Система избирательных комиссий при проведении федеральных выборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:29, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение работы избирательных комиссий на федеральных выборах.







Введение.
Важнейшей гарантией обеспечения демократического развития избирательного процесса и реализации конституционных избирательных прав и свобод граждан, участников выборов выступает система избирательных комиссий, сформированных на принципиально новых началах, неведомых электоральной практике прошлых лет.
Политический институт выборов в широком смысле представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов.
Избирательная система – один из основных, но далеко не единственный элемент института выборов. Она выступает главным образом как конституционная, юридическая основа политического института выборов. Это важно отметить в связи с тем, что зачастую понятие «избирательная система» употребляется как синоним понятия «институт выборов».
В настоящее время в России понятие «избирательная система» используется в широком смысле, обозначая совокупность общественных отношений или норм, которые составляют порядок выборов представительных органов власти, и в узком, когда под ней понимается порядок определения результатов выборов.
После принятия в 1993 году Основного Закона страны в России создана система избирательных комиссий, выполняющая исключительную роль в обеспечении основополагающих конституционных прав граждан Российской Федерации – права избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Избирательные комиссии - независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
Избирательные комиссии в РФ обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии.
Таким образом, целью работы является рассмотрение работы избирательных комиссий на федеральных выборах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
1. Понятие и система избирательных комиссий на федеральных выборах…...5
2. Законодательство, практика и проблемы …….……………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

система избирательных комиссий при проведении федеральных выборов зак-во практика проблемы.docx

— 46.17 Кб (Скачать файл)

Члены ЦИК  России организуют свою работу по конкретным направлениям, определенным Регламентом, несут ответственность за результаты работы по этим направлениям. Следует  подчеркнуть, что федеральный законодатель определил Регламент ЦИК России в качестве нормативного акта, детально регулирующего порядок деятельности Комиссии как коллегиального органа. В соответствии с Регламентом  организацию работы осуществляет Председатель Комиссии, а именно: созывает и ведет  ее заседания, осуществляет общее руководство  деятельностью Аппарата ЦИК, дает поручения  членам Комиссии, представляет ее в  отношениях с государственными органами, должностными лицами, международными организациями, общественными объединениями, является распределителем финансовых средств, обладает рядом других полномочий. 

 

 

 

 

2. Законодательство, практика и проблемы.

 

Избирательное законодательство обширно по своему составу. Его можно различать  как по уровню нормативного регулирования  выборов, так и по уровню органов, выборы в которые регулируются соответствующим  законодательством.

По уровню нормативного регулирования законодательство о выборах подразделяется на федеральное  избирательное законодательство и  законодательство субъектов Российской Федерации.

По уровню органов, порядок формирования которых  регулируется соответствующими правовыми  нормами, следует различать законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти, законодательство о выборах в органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, законодательство о выборах в  органы местного самоуправления8.

Федеральное законодательство о выборах.

К федеральному законодательству о выборах относятся  прежде всего

- Конституция РФ;

- федеральные законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ;

- указы Президента РФ;

- акты Центральной избирательной комиссии.

Конституция РФ. Конституция является Основным законом страны, обладающим высшей юридической силой. Ни один закон  либо другой нормативный акт, кем  бы они не принимались, не могут противоречить  Конституции. Конституция регулирует наиболее важные аспекты жизни общества, но не детально и всесторонне, а как  бы закрепляя основные принципы, политику государства по тем или иным вопросам, а нормы текущего законодательства уже детально регулируют соответствующие  общественные отношения, строго и неукоснительно руководствуясь нормами и принципами Конституции.

Конституция РФ является базовым законом для  развития избирательного законодательства. В Конституции, прежде всего, закрепляется система государственных органов, формируемых на основе выборов (органы государственной власти и органы местного самоуправления), а также  провозглашаются основополагающие принципы, на которых должно базироваться избирательное законодательство; регулируются основные вопросы, связанные с избранием  Президента РФ, Государственной Думы и т.п.

