Система права и система законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 05:09, курсовая работа

Описание работы

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
Цель работы: - изучение системы права и системы законодательства, определение характера взаимосвязи между ними.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Система права. 5
1.1. Понятие системы права. 5
1.2. Элементы структуры системы права. 7
1.3. Основные отрасли системы права. 9
Глава II. Система законодательства 15
2.1. Понятие системы законодательства. 15
2.2. Соотношение системы права и системы законодательства. 18
Глава III. Систематизация законодательства. 22
3.1. Понятие систематизации законодательства. 22
3.2. Виды систематизации. 23
Заключение. 26
Список литературы. 28

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 54.81 Кб (Скачать файл)

     В данном параграфе работы мы остановимся на основных вопросах связи системы права и системы законодательства. Вопрос о связи двух систем является актуальным, поскольку «правовая система объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления»11.

В теории права соотношение  категорий «система права» и «система законодательства» понимаются неодинаково, поэтому нельзя говорить о тождественности таких категорий как «право» и «законодательство». Специфика права выражается в том, сто это особое, обладающие  объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению к законодательству. Такой подход обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, процесс формирования права предполагает наличие у  него нескольких источников: правовой обычай, нормотворчество самого государства; международные  и внутригосударственные  договоры, носящие нормативны характер; судебные или административные прецеденты.

Во-вторых, законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя. В свою очередь право носит более  естественный характер. Т.К. Основное его  содержание, направленное на объективное  регулирование общественных отношений, формируется еще до принятия нормативных  актов.12

Наука теории государства  и права рассматривает государство  и право в неразрывной взаимосвязи. Но между ними имеются различия и  несовпадения, которые позволяют  говорить об их относительной самостоятельности. В основе такого утверждения лежат  следующие посылки:

1. Первичным элементом  системы права выступает норма,  а первичным элементом системы  законодательства  - статья нормативно  правового акта.  Но в одном  нормативном акте могут выражаться  нормы различных отраслей права,  которые обеспечиваются санкциями  других нормативных актов (например,  в законе о личной собственности  граждан выражаются нормы гражданского  и семейного права). Это происходит  потому, что правотворчество в  каждой сфере общественной жизни  осуществляется не одним, в  многими гос.органами в пределах  их компетенции и всегда представляет собой непрерывный процесс13. Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями законодательства и такое несовпадение двояко:

Может быть и идеальный  вариант, когда отрасли совпадают (гражданское, уголовное, трудовое право  и др.), Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух система, их гармоничное развитие повышает эффективность  функционирование правового механизма  государства.

2. Система законодательства  по объему представленного в  ней материала шире системы  права, так как включает в  свое содержание положения, которые  в собственном смысле не могут  быть отнесены к праву. Например, это – различные программные  положения, указание на цели  и мотивы издания актов   и т д.

3. В основе деления  права на отрасли и институты  лежит предмет и метод правового  регулирования. Поэтому нормы  отрасли права очень однородны.  А отрасли законодательства, регулируя  определенные сферы государственной  жизни, выделяются только по  предмету регулирования и не  имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства  включает в себя весьма различные  отношения, в связи с чем  и отрасль законодательства не  является столь однородной, как  отрасль права.

4. Внутренняя структура  системы права не совпадает  с внутренней системой законодательства.

5. Система права носит  объективный характер, а система  законодательства более субъективна,  поскольку во многом зависит  от воли законодателя. Но эта  субъективность относительна, поскольку  каждый вновь принимаемый нормативно-правовой  акт не может противоречить  системе действующих актов.

6. Система законодательства  кроме ориентации на систему  права ориентирована и на форму  государственного управления. В  России такой формой является  федерация. Это обуславливает  существование в каждой отрасли  актов как федерального (Федеральный  Закон РФ  «О нормативных   правовых актах РФ»»), так и  уровня субъектов федерации (закон  «Об административных правонарушениях  на территории Новгородской области»).

К особенностям соотношения  двух систем правоведы относят:

  • В системе права более конкретно и глубже, чем в системе законодательства, воплощается волевое начало права. Только в системе права его нормы обретают свой действительный смысл.
  • Объективно существующая система права является базой для упорядочения законодательства, поскольку объединять нормы права в институты и отрасли можно только по научно обоснованным критериям предмета и метода правового регулирования.
  • Система законодательства в какой-то части более свободна от системы права и зависит от усмотрения законодателя (создание комплексных отраслей законодательства).
  • Правильное понимание системы права является залогом успешного функционирования системы законодательства. Нормы права должны регулировать только те отношения, на которые рассчитаны. Пренебрежение системой права в процессе правоприменения является причиной дезорганизации общественных отношений.

Итак, система права и  система права являются меду собой  диалектическими связанными, система  права – это внутренняя сущность права, система законодательства –  его внешнее выражение, но говорить  о тождественности систем нельзя.

 

  Глава III. Систематизация законодательства.

3.1. Понятие систематизации законодательства.

 

Систематизация законодательства - это целенаправленная деятельность государственных органов и частных  лиц по приведению источников права  в единую, упорядоченную систему.

Систему права и систему  законодательства не следует смешивать. Система права - это упорядоченная  совокупность правовых норм, а система  законодательства - это совокупность источников права, прежде всего нормативно-правовых актов. Один и тот же источник права  может иметь комплексный характер, включая нормы различных отраслей. Например, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и многие другие одновременно содержат нормы  административного, гражданского, природно-ресурсного права.

