Система государственных органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
дать понятие государственных органов Российской Федерации;
исследовать принципы организации и деятельности государственной власти в Российской Федерации;
описать виды государственных органов;
обозначить место прокуратуры в системе государственных органов.

Файлы: 1 файл

курсовая к.п. 1.docx

— 66.09 Кб (Скачать файл)

Введение

Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов. Государственное управление можно определить как целенаправленное организующее воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства на определенных этапах его исторического развития. Органы государственного управления – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке. В своей совокупности государственные органы образуют единую систему. В нее входят органы государственного управления РФ и органы государственного управления ее субъектов. Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно-правовая связь. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов управления РФ состоит из органов нескольких видов. Предусматривается наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов России, которая в свою очередь может быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Целью данной курсовой работы является:

  • дать понятие государственных органов Российской Федерации;
  • исследовать принципы организации и деятельности государственной власти в Российской Федерации;
  • описать виды государственных органов;
  • обозначить место прокуратуры в системе государственных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, функции и признаки государственных органов РФ.

Государственный орган - это учрежденное в структуре государства в установленном порядке образование, имеющее собственную компетенцию и наделенное властными полномочиями по осуществлению определенного вида государственной деятельности, характеризующееся задачами, функциями, структурными особенностями, формами и методами.

Государственные органы образуются для  осуществления государственной  власти и реализации функций государственного управления. Социальное предназначение их властно-управленческой деятельности в основном сводится к следующим функциям: регулятивной, связанной с принятием нормативных актов, правил поведения людей; организаторской, обеспечивающей исполнение принимаемых решений; охранительной, заключающейся в обеспечении правопорядка, безопасности граждан, защите их прав и свобод. Названные функции лежат в основе соответствующих видов государственной деятельности - нормотворческой, организаторской (исполнительной, распорядительной), правоохранительной. Функции государственной власти и виды деятельности государства обусловливают первичную специализацию государственных органов по практическому осуществлению государственного управления.

Наиболее существенный признак  государственных органов - наличие  государственно-властных полномочий. Вместе с другими этот признак  позволяет провести четкое разграничение  между государственными органами, являющимися  носителями государственной власти, и государственными организациями, учреждениями, предприятиями, а также  негосударственными органами и организациями. Государственно-властные полномочия выражаются в компетенции государственных  органов и практически реализуются  в принимаемых ими властно-управленческих решениях. Они закрепляются в издаваемых государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных правовых актах, а также находят свое отражение в конкретных действиях и предпринимаемых мерах. Во исполнение принятых решений государственные органы осуществляют наблюдение за неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, обеспечивают защиту этих требований от нарушений путем применения разнообразных мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях и государственного принуждения. Они совершают многие другие действия, имеющие юридическое значение, например, выдают документы, удостоверяют юридические факты, регистрируют общественные объединения, лицензируют виды деятельности и т.д.

Для реализации государственных функций  государственные органы наделяются государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего  характера. Их деятельность облекается в правовые формы, а принимаемые  ими акты имеют иерархию по юридической  силе и значению. Они осуществляют правотворческую, правоприменительную  и правоохранительную деятельность, в процессе которой опираются  на интеллектуальную, организационную, материальную и принудительную силу государства. Каждый из них представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата. Вместе с тем государственные органы образуют в своей совокупности определенную систему, которая основывается на конституционно закрепленных принципах. [6]

Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью России (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 3). Граждане России, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей. Под системой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных органов государственной власти. При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Однако органы местного самоуправления обладают властными полномочиями. Но они не носят государственного характера и, в отличие от государственно-властных полномочий, не осуществляются от имени Российской Федерации.

В Российской Федерации единство системы  государственных органов обеспечивается наряду с разграничением предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  федерации. Оно проявляется также  и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся  в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Существующая между органами государственной  власти тесная организационно-правовая взаимосвязь характеризуется тем, что одни органы избираются, назначаются  или формируются другими органами, одни из них руководят другими, одни подотчетны и ответственны, подконтрольны  и подчинены другим.

