Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 19:20, курсовая работа
Описание работы
Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.
Содержание работы
1. Система права. 1.1.Структурные элементы системы права. 1.2. Основания классификации норм по отраслям. 1.3. Общая характеристика отраслей права Российской Федерации 2.2. Анализ проблем кодификации в РФ. Заключение Список используемой литературы
10. Уголовно-процессуальное
право объединяет нормы, определяющие
порядок производства по уголовным
делам. Нормы данной отрасли регулируют
деятельность органов дознания
предварительного следствия, прокуратуры,
суда и их взаимоотношения
с гражданами при расследовании,
в ходе судебного разбирательства
и при разрешении уголовных
дел.
11. Исправительно-трудовое
право регулирует отношения, складывающиеся
при исполнении мер уголовного
наказания и связанные с исправительно-трудовым
воздействием. Нормы этой отрасли
устанавливают порядок отбытия
осужденными назначенной им меры
уголовного наказания, а также
регламентируют деятельность по
исправлению осужденных при отбытии
наказания.
1.2. Основания классификации
норм по отраслям.
Каждая отрасль объединяет
такие правовые нормы, которые регулируют
особый, качественно определенный вид
общественных отношений, объективно требующий
специфической правовой регламентации.
Объединение правовых норм в отрасли права
происходит в силу объективных причин,
не зависящих от усмотрения правотворческих
органов. Главным фактором, обусловливающим
отличие одной отрасли права от другой,
является своеобразие общественных отношений,
которые регулируются этими отраслями
права. Отношения, регулируемые нормами
различных отраслей права, отличаются
друг от друга своим содержанием, конкретными
целями и задачами. Так, нормы административного
права регулируют отношения, связанные
с исполнительными функциями государственной
власти, а нормы гражданского права определяют
порядок имущественных связей в государстве.
Предмет и метод правового регулирования
— это наиболее существенные основания
для деления системы права на отрасли.
Предмет правового регулирования— это
то, на что воздействует право. А право,
как известно, воздействует на общественные
отношения. Общественные отношения являются
той объективной основой, которая вызывает
к жизни право и вносит в него системообразующие признаки.
Предмет правового регулирования
— это качественно однородный вид общественных
отношений, на который воздействуют нормы
определенной отрасли права. Предмет регулирования
является главным основанием для распределения
правовых норм по отраслям права. При указании
на отрасль права можно отметить целый
ряд ее признаков. У каждой из отраслей
есть «свой предмет» т.е. особый участок
общественной жизни, целый комплекс однородных
общественных отношений - конституционных,
трудовых, земельных, по социальному обеспечению
и др. Каждая из отраслей имеет «свое законодательство»,
как правило, самостоятельные кодексы,
иные кодифицированные законодательные
акты. Так, уголовному праву соответствует
уголовное законодательство во главе
с Уголовным кодексом (УК); гражданскому
праву - гражданское законодательство
во главе с Гражданским кодексом (ГК).
Выделение отраслей права обусловлено
объективно существующей спецификой,
качественным своеобразием регулируемых
ими общественных отношений, предметом
правового регулирования
Вторым, вспомогательным основанием
для распределения норм права по отраслям
служит метод правового регулирования.
Под ним понимаются способы воздействия
норм данной отрасли права на поведение
людей, на регулируемые этой отраслью
общественные отношения.
Метод правового регулирования
- это особый юридический режим, который
во многом ориентирован на способы правового
регулирования - дозволения, запрещения,
обязывания. К дозволениям, скажем, тяготеет
гражданское право, трудовое право; к запрещениям
уголовное; к обязываниям - административное.
Метод правового регулирования
состоит из следующих элементов:
специфического способа взаимосвязи
прав и обязанностей между участниками
урегулированных отраслью правоотношений.
