Система избирательных комиссий при проведении федеральных выборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:29, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение работы избирательных комиссий на федеральных выборах.







Введение.
Важнейшей гарантией обеспечения демократического развития избирательного процесса и реализации конституционных избирательных прав и свобод граждан, участников выборов выступает система избирательных комиссий, сформированных на принципиально новых началах, неведомых электоральной практике прошлых лет.
Политический институт выборов в широком смысле представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов.
Избирательная система – один из основных, но далеко не единственный элемент института выборов. Она выступает главным образом как конституционная, юридическая основа политического института выборов. Это важно отметить в связи с тем, что зачастую понятие «избирательная система» употребляется как синоним понятия «институт выборов».
В настоящее время в России понятие «избирательная система» используется в широком смысле, обозначая совокупность общественных отношений или норм, которые составляют порядок выборов представительных органов власти, и в узком, когда под ней понимается порядок определения результатов выборов.
После принятия в 1993 году Основного Закона страны в России создана система избирательных комиссий, выполняющая исключительную роль в обеспечении основополагающих конституционных прав граждан Российской Федерации – права избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Избирательные комиссии - независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
Избирательные комиссии в РФ обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии.
Таким образом, целью работы является рассмотрение работы избирательных комиссий на федеральных выборах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
1. Понятие и система избирательных комиссий на федеральных выборах…...5
2. Законодательство, практика и проблемы …….……………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

система избирательных комиссий при проведении федеральных выборов зак-во практика проблемы.docx

— 46.17 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………...………3

1. Понятие и система избирательных комиссий на федеральных выборах…...5

2. Законодательство, практика и проблемы …….……………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной литературы…………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Важнейшей гарантией обеспечения демократического развития избирательного процесса и  реализации конституционных избирательных  прав и свобод граждан, участников выборов  выступает система избирательных  комиссий, сформированных на принципиально  новых началах, неведомых электоральной  практике прошлых лет.

Политический  институт выборов в широком смысле представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих  в процессе и в связи с формированием  органов государственной власти и местного самоуправления путем  выборов.

Избирательная система – один из основных, но далеко не единственный элемент института  выборов. Она выступает главным  образом как конституционная, юридическая  основа политического института  выборов. Это важно отметить в  связи с тем, что зачастую понятие  «избирательная система» употребляется  как синоним понятия «институт  выборов».

В настоящее  время в России понятие «избирательная система» используется в широком  смысле, обозначая совокупность общественных отношений или норм, которые составляют порядок выборов представительных органов власти, и в узком, когда  под ней понимается порядок определения  результатов выборов.

После принятия в 1993 году Основного Закона страны в  России создана система избирательных  комиссий, выполняющая исключительную роль в обеспечении основополагающих конституционных прав граждан Российской Федерации – права избирать и  быть избранными в федеральные и  региональные органы государственной  власти, органы местного самоуправления.

Избирательные комиссии - независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.

Избирательные комиссии в РФ обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Подготовку и проведение выборов  в Российской Федерации осуществляют Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов  РФ, окружные, территориальные и  участковые избирательные комиссии.

Таким образом, целью работы является рассмотрение работы избирательных комиссий на федеральных выборах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и система избирательных комиссий на федеральных выборах.

 

Понятие избирательной системы в юридической  науке является достаточно дискуссионным. Так одни под избирательной системой в Российской Федерации понимают порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в органы государственной власти субъектов РФ, а также в органы местного самоуправления.

Вторые полагают, что избирательная система может применяться как в узком, так и в широком смысле. В первом смысле, по мнению авторов, это понятие означает способ выдвижения кандидатов, голосования за них и определения результатов выборов. В узком смысле об избирательной системе говорят, когда выделяются мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы1.

Более подробное определение дает А.В. Зиновьев, но, по сути, все элементы этого определения в той или иной мере относятся к избирательному праву. Автор говорит о том, что избирательная система представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы, права граждан избирать и быть избранными, устанавливающих ответственность депутатов и других выбранных лиц за свою деятельность перед избирателями, определяющих порядок организации и проведения выборов и регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти, осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами и иными избираемыми ими лицами2.

Однако  обобщив наиболее распространённые точки зрения, можно указать, что  понятие избирательная система  трактуется в двух смыслах – широком  и узком.

В широком  смысле избирательная система –  это совокупность общественных отношений  по организации и проведению выборов  в конкретном государстве.

В этом смысле избирательная система представляет собой объект регулирования избирательного права.

В узком  смысле избирательная система –  это способ определения результатов  выборов и избранных кандидатов. С точки зрения «узкого» смысла понятия  «избирательная система» можно выделить два основных вида избирательных  систем - мажоритарную и пропорциональную. Также часто говорится о смешанном характере избирательной системы, при котором в рамках одной страны или проведении выборов в один и тот же орган публичной власти применяются обе основные избирательные системы3.

Система избирательных комиссий.Избирательные комиссии, обеспечивающие периодическое проведение избирательных кампаний, представляют собой гибкую систему, адаптированную к выборам органов федерального, регионального и местного уровней и способную функционировать в автономном режиме. Как всякая сложная социальная система, она является слаженным, живым организмом, части которого взаимодействуют друг с другом строго по правилам, установленным в соответствующих законах о выборах.

