Система государственного и муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что повышение роли культуры государственного управления в последние годы стало возможно путем освоения новых достижений в области управления и увеличения полезной отдачи человеческого капитала. В современных условиях человеческий фактор играет ключевую роль в любой организации: эффективное управление человеческими ресурсами обусловливает рыночную устойчивость организации, успешность ее функционирования, перспективы стратегического развития.

Файлы: 1 файл

СГиМУ контрольная.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Современная социальная среда характеризуется ростом культурного  разнообразия ее участников. Успешное ведение «ПР» в мультикультурной среде государственного управления предполагает знание и использование культур разных народов, региональной специфики деловых (управленческих) коммуникаций (что особенно важно для многонациональных, многоконфессиональных стран и полисубъектных федеративных государств, каким является Россия). Мультинациональные и межрегиональные коммуникации становятся все более значимой сферой в государственном управлении, что обусловлено рядом факторов: глобализацией (обретением общемировых масштабов); интернационализацией (межнациональным общением); регионализацией (ростом взаимосвязей различных регионов); сокращением пространства и времени коммуникаций на базе мгновенных электронных технологий передачи информации в режиме реального времени, развития «Internet» и ее ресурсов, космической теле-, видео-, факсной связи и др. Культурные проблемы нередко становятся более серьезным препятствием для управленческого успеха социальных коммуникаций, чем технические или финансовые. 
Можно выделить следующие уровни культуры деловых отношений в государственном управлении:

    • национальный (в границах одной страны);
    • региональный (в пределах региона страны или мира);
    • международный (в межгосударственных отношениях).

В пределах социальной среды  каждого уровня существует собственная деловая культура как система ценностных ориентации, отношений и поведенческих норм. В условиях глобализации информации и межгосударственных коммуникаций национальная и региональная деловые культуры развиваются в направлении глобальной деловой культуры, сохраняя своеобразие и самобытность. 
            В государственном управлении культура интерпретируется в основном либо как совокупность идеальных представлений и ориентации на решение государственных дел, либо как форма воплощенных в управленческой деятельности ценностей и установок. Она есть сложное многоуровневое, внутренне противоречивое социально-духовное явление, отражающее способность человека руководствоваться в рамках ведущих политических ценностей различными стандартами и традициями властно-управленческой деятельности.

Поэтому культура государственного управления - это не просто социальный компонент системы управления, а комплексное понятие универсального характера, выражающее конкретные формы взаимодействия людей по поводу властно - управленческих отношений, проявляющихся в разнообразных ситуациях.2 Как духовное явление, оказывающее существенное воздействие на все стороны общественной жизни, она определяется характером организации власти, степенью демократичности общественных отношений, их цивилизованностью, гуманностью. Содержание культуры государственного управления более полно раскрывается через ее социальную направленность, а также личную культуру и стиль руководства, что сказывается на морально-психологическом климате, условиях управленческого труда, взаимоотношениях между людьми. Поэтому служащие госучреждений неизбежно, так или иначе вынуждены ориентироваться как на корпоративные нормы, так и, к примеру на традиции для данного региона и местности, придерживаться стандартов общесоциального характера, руководствоваться определёнными национальными ценностями. В силу этого культурная среда организации насыщается самыми разнообразными традициями, символами, стереотипами, предрассудками и иными идеями, влияющими на характерные для персонала приёмы профессиональной деятельности.

Появление новых технологий изменило понятие профессионализма. Профессионализм представляет собой глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности. Следует сказать, что профессионализм является необходимым, но не достаточным условием профессиональной культуры.

Культура специалиста  развивается через практический опыт, но интеллектуальные средства профессионализма формируются образованием, главная  цель которой - достижение профессионального мастерства. Это понятие включает: во-первых, широкий информационный кругозор по выбранной специальности, во-вторых, аналитический склад мышления в-третьих, знание общих законов и свойств природных материалов.

Сложность и глубина задач государственной службы предполагают комплексный подход к изучению проблемы культуры труда государственных служащих, который требует проведения философского, социального, экономического анализа и включает в себя политический, правовой, морально-этический, эстетический, организационный и другие аспекты.

