Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 05:09, курсовая работа
Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
Цель работы: - изучение системы права и системы законодательства, определение характера взаимосвязи между ними.
Введение 3
Глава I. Система права. 5
1.1. Понятие системы права. 5
1.2. Элементы структуры системы права. 7
1.3. Основные отрасли системы права. 9
Глава II. Система законодательства 15
2.1. Понятие системы законодательства. 15
2.2. Соотношение системы права и системы законодательства. 18
Глава III. Систематизация законодательства. 22
3.1. Понятие систематизации законодательства. 22
3.2. Виды систематизации. 23
Заключение. 26
Список литературы. 28
В данном параграфе работы мы остановимся на основных вопросах связи системы права и системы законодательства. Вопрос о связи двух систем является актуальным, поскольку «правовая система объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления»11.
В теории права соотношение категорий «система права» и «система законодательства» понимаются неодинаково, поэтому нельзя говорить о тождественности таких категорий как «право» и «законодательство». Специфика права выражается в том, сто это особое, обладающие объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению к законодательству. Такой подход обусловлен несколькими причинами.
Во-первых, процесс формирования права предполагает наличие у него нескольких источников: правовой обычай, нормотворчество самого государства; международные и внутригосударственные договоры, носящие нормативны характер; судебные или административные прецеденты.
Во-вторых, законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя. В свою очередь право носит более естественный характер. Т.К. Основное его содержание, направленное на объективное регулирование общественных отношений, формируется еще до принятия нормативных актов.12
Наука теории государства
и права рассматривает
1. Первичным элементом
системы права выступает норма,
Может быть и идеальный вариант, когда отрасли совпадают (гражданское, уголовное, трудовое право и др.), Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух система, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирование правового механизма государства.
2. Система законодательства
по объему представленного в
ней материала шире системы
права, так как включает в
свое содержание положения,
3. В основе деления
права на отрасли и институты
лежит предмет и метод
4. Внутренняя структура
системы права не совпадает
с внутренней системой
5. Система права носит
объективный характер, а система
законодательства более
6. Система законодательства
кроме ориентации на систему
права ориентирована и на
К особенностям соотношения двух систем правоведы относят:
Итак, система права и система права являются меду собой диалектическими связанными, система права – это внутренняя сущность права, система законодательства – его внешнее выражение, но говорить о тождественности систем нельзя.
Систематизация
Систему права и систему
законодательства не следует смешивать.
Система права - это упорядоченная
совокупность правовых норм, а система
законодательства - это совокупность
источников права, прежде всего нормативно-правовых
актов. Один и тот же источник права
может иметь комплексный
Наиболее распространены два вида систематизации:
Первый вид - это систематизация
исключительно нормативно-
Второй вид - это систематизация всех источников права, включая помимо нормативных актов прецеденты, правовые обычаи, нормативные договоры.
Необходимость систематизации
обусловлена огромным количеством
источников права. Цели систематизации
заключается в устранении противоречий
в правовой системе, отмены или изменении
устаревших нормативно-правовых актов,
повышении эффективности
Учет - это сбор, обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах. Выделяют два вида учета:
журнальный или картотечный - это фиксация реквизитов и основных положений нормативно-правовых актов в специальных журналах по хронологическому (дата, номер) или тематическому критерию;
автоматизированный - это разработка специализированных информационно-поисковых систем типа «Кодекс», «Гарант», «Консультант-Плюс» и др.
Инкорпорация - это объединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке в различного рода сборники или собрания без изменения их содержания.
Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов:
Такой вид систематизации известен с незапамятных времен. Всемирно известные правовые источники - Законы Хаммурапи, Свод законов Юстиниана, Варварские Правды и многие другие - представляют собой разновидности инкорпорации.
Особый вид инкорпорации
- Свод законов. В царской России
существовал Свод законов Российской
Империи. Сложный пример инкорпорации
представлял Свод законов СССР. В
настоящее время Указами
Различают генеральную - полную
и выборочную - специализированную
инкорпорацию. Широко распространено
издание официальных собраний нормативно-правовых
актов уполномоченными
Консолидация - это объединение нескольких однородных по предмету правового регулирования и юридической силе нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт.
В результате консолидации появляется новый, объединенный нормативный акт. При этом вошедшие в него отдельные нормативно-правовые акты утрачивают силу.
Примером конолидации может служить вторая часть Налогового кодекса РФ, которая заменила собой цедый ряд федеральных законов, каждый из которых был посвящён правовому регулированию порядка сбора, начисления и уплаты отдельных налогов и сборов.
Консолидация способствует
реализации принципа экономичности
права. Правовые нормы в процессе
консолидации собираются вместе, в
одном нормативном акте, обеспечивая
целостность правового
Кодификация - это создание единого, систематизированного нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права (Гражданский, Уголовный, Таможенный, Земельный кодексы) или правового института (Кодекс об административных правонарушениях, Лесной, Водный, Бюджетный, Жилищный кодексы).
Кодификация представляет собой
особый вид правотворчества. В процессе
кодификации нормативный
Кодифицированный акт отличается внутренней согласованностью, сложной структурой, большим объемом, высоким уровнем нормативных обобщений, стабильностью действия.
Выбранная тема исследования звучит как «Система права и система законодательства». Целью работы было исследование обеих систем и характера связи между ними. Цель работы была достигнута, задачи исследования решены настолько, насколько позволяла доступная правовая литература по данному вопросу.
Подводя итог исследования,
можно сделать следующие
- некоторую обусловленность
системы законодательства от
системы права конкретного
- элементы систем не
всегда совпадают друг с
Информация о работе Система права и система законодательства