Система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является теоретический анализ понятия системы права и структурных элементов, входящих в систему права, анализ современного состояния системы права, выработка практических рекомендаций по построению системы права и распределению правового материала по отраслям, направленное на достижение практической пользы и отражение реальности применительно к новым условиям и перспективам развития России.
Основными задачами исследования, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:
- комплексный анализ существующих в теории права представлений о понятии системы права, ее структуре.
- определение понятия «система права», с учетом ее системно-функционального и нормативного содержания, соотношение понятия права, системы права и совокупности отраслей права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Система права………………………………………………………… ……… 8
1.1 Содержание понятия «система права»………….………………………… 8
1.2 Структура системы права……………………………………………….… 11
1.3 Основы построения системы права…………………………………….. 16
2 Характеристика отраслей права…………………………………………..… 22
3 Публичное частное право…………………………………………………. 25
3.1 Сущность частного и публичного права………………............................. 25
3.2 Система публичного и частного права…………………………………. 27
Заключение…………………………………………………………………… 29
Список используемых источников…………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая печать.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому для разделения права на отрасли необходим второй критерий:

метод правового регулирования - совокупность приемов, способов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений. К основным характеристикам метода правового регулирования общественных отношений можно отнести следующие:

▪ юридическое положение участников правоотношений, характер и распределение их взаимных прав и обязанностей;

▪ порядок основания возникновения взаимных субъективных прав и обязанностей участников правового общения (т.е. юридические факты, необходимые для возникновения правоотношения);

▪ характер юридических последствий, наступающих за противоправное поведение, за невыполнение субъективных обязанностей, за нарушение субъективных прав (виды мер государственного принуждения за нарушение требований правовых норм и порядок их применения).

Наиболее яркое различие существует между методами правового  регулирования, применяемыми в гражданском и административном праве В связи с этим выделяют два основных вида методов правового регулирования общественных отношений: гражданско-правовой (другие его названия, встречающиеся в литературе, - автономный, диспозитивный, метод координации); и административно-правовой (именуемый также авторитарный, императивный, метод субординации) [14].

Первый предоставляет  участникам правоотношений возможность  самостоятельно определять свое поведение в отношениях друг с другом в рамках закона и характеризуется, как правило, равенством сторон. Взаимные права и обязанности участников правового общения возникают на добровольной договорной основе, они могут быть зафиксированы непосредственно в договоре. За противоправное поведение здесь наступает чаще всего имущественная ответственность. Санкции, предусматривающие ответственность, имеют в основном правовосстановительный (и лишь иногда карательный) характер. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений характерен прежде всего для гражданского, трудового, семейного права.

При административно-правовом методе правового регулирования  общественных отношений взаимные права и обязанности у сторон возникают не по взаимному соглашению, а на основе правовых норм, издаваемых государством. Субъекты правового общения находятся, как правило, в отношениях власти и подчинения, имеют неодинаковый объем взаимных прав и обязанностей, который точно определен в нормативных актах. Санкции правоохранительных норм, содержащие меры ответственности за нарушение прав и неисполнение обязанностей, носят штрафной, карательный, а не правовосстановительный характер [18].

Таким образом, нормы  права разграничиваются по отраслям права в соответствии с предметом (материальный критерий) и методом (юридический критерий) правового регулирования. В науке теории государства и права проблема оснований деления права на отрасли является дискуссионной. Рассмотренная выше позиция далеко не единственная, хотя именно она закрепилась в учебной литературе.

Заслуживает внимания следующая точка зрения: с целью уточнения критериев выделения в структуре права самостоятельных отраслей отдельные авторы наряду с предметом и методом правового регулирования предложили категорию «юридический режим регулирования». Они утверждают, что для каждой отрасли права характерен ряд специфических, только ей присущих юридических особенностей. В совокупности они образуют особый отраслевой юридический режим регулирования, который формируется прежде всего с учетом предмета и метода правового регулирования. Отраслевой режим правового регулирования общественных отношений можно охарактеризовать с помощью следующих основных признаков.

