Содержание
1. Система права.
1.1.Структурные
элементы системы права.
1.2. Основания классификации
норм по отраслям.
1.3. Общая характеристика
отраслей права Российской Федерации
2.2. Анализ проблем
кодификации в РФ.
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Люди с древних пор
вступали в различные отношения друг с
другом. По мере цивилизации человечества
стали появляться законы, преобразованные
из обычаев, для регулирования этих отношений.
В дальнейшем развитии, развиваются и
отношения, и это требует создания уже
специального сложного законодательства,
которое бы могло своими правовыми актами
обеспечить законную систему общественных
отношений.
Сегодня Россия несет
на своих плечах тяжелое бремя реформирования.
С чем это связано, почему так происходит
и что ждет нас впереди - вопросы, которые
требуют глубокого анализа и честного
ответа.
Рассматривая данную
тему в современных условиях, необходимо
учесть историческую фабулу развития
идеи формирования правового государства
в России" и попытки ее практического
осуществления.
Именно на базе исторического
опыта возможно высветить основные закономерности
законотворческого процесса.
Менялись эпохи, на
смену одним государствам приходили другие,
но неизменной оставалась цель: обеспечение
порядка, развитие различных процессов
в обществе в рамках правовых норм. Стабильность
общества - гарантия его процветания, соответственно,
обеспечение этой стабильности - основная
цель государства. Как отмечал Томасс
Гоббс: "Только в государстве существует
всеобщий масштаб для измерения добродетелей
и пороков, таким масштабом могут служить
лишь законы каждого государства."1
Известно, что кризисные
периоды в жизни общества чреваты переоценкой
прежних и бурным расцветом новых идей.
Кризисы особенно болезненны для тех областей
знаний, которые изучают стабильные, устойчивые
явления и процессы. К ним относится и
юриспруденция.
Правовые системы
по своей природе малоподвижны, они меняются
"скачками", порой опережая события,
но большей частью отставая от текущей
жизни. Такие периоды "правового безвластия"
крайне болезненны для общества и государства.
Наглядным примером является ситуация,
сложившаяся на правовой арене в нашей
стране. Попытки стабилизировать крайне
опасную ситуацию путем провозглашения
правового государства, волной нового
законодательства, затыкающего образовавшиеся
правовые бреши, оказались бесплодными.
Создалась крайне парадоксальная ситуация:
провозгласив построение правового государства,
мы не создали условия для стабильного
развития общественных процессов, установления
режима законности. А, ведь, правовое государство
- это такой тип государства, в котором
функционирует наличие реального разделения
властей с их эффективным взаимодействием
и взаимным контролем, с развитым социальным
контролем политики и власти.
В настоящее время,
когда политические и экономические реформы,
проводимые в России, потребовали интенсивного
законотворчества, как никогда становится
ясно, насколько важен сам процесс создания
закона, выработки первоначальной концепции
будущего акта, составление и обсуждение
проекта, учет мнений и интересов различных
социальных групп, соотношение с другими
нормативными актами, способность будущего
закона "вписаться" в уже существующую
правовую систему, способность адаптироваться
новому закону, экономические основы его
существования и реального применения.
Понятие «система
права» появилось тогда когда общество
пришло к выводу о том, что для рационального
регулирования общественных отношений
необходимо разбить право по специфике
области регулирования общественных отношений.
Таким образом появляются отрасли права,
а следовательно и кодексы как законодательство
этой отрасли.
Система права - это
строение права, которое позволяет ориентироваться
в законодательстве, квалифицировать
нарушения и принимать соответствующие
меры воздействия так как главная особенность
каждой отрасли это наличие особого юридического
режима - метода регулирования. Из понятия
системы права можно обозначить понятие
кодификации.
Кодификация – систематизация
законов государства по отдельным отраслям
права. Преобразование права в систему путем
деления его на отрасли, институты права позволяет
оперативно ориентироваться в законодательстве.
Цель курсовой работы
на тему «Современные проблемы кодификации
РФ» является определение с помощью анализа
существующих норм права особенностей
и недостатков систематизации норм права
по отраслям в настоящее время.
1.1.Структурные
элементы системы права.
