Система государственных органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
дать понятие государственных органов Российской Федерации;
исследовать принципы организации и деятельности государственной власти в Российской Федерации;
описать виды государственных органов;
обозначить место прокуратуры в системе государственных органов.

Файлы: 1 файл

курсовая к.п. 1.docx

— 66.09 Кб (Скачать файл)

     Вторая стадия законодательного процесса – предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Госдумой, направляется в соответствующий комитет палат, в комиссии, депутатские объединения, Президенту, В Совет Федерации, в Правительство, а также в Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

     Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Госдуме, которое может осуществляться в трех чтениях.

     Четвертая стадия – принятие закона. Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.

     Пятая стадия – рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации.

   Особая стадия законодательного процесса – преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением верхней палатой принятых законов последней. Для этого может быть образована согласительная комиссия.

     Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст.107) Президент РФ, которому направляется федеральный закон,  в течение 14 дней подписывает его и обнародует. [5]

 

3.3. Органы исполнительной власти.

Согласно Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно возглавляет  единую систему исполнительной власти в нашем государстве. 
 
      Положение Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации». [12] 
 
      Как высший исполнительный орган государственной власти РФ Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ. Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. [4] 
 
      Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. 
 
      Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, которая рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. 
 
      Назначенный Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Председатель Правительства РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. 
 
      Правительство Российской Федерации: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента РФ. 
 
      Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство РФ слагает свои полномочия. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Глава государства сам может принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. 
 
      Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. 
 
      Правительство Российской Федерации руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные органы исполнительной власти РФ: [16] 
 
     1) Федеральные министерства – федеральные органы исполнительной власти, проводящие государственную политику и осуществляющие управление в установленной сфере деятельности, а также координирующие в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти (Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство культуры РФ, Министерство обороны РФ, Министерство образования РФ и др.) [17]; 
 
     2) Государственные комитеты РФ (Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту, Государственный комитет РФ по рыболовству, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, Государственный комитет РФ по статистике, Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и др.); 
 
     3) Федеральные комиссии России (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная энергетическая комиссия РФ). 
 
      Государственный комитет РФ, федеральная комиссия России – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности [17]; 
 
     4) Федеральные службы (Государственная федеральная служба Российской Федерации, Служба внешней разведки РФ, Федеральная архивная служба России, Федеральная служба геодезии и картографии России, Федеральная служба земельного кадастра России, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба безопасности РФ и др.); 
 
     5) Российские агентства (Российское авиационно-космическое агентство, Российское агентство по боеприпасам, Российское агентство по обычным вооружениям, Российское агентство по системам управления, Российское агентство по судостроению и др.); 
 
     6) Федеральные надзоры России (Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности). 
 
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения[17]; 
 
     7)Иные федеральные органы исполнительной власти (Главное управление специальных программ Президента РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ, Государственный комитет по оборонному заказу при Министерстве обороны РФ и др.). 

3.4. Органы судебной власти.

Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» [15] правосудие в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. «Выступая как полноценный носитель судебной власти, используя присущий только ему способ разрешения конфликта интересов – правосудие, суд выступает регулятором отношений субъектов общества, обеспечивая соответствие этих отношений норме права»[8].  
 
      Суд представляет собой государственный орган, на который возложено выполнение соответствующих функций судебной власти. Как орган государственной власти, суд образуется в установленном государством порядке, наделяется определенной компетенцией и государственно-властными полномочиями, необходимыми материальными и организационными средствами, имеет свою структуру. Кадровый состав суда составляют люди, состоящие на государственной службе, осуществляющие полномочия судебной власти на профессиональной основе. 
 
      Таким образом, судебную власть возможно определить как «самостоятельную ветвь государственной власти, которая на профессиональной основе осуществляется специально создаваемыми органами государства – судами – путем рассмотрения по особым процедурным правилам конституционных, гражданских, арбитражных, уголовных дел и дел об административных правонарушениях (отправление правосудия) с вынесением именем государства общеобязательного решения, исполнение которого обеспечивается силой государственного принуждения». [3] 
 
      Судебная система РФ охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды. 
 
      Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции Российской Федерации, и дает ее толкование. Конституционный Суд РФ действует на основе Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. [13] 
 
      Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. 
 
      Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. 
 
      Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. 
 
      Судьями могут быть граждане России, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Судьи несменяемы. Полномочия судьи на основе федерального закона могут быть прекращены или приостановлены. Судьи неприкосновенны, судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. 
 
      Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом. 
 
      Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. 
 
      Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. [8]

4. Прокуратура РФ в системе  органов государственной власти  РФ.

Развитие правового демократического российского государства в современных  условиях невозможно без укрепления режима законности, установления диктатуры  закона. Государственная власть обязана  признавать, соблюдать и охранять законные интересы, права и свободы  граждан, обеспечивать целостность  правового пространства, защищать его  от различных сепаратистских посягательств, ведущих к разрушению единства России и создающих угрозу ее суверенитету.

