Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:19, реферат
Можно считать общепризнанным, что сложившаяся система права играют важную роль стабилизирующего фактора в формировании и развитии общественных отношений и процесса регулирования, в обеспечении правомерной деятельности граждан, организаций и самого государства. Достижение такой стабилизации государственная власть с древних времен видела в установлении единого порядка, в обеспечении строгого соблюдения установленного порядка. Во всемирной истории по-разному складывались у тех или иных народов сами законы, обычаи, судебная и административная практика. Но ни одно государство не обходилось без этих важнейших средств обеспечения порядка и стабильности.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
Глава 1. Структура права
1.1Понятие системы права
1.2Нормы права, их элементы и классификации
1.3Институт права и его характеристика
1.4Отрасль права: понятие и классификации
Глава 2. Основания построения системы права ………………………………
Глава 3. Общая характеристика основных отраслей права…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
Все юридические нормы специализированы, т.е. выполняют какую-то одну «свою» строго заданную юридическую операцию:
Одни нормы закрепляют общие положения (нормы-принципы);
Другие вводят запреты (запрещающие нормы);
Третьи устанавливают порядок поведения тех или иных процедур (процессуальные нормы)
Существует много различных классификаций юридических норм в зависимости от оснований, от целевой направленности, от характера имеющихся в них предписаний.
По функциям нормы делятся на отправные и нормы правил поведения.
Отравные (исходные, учредительные)
нормы имеют наиболее общий характер.
Они определяют начальные основы
правового регулирования
Различают несколько видов отправных норм:
Нормы начала - это положения, которые содержатся в актах конституционного характера и закрепляют основы конституционного строя.
Нормы принципы – это нормы права, в которых выражаются и закрепляются правовые принципы, определяющие основания реализации правовых институтов, а также основы деятельности государственных органов. Есть общеправовые принципы, есть принципы для определенных отраслей и правовых институтов. Например, «обвиняемый не должен доказывать свою невинность»
Нормы-дефиниции также регулируют напрямую общественные отношения, но содержат указание на сущность и содержание наиболее ключевых правовых категорий и явлений. Нормы дефиниции служат для правильного единообразного истолкования права, например для определения преступления, в уголовном праве, проступка в административном и др. [1] 132-134
1.3 Институт права - это совокупность юридических норм входящих в соответствующую отрасль права и регулирующих определенный вид общественных отношений.
Институт права - гораздо меньшая по сравнению с отраслью совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль уголовно-процессуального права включается институты возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, применения мер пресечения и т.д. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт - лишь вид
Институты права можно классифицировать по следующим основаниям:
1)По характеру предписаний институты подразделяются на материальные (институт найма) и процессуальные (искового производства).
2)По функциональной роли - на регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к административной ответственности).
3)В зависимости от сферы распространения – отраслевые и межотраслевые. [4] 111-112
Субинститут права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права. Субинститут права- это составная часть института права. [6] 79
Между тем важно помнить, что далеко е каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Субинститут-это проблема деления институтов права.
Вместе с тем сами институты могут «складываться» в такие более крупные подразделения системы права, как подотрасли.
Система однородных институтов определённой отрасли права образут подотрасль права. Подотрасль права- это уже не институт, но еще не отрасль права. [3] 254
1.4 Отрасль права –
это совокупность юридических
норм, регулирующих относительно
самостоятельную сферу сходных
по характеру общественных
Отрасль права - это главное подразделение
системы права, отличающееся специфическим
режимом юридического регулирования
и охватывающее целые участки, комплексы
однородных общественных отношений. Отрасль
права не представляет собой механическое
объединение норм из нескольких институтов.