К ведению Российской Федерации  п. “г” ст. 71 Конституции РФ относит  “установление системы федеральных  органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации  и деятельности; формирование федеральных  органов государственной власти”. По сути в данной статье речь идет о системе федеральных органов, относящихся ко всем названным ветвям государственной власти в их единстве и взаимодействии. Конституция России (ч. 1 ст. 11) прямо называет федеральные органы, которые входят в эту единую систему. Согласно указанной норме государственную власть на федеральном уровне осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации. Статья 71 (п. “г”) Конституции РФ исходит из внутреннего органического единства системы федеральных органов государственной власти, закрепленного положением ч. 1 ст. 3, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Те же положения нашли свое отражение в ч. 3 ст. 5, провозглашающей единство системы государственной власти в качестве одной из основ государственного устройства Российской Федерации. Особенности же правового регулирования организации и деятельности федеральных органов, относящихся к той или иной ветви государственной власти, закрепляются другими положениями Конституции РФ (гл. 4 “Президент Российской Федерации”, гл. 5 “Федеральное Собрание”, гл. 6 “Правительство Российской Федерации”, гл. 7 “Судебная власть”) и конкретизируются в ряде федеральных конституционных законов. [10]

Таким образом, под системой федеральных  органов законодательной, исполнительной и судебной власти, установление которой  отнесено к ведению Российской Федерации (п. “г” ст. 71), следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов  различных ветвей государственной  власти, которое, исходя из разграничения  полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему  взаимных сдержек и противовесов. В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеративная природа современной России.

Особенность системы государственных  органов России заключается в  том, что отдельные ее составные  части (совокупность органов) сами образуют системы органов, являясь тем  самым подсистемами единой системы. Однако элементы (объекты) этой системы  неоднородны: Федеральное Собрание является, условно говоря, конечным объектом, не образующим своей собственной  системы и структурно состоящим  из двух элементов - палат; Правительство  России как совокупный орган исполнительной власти образует систему федеральных органов исполнительной власти; федеральные суды имеют свою систему - Конституционный Суд как конечный субъект этой системы и две подсистемы: систему федеральных судов общей юрисдикции с подсистемами общих и военных судов (могут создаваться и иные специализированные суды), замыкающуюся на Верховном Суде РФ, и систему федеральных арбитражных судов с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Система органов государственной  власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов, как гласит ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, создается ими  самостоятельно в соответствии с  основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Систему органов местного управления составляют государственные органы, организованные по территориальному или  функционально-отраслевому принципам, осуществляющие управленческую деятельность посредством структурных подразделений  в административных границах конкретной территории. К ним относятся территориальные органы юстиции, внутренних дел, финансовые, сельского хозяйства, архитектуры и строительства, по управлению государственным имуществом, по промышленности, торговле, земельным ресурсам и землеустройству, транспорту и связи, образованию, здравоохранению, культуре и др. Также сюда можно отнести налоговую инспекцию, военные комиссариаты, управления статистики, миграционную службу, управления безопасности, чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, санитарно-эпидемиологического надзора, гидрометиослужбы и т.п. [10]

Компетенция государственных органов  определяется прежде всего уровнем той деятельности, для которой они создаются. Административно-территориальное устройство, географические и климатические условия, исторически сложившиеся традиции и национальные особенности жителей также оказывают влияние на распределение управленческих функций между государственными органами. Орган управления может быть как самостоятельным юридическим лицом, так и подчиненным структурным подразделением вышестоящего органа власти.

Все государственные органы имеют  общий правовой режим деятельности, формируемый Конституцией РФ и соответствующими ей федеральным законодательством  и законодательством субъектов  федерации. Конституционно-правовой статус органов российского государства  определяется Конституцией и законами Российской Федерации, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями  Правительства РФ и органов власти субъектов РФ, а также положениями  об органах и другими нормативными правовыми актами. Следует отметить, что понятие “законодательство  об организации государственной  власти” не тождественно понятию  “законодательство об органах государственной  власти”. Первое из них шире, поскольку  статутные законы и иные законодательные  акты всегда дополняются законами, регулирующими деятельность этих органов  и их взаимодействие в конкретных ситуациях. Например, федеральный конституционный  закон о чрезвычайном положении  не является законом об органах государственной  власти, однако в нем содержатся существенные нормы, раскрывающие полномочия органов государственной власти в условиях чрезвычайного положения, что имеет важнейшее отношение к организации государственной власти.

Информация о работе Система государственных органов РФ