Система государственного управления по конституции РФ 1993 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
дать понятие системе органов государственной власти в Российской Федерации
описать функционирование органов государственного управления
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть цели и принципы государственного управления;
2. рассмотреть систему функций, формы, методы и средства государственного управления.
3. дать характеристику структуры государственного управления;
4. дать характеристику звеньев структуры государственного управления.

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
1. Основные положения Конституции 1993 года
1.1. Понятие, классификация и основные черты органов государственной власти.................................................................................................................5
1.2. Взаимодействие ветвей власти субъектов РФ и Институт федерального вмешательства в РФ..........................................................................................9
1.3. Правовой статус президента РФ..............................................................13
2. Система органов государственной власти по Конституции 1993 года
2.1. Общие положения.....................................................................................20
2.2. Законодательная власть............................................................................21
2.3. Исполнительная власть............................................................................27
2.4. Судебная власть........................................................................................32
Заключение.......................................................................................................38
Список использованных источников и литературы ...................................39

Файлы: 1 файл

Курсовая ИГМУ.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

Законодательный орган  правомочен при избрании в его  состав не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность  его заседания определяется его  регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности. Заседания являются открытыми, за исключением случаев, установленным федеральными законами, конституцией и законами субъекта РФ, а также регламентами или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.

Полномочия законодательного органа власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

  1. принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом такое решение принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ;
  2. роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, нормативного правового акта, противоречащих федеральной Конституции и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, если такие противоречия установлены судом, а законодательный (представительный) орган не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;
  3. вступления в силу решения соответственного верховного суда республики, суда, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе со сложением депутатами своих полномочий.
  4. роспуска указанного органа на основании федерального закона, принятого Государственной Думой по представлению президента.

В случае досрочного прекращения  полномочий депутатов назначаются  внеочередные выборы. Указанные выборы проводятся не позднее чем через  шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа власти.

Правовой статус депутатов. Депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с Федеральным законом активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией и законом субъекта РФ пассивным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессионально основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливается конституцией или законом субъекта РФ.

В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом  Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судьей, занимать иные государственные  должности РФ или субъекта РФ, государственные  должности федеральной государственной  службы или государственной службы субъекта РФ. В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, он не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.7

Депутат обладает неприкосновенностью  в течение всего срока его  полномочий и не может быть привлечен  к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия законодательного органа государственной власти субъекта РФ, кроме случаев задержания на месте преступления и  действий депутата, связанных с преступлениями против личности, а также иных действий, не связанных с осуществлением им своих полномочий. Неприкосновенность распространяется на занимаемые им жилое и служебное помещения, на его багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Вопрос о лишении  депутата неприкосновенности решается законодательным органом власти субъекта РФ по представлению прокурора  субъекта Российской Федерации в  четырнадцатидневный срок.8 
 В отношении депутата следственные действия и порядок производства по административным правонарушениям осуществляются также под непосредственным надзором прокурора субъекта РФ.

Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний  по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.

Депутат освобождается  от призыва на военную службу и  на военные сборы на весь срок его  депутатских полномочий.

Полномочия. Федеральным законом установлены основные полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ, соответствии с которыми он принимает региональные законы и постановления. В частности, он правомочен принимать конституцию (или устав) субъекта РФ и поправки к ней; осуществлять законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах своих полномочий; а также осуществлять иные полномочия, установленные Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 1999 года, другими федеральными законами, конституцией и законами субъекта РФ.

Законом субъекта  РФ:

а) утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его  исполнении, представленные высшим должностным  лицом субъекта РФ, а в случае, если указанная должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

б) устанавливаются  в соответствии с конституцией субъекта РФ основы организации и деятельности законодательного органа государственной власти субъекта РФ;

 в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного органа государственной власти субъекта РФ определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;

г) утверждаются программы  социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным  лицом субъекта РФ;

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению  субъекта РФ, а также порядок их взимания;

е) устанавливается порядок образования  и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании их средств;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

з) утверждаются заключение и расторжение  договоров субъекта РФ4;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ;

к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный орган  государственной власти субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица субъекта РФ;

