Система государственного и муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что повышение роли культуры государственного управления в последние годы стало возможно путем освоения новых достижений в области управления и увеличения полезной отдачи человеческого капитала. В современных условиях человеческий фактор играет ключевую роль в любой организации: эффективное управление человеческими ресурсами обусловливает рыночную устойчивость организации, успешность ее функционирования, перспективы стратегического развития.

Файлы: 1 файл

СГиМУ контрольная.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)


 

 

           

            ВВЕДЕНИЕ

 

 

            Актуальность данной темы обусловлена тем, что повышение роли культуры государственного управления в последние годы стало возможно путем освоения новых достижений в области управления и увеличения полезной отдачи человеческого капитала. В современных условиях человеческий фактор играет ключевую роль в любой организации: эффективное управление человеческими ресурсами обусловливает рыночную устойчивость организации, успешность ее функционирования, перспективы стратегического развития.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности, особенности культуры управления и методов её поддержания в организации.

Предмет исследования составляет культура государственного управления, оценка значимости культуры для эффективной и продуктивной работы государственного управления.

Цель работы заключается в изучении влияния культуры на организационную эффективность государственного управления.

Задачи исследования:

  • рассмотреть вопрос понятия сущности культуры управления;
  • охарактеризовать процесс формирования культуры управления;
  • провести анализ культуры государственного управления;
  • определить влияние культуры на эффективность государственного управления.

В настоящее время  в Российской Федерации особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности органов государственной власти, с качеством оказываемых государством услуг в контексте развития гражданского общества. Результаты исследований свидетельствуют, что деятельность органов государственной власти крайне медленно приобретает новые качества, соответствующие современным задачам и требованиям. Более того, в ней развиваются негативные тенденции, которые снижают эффективность деятельности и авторитет государственной власти. Многие преобразования носят поверхностный характер, сводятся к неоправданно частым реорганизациям органов государственной власти.

Серьезное переосмысление концептуальных основ административной организации связано с развитием идей социального партнерства, «нового государственного менеджмента», новой культуры государственной службы. На современном этапе перед государством стоит серьезная задача создания такой системы государственного управления, которая будет неотъемлемым элементом механизма социально-политической защиты общества от различных социальных патологий.

Реформирование государственного управления связано со всесторонним рассмотрением сложного и противоречивого  процесса трансформации социально-экономических отношений, анализом теоретико-методологических основ, выявлением доминирующих тенденций и перспектив развития современного российского общества.

В этой связи государству  необходим комплекс управленческих механизмов и инструментов, дающих возможность адекватно реагировать на вызовы внешней среды. Применение в управленческой практике современных технологий способствует оперативности принятия и эффективности контроля исполнения решений, обеспечению устойчивости и оптимизации процесса государственного управления.

Культура государственной службы - это уровень государственного развития системы управления, в котором  профессионализм, компетентность, моральные  принципы государственных служащих должны воплощать этот уровень, создавать  условия для эффективного ее влияния на реальную жизнь граждан.

 

 

1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Многовековой опыт истории  со всей убедительностью свидетельствует, что даже самые возвышенные идеи, самые благородные стремления создать  на земле всеобщий рай оборачиваются подчас для многих адом, если нет в стране разумного и справедливого управления, имеющего под собой нравственно-этическую основу. Еще древний Конфуций поучал правителей: управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны; относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием.

С развитием рыночной экономики, переходом к информационному  обществу большую роль приобретают знания, квалификация и, что самое главное, мотивация персонала, без которой невозможны реализация знаний, идей, инициативы работников.

Управленческий труд как явление социальное, как творческий процесс нуждается, равно как  и другие близкие, аналогичные явления (труд ученого, инженера, писателя, учителя, врача, квалифицированного рабочего и  т.п.) в культурном «оформлении», т.е. к нему могут и должны быть предъявлены некоторые требования, составляющие содержание культуры, и управленческий труд можно оценить по «уровню культурности».

