Шпаргалка по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 09:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Теории государства и права»

Файлы: 1 файл

ГОС по ТГП.doc

— 973.50 Кб (Скачать файл)

39 интересов. Заметный вклад в разработку теории правовой государственности был внесен Гессеном: к известным признакам (права и свободы граждан, разделение властей, связанность правительственных и судебных решений правом и т.д.) он добавил необходимость представительной формы правления и наличие учреждений административной юстиции. Таким образом, вся история философско-правовых учений о правовой государственности представляет собой богатейшее собрание идей и концепций, без знания которых, учета сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков невозможна сколько-нибудь серьезная современная теоретическая разработка и практическая реализация идей правового государства.

На современном этапе правовое государство понимается как наиболее развитая, надежная и адекватная форма сочетания государственных и юридический гарантий реальных прав индивидов, объединений, социальных групп и государства в рамках общего порядка. Правовое государство – это многомерный развивающийся процесс, имеющий социально-экономические, политические, духовные основы. Правовое государство – это одновременно и социальное государство, которое стремится к рациональному и равноправному распределению благ. Важным признаком правового государства является реальное обеспечение прав и свобод личности. Правовое государство – это политико-правовая организация гражданского общества, призванная управлять его делами на принципах конституционализма, верховенства закона, гражданского согласия, гарантированности, реальности и защищенности права и свобод человека (гражданина), взаимной ответственности личности, власти и общества, утверждения незыблемости правопорядка.

Правовое государство обеспечивает: верховенство права и закона; максимальную гарантию прав и свобод человека; равенство всех перед законом и судом; взаимная ответственность гражданина и государства; судебная защита и иная защита личности.

Правовое государство основывается на: разделении и балансе властей; установлении пределов и меры власти; политическом плюрализме; подзаконности власти и управления; конституционном надзоре; широком местном самоуправлении.

 

40 XX век внес в историю развития государств новый тип - социальное государство, пришедшее на смену так называемому "либеральному государству" или "государству - ночному сторожу". С семидесятых годов XIX в. подобные взгляды постепенно были признаны устаревшими, не отвечающими реалиям и потребностям жизни общества; и в мировоззрении людей и в политике государства с большим трудом, постепенно, но укреплялась идея социального государства как инструмента заботы о личности, защиты и обеспечения ее прав и интересов.Термин "социальное государство" достаточно широко употреблялся уже в трудах дореволюционных российских теоретиков права, причем существенных различий между социальным и социалистическим государством в то время не проводилось. В законодательстве идеи социального государства стали закрепляться вначале в актах рабочего законодательства, в рамках которого стала формироваться система социального страхования. Затем в конституциях отдельных государств (РСФСР, Веймарская Германия, Мексиканские Соединенные Штаты) в 20-е гг. XX в. были закреплены социальные права граждан и идея об ответственности государства за социальное благополучие нации в целом и каждого гражданина в отдельности. Лишь в 1949 г. в Основном законе Федеративной Республики Германия был закреплен принцип социального государства. Сегодня в конституциях России, Португалии, Румынии, Болгарии, Литвы, Казахстана, Марокко и других госу-дарств при характеристике основ государственного устройства используется термин "социальное государство".

Социальное государство можно рассматривать как достигнутое состояние, факт государственной жизни общества либо как идею, к которой государство должно стремиться, но которая, как и идея правового государства, пока окончательно не реализована. В первом случае

40 социальное государство, несомненно, есть исторический тип государства, отличающийся от иных приоритетом социальной функции государства, особой ролью государства в экономике.

Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых, безработных. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации. В свою очередь, проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны. Его участие в перераспределении экономических благ - это черта, характерная и для социального, и для социалистического государства. В современных обществах такое перераспределение не приводит к нарушению прав и свобод граждан и позволяет считать современные западные государства не только социальными, но и правовыми. Однако история показывает на примере тоталитарных режимов, что игнорирование требований связанности государства правом при активной патерналистской политике по отношению к большей части населения приводит к весьма негативным явлениям, не позволяющим считать данные государства истинно правовыми.