Юридический режим отрасли  материально обусловлен предметом  регулирования (особенностями управленческих, имущественных, трудовых, семейных и других отношений) [22].

На основе одного из базовых  методов (гражданско-правового или  административно-правового) формируется отраслевой метод правового регулирования, т.е. характерный для данной отрасли права единый специфический способ юридического воздействия, который определяется прежде всего особыми юридическими средствами регулирования (так называемый «юридический инструментарий»). Это установленные формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав, процедурно-процессуальных форм и т.д.  Все отраслевые средства регулирования находятся в единстве, во взаимодействии, образуют отраслевой механизм регулирования.

Принципы (общие положения), т.е. специфические для данной отрасли  идеи, общие моменты, которые характеризуют ее с точки зрения содержания. Принципы и общие положения придают отрасли особый облик. Вот, к примеру, отраслевые и межотраслевые принципы некоторых отраслей права: в гражданском праве - принцип взаимного учета интересов, эквивалентности; в семейном праве — равенство супругов; в уголовно-процессуальном праве - осуществление правосудия только судом, гласность судебного разбирательства, обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту и т.д [7].

Особая отрасль законодательства, возглавляемая кодифицированным актом, например кодексом. Если есть такой основной кодифицированный нормативно-правовой акт, имеющий прежде всего юридически содержательную общую часть (т. е. совокупность норм права, закрепляющих общие положения и отраслевые принципы), существуют основания для выделения особой отрасли права. Следовательно, в формировании юридической специфики режима немаловажную роль играет и законодатель.

Таким образом, правовые нормы объединяют в отрасли права  в соответствии с предметом и методом правового регулирования общественных отношений, причем эти критерии конкретизируются в понятии «отраслевой юридический режим регулирования общественных отношений». Следует, однако, иметь в виду, что особенности последнего не исчерпываются указанными выше признаками. Иногда говорят о том, что при выделении той или иной отрасли права учитывается политико-правовая целесообразность. Кроме того, степень своеобразия юридического режима может быть различной. В зависимости от отработанности общих положений в законодательстве юридический режим отдельных отраслей может и не включать некоторые элементы или не очень явно их выражать [2].

 

  1. Характеристика отраслей права

 

 

В зависимости от предмета и метода правового регулирования  право может быть разделено, как уже указывалось выше, на относительно обособленные части - отрасли. Нет абсолютно строгого и точного перечня отраслей права, поскольку их выделением занимаются, прежде всего научные, работники. Для юристов-практиков вопросы стоят в несколько иной плоскости: в каком нормативном акте содержится требуемая норма права (а не к какой отрасли принадлежит), вступил ли данный нормативный акт в юридическую силу, не отменен ли он и т. д. Поэтому в разное время в доктрине выделялось и разное количество отраслей права - от десяти до пятнадцати и даже более.

Представляется возможным  остановиться на краткой характеристике следующих отраслей права, указав, прежде всего на специфику предмета каждой отрасли права [17].

Международное право  регулирует главным образом отношения между государствами. Нормы международного права выражают согласованную волю разных государств. В Российской Федерации (как и в некоторых других государствах) международное право входит в систему национального права. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и ме­ждународные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Феде-. рации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Ст. 25 Основного закона ФРГ 1949г. гласит: «Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории». Иное положение закреплено в Конституции Республики Беларусь: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции»(ч.1, 3 ст.8 Конституции РБ).             

Конституционное (государственное) право — совокупность правовых норм, закрепляющих общественное и государственное устройство, организацию, функции и взаимоотношения органов государства, основные права и обязанности граждан. За конституционным правом традиционно признается ведущее положение в системе национального права. Это обусловлено осо­бенностями предмета регулирования: конституционное право регулирует наиболее важные среди опосредуемых правом общественные отношения.