Наиболее распространены два вида систематизации:

Первый вид - это систематизация исключительно нормативно-правовых актов.

Второй вид - это систематизация всех источников права, включая помимо нормативных актов прецеденты, правовые обычаи, нормативные договоры.

Необходимость систематизации обусловлена огромным количеством  источников права. Цели систематизации заключается в устранении противоречий в правовой системе, отмены или изменении  устаревших нормативно-правовых актов, повышении эффективности реализации права в ходе правоприменения. В  ходе систематизации осуществляется переработка  и совершенствование всей системы  права, ее упорядочение, устранение коллизий, недостатков, пробелов. По субъектному  критерию систематизация может быть официальной и неофициальной. В первом случае речь идет о деятельности компетентных государственных органов, во втором - о систематизации, осуществляемой частными лицами в собственных интересах.

3.2. Виды систематизации.

 

Учет - это сбор, обработка  и хранение сведений о нормативно-правовых актах. Выделяют два вида учета:

журнальный или картотечный - это фиксация реквизитов и основных положений нормативно-правовых актов  в специальных журналах по хронологическому (дата, номер) или тематическому критерию;

автоматизированный - это  разработка специализированных информационно-поисковых  систем типа «Кодекс», «Гарант», «Консультант-Плюс»  и др.

Инкорпорация - это объединение  нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке  в различного рода сборники или собрания без изменения их содержания.

Инкорпорация допускает  редакционную правку нормативных актов:

  • исключение положений, утративших юридическую силу;
  • исправление различного рода опечаток, ошибок;
  • изложение актов в последней, исправленной редакции.

Такой вид систематизации известен с незапамятных времен. Всемирно известные правовые источники - Законы Хаммурапи, Свод законов Юстиниана, Варварские Правды и многие другие - представляют собой разновидности  инкорпорации.

Особый вид инкорпорации - Свод законов. В царской России существовал Свод законов Российской Империи. Сложный пример инкорпорации представлял Свод законов СССР. В  настоящее время Указами Президента РФ от 6 февраля 1995 г. и 14 февраля 1998 г. предусмотрена  подготовка к изданию Свода законов  Российской Федерации - официального, систематизированного и полного  собрания действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации федерального уровня.

Различают генеральную - полную и выборочную - специализированную инкорпорацию. Широко распространено издание официальных собраний нормативно-правовых актов уполномоченными государственными органами. В России на федеральном  уровне к такого рода собраниям относятся  «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных  актов федеральных органов исполнительной власти», «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации» и некоторые  другие.

Консолидация - это объединение  нескольких однородных по предмету правового  регулирования и юридической  силе нормативно-правовых актов в  один, укрупненный акт.

В результате консолидации появляется новый, объединенный нормативный  акт. При этом вошедшие в него отдельные  нормативно-правовые акты утрачивают силу.

Примером конолидации  может служить вторая часть Налогового кодекса РФ, которая заменила собой  цедый ряд федеральных законов, каждый из которых был посвящён правовому  регулированию порядка сбора, начисления и уплаты отдельных налогов и  сборов.

Консолидация способствует реализации принципа экономичности  права. Правовые нормы в процессе консолидации собираются вместе, в  одном нормативном акте, обеспечивая  целостность правового регулирования. Устраняется разбросанность правового  института по нескольким нормативным актам. Это облегчает поиск и применение соответствующих норм. Редакционная правка позволяет переработать нормативный материал, изложить его логически последовательно, устранить повторы, противоречия. Все это, в конечном счете, повышает эффективность правоприменения, реализации права.

Кодификация - это создание единого, систематизированного нормативно-правового  акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права (Гражданский, Уголовный, Таможенный, Земельный кодексы) или правового института (Кодекс об административных правонарушениях, Лесной, Водный, Бюджетный, Жилищный кодексы).

Кодификация представляет собой  особый вид правотворчества. В процессе кодификации нормативный материал подвергается коренной переработке  как по форме, так и по содержанию. Цель кодификации заключается в  структурированп отрасли, подотрасли права или правового института. Виды кодифицированных актов могут  быть различны - это Основы законодательства, Кодекс, Устав, Положение.

Кодифицированный акт  отличается внутренней согласованностью, сложной структурой, большим объемом, высоким уровнем нормативных  обобщений, стабильностью действия.

 

 

Заключение.

 

        Выбранная тема исследования звучит как «Система права и система законодательства». Целью работы было исследование обеих систем и характера связи между ними. Цель работы была достигнута, задачи исследования решены настолько, насколько позволяла доступная правовая литература по данному вопросу.

Подводя итог исследования, можно сделать следующие краткие  выводы:

  1. Под системой права в теории государства и права понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером реализуемых общественных отношений. Таким образом, главными характеристиками данной системы являются ее объективность, зависимость от общественных отношений и то, что система права представляет собой сущность права.
  2. В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных  правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством14. Главными характеристиками данной системы является то, что она предстает, как более субъективная система, поскольку зависит от воли законодателя, она представляет собой форму выражения права.
  3. Система права и система законодательства не тождественны друг другу. К таким причинам можно отнести:

- некоторую обусловленность  системы законодательства от  системы права конкретного государства;

- элементы систем не  всегда совпадают друг с другом, отсюда и внутренняя структура  обеих систем прямо не соотносится  друг с другом;

Информация о работе Система права и система законодательства