Проблемы морали и  нравственности, культуры поведения и административной этики необходимое, хотя и недостаточное условие успешной профессиональной деятельности не только в государственно - управленческой, но и в производственной, социальной, коммерческой и других сферах. Культура в государственном управлении духовно организует общественную жизнь, рождает чувство единства и идентичности государственных служащих и общественных групп.

 

 

 

           3. ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Всякая цель может быть достижимой только в том  случае, если она реальна, если ее достижение обеспечено природными и человеческими ресурсами.

При определении целей  государственного управления необходимо опираться на интеллектуальный багаж, накопленный человечеством, а также на духовные ценности общества, культурные традиции конкретного государства. Только при этом условии поставленные цели будут иметь достаточные основания.

Невысокий уровень культуры управления сказывается, в первую очередь, на «продукте» управленческой деятельности - снижении качества управленческих решений.

Серьезным последствием неправильных управленческих решений  становится организационный конфликт, наиболее неблагоприятной разновидностью которого является противостояние трудового коллектива предприятия и его администрации.

Организационная культура является мощным инструментом лидерства, который должен использоваться руководством предприятия. Она весьма важна в связи с тем, что общие представления о деятельности, общие оценки аналогичны генетическим кодам. На их основе каждый человек ведет себя в разных ситуациях автоматически. Генетический код позволяет людям приспособиться к своему окружению. Точно так же культурный код позволяет организации приспособиться к своему окружению. Высокая организационная культура дает возможность руководить скорее через нормы и ценности, чем путем прямого воздействия на людей. Она позволяет быстро принимать решения на местах, дает четкие стандарты качества, критерии самооценок и облегчает понимание того, что делается для потребителей. 
Структурно политическая культура включает в себя: культуру политического сознания (политические убеждения, ценности, традиции, обычаи, нормы), культуру политического поведения (образцы политического участия и политической деятельности) и культуру функционирования политических институтов (культуру электорального процесса, культуру принятия и реализации политических решений и культуру регулирования социальных конфликтов).

Обычно проводится классификация  политической культуры:

1)по отношению к власти - господствующая и контркультура;

2)по уровню общности - общая и субкультура (характерная для определенной группы).

По признаку уровня общности выделяют социально - классовую политическую культуру, национально - этническую, религиозно - политическую, региональную.

Кадры государственного персонала должны быть сориентированы на деятельность правового государства  и хорошо знать соответствующие  отрасли права. Наряду с установками и ценностями политической культуры профессионального чиновника формируют требования правовой культуры.

Правовая культура тесно  связана с правосознанием, опирается  на него, соотносится как общее  с сущностным, частным. Исследователи различают правовую культуру общества, групповую, индивидуальную, а также правовую культуру должностных лиц.

В работе сотрудников  органов власти и управления правовая культура особенно важна, ибо сопряжена  с законностью в функционировании этих органов. Именно по тому, законно или незаконно поступают в каждом отдельном случае должностные лица, граждане судят о правовой культуре госслужбы.

Эффективность обеспечения  прав и свобод граждан также свидетельствует  об уровне правовой культуры работников органов госаппарата. Быстрое, правильное реагирование на жалобы, заявления есть свидетельство культуры и законности.

Одним из требований правовой культуры является чуткое и отзывчивое отношение к запросам людей. Чуткость к людям - дело не личного вкуса. Это принцип управления, требующий от госслужащих высокой культуры и высокоразвитого правового сознания.

Правовая культура госаппарата  наряду с отмеченными общими показателями характеризуется также комплексом специальных знаний, умений и навыков, позволяющих правильно и своевременно разрешать возникающие в процессе работы вопросы, давать оценку отдельным фактам в соответствии с нормами права, требованиями уставов, инструкций и приказов, тактически грамотно осуществлять борьбу с правонарушениями.

Своеобразным показателем правовой культуры должностных лиц является юридически грамотное оформление актов применения правовых норм как по содержанию, так и по форме. Акт применения в соответствии с требованиями законности должен обязательно содержать ссылку на конкретное нормативное установление и конкретную формулировку решения вопроса. Данное требование является одной из важнейших гарантий охраны прав и свобод граждан.

Квалификация правовой практики госслужащих соотносится  с уровнем профессионального  правосознания управленцев.