Это целостное образование, характеризующееся
рядом свойств, признаков, не присущих
правовым институтам. В частности, отрасль
права регулирует общественные отношения,
связанные с осуществлением какой-либо
широкой сферы предметной деятельности
общества, государства, граждан и
иных субъектов права. Например, гражданское
право регулирует все имущественные
и связанные с ними личные неимущественные
отношения, семейное право — отношения,
связанные с браком и принадлежностью
человека к семье. Трудовое право
регулирует отношения, в которые
вступают рабочие и служащие в
процессе осуществления трудовой деятельности
в сфере производства. Способность
осуществлять правовое регулирование
обширной сферы общественных отношений
отличает отрасль права от любого
правового института, регулятивные
функции которого ограничиваются какой-либо
сравнительно узкой совокупностью
отношений. Кроме того, в отличие
от института отрасль права
Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный характерно и отличать одну отрасль права от другой. В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент — под отрасль права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового института под отрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. [8] 72
Все отрасли права, прежде всего, делятся на материальные и процессуальные. Материальные регулируют права и обязанности субъектов. Процессуальные - порядок производства по уголовным и гражданским делам. Материальные и процессуальные отрасли права находятся в двухсторонней и взаимной связи; первые, определяя правовой статус объектов, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений, вторые- закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации материальных отраслей права. В форме уголовного процесса реализуются только нормы уголовного права, а в форме гражданского, но и семейного, трудового, земельного права. [4] 110-111
2. Основания деления системы права на отрасли — используемые юридической науки критерии структуризации права на относительно автономные образования. Признание права системным образованием предполагает обоснование принципов (критериев) построения этой системы, равно как и критериев подразделения системы на составляющие ее подотрасли. Решению этой проблемы был посвящен ряд дискуссий. В ходе первой такой дискуссии (1938 — 1940 гг.) был сделан вывод о том, что основанием деления права на отрасли является материальный критерий — особенности регулируемых правом отношений или предмет правового регулирования. На этом основании действующая система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное и судебное. Несколько позднее все эти отрасли были структурированы по выполняемым функциям. В системе права обособлялись:
1) государственное право как основное звено системы,
2) материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.)
3) процессуальные отрасли
(ранее объединенные в одну
отрасль — судебное право). Последующее
обсуждение данной проблемы (1958—1959
гг.) подтвердило обоснованность
материального основания
Предмет и метод правового регулирования – это основания деления системы права.
Предмет правового регулирования
представляет собой определенную совокупность
качественно однородных общественных
отношений, урегулированных правом
(правоотношений). Наличие многообразных
правовых отношений обусловлено
разнообразием правовых норм, дающим
основание для возможности
Метод правового регулирования общественных отношений – это средства, способы и приемы воздействия права. Назначение метода правового регулирования состоит в том, чтобы определить, каким способом и с помощью каких средств регулируется определенная группа общественных отношений.
Предмет правового регулирования
выступает основным критерием разграничения
правовых норм по отраслям в связи
с тем, что имеет собственное
содержание, определяется самим характером
общественных отношений и находится
вне зависимости от воли законодателя.
Метод правового регулирования
является дополнительным средством
разграничения, так как производен
от предмета и не имеет самостоятельного
значения. Сочетание предмета и метода
правового регулирования
Современная юридическая теория в вопросе об основаниях построения системы права осталась на прежних позициях. Действующая система права с учетом предмета и метода правового регулирования подразделяется на основные отрасли, внутри них — на профилирующие. Всевозрастающий массив законодательства испытывает острую нужду в некоем объединяющем его начале. Традиционный подход к построению системы права, ее структурирование на отрасли этому требованию не отвечает. Укрупненному взгляду на проблему структурирования системы права, который изначально ориентировал бы не на дробление (партикуляризацию), а на «собирание», интеграцию составляющих систему права юридических элементов отвечает принцип (идея) деления права на частное и публичное. [9] 327-328
В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
а) субъекты правовых отношений.
Субъекты в свою очередь могут
быть индивидуальными и
б) поведение указанных субъектов, их поступки, действия;
в) объекты (предметы, явления) окружающего мира;
г) социальные факты (события, обстоятельства).
Иными словами, предмет правового регулирования — это та сфера общественной жизни, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки называют правовым (юридическим) полем.
В структуру метода любой конкретной отрасли права входят следующие элементы:
а) установление границ регулируемых общественных отношений;
б) издание нормативных
актов, которые устанавливают права
и обязанности субъектов
в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правосубъектностью: право- и дееспособностью;
г) определение мер
В рамках теории государства и права существует множество различных методов правового регулирования, а также их сочетание. Однако целесообразно выделить следующие девять основных методов правового регулирования:
1. Императивный метод
— это властное предписание,
веление государства. Данный
2. Диспозитивный метод
— это известная альтернатива,
возможность выбора вариантов
поведения в рамках закона. Данный
метод характеризует
3. Метод дозволений, обязываний и запретов — это строгая направленность поведения субъектов правовых отношений, которая определяется законом. Данный метод является комплексным и сочетает в себе несколько средств и приемов правового регулирования, он характерен практически для всех отраслей права.
4. Субординация и властный
приказ — это метод, который
подразумевает под собой
5. Метод поощрений —
это совокупность правовых
6. Метод автономии и
равенства сторон —