Культура - это уровень материальных и духовных ценностей, достигнутый и развиваемый в ходе исторического развития общества (страны) и выражающий степень овладения людьми условиями их жизни.

Культура управления - вариант определения.

Культура управления - системная, обобщенная характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности, степень профессионализма и компетентности руководителей и специалистов. Культура управления включает в себя совокупность специальных знаний и умений (определенного объема, структуры, глубины), мировоззрение и ценностные ориентации, профессиональную этику (нравственные нормы управленческой деятельности), отношение к труду, организационные навыки, умение владеть собой и понимать работающих рядом людей, умение работать в команде, в коллективе.

Культура управления базируется на рассмотрении её как совокупности всех факторов, оптимизирующих условия развития личности в сфере трудовой деятельности (Г. Бюль, Ф. Штауфенбиль, Р.А. Злотников, Г.Н. Черкасов, Ф.А. Громов, В.Н. Лужбин). Большинство из них, считают, что культура управления включает принципы формирования коллектива в процессе трудовой деятельности, внедрение инноваций в сфере производства, экономическую культуру.

Согласно имеющимся исследованиям, можно выделить два вида категории  «культуры управления»: объективные  и субъективные. К категориям объективного плана относятся: инновации в труде, культуру предпринимательства, профессиональную культуру, деловую культуру. К категориям субъективного плана — инновационную активность личности, удовлетворение трудом, трудовую мотивацию.1

Поскольку понятие культура управления относится к уровневым или ступенчатым, то важно использовать определенный методический инструментарий измерения уровней. Ведь само по себе данное понятие не гарантирует только высокого уровня. Он может быть низким, средним и высоким, важность такого инструментария обусловлена прежде всего практическими потребностями оценки (диагностики, анализа) уровня культуры управления, определения «слабых звеньев», выработки соответствующих мер и их практической реализации.

Роль и функции управленческой культуры реализуются в регулировании управленческих отношений.

Структурно – функциональные компоненты управленческой культуры: информационная, организационная, социальная, экономическая, социально-психологическая, правовая и техническая (таб.1).

                                                                                                          Таблица 1

Виды культуры управления

разновидности культуры управления

Информационная

Культура работы с документами;

Культура разработки форм документов, использования стандартных форм;

Культура деловой речи;

Культура сбора, обработки, хранения, выдачи и передачи информации.

Организационная

Культура организации рабочих  мест работников (персонала)управления;

Культура подготовки и проведения совещаний, заседаний, собраний;

Культура контроля, проверки, аудита;

Культура организации приема посетителей;

Культура разработки и использования  регламентов, норм, нормативов, стандартов.

Социальная

Культура производственной среды  в аппарате управления;

Культура содержания помещений;

Культура обслуживания рабочих  мест работников управления; Культура социальной защиты персон.

Экономическая

Культура предпринимательства, бизнеса;

Культура хозяйствования;

Культура экономического партнерства;

Культура экономического (финансового) аудита, анализа.

Социально - психологическая

Культура общения между руководителями, подчиненными, руководителями и подчиненными;

Культура ведения разговоров по телефону;

Культура деловой одежды;

Культура ведения деловых переговоров.

Правовая

Культура использования руководителями прав, полномочий, власти.

Техническая

Культура использования организационных  и технических средств управления.


 

Информационную культуру можно определить как совокупность ценностно-нормативных регуляторов  деятельности и поведения людей в данной сфере труда.

Организационная культура отвечает на вопрос как государственные и муниципальные служащие воплощают в жизнь общие и специфические требования, предъявляемые к их профессиональной деятельности, и в меньшей степени зависит от того, нравятся или не нравятся им эти требования, что они при этом думают.

Правовая культура - это глубокое знание и понимание права, высокосознательное использование его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности.

