Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:29, реферат
Целью работы является рассмотрение работы избирательных комиссий на федеральных выборах.
Введение.
Важнейшей гарантией обеспечения демократического развития избирательного процесса и реализации конституционных избирательных прав и свобод граждан, участников выборов выступает система избирательных комиссий, сформированных на принципиально новых началах, неведомых электоральной практике прошлых лет.
Политический институт выборов в широком смысле представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов.
Избирательная система – один из основных, но далеко не единственный элемент института выборов. Она выступает главным образом как конституционная, юридическая основа политического института выборов. Это важно отметить в связи с тем, что зачастую понятие «избирательная система» употребляется как синоним понятия «институт выборов».
В настоящее время в России понятие «избирательная система» используется в широком смысле, обозначая совокупность общественных отношений или норм, которые составляют порядок выборов представительных органов власти, и в узком, когда под ней понимается порядок определения результатов выборов.
После принятия в 1993 году Основного Закона страны в России создана система избирательных комиссий, выполняющая исключительную роль в обеспечении основополагающих конституционных прав граждан Российской Федерации – права избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Избирательные комиссии - независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
Избирательные комиссии в РФ обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии.
Таким образом, целью работы является рассмотрение работы избирательных комиссий на федеральных выборах.
Введение…………………………………………………………………...………3
1. Понятие и система избирательных комиссий на федеральных выборах…...5
2. Законодательство, практика и проблемы …….……………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и система избирательных комиссий на федеральных выборах…...5
2. Законодательство, практика и проблемы …….……………………………..13
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение.
Важнейшей
гарантией обеспечения
Политический институт выборов в широком смысле представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов.
Избирательная система – один из основных, но далеко не единственный элемент института выборов. Она выступает главным образом как конституционная, юридическая основа политического института выборов. Это важно отметить в связи с тем, что зачастую понятие «избирательная система» употребляется как синоним понятия «институт выборов».
В настоящее
время в России понятие «избирательная
система» используется в широком
смысле, обозначая совокупность общественных
отношений или норм, которые составляют
порядок выборов
После принятия в 1993 году Основного Закона страны в России создана система избирательных комиссий, выполняющая исключительную роль в обеспечении основополагающих конституционных прав граждан Российской Федерации – права избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Избирательные комиссии - независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
Избирательные
комиссии в РФ обеспечивают реализацию
и защиту избирательных прав граждан.
Подготовку и проведение выборов
в Российской Федерации осуществляют
Центральная избирательная
Таким образом, целью работы является рассмотрение работы избирательных комиссий на федеральных выборах.
1. Понятие и система избирательных комиссий на федеральных выборах.
Понятие
избирательной системы в
Вторые полагают, что избирательная система может применяться как в узком, так и в широком смысле. В первом смысле, по мнению авторов, это понятие означает способ выдвижения кандидатов, голосования за них и определения результатов выборов. В узком смысле об избирательной системе говорят, когда выделяются мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы1.
Более подробное определение дает А.В. Зиновьев, но, по сути, все элементы этого определения в той или иной мере относятся к избирательному праву. Автор говорит о том, что избирательная система представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы, права граждан избирать и быть избранными, устанавливающих ответственность депутатов и других выбранных лиц за свою деятельность перед избирателями, определяющих порядок организации и проведения выборов и регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти, осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами и иными избираемыми ими лицами2.
Однако обобщив наиболее распространённые точки зрения, можно указать, что понятие избирательная система трактуется в двух смыслах – широком и узком.
В широком смысле избирательная система – это совокупность общественных отношений по организации и проведению выборов в конкретном государстве.
В этом смысле
избирательная система
В узком
смысле избирательная система –
это способ определения результатов
выборов и избранных
Система
избирательных комиссий.
Следует отметить, что взаимоотношения избирательных комиссий внутри самой системы строятся с учетом федеративного устройства Российской Федерации. Об этом говорит тот факт, что два высших уровня избирательных комиссий, ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, формируются соответственно федеральными или региональными законодательными и исполнительными органами государственной власти на основе принципа разделения властей, закрепленного в Конституции Российской Федерации (ст. 10), а реализуют они свои полномочия, исходя из другого конституционного принципа -разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 5).
Не входя
ни в одну из трех ветвей государственной
власти, система избирательных комиссий
в целом действует как
В п. 1 ст. 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представлены все виды избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации. Это - ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии по выборам в органы законодательной власти и представительные органы местного самоуправления, территориальные (районные, городские и другие) избирательные и участковые избирательные комиссии.
Избирательные комиссии не образуют централизованную систему. Федеральные законы о выборах устанавливают соподчиненность и распределение полномочий между комиссиями только применительно к проведению выборов в федеральные органы государственной власти. Так, ЦИК России является вышестоящей избирательной комиссией для всех других комиссий только при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации. Взаимосвязи и полномочия избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом нормы как федеральных, так и региональных законов о выборах не должны противоречить требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В случае, если они противоречат указанному Федеральному закону, то применяются нормы этого Закона.
Таким образом, при проведении конкретных выборов действует строго определенная система избирательных комиссий, структура которой определяется уровнем и видом выборов. Различают три уровня выборов – федеральные, региональные и муниципальные (местные). По видам выборы подразделяются на выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти (федеральные и региональные), представительные органы местного самоуправления, а также выборы высших должностных лиц регионов и глав муниципальных образований, иных должностных лиц местного самоуправления5.
Особое
место в системе избирательных
комиссий занимает Центральная избирательная
комиссия РФ. Она является комиссией,
организующей выборы в федеральные
органы государственной власти, т.е.
комиссией, на которую федеральным
законом возложено руководство
деятельностью всех комиссий по подготовке
и проведению федеральных выборов.
Реализуя положения федерального законодательства
о выборах, ЦИК России осуществляет
правоприменительную и
Федеральные законы о выборах также предписывают ЦИК России принимать ряд инструктивных документов в рамках взаимодействия с иными государственными органами. К ним относятся, в частности: инструкция о порядке использования технических средств подсчета голосов; нормативные акты, регулирующие порядок финансирования мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти; порядок передачи документов в архив. Нормативные и иные акты ЦИК России обязательны для соответствующих участников избирательного процесса. К решениям ненормативного характера относятся акты, связанные с выполнением предписаний федерального избирательного законодательства о совершении тех или иных избирательных процедур и избирательных действий7.
ЦИК России
наделена полномочиями, позволяющими
ей активно участвовать в решении
вопросов, связанных не только с
проведением выборов, но и с дальнейшим
совершенствованием избирательной
системы. Наиболее важное из них - контроль
за соблюдением избирательных прав
граждан РФ. Эти контрольные функции
Комиссия осуществляет по нескольким
направлениям. Прежде всего она постоянно
отслеживает состояние
Меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, распределение средств, выделенных ЦИК России из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, деятельности избирательных комиссий и осуществления их полномочий, контроль за целевым использованием указанных средств, а также соблюдением требований федерального законодательства при финансировании избирательных кампаний кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков также осуществляются ЦИК России в соответствии с положениями, установленными в федеральном законе.
Информация о работе Система избирательных комиссий при проведении федеральных выборов