Уголовное право - совокупность правовых норм, определяющих круг общественно-опасных деяний (преступлений) и устанавливающих наказания, применяемые к преступникам. При помощи норм уголовного права государство охраняет наиболее важные общественные отношения.

Уголовно-процессуальное право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по расследованию преступлений и рассмотрению уголовных дел в суде. Нормы уголовно-процессуального права регламентируют деятельность органов следствия, суда, прокуратуры.

Уголовно-исполнительное право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе отбытия наказания и связанные с воспитанием и перевоспитанием лиц, осужденных в уголовном порядке.

Административное  право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства. Административное право регламентирует как взаимоотношения государственных органов между собой, так и отношения с гражданами.

Финансовое  право — совокупность правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по сбору и распределению денежных средств (сбор налогов, составление, утверждение и исполнение государственного бюджета и т.д.). Финансовое право примыкает к государственному и административному праву.

Земельное право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере использования земельного фонда в соответствии с хозяйственным назначением.

Гражданское право - совокупность правовых норм, регулирующих имущественные (собственность, заключение сделок, договоров, наследование и т. д.) и связанные с ними личные неимущественные (право на имя, честь, достоинство, авторские права и т. д.) отношения. В некоторых странах из гражданского права в самостоятельную отрасль выделилось торговое право. Гражданским правом регулируются только такие имущественные отношения, в которых стороны не находятся в отношениях власти и подчинения, т.е. юридически равны. В ином случае имущественные отношения регулируются нормами административного, финансового, земельного правa. Гражданское право - достаточно обширная отрасль права, в ее составе выделяют подотрасли (например, авторское, наследственное, транспортное право).

Гражданское процессуальное право - совокупность правовых норм, «регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе судопроизводства по гражданским делам.  Тесно связано с гражданским.

Семейное право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с браком и принадлежностью к семье (условия заключения и прекращения брака, обязанность членов семьи, имущественные и личные отношения, возникающие на основе брака).

Трудовое право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения рабочих и служащих в процессе трудовой деятельности (заключение и расторжение трудовых договоров, рабочее время, условия работы, время отдыха и т.д.). Право социального обеспечения называют подотраслью трудового права, а в последнее время все чаще - и самостоятельной отраслью права [9].

 

3 Публичное и частное право

 

 

   3.1 Сущность частного и публичного права

 

 

Деление права на публичное  и частное признавали уже в  древнем мире. Публичное право, например, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к положению римского государства; частное — которое относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным.

Иное положение характерно было для российской правовой системы, которая длительное время не знала  деления права на частное и  публичное. Причины этого заключались не в особенностях юридической системы, а главным образом в отсутствии института частной собственности.

До перестроечная официальная юридическая доктрина отрицательно относилась к идее деления права на частное и публичное, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность буржуазного строя.

Положение, высказанное  в 20-е гг. при разработке Гражданского кодекса РСФСР В.И. Лениным о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не «частное», длительное время служило методологической установкой для юридической теории и практики [8].

Нарождающиеся институты  рыночной экономики, признание частной  собственности переводят проблему деления права на публичное и частное из области теоретических рассуждений в практическую плоскость. Справедливо замечено, что вопрос о делении права на частное и публичное, их соотношении затрагивает все стороны человеческого существования: соотношение свободы и несвободы, инициатива, автономия воли и пределы вторжения государства в гражданскую жизнь. Основной смысл деления права на частное и публичное в этой связи заключается в том, что таким образом конституционная формула «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ) получает предметно-юридическое воплощение во всей национальной системе права. Деление права на частное и публичное означает юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его органов юридически запрещено или ограничено законом. Тем самым исключается (юридически) возможность произвольного вторжения; государства в сферу личной свободы, юридически узаконивается степень и границы «прямого приказа» государства и его структур, юридически раздвигаются границы свободы собственности и частной инициативы [10].

Информация о работе Система права