В основе социального государства лежит идея о том, что именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ, что можно рассматривать как создание равных стартовых возможностей (вернее, выравнивание этих возможностей). Социальным следует называть то государство, одним из приоритетных направлений деятельности которого является создание условия для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и

40 соответствующих мировым стандартам в этой области. Становление социального государства — длительный процесс, очень сложный и противоречивый. Удерживать его в определенных правовых границах, не ущемляя свободы одних и не снимая ответственности за свою судьбу с других, помогают уже сформировавшиеся и вошедшие в реальную практику принципы правового государства. На 40 их основе возможна дальнейшая гуманизация государства и общества. Процесс развития социального государства — это не однолинейное поступательное движение к поставленной цели — обеспечению достойного уровня жизни граждан. Это сложное и противоречивое развитие социальной политики, в котором есть свои успехи и неудачи, взлеты и падения. На уровень социальности государства немалое внимание оказывают политическая ориентация правительства (социал-демократы, консерваторы), соотношение сил политических элит обществ. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что основные принципы социального государства — достоинство человека, справедливость, ответственность, преодоление фактического неравенства с целью устранения резких расхождений материальных статусов индивидов. Путь к реализации этих принципов, как уже отмечалось, длительный, а по сути дела — нескончаемый. И. Новгородцев писал, что, возлагая на себя "благородную миссию общественного служения", государство встречается с необходимостью реформ, которые "лишь частью осуществимы или осуществимы лишь в отдаленном будущем и, вообще говоря, необозримы в своем дальнейшем развитии и осложнении". Причины этих сложностей не только в степени развитости экономики, но и в вечном противостоянии принципов свободы и равенства. Полная гармонизация этих принципов практически невозможна. Условие их осуществления — строго сбалансированное ограничение свободы экономической деятельности (преимущественно

40 экономическими, а не юридическими методами) и стремление к постоянному повышению жизненного уровня людей, понимание недостижимости абсолютного фактического равенства. Последнее является следствием различий людей — их способностей, талантов, инициативности, трудолюбия, физического и психического состояния. Поэтому цель социального государства — не устранение фактического неравенства, а "выравнивание неравенств", устранение резкого различия в имущественном положении, повышение социального статуса индивида для обеспечения всем членам общества достойного уровня жизни. Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социального государства: "Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Оценка реалий жизни нашего общества дает основание для вывода о том, что приведенное выше положение Конституции можно расценивать лишь как программную установку, поскольку в нынешних условиях государство не имеет ни долговременной социальной политики, ни стабильной экономики, ни ориентации на принципы права, без которых невозможно осуществление социальной функции. Однако развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия. Поэтому важно обратить внимание на причины неблагополучия с осуществлением социальных аспектов государственности и попытаться определить способы их преодоления. Концепция социальной политики, основанной на праве и обеспечивающей постепенное устранение резких социальных неравенств, справедливость и нравственность, — важный аспект модели нового общества, которое должно быть сформировано в России.  

41 С принятием новой Конституции в 1993 г. завершился советский этап в развитии страны, был провозглашен курс на создание правового демократического государства. В этой связи в соответствии со ст. 1 Конституции Российская Федерация - Россия - является демократическим, республиканским, федеративным правовым (ст. 1) и социальным государством (ст. 7), которое строится на принципе разделения властей (ст. 10). По форме правления Россия - Президентская республика, с элементами парламентской республики. В гл. 4 Конституции содержится значительный перечень полномочий Президента РФ как главы государства. Элементы парламентской республики нашли свое выражение в праве Государственной Думы выразить недоверие Правительству РФ. Вместе с тем вопрос об отставке Правительства решает Президент РФ.

Высшим представительным (законодательным) органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат: Совета Федерации (верхней) и Государственной Думы (нижней). По форме государственного устройства Россия - федерация договорно-конституционная, асимметричная, построенная по национальному (республики) и территориальному (края и области) признакам. Политический режим - демократический, т.к. в Конституции РФ закреплен широкий круг прав и свобод граждан, предусмотрены институты представительной и непосредственной демократии, система органов муниципального управления, демократического правосудия и т.д.

