Система государственного управления по конституции РФ 1993 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
дать понятие системе органов государственной власти в Российской Федерации
описать функционирование органов государственного управления
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть цели и принципы государственного управления;
2. рассмотреть систему функций, формы, методы и средства государственного управления.
3. дать характеристику структуры государственного управления;
4. дать характеристику звеньев структуры государственного управления.

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
1. Основные положения Конституции 1993 года
1.1. Понятие, классификация и основные черты органов государственной власти.................................................................................................................5
1.2. Взаимодействие ветвей власти субъектов РФ и Институт федерального вмешательства в РФ..........................................................................................9
1.3. Правовой статус президента РФ..............................................................13
2. Система органов государственной власти по Конституции 1993 года
2.1. Общие положения.....................................................................................20
2.2. Законодательная власть............................................................................21
2.3. Исполнительная власть............................................................................27
2.4. Судебная власть........................................................................................32
Заключение.......................................................................................................38
Список использованных источников и литературы ...................................39

Файлы: 1 файл

Курсовая ИГМУ.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение............................................................................................................3

1. Основные положения Конституции 1993 года

1.1. Понятие, классификация и основные черты органов государственной власти.................................................................................................................5

1.2. Взаимодействие ветвей власти субъектов РФ и Институт федерального вмешательства в РФ..........................................................................................9

1.3. Правовой статус президента РФ..............................................................13

2. Система органов  государственной власти по Конституции 1993 года

2.1. Общие положения.....................................................................................20

2.2. Законодательная власть............................................................................21

2.3. Исполнительная власть............................................................................27

2.4. Судебная власть........................................................................................32

Заключение.......................................................................................................38

Список использованных источников и  литературы ...................................39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее десятилетие  в Российской Федерации исследование и развитие данного института особенно актуально, так как с исчезновением СССР встал вопрос о коренном реформировании старой советской системы органов государственной власти, обнаружившей свою неспособность эффективно управлять государством. Органами государственной власти в СССР признавались только Советы народных депутатов, а другие государственные органы – органы государственного управления, правосудия, прокуратуры исключались из категории органов государственной власти и были полностью подконтрольны и подотчетны Советам.1 Данная концепция всевластия Советов обусловила необходимость реформирования системы государственной власти.

Конституция РФ 1993 года  ознаменовала принципиально новый  подход и трактовку характера  государственной власти, ее главное теоретико–правовое основание: принцип разделения властей  и создания в связи с этим самостоятельных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

С 1992 года, после заключения Федеративного договора, Российская Федерация развивается как по-настоящему федеративное государство. В связи с этим Конституция РФ 1993 года четко разграничивает федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, формируемые ими самостоятельно на принципах, закрепленных в федеральном законодательстве.

В данной работе исследуются  основные принципы деятельности органов  государственной власти субъектов  РФ: порядок их формирования и прекращения  полномочий, компетенция, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти (а именно, федеральная интервенция).

Целью данной курсовой работы является:

  • дать понятие системе органов государственной власти в Российской Федерации
  • описать функционирование органов государственного управления

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: 
 1. рассмотреть цели и принципы государственного управления; 
 2. рассмотреть систему функций, формы, методы и средства государственного управления. 
 3. дать характеристику структуры государственного управления; 
 4. дать характеристику звеньев структуры государственного управления. 
 Объект исследования – структура государственного управления.  Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением структуры государственного управления.

Обзор литературы показал, что на данный момент система органов государственного управления изучена плохо, поэтому представленная система органов государственной власти нуждается еще в проработке, развитии и совершенствовании с учетом опыта зарубежных стран.

Исходя  из задач курсовой работы, данная работа разделена на две главы. В первой изучается  сама Конституция Российской Федерации 1993 года, ее основные принципы, классификация  и черты. Также в первой главе  изучаются полномочия Президента Российской Федерации, главного гаранта прав и свобод граждан Российской Федерации. Во второй главе изучаются все ветви власти Российской Федерации, их полномочия, обязанности и структура.

 

 

 

 

1. Принципы  органов государственной власти  по Конституции 1993 года

1.1. Понятие, классификация и основные черты органов государственной власти

 

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти.

Общепризнанным считается определение  органа государственной власти как  звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.

Понятие органа государственной власти складывается «из совокупности его  признаков, а именно он:

- создается и действует от  имени государства: Российской Федерации или ее субъекта;

- действует на основе законов  и других нормативных правовых  актов;

- выполняет свойственные только  ему задачи и функции;

- обладает собственной компетенцией;

- характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью;

- наделен властными полномочиями, т.е. его решения принимаются  от имени государства, носят  обязательный для всех характер  и при необходимости подкрепляются  принудительной силой государства.