 
    Признание за Конституцией высшей юридической силы и ее прямое действие на всей территории страны гарантирует общность правового пространства РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. В свою очередь органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны точно соблюдать Конституцию и исполнять требования законов. В России традиционно функция надзора за исполнением законов была возложена на прокуратуру.

 
   В соответствии со ст. 10 Конституции  государственная власть осуществляется  на основании разделения ее  на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.

 
      Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой — не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам. 
     Во-вторых, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как:

 
        1) она не входит в структуру Правительства РФ;

 
    2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности;

 
     3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.

 
   В-третьих, прокуратура не  принадлежит и к системе органов  законодательной власти, так как  в соответствии с положениями  Конституции она не наделена  законотворческими функциями и  не подотчетна ни Государственной  Думе РФ, ни Совету Федерации  РФ.

 
   В-четвертых, прокуратура не  может быть включена и в  систему Администрации Президента  РФ. Хотя существуют и другие  мнения. Так, некоторые ученые  полагают, что в соответствии  с Конституцией Президенту РФ  отведена роль арбитра, обеспечивающего  необходимое единство государственной  власти в условиях ее разделения  на законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов от имени Российской Федерации, т.е. от имени Президента РФ, реализуя на правовой основе полномочия главы государства. Прокуратура призвана быть орудием президентской власти для поддержания правопорядка в обществе. С одной стороны, с подобными утверждениями можно и согласиться. Согласно Конституции Президент РФ осуществляет подбор кандидатуры на должность Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации РФ представление о назначении его на должность и отстранении от должности. Президент РФ вправе временно отстранить Генерального прокурора РФ от исполнения обязанностей.

 
    С другой стороны, утверждение о том, что прокуратура относится к системе президентской власти, вызывает определенные возражения.

 
   Во-первых, если рассматривать  правовое положение Президента  РФ как главы государства в  целом, то можно прийти к  выводу, что любой государственный  орган (а не только прокуратура)  служит механизмом реализации  президентских полномочий, так как  и суд, и иные правоохранительные  органы, и законодательные органы  подотчетны Администрации Президента  РФ.

 
     Во-вторых, несмотря на то что кандидатуру Генерального прокурора РФ предлагает Президент РФ, по Конституции назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ относится к ведению Совета Федерации РФ. [7]

 
   

 

 

 

 

 

Заключение

В курсовой работе были изложены основные принципы построения системы государства, трех ветвей её власти, функции и задачи основных органов власти. Дана общая структура органов государственной власти, ее признаки, виды и классификация. Изложены принципы организации и деятельности государственной власти.

В работе мною также обозначено место прокуратуры РФ в системе органов государственной власти. По этому поводу можно сделать следующий вывод: прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти. Деятельность органов прокуратуры — это самостоятельное направление реализации государством своих функций по обеспечению единства правового пространства России, соблюдению режима законности всеми субъектами права, а также охране прав, свобод и законных интересов как отдельной личности, так и общества в целом. В полной мере реализовать свои полномочия и достигнуть поставленной цели органы прокуратуры могут, только будучи структурой, организация и деятельность которой не зависят ни от органов государственной власти, ни от различных общественных объединений и политических партий.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2007 – 410 с.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации, изд. «Норма», М., 2007.
  3. Безлепкин Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России. М., «Юристъ», 2011.С.41.
  4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное Право России. Учебник, 4 издание. – М.: Проспект, 2010.
  5. Кутафин О.Е. Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов. Том 1., 2008
  6. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 2010.
  7. Поляков М.П., Федулов А.Ф. Прокурорский надзор: Конспект лекций.
  8. Радченко В. И. Краткий комментарий к ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». М., 2009. С.3.

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2003.
  2. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании статей 71 (пункт “г”), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации от 27 января 1999 г. - Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №6. Ст. 866.
  3. Собрание Законодательства Российской Федерации NN 21, 47 за 1995г, N 16 за 1996г., NN 1, 20, 22, 38, 51 за 1997г.
  4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст.5712. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 1. Ст. 1.
  5. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Изменения и дополнения внесены Федеральными конституционными законами от 8 февраля 2001 г. (СЗ РФ. 2001. № 7) и от 15 декабря 2001 г. (СЗ РФ. 2001. № 51).
  6. Российская юридическая энциклопедия, 2010.
  7. Российская газета, 2008, 6 января.
  8. Указ Президента от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 20 сентября, 1 декабря 2000 г., 16 октября, 1 ноября 2001 г., 29 апреля 2002 г., 11 марта, 16 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 2000. № 21. Ст. 2168.
  9. Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1176 «О системе органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст.4081.

 


Информация о работе Система государственных органов РФ