Следует заметить, что современное Российское государство характеризуется следующими отличительными признаками: по своему типу современное Российское государство является переходным - постсоветским, т.е. оно включает в себя черты советской государственности и укрепление демократических начал; Российское государство

41 является посттоталитарным, т.к. в нем по-прежнему политическая целесообразность превалирует над нормами права;

в период первоначального накопления капитала современное Российское государство отражает интересы не большинства населения, а олигархических групп (финансовых, промышленных), которые приватизировали государственную собственность; для современного Российского государства характерна тенденция сращивания государственной власти с организованной преступностью (преступные сообщества контролируют в России до 50% товарооборота, значительное количество банков, промышленных предприятий);

современное Российское государство характеризуется неэффективностью существующего, слабо реагирующего на изменяющиеся потребности населения (из процесса реформ исключены практически 80 млн. чел., живущих за чертой бедности); современное Российское государство по форме политико-территориального устройства сочетает в себе федеративные и конфедеративные начала (так отношения центра со многими национально-государственными образованиями строятся на основе двухсторонних договоров, которые предусматривают разделение компетенций между ними).

 

 

42 Социальные нормы, как отмечалось, были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства конкретных общин в природной среде. Так, одним из важных факторов такого существования было закрепление той или иной территории, на которой они перемещались, за соответствующей группой, кланом. Однако, если какая-либо другая, как правило, родственная группа в силу природных условий не могла пользоваться своей территорией (например, пересыхали источники), то ей представлялась возможность жить и на территории другой группы.

В социальных нормах закреплялась и тотемная система (тотем — идеализированное существо — покровитель отдельного члена группы или всей группы, как правило, вид животного или растения, которых нельзя убивать и употреблять в пищу). Эта система выполняла функции экологического регулятора, была, как упоминалось, своеобразной «Красной книгой». Важнейшим вопросом существования человечества является его воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкретных групп, кланов необходимо было наличие в них определенного количества женщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно-семейные отношения, способы приобретения женщин в других группах, в том числе в некоторых ситуациях и их похищение.

Словом, по содержанию нормы первобытного общества обеспечивали социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд других необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ.

Можно выделить три основных способа — запреты, дозволения и позитивное обязывание (в зачаточной форме). Запреты существовали главным образом в виде табу, т. е. в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки. Например,

42 недопустимость браков между кровными родственниками. Люди очень давно догадались о биологическом, а следовательно и социальном вреде кровнородственных связей и запрещали их под страхом тягчайших наказаний уже на самых древних этапах своего существования. Эти запреты инцестов (кровнородственных браков) «работали» на нормальное воспроизводство общин, кланов, других групп. Вместе с тем следует предостеречь от гиперболизации запретов инцестов как основной предпосылки происхождения права — такие взгляды неожиданно появились в работах некоторых отечественных философов и были затем подхвачены (а как же — новый взгляд!) в работах и ряда теоретиков права. Дело в том, что вред инцестов стихийно, а затем сознательно человечество действительно осознало уже в глубокой древности, десятки тысяч лет назад. Но право появилось лишь относительно недавно, на рубеже IV-111 тыс.до н.э. Кроме того, известно, что существовали и правила, но уже в раннеклассовых обществах, прямо предписывающие инцесты — например, в государстве инков (инка вступал в брак с сестрой). По-видимому, в этих правилах-исключениях реализовывалась идея сосредоточения и сохранения государственной власти в руках одного семейства.

Дозволения (или разрешения) также определяли поведение человека или объединений людей в присваивающей экономике, указывая например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки их сбора, а также их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территорией,

42 источниками воды, на допустимость добрачных половых связей (в некоторых обществах) и т. д. Дозволялось также охотиться и собирать пищу на отведенных участках; отдавать для распределения среди членов общины и для подарков членам других общин туши больших животных;

42 распределять туши самим добытчикам согласно установленному порядку; участвовать в коллективных акциях мщения за вред, причиненный члену общины. Запрещалось нарушать разделение функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; запрещались убийства: телесные повреждения; каннибализм; кровосмешение; колдовство (им могли заниматься лишь специальные лица — колдуны); запрещалось похищение женщин и детей; недозволенное применение оружия на стоянках; воровство; нарушение правил супружеского союза, в том числе эквивалентности между общинами при обмене женщинами для брака; систематическая ложь; нарушение супружеской верности; соблазнение чужих жен и т. п.

Информация о работе Шпаргалка по «Теории государства и права»