, либо произвольно, силой — когда они несвободны. В последнем случае это уже не налоги в собственном смысле, а дань или подати.

Публичная политическая власть характеризуется следующими формальными признаками:

— объединяет подвластных (народ, население страны) по территориальному признаку, создает территориальную организацию подвластных, политическую ассоциацию, интегрируемую публично-властными отношениями и институтами;

— осуществляется специальным аппаратом, не совпадающим со всеми членами общества и существующим за счет налогов, организацией, управляющей обществом на основе принуждения вплоть до насилия;

— обладает суверенитетом и прерогативой законотворчества.

 

18 В условиях разделения властей законодательную власть осуществляет демократически избираемый парламент — один из высших государственных органов. В федеративном государстве законодательную власть на основе разграничения компетенции осуществляют легислатуры (законодательные органы) федерации и субъектов федерации. Не бывает местных органов законодательной власти.

Демократически избираемый законодатель — это представительный орган. Он принимает решения в рамках открытого, гласного политического процесса, дающего формально Равный доступ к законотворчеству всем носителям социальных Интересов.

Понятия "представительный орган" и "законодательный орган" не тождественны. Во-первых, "представительный" означает избираемый гражданами, представляющий интересы субъектов гражданского общества ("представительная демократия"); избираемый народом президент — это тоже представительный орган, хотя он представляет далеко не все интересы, представленные в парламенте. Во-вторых, органы местного самоуправления — это тоже представительные органы но — это не органы государственной власти, они не устанавливают "местные" законы.

Современные парламенты обычно состоят из двух палат верхней и нижней. Такая двухпалатная организация легислатуры является элементом сдержек и противовесов в рамках законодательной власти: обычно нижняя палата является фактическим законодателем (парламент в целом является номинальным законодателем), а верхняя обладает контрольными полномочиями в законодательном процессе. Верхняя палата далеко не всегда формируется путем всеобщих прямых выборов. В большинстве стран часть или все члены верхней палаты назначаются или избираются путем косвенных выборов.

Информация о работе Шпаргалка по «Теории государства и права»