 

 

         

1.1. Характеристика процесса формирования культуры управления

 

 

Управленческий труд с качественной стороны характеризуется  таким обобщающим показателем, как  Культура Управления, который отражает уровень развития управленческой деятельности. Рассматривая культуру с позиции единства и взаимосвязи материального и духовного, необходимо отметить, что она одновременно является средством разрешения противоречий, возникающих в той или иной сфере общественной жизни, в том числе, в системе управления.

Формирование культуры управления - процесс многосложный, и один из его аспектов непосредственно связан с проблемами эффективности управленческого труда, с теми качественными характеристиками, которые существенным образом влияют на ее уровень. С точки зрения содержания управленческой деятельности, такими факторами являются: целеполагание, правильная и четкая постановка целей и задач; выделение конкретных функций, этапов, операций, процедур; выбор соответствующих целям методов воздействия в системе управления; обеспечение адекватных методов оценки результатов управленческой деятельности.

С организационной стороны, факторами эффективности управленческой деятельности, формирующими культуру управления являются: структура - установление границ между звеньями и ступенями управляющей системы по выполнению функций управления; персонал - подбор, расстановка, обучение кадров управления; техника - оснащенность современными средствами сбора, обработки, передачи и хранения информации.

Каждый из перечисленных  показателей непосредственно оказывает влияние на общий уровень развития системы управления. Однако, решающим моментом в определении  культуры управления является состояние сознания управленческих кадров, их личностные качества, отражающие уровень нравственно-духовного развития работников системы управления. От того, какими знаниями они обладают, от степени научности и глубины мировоззрения каждого из них, от того, каковы морально - этические нормы работы и отношение к труду, от организационных навыков и умения владеть собой, понимания психологии работающих рядом людей зависит культура управления данной организации и общества в целом.

На всё это, в свою очередь, оказывает влияние и  сама Культура с ее духовно-эстетической составляющей. Именно Культура, сокровищница человеческих накоплений, в основе которой лежит красота и творчество, но в первую очередь, культура мысли и чувства, определяют в конечном итоге состояние какой бы то ни было культуры во всех сферах человеческой деятельности.

В сфере развития управленческого  персонала в процессе подготовки кадров и повышения квалификации сотрудников необходимо уделять особое внимание культуре мышления и связанной с ней культуре чувств. Это связано также и с тем, что, по словам академика В.И. Вернадского, мысль сегодня выдвигается вперед как важная и глубокая основа слагающегося нового научного мировоззрения. Суть его отражается в учении  о ноосфере, сфере разума, для которой характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально - экономическими законами. В связи с этим,  современный менеджер, как и любой человек, считающий себя приобщенным к Культуре,  не вправе игнорировать эти знания.

Управленческий труд только тогда будет приносить  пользу, когда он будет творческим. Никакие алгоритмы и механические построения принятия управленческих решений не позволят продвинуться обществу в своем развитии и преобразовании жизни. Поэтому исключительно важным в процессе формирования культуры управления выступает мировоззренческий аспект, включающий в себя, помимо работы разума, на уровне которого складывается миропонимание и отношение к миру, также чувственное восприятие мира, оказывающее влияние на состояние мировоззрения людей.

Воспитание ума может и должно идти лишь вслед за развитием чувств. В противном же случае может получиться так, что современные передовые технологии в руках малокультурного человека сослужат опасную службу, и все достижения цивилизации обратятся против самого человека.

Таким образом, в формировании культуры управления, в процессе обучения управленческого персонала, первостепенное значение необходимо придавать развитию творческого мышления и чувства красоты, освоению знаний, основанных на научном мировоззрении, на духовных, или космических, законах жизни, что порождает в итоге чувство ответственности каждого за свою деятельность, и тем самым решаются стратегические задачи менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. КУЛЬТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

  

 

Для государственных  органов исключительно важно  в процессе государственного управления воздействовать не только на общественное поведение и деятельность людей и социальных групп, но и на формирование культуры властно - управленческих отношений.

Информация о работе Система государственного и муниципального управления