Система органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:11, реферат

Описание работы

Что такое государство как не система органов, его составляющих, и что такое орган государства как не «чиновники», наделенные властью и полномочиями, профессиональные управленцы. «Существование государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название».
Что такое государство как не система органов, его составляющих, и что такое орган государства как не «чиновники», наделенные властью и полномочиями, профессиональные управленцы. «Существование государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название».

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 144.76 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

       Что такое государство как не система органов, его составляющих, и что такое орган государства как не «чиновники», наделенные властью и полномочиями, профессиональные управленцы. «Существование государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название».

       В теории государства распространен такой тезис: Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а лишь только наделяет их властными полномочиями. Другими словами, народ, чаще всего и признаваемый властвующим субъектом, передает функцию управления государством профессиональным управленцам. Государственные же органы создаются именно для этого, в целях эффективного управления обществом. Власть в этом случае проявляется в деятельности этих самых государственных структур (как иначе называют органы государства), совокупность которых образует так называемый аппарат, иначе, механизм государства (в первую очередь отождествляемый в обыденном сознании с высшими органами государства). Потому, вполне закономерной можно считать такую зависимость между ними, когда именно функциям государства (направления воздействия на общество) принадлежит определяющая роль при формировании его механизма.

       Широко известен такой факт, он подтвержден историческими данными, органы государства (учреждения) вынуждены подстраиваться «в такт» бьющемуся сердцу государства, его основам, т.е. в случае преобладания в обществе национальных противоречий, на первый план неизбежно высвечиваются такие элементы механизма государства как органы и учреждения насилия и принуждения.

       Структура механизма государства различается в различных государствах. На механизм государства, на то, из каких органов он будет складываться, влияют множество факторов:

1. этап развития, на котором находится  государство (механизм первых  государств был слабым, неразвитым);

2. особенности исторического развития  страны, события того или иного  исторического периода; 

3. размеры территории;

4. национальный состав населения  (так, в многонациональных государствах  есть органы, занимающиеся решением  национальных проблем);

5. географическое положение страны;

6. научные открытия, технические  изобретения и их использование  в практической деятельности  людей. Все названные факторы  влияют на механизм конкретного  государства косвенным образом.  Более существенно на механизм  государства влияет политический  режим.

       Поскольку механизм государства, обладая определенной структурой, состоит из соответствующих органов, логично его познание начать с анализа понятие и существенных признаков его элементов – государственных органов, обладающих своеобразием и различительными признаками, особо выделяющих их среди других субъектов управления.

       Итак, единый целостный механизм государства в целях реализации присущих ему функций  расчленяется на составные части – органы и подсистемы, расположенные в определенной иерархии: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации. Такая структура изменчива и разнообразна, но при всех условиях в его структуре существуют органы управления и органы принуждения, при этом управление и принуждении зачастую переплетаются между собой, в этом проявляется общесоциальная и классовая сущность государства.

 

Глава 1. Система государственных органов РФ

 

       Деятельность государства осуществляется посредством государственных органов. Органы государства - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. З), осуществляет свою власть.

       Органы государственной власти характеризуются следующими чертами:

1. наделены государственно-властными  полномочиями;

2. образуются и действуют в  установленном государством порядке; 

3. уполномочены государством осуществлять  его задачи и функции; 

4. являются составной частью  единой системы органов государственной  власти РФ.

       В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему (Приложение №1). Согласно Конституции РФ (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Конституция РФ (ст. 10, 11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации  является главой государства.  Он выступает в качестве гаранта  Конституции РФ, прав и свобод  человека и гражданина. Президент,  согласно ст.80 Конституции, обеспечивает  согласованное функционирование  и взаимодействие органов государственной  власти, осуществляет общее руководство  деятельностью Правительства и  других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

2. Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ (Приложение №3), народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим способом формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ. Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъекты Федерации).

3. К органам исполнительной власти  относятся Правительство Российской  Федерации, другие федеральные  органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты и ведомства  при Правительстве РФ, органы  исполнительной власти субъектов  РФ - президенты и главы администраций  субъектов РФ, их правительства,  министерства, государственные комитеты  и другие ведомства. Они составляют  единую систему органов исполнительной  власти, возглавляемую Правительством  РФ. Для органов исполнительной  власти характерно то, что они  либо образуются (назначаются) соответствующими  руководителями исполнительной  власти - президентами или главами  администраций, либо избираются  непосредственно населением. Органы  исполнительной власти выполняют  особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный  и распорядительный характер. Органы  исполнительной власти делятся  на федеральные и субъектов  Федерации. 