В Конституции  закреплено, что свободные выборы (наряду с референдумом) являются высшим непосредственным выражением власти народа, а соответственно определены избирательные  права российских граждан.

Немаловажным  для развития института избирательного права является и проведенное  в Конституции разграничение  компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации  в сфере избирательного законодательства.

Федеральные законы. К федеральному избирательному законодательству прежде всего следует  отнести Федеральный закон от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации». Данный закон  не только регулирует гарантии избирательных  прав граждан, но и конкретизирует сами эти права. Кроме того, в законе фактически сформулирована четкая и  логически выстроенная схема  избирательного процесса, всех его  стадий, а также система гарантий, обеспечивающих соблюдение на каждой стадии принципов избирательного права и законных прав и интересов граждан9.

К федеральным  избирательным законам следует  также отнести Федеральный закон  от 17 мая 1995 года «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральный  закон от 21 июня 1995 года «О выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которыми регулируется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов: порядок регистрации избирателей; порядок выдвижения кандидатов и  основные требования, предъявляемые  к кандидату и процедуре его  выдвижения; виды избирательных округов  и избирательных комиссий; вид  избирательной системы, по которой  определяется победитель на выборах; и  т.д.

Указы Президента РФ. Характер указов, принимаемых Президентом  по вопросам, входящим в сферу избирательного права, разнообразен. В частности, можно  выделить указы, принимаемые Президентом  в связи с осуществлением им своих  конституционных полномочий. Так, например, в соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент назначает выборы Государственной Думы; реализуя это полномочие, Президент принимает Указ «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» (от 14 июля 1995 г.).

Кроме того, Президент является гарантом прав и  свобод человека и гражданина, в  том числе избирательных прав. Так, в целях обеспечения конституционных  прав и свобод граждан Российской Федерации, повышения правовой культуры избирателей Президент принимает  Указ «О федеральной целевой программе  повышения правовой культуры избирателей  и организаторов выборов в  Российской Федерации».

Акты  Центральной избирательной комиссии. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации своими актами (постановлениями, положениями и  др.) регулирует отдельные вопросы  избирательного процесса. К ним, в  частности, можно отнести: Постановление  «О порядке представления сведений об избирателях, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках»; Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов в депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков по выборам депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации; Положение о порядке избрания Председателя, заместителя Председателя и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; и др.

Законодательство  субъектов Российской Федерации  о выборах.Субъекты Российской Федерации в пределах предоставленных им Конституцией РФ и федеральными законами полномочий сами разрабатывают нормативные акты, регламентирующие порядок выборов президентов республик; губернаторов краев, областей; органов законодательной (представительной) власти и органов местного самоуправления. При принятии законов о выборах региональные законодатели руководствуются соответствующими нормами федерального законодательства, устанавливающего как бы единые общие стандарты, обеспечивающие необходимую степень единообразия правового регулирования выборов на всей территории Российской Федерации. К таким актам федерального законодательства следует, в частности, отнести утвержденные указами Президента РФ от 27 и 29 октября 1993 г. «Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа»; «Основные положения о выборах в органы местного самоуправления»; а также федеральный закон «об общих принципах организации местного самоуправления»10.

В качестве примеров законодательства субъектов  Российской Федерации о выборах  можно привести: Закон Республики Бурятия от 14 марта 1994 г. «О выборах Президента Республики Бурятия»; Закон Республики Башкортостан от 13 октября 1994 г. «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан»; Закон Иркутской области от 18 октября 1995 г. «О выборах депутатов Законодательного собрания Иркутской области»; Законы Иркутской области от 16 ноября 1995 г. «О выборах Губернатора Иркутской области», «О выборах в органы местного самоуправления Иркутской области»; и др11.

Период  предвыборной агитации, без сомнения, представляет собой пик избирательной  кампании. В это время кандидаты  и их сторонники предпринимают наиболее активные усилия для того, чтобы  их политические платформы стали  более узнаваемыми и привлекательными и они в результате получили бы максимальную поддержку у избирателей.