Так, главной чертой административно-правового
метода является "вертикальный" характер
взаимного расположения субъектов отношений,
которые находятся в состоянии власти
и подчинения. В гражданском праве субъекты
правоотношений имеют равные, позиции;
той или иной совокупности юридических
фактов, служащих основанием возникновения,
изменения или прекращения правоотношений.
В административном, финансовом праве
правоотношения возникают на основе актов
применения норм права, принимаемых компетентными
органами государства, в гражданском праве
— из договора, в гражданско-процессуальном
праве — по заявлению (иску) лица, которому
причинен моральный или материальный
ущерб неправомерными действиями других
физических или юридических лиц либо государственных
органов, особых способов формирования
содержания прав и обязанностей субъектов
права. Такие права могут возникать, в
частности, из норм права, либо из соглашений
сторон, либо из административно-правовых
актов и иными способами; санкций, способов
и процедур их применения.
Каждая отрасль права имеет
достаточно широкий спектр мер государственного
принуждения, которые могут быть применены
к нарушителям соответствующих нормативно-правовых
установлений. Особенно ярко это проявляется
на примере уголовного, административного,
гражданского и трудового права, санкции
которых могут применяться только в пределах
названных отраслей права. Система мер
государственного принуждения в остальных
отраслях права также носит специфический
характер и сводится к той или иной комбинации
из административно-правовых и гражданско-правовых
санкций. Из названных компонентов формируется
метод правового регулирования конкретной
отрасли права. При этом различное сочетание
способов, приемов правового воздействия
на общественные отношения образует специфику
отраслевого метода, определяет его особый
юридический режим, который последовательно
проводится через все институты и нормы
отрасли и с помощью которого осуществляется
регулирование соответствующей сферы
общественных отношений.
1.3. Общая характеристика
отраслей права Российской Федерации
Отрасли права Российской Федерации
могут быть подразделены на три основных
звена:
1. Профилирующие, базовые
отрасли, охватывающие главные правовые
режимы; базовая отрасль всей
системы - конституционное право; материальные
отрасли -гражданское, административное;
уголовное право, соответствующие
им три процессуальные отрасли.
Именно здесь, в этой группе
сконцентрированы главные, первичные
с правовой стороны юридические
средства регулирования.
2. Специальный отрасли, где
правовые режимы модифицированы,
приспособлены к особым сферам
жизни общества: трудовое право,
земельное право, финансовое право,
право социального обеспечения,
семейное право, право социального
обеспечения , семейное право, исправительно-трудовое
право.
3. Комплексные отрасли, для которых
характерно соединение разнородных институтов
профилирующих и специальных отраслей:
хозяйственное право, сельскохозяйственное
право, природоохранительное право, торговое,
право, прокурорского надзора, морское
право.
Вывод по 1 главе:
Система права - это внутренняя
структура права , состоящая из взаимосвязанных
норм, институтов и отраслей права.
Она обладает своими чертами:
- ее первичным элементом
выступают нормы права; - ее элементы
не противоречивы, внутренне согласованы,
взаимосвязаны, что придает ей
целостность и единство;
- она обусловлена социально-экономическими,
политическими, религиозными, культурными,
историческими факторами;
- имеет объективный характер.
Для деления норм права на отрасли
используют 2 критерия:
предмет и метод правового регулирования.
Простыми словами говоря, предмет
отвечает на вопрос, что регулирует право,
а метод - как регулирует.
Предмет и метод правового регулирования
— это наиболее существенные основания
для деления системы права на отрасли.
Предмет правового регулирования— это
то, на что воздействует право. А право,
как известно, воздействует на общественные
отношения. Общественные отношения являются
той объективной основой, которая вызывает
к жизни право и вносит в него системообразующие признаки.
Отрасль права - это совокупность
юридических норм, регулирующих определенный
род (сферу) общественных отношений. Отрасль
наиболее крупное подразделение системы
права.
2.Современные
проблемы кодификации в РФ.
2.1. Обзор процесса
законотворчества в РФ на современном
этапе.