4. Органы судебной власти образуют  Конституционный Суд РФ, Верховный  Суд РФ, Высший Арбитражный Суд  РФ, другие федеральные суды, а  также суды субъектов РФ (Приложение №4). Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему РФ. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

5. Особую группу государственных  органов, не относящуюся ни  к одному из ранее названных  видов органов государственной  власти, образуют органы прокуратуры. 

Прокуратура РФ, согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление  ими надзора за исполнением законов  федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля за должностными лицами, а  также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

6. Кроме названных органов в  систему государственных органов  РФ входят также ряд других  органов, осуществляющих вспомогательные,  совещательные и иного рода  функции, которые определяются  органами государственной власти. К числу этих органов относятся,  например, Администрация Президента  РФ и Совет Безопасности РФ, полномочные представительства  Президента РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Конституционные основы регионального управления

 

       Организация регионального управления в России и характер использования местными властями социальных технологий регулирования общественно-экономических процессов сегодня в значительной мере предопределены нормативными отношениями между центром и субъектами Федерации.

       Согласно Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов как равноправных субъектов в их отношениях с федеральными органами государственной власти.

       В России существует единая системы государственной власти, т.е. федеральная власть распространяется на всю ее территорию. Кроме того, на территорию каждого субъекта Российской Федерации распространяется государственная власть этого субъекта, носящая региональный характер.

       Конституция создает правовую основу для разграничения полномочий и предметов ведения государства и регионов, которые конкретизируются в индивидуальных договорах между Российской Федерацией и ее субъектами. Поэтому отдельным субъектам Российской Федерации могут быть предоставлены такие права, которыми не располагают другие субъекты.

       Конституция не устанавливает систему органов государственной власти субъектов Федерации. Она предоставляет возможность субъектам самостоятельно определять их, требуя лишь соответствия системы региональных органов государственной власти основам конституционного строя и общим принципам организации государственной власти в стране.

       Представительными (законодательными) органами государственной власти в субъектах Федерации являются думы, собрания и т.п.

       Органами исполнительной власти выступают администрации (правительства). Деятельностью администрации руководит глава администрации (губернатор), его первый заместитель иногда является главой правительства. В систему исполнительной власти области, края входят отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации, который самостоятельно определяет их компетенцию и утверждает Положение о них.

       Конституция определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, включающие:

- обеспечение соответствия конституций  и законов, иных нормативных  правовых актов субъектов Федерации  Конституции Российской Федерации  и федеральным законам;

- защиту прав и свобод человека  и гражданина, прав национальных  меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

- совместную собственность на  землю, недра, водные и другие  природные ресурсы;

- разграничение государственной  собственности;

- природопользование;

- обеспечение экологической безопасности;

- охрану памятников истории  и культуры;

- общие вопросы воспитания, образования,  науки и культуры;

- координацию вопросов здравоохранения;

- защиту семьи;

- социальную защиту, включая социальное  обеспечение;

- осуществление мер по борьбе  с катастрофами и стихийными  бедствиями;

- установление общих принципов  налогообложения и сборов;

- общее законодательство;

- кадровое обеспечение правоохранительных  органов;

- установление общих принципов  организации системы органов  государственной власти и местного  самоуправления и некоторые др.

       Конституция устанавливает, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».

       Например, в соответствии с уставами субъектов Федерации в исключительное их ведение входят:

- принятие, изменение и дополнение  устава, региональных законов и  иных правовых актов, контроль  за их соблюдением;

- установление системы органов  законодательной и исполнительной  власти в регионе, определение  порядка формирования, организации  и деятельности этих органов  исходя из общих принципов,  закрепленных законодательством  Российской Федерации;

- разработка и исполнение региональных  социально-экономических, научно-технических,  экологических программ;

- распоряжение природными ресурсами,  имуществом и финансовыми ресурсами  региона;

- решение вопросов административно-территориального  деления региона, организация  и развитие местного самоуправления;

Информация о работе Система органов государственной власти