Отношения, в которые вступают
люди, объединения граждан, государство
и общество находятся между собой в тесной
взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно
и право, отражая общественные отношения,
их устойчивые признаки, свойства, представляет
собой целостное образование, систему.
Правовая система как философское
понятие — это некое целостное явление,
состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных
и взаимодействующих между собой. Как
целое невозможно без его составляющих,
так и отдельные составляющие не могут
выполнять самостоятельные функции вне
системы.
Первым элементом системы права
следует определить норму права, которая
регулирует типовое общественное отношение,
образуя первичный элемент системы права.
Норма права - это «кирпичик
права», исходный элемент всего здания
права данной страны. Из этих «кирпичиков»
складываются правовые институты т.е.
разнообразные блоки, и в регулятивной,
и в правоохранительной областях, а затем
из блоков образуются отрасли права т.е.
наиболее крупные подразделения права,
так сказать, целые этажи, службы правового
здания.
Правовой институт — это система
взаимосвязанных норм, регулирующих относительно
самостоятельную совокупность общественных
отношений или какие-либо их компоненты,
свойства. Например, в сфере трудовых отношений
выделяются, в частности, отношения, связанные
с заключением трудового договора, установлением
и выплатой заработной платы, привлечением
нарушителей трудовой и производственной
дисциплины к ответственности. Соответственно
в трудовом праве образуются институты
трудового договора, заработной платы,
трудовой дисциплины.
Подобным образом выделяются
и другие правовые институты. Именно некоторая
специфичность одной группы общественных
отношений по сравнению с другими служит
причиной возникновения соответствующих
нормативно-правовых институтов. Вместе
с тем есть и такие институты, которые
регулируют лишь какое-либо одно специфическое
общественное отношение или даже один
из его элементов. Так, в уголовно-процессуальном
праве известны институты потерпевшего,
подозреваемого, обвиняемого, гражданского
истца, гражданского ответчика, определяющие
правовой статус одного из субъектов уголовно-процессуальных
отношений. В гражданском праве имеется
ряд институтов, которыми регламентируется
какая-либо общая для всех гражданско-правовых
отношений отдельная сторона. Это, в частность,
институты представительства, исковой
давности, зашиты чести и достоинства
гражданина, регламентирующие такие принципиально
важные моменты всех гражданско-правовых
отношений, как порядок назначения и права
представителей субъектов правоотношения,
определение сроков исковой давности,
порядок и способы защиты чести и достоинства
гражданина от любых порочащих его слухов
и домыслов.
Обычно правовой институт —
это сравнительно небольшая общность
норм, специфика и автономность которой
не выходят за рамки одной отрасли права.
В то же время отдельные так называемые
смешанные институты могут содержать
нормы, характерные для разных отраслей
права. Например, институт, устанавливающий
ответственность за совершение дисциплинарных
проступков, относится к сфере трудового
права. В основе института лежат властные
полномочия администрации предприятия,
ее право налагать дисциплинарные взыскания
на виновных работников. Однако трудовые
споры по поводу наложения подобных взысканий
могут рассматриваться в судебном органе
по правилам гражданско-процессуального
законодательства, то есть другой отрасли
права. Наличие смешанных институтов объясняется
тем, что однородность регулируемых отраслью
права отношений является отнюдь не стерильной.
В ней всегда (в одних случаях больше, в
других — меньше) присутствует некоторое
количество иных отношений, отличных по
форме, но тесно связанных с остальными
по своему назначению. Так, в гражданском
праве неизбежно присутствуют нормы конституционного,
административного, финансового и иных
отраслей законодательства. В трудовом
праве— нормы конституционного, административного,
гражданского и гражданско-процессуального
законодательства.
Таким образом институты, находясь
в тесной взаимосвязи образуют новые компонент
системы права - отрасль права.
Отрасль права - это главное
подразделение системы права, отличающееся
специфическим режимом юридического регулирования
и охватывающее целые участки, комплексы
однородных общественных отношений. Отрасль
права не представляет собой механическое
объединение норм из нескольких институтов.