На практике у участников избирательной кампании неизменно возникают стимулы  использовать нетрадиционные, особо  эффективные формы и способы  ведения предвыборной агитации. Современные  избирательные технологии предлагают широкий арсенал таких средств. Многие из них связаны с ведением предвыборной агитации через СМИ. Однако следует иметь в виду, что целый  ряд указанных приемов предвыборной агитации не соответствует требованиям, которые содержатся в законе, вследствие чего их использование может привести к весьма негативным последствиям для  кандидата, включая и прекращение  его участия в избирательной  кампании.

Одновременно  следует подчеркнуть, что важнейшим  принципом проведения демократических  выборов является свобода выбора кандидатом, избирательным объединением или блоком форм и направлений  агитационной деятельности. Эта свобода  может ограничиваться только теми требованиями, которые содержатся в законе. В то же время реальная практика проведения избирательных кампаний значительно более многообразна и сложнее, чем конструкции, закрепленные в законе, что порождает необходимость толкования его положений. В процессе толкования правовых норм под давлением обстоятельств избирательные комиссии могут, так или иначе, создавать для кандидатов, избирательных объединений и блоков весьма узкие рамки ведения избирательной кампании. Этот режим нередко касается деятельности СМИ и журналистов в период избирательной кампании. При этом перед участниками выборов возникает реальная проблема, когда боязнь нарушить мнимые правила проведения избирательной кампании приводит к утрате инициативности в действиях кандидатов, избирательных объединений (блоков) и их сторонников.

Все это  подводит к выводу о том, что кандидаты  должны располагать четкими и  достаточно глубокими представлениями  о юридических рамках предвыборной агитации, знанием того, что реально  дозволено, а что запрещено в  рамках избирательной кампании. Знание практики применения положений закона позволяет в ряде случаев прогнозировать то, как будут, разрешены коллизии, возникающие в ходе выборов12.

Современный этап деятельности по подготовке и  реализации программ и проектов формирования правовой культуры участия в выборах  и референдумах требует создания качественно нового механизма координации  взаимоотношений Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации с  избирательными комиссиями субъектов  Федерации.

Накоплен  богатый опыт реализации разнообразных  учебно-образовательных, информационных и просветительских региональных проектов.

Практике  выявила потребность согласования вопросов совместного финансирования мероприятий.

Актуализировалась проблема комплексного подхода к  вопросам развития избирательной системы  Российской Федерации. Потребность  единой общефедеральной государственной  политики в области организации  и проведения выборов делает необходимым  переход от практики реализации отдельных  специализированных программ к разработке и принятию комплексной программы  развития избирательной системы  Российской Федерации в целом13.

 

 

 

Заключение.

 

Избирательная система должна постоянно и последовательно  совершенствоваться. Самое значительное участие в этом должна принимать  Центральная избирательная комиссия Российской Федерации с учетом ее роли.

На протяжении последних десяти лет политическая жизнь в России не раз показывала, что без эффективной сбалансированной партийной системы институт выборов  не может полностью раскрыть свой потенциал - потенциал демократического развития. На формирование такой развитой партийной системы, на повышение реальной политической конкуренции и были направлены последние законодательные инициативы Президента Российской Федерации. Это прежде всего принятый в новой редакции Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы, предусматривающий переход на пропорциональную систему избрания всех депутатов. Это такие важные изменения, как введение единого дня голосования на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, усиление административной ответственности и т.д.

Оптимизация избирательного процесса невозможна без  использования новейших технологий. На опыте целого ряда стран известно, что неспособность организаторов  выборов оперативно и полно представить  общественности результаты избирательных  кампаний может использоваться в  политической борьбе и привести к  самым разным для государства  результатам: по сути, даже может послужить  одним из источников дестабилизации в стране. Поэтому в числе стратегических задач, стоящих перед организаторами выборов, - развитие и эффективное использование автоматизированной системы.

 

 

Список использованной литературы:

1.

2. Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Информация о работе Система избирательных комиссий при проведении федеральных выборов