Только совокупность этих признаков дает основание относить тот или иной орган к числу государственных. Не каждое государственное учреждение или организация будет считаться органом государственной власти (например, государственное учебное заведение, учреждение здравоохранения), а только обладающие комплексом вышеуказанных признаков.

Государственные органы РФ действуют на основе Конституции и принципах, в ней заложенных.

Конституционные принципы построения и деятельности органов государственной  власти - это закрепленные в российской Конституции исходные начала, лежащие в основе функционирования этих органов.  Такими принципами выступают:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции РФ);
  • народовластие (ст. 3 Конституции РФ); федерализм (ст. 5 Конституции РФ);
  • разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ);
  • законность (ст. 15 Конституции РФ);
  • деидеологизация (ст. 13 Конституции РФ);
  • светскость (ст. 14 Конституции РФ).

В своей деятельности органы государственной  власти должны руководствоваться принципом  приоритета прав и свобод человека и гражданина. Закрепляя общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, органы государства принимают меры по их соблюдению и охране от всевозможных посягательств. Политика государства и его органов направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Принцип народовластия означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия  на им же определенных условиях.

Принцип федерализма выражается в единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также в том, что во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты Федерации между собой равноправны.

Принцип разделения властей предполагает, что основным функциям государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной и контрольной корреспондируют соответствующие органы государства. С целью предотвратить злоупотребления все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными. Разделение властей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ — Правительство РФ — судебные органы РФ — прокуратура), так и по вертикали (федеральные органы власти — органы государственной власти субъектов Федерации). Указанный принцип наиболее последовательно проявляется на федеральном уровне.

Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми государственными органами Конституции РФ, законов и подзаконных актов. Он также предполагает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить общефедеральной Конституции, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах компетенции РФ и совместной компетенции РФ и ее субъектов.

Принцип деидеологизации в деятельности органов государственной власти имеет лаконичную конституционную формулу: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Органы государственной власти не вправе насильственно насаждать какие-либо взгляды, суждения, идеи.

Принцип светскости означает взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и религиозных организаций в государственные дела.

Конституционные принципы построения и деятельности системы органов  государственной власти закрепляются в главе 1 Конституции РФ «Основы  конституционного строя», которая может  быть изменена только путем принятия новой общероссийской Конституции. Поэтому указанные принципы являются неизменными и определяющими деятельность как федеральных органов власти, так и органов власти субъекта в Федерации.

Система органов государственной  власти состоит из тех, которые определены Конституцией Российской Федерации, и тех, создание которых обусловлено функциями и полномочиями конституционных органов.  Система органов государственной власти многосложна, состоит из разнообразных иерархически соподчиненных звеньев.

В зависимости от критерия органы государственной власти классифицируются на различные виды.

По уровню деятельности различают  федеральные органы и органы субъектов  Федерации.

На федеральном уровне система  органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды Российской Федерации.

В субъектах Федерации государственную  власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

По характеру выполняемых задач  органы государств подразделяются на четыре вида:

  1. органы законодательной власти, избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов;
  2. органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых — исполнительно-распорядительная;
  3. органы судебной власти, осуществляющие правосудие, уполномоченные применять государственное принуждение;
  4. органы контрольной власти, деятельность которых стоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц с точки зрения законности и целесообразности».
  5. По срокам полномочий органы государства делятся на:
  6. постоянные, которые создаются без ограничения срока действия;
  7. временные, которые создаются на определенный срок.
  8. В зависимости от правовой основы образования могут различать государственные органы, создаваемые на базе:
  9. Конституции РФ;
  10. федеральных конституционных законов, федеральных законов;
  11. указов Президента РФ;
  12. постановлений Правительства РФ;
  13. законодательных актов субъектов Российской Федерации.

 

1.2. Взаимодействие ветвей власти субъектов РФ и Институт федерального вмешательства РФ

 

В целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта РФ и в интересах его населения, в соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и высший исполнительный орган государственной власти субъекта осуществляют свои полномочия самостоятельно, но на условиях взаимодействия.

Правовые акты высшего  должностного лица и органов исполнительной власти направляются в законодательный  орган государственной власти субъекта РФ, который вправе обратиться к ним с предложением о внесении изменений и дополнений в данные акты, либо об их отмене. Он также вправе их обжаловать в судебном порядке или обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции данных нормативных правовых актов. Высшее должностное лицо, в свою очередь, обладает аналогичными правами в отношении постановлений законодательного органа государственной власти субъекта РФ.

Информация о работе Система государственного управления по конституции РФ 1993 года