л) устанавливается административно-территориальное  устройство субъекта РФ и порядок его изменения;

м) утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура  его высшего исполнительного  органа государственной власти;

Постановлением же законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации: назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ, а также оформляется согласие на их назначение на должность; назначается дата выборов в законодательный орган государственной власти субъекта РФ, а также дата выборов его высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти); назначается референдум субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу или руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность он принимал участие; утверждается соглашение об изменении границ субъектов РФ; назначаются на должность судьи конституционного суда субъекта РФ; определяется порядок деятельности указанного органа.9

Согласно ст. 6 закона право законодательной инициативы в законодательном органе государственной  власти субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ, представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта.

              

        

2.3. Исполнительная власть в субъектах РФ

 

Конкретизирующее определение понятия «исполнительная власть» (в узком смысле) будет следующим: исполнительная власть — это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции. Главным является указание на то, что управление (государственное управление) является сущностью исполнительной власти. Имея в виду, что понятие государственного управления имеет множество обязательных и важнейших признаков (о которых речь пойдет ниже), необходимо учитывать их при детальной характеристике самой исполнительной власти.

Исполнительная власть имеет следующие  отличительные признаки:

  1. Исполнительная власть обусловлена существованием самого государства (государственной властью) и необходимостью разделения единственной власти на законодательную, исполнительную н судебную. Исполнительная власть обязательный признак современного правового государства, ибо выполнение столь разнообразных и сложнейших функций и полномочий, которые необходимо каждодневно осуществлять в государстве, невозможно ограничить только рамками одной ветви государственной власти.
  2. Исполнительная власть — это самостоятельный вид (ветвь) единой государственной власти (ст. 10 Конституции РФ), которая находится в постоянном взаимодействии с властями законодательной и судебной.
  3. Исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти, которые одновременно являются органами управления (государственного управления и местного самоуправления).
  4. Единство исполнительной власти в РФ. Исполнительная власть как вид государственной власти формируется в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом федерализма, который проводит разграничения предметов ведения и полномочий между органами, осуществляющими исполнительную власть, но находящимися на разных уровнях управления (федеральном, центральном, региональном, местном уровне), т.е. между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов РФ.
  5. Исполнительная власть, как и другие ветви государственной власти, есть власть подзаконная, т.е. ее организация и функционирование должны основываться на нормах законов и других нормативных актов. Подзаконность исполнительной власти означает, что организация и деятельность публичного управления регулируются правовыми нормами и проводятся в целях реализации предписаний закона при неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан, прав и законных интересов всех участников управленческих отношений.
  6. Важным признаком исполнительной власти является ответственность за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты.
  7. В силу того, что одной из функций государственного управления является планирование, то оно выступает также и в качестве основного признака исполнительной власти.
  8. Исполнительная власть осуществляет юрисдикционную (правоохранительную) деятельность. В рамках своей компетенции органы исполнительной власти вправе самостоятельно оценивать правомерность действий (актов) субъектов исполнительной деятельности, рассматривать и разрешать возникающие споры, а также применять меры принуждения, предусмотренные законом.

Сущность функций исполнительной власти выявляется посредством анализа  результатов, которые достигаются в процессе осуществления исполнительной власти. Данный подход позволяет выделить следующие основные функции современной исполнительной власти:

  1. исполнительная (правоприменительная) функция, т.е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;
  2. «правозащитная» функция, т.е. функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, соблюдать, реализовывать на практике, а в случае необходимости защищать их;
  3. социально-экономическая функция, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления; эту функцию можно назвать обеспечительной, так как она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;
  4. функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
  5. регулирующая функция, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т.д.;
  6. нормотворческая функция, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ;
  7. охранительная (юрисдикционная) функция, означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения, взыскания и восстановления (например, наложение административных взысканий, применение мер финансовой ответственности, применение наказаний за нарушение таможенных правил).

1. Принципы организации и функционирования исполнительной власти по своему содержанию практически не отличаются от принципов государственного управления, а также от принципов организации и деятельности органов государственного управления, ибо главным признаком исполнительной власти является наличие системы органов исполнительной власти (или органов государственного управления).

Информация о работе Система государственного управления по конституции РФ 1993 года