Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 17:30, курсовая работа
Государственная власть - живой организм, находящийся в постоянном движении и развитии. Поэтому изучение того, как функционирует государство, его властные органы на современном историческом этапе кажется мне актуальным.
Задачи укрепления Российского государства прямо связаны с действенностью, эффективностью работы системы её органов, преодолении отставания законодательства в сфере реализации актуальных направлений и задач, стоящих перед обществом. Целью данной курсовой работы является изложение основных принципов построения системы государства, функции и задачи основных органов власти.
Введение…………………………………………………………………………….….3
Глава 1. Общие принципы государственного устройства
Российской Федерации…………………………………………………………4-11
Принципы демократии и конституционной законности………………..4
Принцип единства государственной власти………………………………5
Система разделения властей…………………………………………………9
Глава 2. Система органов государственной власти………………….12-47
2.1. Общая характеристика органов государственной власти……..12
2.2. Президент РФ……………………………………………………………..….13
2.3. Законодательная власть в РФ………………………………………..…..16
Структура органов законодательной власти……………………….. ..….16
Совет Федерации………………………………………………………………..19
Государственная Дума………………… ………………………………….…...20
2.4. Исполнительная власть в РФ……………………………………………...22
Система органов федеральных органов исполнительной власти...22
Правительство РФ………………………………………………………………...23
Структура федеральных органов исполнительной власти……..…….24
Территориальные органы федеральных органов исполнительной
власти…..………………………………………………………………………..…28
Межведомственные, правительственные комиссии и советы………29
2.5. Законодательная и исполнительная власть в субъектах РФ……32-38
Органы законодательной власти субъектов РФ……………………..… . 32
Органы исполнительной власти субъектов РФ…………………..….…… 36
2.6 Судебная власть в РФ и её органы……………………..…………..38-47
Конституционный суд РФ……………………………… ……………………..40
Конституционные суды субъектов РФ………………… ………………….41
Верховный суд РФ………………………………………………………………42
Суды общей юрисдикции…………………… ……………………………..43
Арбитражный суд РФ……………….………………………………………….45
Заключение ………………………………………………………………………….. 48
Используемая литература…………………………………………………….49-50
В соответствии со ст.101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющимися постоянно действующими органами соответствующих палат.
Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания, «круглые столы», решают иные вопросы, относящиеся к ведению палат. Работа комитетов и комиссий протекает с соблюдением регламентов палат.
С 2002 года Федеральное Собрание РФ входит в Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ), которая объединяет на равноправной основе представителей парламентов государств членов ЕС и кандидатов в члены ЕС.
Совет Федерации
Статус Федерального Собрания определен в главе 5 Конституции РФ.
Порядок формирования Совета Федерации устанавливается ч.2 статьи 96 Конституции РФ и Федеральным законом от 5 августа 2000 года №113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с законом Совет Федераций формируется из представителей субъектов по одному от законодательной и исполнительной власти.
Представители субъектов федерации, соответственно, избираются от законодательных органов государственной власти субъектов РФ (представитель от законодательного органа) и назначаются высшим должностным лицом субъекта РФ (представитель от исполнительной власти).
Порядок деятельности верхней палаты, ее органов и должностных лиц определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, принятым им 6 февраля 1996г, и решениями Совета Федерации.
Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Они не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.
К ведению Совета Федерации относятся (статья 102 Конституции РФ):
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Совет Федерации обязан рассмотреть принятые Государственной Думой законы только по указанным в Конституции РФ вопросам (ст.106): бюджет, налоги и сборы, война и мир, ратификация и денонсация международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы РФ, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. По другим вопросам рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой не обязательно (они могут быть сразу переданы на подпись Президенту РФ).
Государственная Дума
Согласно Конституции Российской Федерации, государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.
Руководит деятельностью Государственной Думы ее Председатель. Кандидатов на должность Председателя Думы могут выдвигать депутатские объединения (партийные фракции, депутатские группы), а также сами депутаты. Кандидатуры обсуждаются, но все, кроме взявших самоотвод, включаются в список для голосования. Для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа депутатов (т.е. по крайней мере 225 + 1). В противном случае проводится второй тур, на котором достаточно набрать относительное (простое) большинство голосов.
Порядок работы Государственной Думы учитывает её фракционную структуру. К ведению Государственной Думы относятся (статья 103 Конституции РФ):
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
В соответствии со ст.105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы.
Порядок действия Госдумы определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Госдумы.
Госдума избирает из своего состава Председателя и его заместителей. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней, но может быть принят вопрос и об открытом голосовании.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым нижней палатой парламента, депутаты образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы.
Нижняя палата может быть распущена Президентом. При роспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Госдума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска (ст. 111 и 117 Конституции РФ).
2.4. Федеральные органы исполнительной власти.
Система органов исполнительной власти
Исполнительная власть в системе разделения властей осуществляет исполнение, претворяет в жизнь законодательные и иные акты государственных органов. Органы исполнительной власти выполняют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Исполнительная власть реализуется в деятельности особых органов – органов исполнительной власти, связанных между собой по вертикали и по горизонтали. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих.
Общими признаками деятельности системы органов исполнительной власти являются: - исполнительно-распорядительный характер деятельности; - подзаконный характер деятельности (все издаваемые ими правовые акты, указы распоряжения имеют подзаконный характер); - принцип вертикали власти; - повседневный характер деятельности (непосредственно затрагивает права и интересы граждан).
Административно-правовой статус органа государственной власти определяется его целями и задачами, положением в иерархии субъектов государственной власти, его компетенцией, его структурой.
Система органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении.
По территориальному признаку органы исполнительной власти делятся на федеральные, субъектов федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
По компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:
органы общей компетенции (Правительство РФ, Правительство субъектов Федерации, администрации краев, областей и т.д.);
органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству и другие).
Правительство РФ.
Высшим федеральным органом исполнительной власти РФ, согласно ст.110 Конституции РФ, является Правительство РФ.
Положение и полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ (ст.110-117) и в Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации».
Согласно ст.13 №2-ФКЗ Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:
организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство Российской Федерации - орган коллегиальный. В его состав входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. Возглавляет Правительство РФ – Председатель Правительства, который организует его работу. Заседания Правительства проводятся систематически, не реже 1 раза в месяц, и исключительно на них принимаются решения по важнейшим вопросам экономического развития страны. Заместители председателя Правительства участвуют с правом решающего голоса в заседаниях правительства. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы (ст.111 Конституции РФ). Заместители Председателя Правительства федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства.
Федеральные органы исполнительной власти.
К органам исполнительной власти Российской Федерации, помимо Правительства РФ, относятся - министерства, службы, агентства, а также государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ.
Министерство Российской Федерации - как и другие федеральные органы исполнительной власти - это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.
В соответствии с Указом Президента РФ №314 от 09.03.2004 «О системе и структуре органов исполнительной власти»:
«Министерство Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности». Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).
Традиционно министерство является органом отраслевого управления, хотя по сути многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие органы, объекты управления в определенной сфере функционального характера.
«Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа».
«Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа».
Структура – перечень конкретных федеральных органов исполнительной власти предлагается Правительством РФ и утверждается указами Президента.
В эту структуру входят следующие органы.
I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
Информация о работе Система органов государственной власти в Российской Федерации