Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:32, доклад
В Германии, как и в ряде других стран, государственная служба называется в буквальном переводе на русский язык <общественной> (или <публичной>). Это понятие охватывает всех работников государственных учреждений. К ним относятся не только сотрудники органов управления, но и учителя, работники дошкольных учреждений, профессора и преподаватели государственных университетов, судьи, министры, члены дирекции Федерального банка, а также полицейские, военнослужащие, служащие железных дорог, почтовых учреждений и т.д.
Система государственной службы
В Германии, как
и в ряде других стран, государственная
служба называется в буквальном переводе
на русский язык <общественной> (или
<публичной>). Это понятие охватывает
всех работников государственных учреждений.
К ним относятся не только сотрудники
органов управления, но и учителя,
работники дошкольных учреждений, профессора
и преподаватели
Государственная служба на всех трех уровнях (Федерации, земель и общин) регулируется федеральными законами по единой системе. Для всех трех уровней установлена единая система званий, чинов, рангов, единые правила прохождения службы, права и обязанности, ограничения и гарантии, система пенсионного обеспечения и оплаты труда.
Лица, находящиеся на государственной службе, делятся на три группы: чиновники, служащие и рабочие. Различия в их статусе определяются прежде всего характером их взаимоотношений с государством и выражаются в порядке приема на работу, прохождения и прекращения службы, вознаграждения за нее, в предъявляемых к ним требованиях, в содержании их прав и обязанностей.
Согласно Основному закону, при допуске к государственной службе отсутствует какая-либо дискриминация в отношении вероисповедания или мировоззрения гражданина ФРГ.
Существование и функционирование
профессионального
Чиновником считается
тот, кто: 1) состоит с государством
в публично-правовом <отношении
службы и верности>; 2) осуществляет
важные государственные функции, обеспечивающие
безопасность государства и общества;
3) публичное служебное отношение
которого фиксируется в административном
акте о назначении на должность, который
вручается чиновнику. Назначают
чиновника на должность Федерация,
земли, союзы общин, общины, а также
другие публично-правовые образования,
учреждения и организации. Прекращение
служебных отношений между
Законы различают следующие категории чиновников по правовому статусу:
1) чиновники, назначаемые на должность пожизненно;
2) чиновники, назначаемые на должность на определенное время на основе особых правовых предписаний;
3) чиновники,
назначаемые на неопределенное
время. Эта группа является
наиболее социально
4) чиновники,
назначенные на должность с
испытательным сроком. Испытательный
срок устанавливается
5) почетные
чиновники, которые исполняют
свои функции временно, а не
профессионально. Их
В Германии, как и во
многих других странах, проводится различие
между <политическими чиновниками>
и <чиновниками-специалистами>. Политические
чиновники покидают свой пост с приходом
к власти представителей других партий,
формирующих новый правительственный
кабинет. На практике при смене правительства
обычно меняется до 20% руководящего персонала
министерств и ведомств. Чиновники-специалисты
постоянно осуществляют государственные
функции. Они должны иметь очень высокий
уровень профессионально-
Чиновник-специалист, хотя и имеет право принадлежать к политической партии (фактически в них состоит около 40% чиновников), обязан на службе соблюдать политический нейтралитет. Но и политические чиновники, находясь на государственной службе, призваны служить интересам государства и общества в целом, а не интересам той партии, которую они представляют. Если чиновника избирают в бундестаг, он обязан уйти в долгосрочный отпуск с правом возвращения на прежнюю или равную должность по окончании срока депутатских полномочий.
Министры также принадлежат
к системе государственной
Земли обладают более
широкими полномочиями в области
непосредственной демократии, чем Федерация.
Если Основной закон предусматривает
проведение федерального референдума
только при территориальных
Партии в земельных парламентах представлены в различных пропорциях, что отражается и на составе правительств. Зачастую лишь некоторые из земельных парламентов и правительств в партийно-политическом плане по составу равнозначны бундестагу и Федеральному правительству. В остальных же землях политика осуществляется партиями, которые на федеральном уровне находятся в оппозиции. Соответственно, большинство в бундесрате может не совпадать в политическом отношении с большинством бундестага.
В задачи земельных правительств входят выработка земельных законопроектов и обеспечение выполнения законов после их утверждения земельными парламентами. Они ответственны и за проведение в жизнь федеральных законов.
Конституции земель и
общинные уложения определяют структуру
и задачи общин (коммун). Общины - города
районного значения и районного
подчинения, сельские общины, уезды, районы
- это самостоятельные, правоспособные
территориальные единицы с
Основной закон вернул общинам и союзам общин Германии отнятое у них нацистами право на самоуправление, т.е. <право регулировать в рамках закона под свою ответственность все дела местного сообщества>, подчеркнув особо, что законодательство как Федерации, так и земель должно обеспечивать жизнеспособность общин и их союзов в финансовом отношении.