  Для повышения эффективности государственного управления необходимо создать такую организационную структуру, в которой каждый специалист мог свободно проявлять свои  профессиональные качества. При этом необходимо разработать «систему оценки компетентности», при помощи которой можно определять качества, необходимые высшим государственным служащим. Применение такой системы дает объективные основания для развития человеческих ресурсов, найма, продвижения, поощрения чиновников.

 

 
              

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В науке известны основные пути преобразования культурной сферы, государственно – административной сферы в целом и чиновничества  в частности. Прежде всего, они связаны  с усилением унификации действующего в стране законодательства и его  соответствия Конституции; строгой иерархизацией управленческого механизма; чётким распределением прав и ответственности управляющих любого уровня; институализацией разнообразных форм социального контроля за бюрократией «сверху» и «снизу»; повышением квалификации служащих и т.д.

Эффективность культурных видоизменений будет также зависеть и от принятия законодательства, предъявляющего строгие требования к лицам, занимающим государственные должности, устанавливающее  контроль за доходами чиновничества, предполагающее эффективное использование силы этических кодексов работников государственного управления. Культура является ценностным выражением деятельности людей, ее результатом и специфическим способом преемственности поколений. Этот общеметодологический подход позволяет профессионально - управленческую культуру госслужащих рассматривать как переменную и результирующую из суммы представлений о значимости норм, принципов, образа поведения, составляющих основу организационно - правовой структуры данной категории людей. Именно эти совместные ценности являются центральным и связующим звеном организации государственных служащих как социально - правового института.

Обобщая сущностную характеристику профессиональной культуры управления, выделим три важные ее составляющие:

1.Профессиональная культура - это феномен, который предстает как результат человеческой деятельности и как процесс, находящийся в постоянном развитии.

2.Профессиональная культура - показатель качественного состояния управления.

3.Это сложная самоорганизующаяся система, на которую воздействуют факторы, условия как извне (культура, деятельность общества, мирового сообщества), так и изнутри, т.е. закономерности развития самой системы управленческой культуры госслужащих.

Культура управления в общем виде позволяет оценить  степень соблюдения системой управления тех требований, которые к ней предъявляются. На практике уровень культуры системы управления оценивается по показателям отдельных элементов системы. Сюда относятся показатели, характеризующие культуру работников, и в особенности руководителей, культуру процессов управления, техники управления, условий труда и т.д. Разнообразие элементов культуры управления предопределяет необходимость следования в процессе управления многим нормам, а именно: моральным, юридическим, экономическим, организационным, техническим, эстетическим.

Культура государственной  службы - это уровень государственного развития системы управления, в котором  профессионализм, компетентность, моральные  принципы государственных служащих должны воплощать этот уровень, создавать условия для эффективного ее влияния на реальную жизнь граждан. Государственные служащие являются особой социально-профессиональной группой, отвечающей за управление в государстве, воплощает в жизнь регламентирующей нормы для укрепления порядка в обществе.

Грамотный управленец (руководитель/менеджер), обладающий высокой культурой управления, всегда сможет создать неповторимую миссию, разработать и внедрить конкурентную стратегию, использовать наиболее эффективный  в данных конкретных условиях стиль управления.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.Александрова Н.А. Управление персоналом организации. – Екатеринбург: Урал. аграр. изд-во, 2013. – 372с.

2.Астафьева О.Н. Культурология.  Теория культуры: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012. - 488 c.

3.Басенко В.П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений: Учебное пособие. – М.: Издат.торг.корп. «Дашков и К0», 2012. – 384с.

4.Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление. М.: Проспект, 2008.-556 с.

5.Глазунова Н.И. Система Государственного и муниципального управления. М.: Проспект, 2008.-630 с.

6.Маршалова А.С. Система Государственного и муниципального управления. Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2009. -128 с.

7.Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012. – 679с.

1Александрова Н.А. Управление персоналом организации. – Екатеринбург: Урал. аграр. изд-во, 2013, С.241

2Басенко В.П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений: Учебное пособие. – М.: Издат.торг.корп. «Дашков и К0», 2012, С.112.


Информация о работе Система государственного и муниципального управления