Это целостное образование, характеризующееся
рядом свойств, признаков, не присущих
правовым институтам. В частности, отрасль
права регулирует общественные отношения,
связанные с осуществлением какой-либо
широкой сферы предметной деятельности
общества, государства, граждан и иных
субъектов права. Например, гражданское
право регулирует все имущественные и
связанные с ними личные неимущественные
отношения, семейное право — отношения,
связанные с браком и принадлежностью
человека к семье. Трудовое право регулирует
отношения, в которые вступают рабочие
и служащие в процессе осуществления трудовой
деятельности в сфере производства. Способность
осуществлять правовое регулирование
обширной сферы общественных отношений
отличает отрасль права от любого правового
института, регулятивные функции которого
ограничиваются какой-либо сравнительно
узкой совокупностью отношений. Кроме
того, в отличие от института отрасль права
содержит исчерпывающий набор юридических
средств, методов правового воздействия,
устанавливаемых государством в процессе
регулирования отношений соответствующей
сферы.
Отрасль права содержит полный
набор юридических средств, призванных
обеспечить эффективное действие как
отрасли в целом, так и каждого ее компонента
на уровне правовых институтов и конкретных
норм права. При этом для каждой отрасли
характерен специфический, только ей присущий
набор юридических средств правового
регулирования, что позволяет не только
объединять нормы права единое целое,
придавать им упорядоченный, системный
характерно и отличать одну отрасль права
от другой. В крупных и сложных по составу
отраслях права имеется еще один компонент
— под отрасль права — целостное образование,
которым регламентируется специфический
вид отношений в пределах сферы правового
регулирования соответствующей отрасли
права. Так, в гражданском праве в качестве
подотраслей выделяют жилищное, транспортное,
авторское, наследственное право. Имеются
подотрасли в трудовом, уголовном и других
отраслях права. В отличие от правового
института под отрасль не является обязательным
элементом каждой отрасли права. В небольших
и тесно консолидированных отраслях (например,
в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном
праве) подотраслей вообще нет. Таким образом,
система права представляет собой совокупность
действующих норм права, объединенных
по институтам, подотраслям и отраслям
в соответствии с характером и спецификой
регулируемых ими общественных отношений.
Система права современного
общества объединяет следующие основные
отрасли:
1. Государственное (конституционное)
право — это отрасль права,
закрепляющая основы общественного
и государственного устройства
страны, основы правового положения
граждан, систему органов государства
и их основные полномочия.
2.Административное право
регулирует общественные отношения,
которые складываются в процессе
осуществления исполнительно-распорядительной
деятельности органов государства.
3. Финансовое право представляет
собой совокупность норм, регулирующих
общественные отношения в сфере
финансовой деятельности.
4. Земельное право регулирует
общественные отношения в области
использования и охраны земли,
ее недр. вод, лесов, что является
материальной основой жизнеобеспечения
человеческого общества.
5. Гражданское право - наиболее
объемная отрасль системы права,
которая регулирует разнообразные
имущественные и связанные Сними
личные неимущественные отношения.
Нормы гражданского права закрепляют
и охраняют различные формы
собственности, определяют права
и обязанности сторон в имущественных
отношениях, регламентируют отношения,
связанные с созданием произведений
искусства, литературы и т. д. Гражданским
правом охраняются и такие
личные неимущественные права, как
честь и достоинство гражданина
или организаций.
6. Трудовое право —
это отрасль права, регулирующая
общественные отношения в процессе
трудовой деятельности человека.
Нормы трудового права определяют,
например, условия приема на работу,
устанавливают рабочее время
и время отдыха, правила безопасности
условий труда.
7. Семейное право —
отрасль права, которая регулирует
брачно-семейные отношения. Ее нормы
устанавливают условия и порядок
вступления в брак, определяют
права и обязанности супругов,
родителей и детей по отношению
друг к другу.
8. Гражданско-процессуальное
право регулирует отношения, возникающие
в процессе рассмотрения судами
гражданских, трудовых и семейных
споров. Нормы гражданско-процессуального
права определяют цели, задачи, права
и обязанности суда при осуществлении
правосудия; закрепляют правовое
положение участников гражданского
процесса; регламентируют ход судебного
разбирательства; порядок вынесения
и обжалования судебного решения.
9. Уголовное право представляет
собой комплекс норм, которые
устанавливают, какое общественно
опасное поведение является преступным
и какое наказание за его совершение применяется.
Нормы уголовного права определяют понятие
преступления; устанавливают круг преступлений,
виды и размеры наказания за преступное
поведение и другое.