Существует система должностных групп чиновников. В каждой из них предусматривается увеличение окладов в зависимости от служебного стажа. Должностные оклады государственных служащих повышаются через каждые 1-2 года службы в органах государственной власти. Для руководящего состава установлена особая система должностных групп. У этой категории должностные оклады не зависят от служебного стажа.
Персонал государственных учреждений комплектуется на конкурсной основе. Ответственность за проведение конкурса возложена на высшую инстанцию в данном ведомстве. Так, министры отвечают за проведение конкурсов на замещение должностей в министерствах. В обязанности ответственных лиц входит и внесение изменений (в случае необходимости) в требования к кандидатам на занимаемую должность с учетом специфических особенностей работы в ведомстве, земле, общине.
Разница между чиновниками и служащими (и рабочими) государственной службы состоит в том, что первые назначаются на службу, а со вторыми (и третьими) заключается трудовое соглашение. Чиновники назначаются пожизненно, а трудовое соглашение может быть расторгнуто. Оплата труда чиновников - это установленное законом денежное содержание, а труд служащих и рабочих оплачивается в соответствии с тарифным соглашением. Чиновники получают государственную пенсию, а служащие и рабочие - пенсию на основе договора о социальном страховании.
Органы государственного управления несут ответственность за действия, совершаемые их должностными лицами, только в тех случаях, когда последние совершали их в границах предоставленных им прав и полномочий. Если же должностное лицо действовало по собственной инициативе, оно наказывается в обычном, т.е. гражданско-правовом порядке. Основной закон предоставляет потерпевшему от действий чиновника право предъявления иска об убытках, если потерпевший понес их в результате умышленных действий или грубой небрежности чиновника.
Для чиновников предусмотрена уголовная ответственность за преступления, которые могут быть совершены ими при исполнении должностных функций: за шпионаж, разглашение судебной тайны, взяточничество, преступное использование служебного положения. Для них предусмотрена дисциплинарная ответственность за проступки, совершенные на службе и вне ее.
Подготовка чиновников
повышенного ранга
На протяжении нескольких лет в ФРГ идет оживленная дискуссия о ликвидации чиновничества как специального вида государственных служащих, имеющих особый статус. Требования эти обосновываются превращением чиновничества в своего рода замкнутую касту, наличием у чиновников многих привилегий и связанной с этим неповоротливостью громоздкого аппарата управления. Вот почему все чаще звучит требование отменить или существенно ограничить привилегии чиновников.
В Берлине государственная и муниципальная власть не разграничиваются, государственные задачи и задачи местного самоуправления распределяются между городскими органами управления (городской администрацией) и администрациями 23 районов Берлина. Районы не обладают правом принятия уложений (уставов) и финансовым суверенитетом, однако могут самостоятельно принимать персонал и определять внутреннюю структуру своих органов управления.
Граждане избирают парламент города-земли - палату депутатов. Палата депутатов избирает из своего состава правящего бургомистра, являющегося главой правительства (председателем сената), а также сенаторов. Сенаторы возглавляют управления сената - внутренних дел, юстиции, социального обеспечения, школ и т.д.
Городская администрация, в состав которой входят как управления сената, так и подчиненные им центральные специальные органы (например, полиция), занимается задачами, имеющими общегородское значение и требующими централизованной реализации. Районные администрации выполняют прочие управленческие задачи (социальная политика, строительный надзор, промысловый надзор). За законностью и правильностью действий районов следят управления сената. Сенат также издает общие административные предписания, касающиеся деятельности районов.
Городские районы Берлина, подобно общинам, имеют два органа: избираемое гражданами района собрание народных представителей (народное представительство) и избираемое им районное управление (администрацию) - районного бургомистра и совет из четырех муниципальных советников.
Собрание народных представителей определяет политику района, выносит решения по важнейшим вопросам (бюджет района, планы застройки и т.д.) и контролирует действия районной администрации. При нем создаются комиссии, в работе которых принимают участие не только парламентарии, но и делегаты граждан, избираемые собранием народных представителей. Районное управление (администрация) занимается текущими делами района и подотчетно собранию народных представителей. Бургомистр и муниципальные советники избираются сроком на 4 года и могут быть в любое время отозваны большинством в 2/3 голосов членов собрания народных представителей. Районные бургомистры вместе с правящим бургомистром как главой правительства земли и города образуют <Совет бургомистров>, который может излагать свою точку зрения перед сенатом и вносить предложения.
В последние годы в Берлине, как и в других землях ФРГ, разрабатываются и начинают внедряться проекты реформы местного самоуправления, имеющие целью модернизировать систему самоуправления, сделать его более дешевым, компетентным и эффективным, приблизить к нуждам населения, которое рассматривается как потребитель услуг (<продукта>), предоставляемых ему органами власти.