Следует отметить, что взаимоотношения избирательных комиссий внутри самой системы строятся с учетом федеративного устройства Российской Федерации. Об этом говорит тот факт, что два высших уровня избирательных комиссий, ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, формируются соответственно федеральными или региональными законодательными и исполнительными органами государственной власти на основе принципа разделения властей, закрепленного в Конституции Российской Федерации (ст. 10), а реализуют они свои полномочия, исходя из другого конституционного принципа -разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 5).

Не входя  ни в одну из трех ветвей государственной  власти, система избирательных комиссий в целом действует как государственно-общественная структура, высшие уровни которой являются государственными органами, а остальные представляют собой общественные образования, решения которых по вопросам, связанным с проведением выборов, также обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц4.

В п. 1 ст. 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представлены все виды избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации. Это - ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии по выборам в органы законодательной власти и представительные органы местного самоуправления, территориальные (районные, городские и другие) избирательные и участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии не образуют централизованную систему. Федеральные законы о выборах  устанавливают соподчиненность  и распределение полномочий между  комиссиями только применительно к  проведению выборов в федеральные  органы государственной власти. Так, ЦИК России является вышестоящей  избирательной комиссией для  всех других комиссий только при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации. Взаимосвязи и полномочия избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом нормы как федеральных, так и региональных законов о выборах не должны противоречить требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В случае, если они противоречат указанному Федеральному закону, то применяются нормы этого Закона.

Таким образом, при проведении конкретных выборов  действует строго определенная система  избирательных комиссий, структура  которой определяется уровнем и  видом выборов. Различают три  уровня выборов – федеральные, региональные и муниципальные (местные). По видам  выборы подразделяются на выборы в  законодательные (представительные) органы государственной власти (федеральные  и региональные), представительные органы местного самоуправления, а  также выборы высших должностных  лиц регионов и глав муниципальных  образований, иных должностных лиц  местного самоуправления5.

Особое  место в системе избирательных  комиссий занимает Центральная избирательная  комиссия РФ. Она является комиссией, организующей выборы в федеральные  органы государственной власти, т.е. комиссией, на которую федеральным  законом возложено руководство  деятельностью всех комиссий по подготовке и проведению федеральных выборов. Реализуя положения федерального законодательства о выборах, ЦИК России осуществляет правоприменительную и нормотворческую  деятельность. Федеральное избирательное  законодательство наделяет ЦИК России широкими полномочиями по контролю за соблюдением законодательства при подготовке и проведении федеральных выборов, обеспечению единообразного применения федеральных законов всеми участниками избирательного процесса. В соответствии с предписаниями федеральных законов о выборах ЦИК России6:

  1. осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
  2. организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;
  3. обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
  4. осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет";
  5. осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
  6. оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;
  7. осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;
  8. заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;
  9. устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
  10. рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
  11. осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях и иными федеральными законами.

Федеральные законы о выборах также предписывают ЦИК России принимать ряд инструктивных  документов в рамках взаимодействия с иными государственными органами. К ним относятся, в частности: инструкция о порядке использования  технических средств подсчета голосов; нормативные акты, регулирующие порядок  финансирования мероприятий, связанных  с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти; порядок передачи документов в архив. Нормативные и иные акты ЦИК России обязательны для соответствующих участников избирательного процесса. К решениям ненормативного характера относятся акты, связанные с выполнением предписаний федерального избирательного законодательства о совершении тех или иных избирательных процедур и избирательных действий7.

ЦИК России наделена полномочиями, позволяющими ей активно участвовать в решении  вопросов, связанных не только с  проведением выборов, но и с дальнейшим совершенствованием избирательной  системы. Наиболее важное из них - контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ. Эти контрольные функции  Комиссия осуществляет по нескольким направлениям. Прежде всего она постоянно  отслеживает состояние законодательства субъектов РФ о выборах, при этом, используя свои полномочия, в соответствии с которыми она вправе давать заключения о соответствии законов субъектов  РФ федеральному закону. Контрольную  деятельность по соблюдению конституционных  прав граждан ЦИК России осуществляет в соответствии с положениями  своего Регламента, обеспечивая единообразное  применение федерального законодательства о выборах, осуществляет контрольные  проверки деятельности избирательных  комиссий, заслушивает сообщения  органов исполнительной власти и  органов местного самоуправления, связанные  с оказанием комиссиям содействия в реализации их полномочий. При  этом по решению Комиссии к изучению данных вопросов могут привлекаться помимо членов ЦИК России, работников ее аппарата представители избирательных  комиссий субъектов РФ, ученые и  специалисты в области избирательного права. В целях контроля за соблюдением  избирательных прав граждан, а также  для обобщения практики проведения региональных выборов ЦИК России может запрашивать от избирательных комиссий субъектов РФ необходимую информацию о ходе выборов в них.

Меры  по организации финансирования подготовки и проведения выборов, распределение  средств, выделенных ЦИК России из федерального бюджета на финансовое обеспечение  подготовки и проведения выборов, деятельности избирательных комиссий и осуществления  их полномочий, контроль за целевым  использованием указанных средств, а также соблюдением требований федерального законодательства при  финансировании избирательных кампаний кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных  блоков также осуществляются ЦИК  России в соответствии с положениями, установленными в федеральном законе.

Информация о работе Система избирательных комиссий при проведении федеральных выборов