В демократическом обществе
объективно - необходимое определяет логический
слой законотворческого процесса. Каждая
правовая норма
должна иметь свой логический
фундамент, содержание определено закономерностями
общественного развития, его реальными
потребностями. Зависимость между адекватностью
реальности общественных отношений и
их правовым опосредованием установлена
давно и практически никем не оспаривается.
Вместе с тем практика правового регулирования
дает массу примеров игнорирования данной
закономерности. Связано это не в последнюю
очередь с тем, что юридическая наука до
сих пор не выработала эффективных механизмов
перевода требований экономических законов
в юридическое содержание. Решение данной
проблемы связано, на наш взгляд, с особенностями
российской действительности, где помимо
чисто экономических факторов на ситуацию
в стране оказывают сильное воздействие
политические, психологические и иные
факторы.
Дабы подкрепить свое утверждение
фактами, приведем пример из законодательной
практики. В I992r. Верховный Совет принял
закон РФ " О несостоятельности /банкротстве/
предприятий", который пока не устранил
довольно странную ситуацию: в государстве
- банкроте, где общая сумма внутреннего
долга превысила стоимость всего принадлежащего
государству имущества, по-прежнему продолжается
погашение задолженности поставщиков
и потребителей, хотя юридически государство
не отвечает по их долгам. Приватизация,
вообще теряет какой бы то ни было экономический
смысл без реального института банкротства,
когда не наступает неотвратимой экономической
ответственности за возврат долгов, в
т.ч. и для государства. Похоже, что в ближайшее
время вряд ли стоит ожидать перемен в
этой сфере. К банкротам принимаются предусмотренные
законом реорганизационные процедуры,
направленные на реанимацию уже безнадежных с
точки зрения платежеспособности, предприятий.
Следовательно, пока у Правительства не
появится четко разработанная и экономически
оправданная промышленная политика, этот
закон реально не заработает.
Кроме того, надо отметить нереальность
требований к балансу предприятия. Под
установленные коэффициенты неплатежеспособности
предприятия не может попасть большая
часть нормально функционирующих предприятий.
Так основное коэффициент определения
неплатежеспособности – коэффициент
текущей ликвидности должен быть в соответствии
с законом не менее 2, тогда как в среднем
по России данный коэффициент имеет значение
1,4, что автоматически переводит почти
все предприятия РФ в разряд банкротов.
Как не сложна экономическая
обстановка, закрепление в законодательном
порядке заведомом ложных с точки зрения
экономической целесообразности положений
не только резко снижает эффективность
реализации действующего законодательства,
но и противоречит здравому смыслу. Право,
неверно отражающее социальные потребности,
ничего общего не имеет с логикой общественных
отношений.
Необходимо признать, что в
сознании людей, закон не всегда принимается
как акт, адекватно отражающий их реальные
потребности, интересы. Правотворческая
работа законодателя не всегда осуществляется
на основании глубокой и всесторонней
разработки назревших общественных проблем.
Представляется очевидным,
что в государственном механизме еще не
налажен процесс участия населения в решении
важных законодательных проблем. Неся
определенный заряд социальной информации,
общественное мнение существенно, прежде
всего, на этапе выявления общественной
потребности в принятии закона, его изменении
или отмене. Компетентно отработанной,
юридически квалифицированной процедуры
на этот счет не существует.
Законодательная работа где-то
утратила, а где-то еще не приобрела качеств
научно-обоснованной, демократической
деятельности.
Нередко наспех высказанное
мнение, без достаточного обоснования
и тщательной обработки "оформляется"
в законопроект. Его обоснование зачастую
готовится поспешно и поэтому несколько
поверхностно, время для принятия законов
определяется произвольно, до прогнозов,
научного предвидения последствий их
реализации дело зачастую не доходит.
Необходимо перевести законодательную
деятельность на строго научную основу.
Представляется, что решение проблемы
профессиональной научной обоснованности
в действиях законодателя является на
сегодняшний день наиболее важным. Нужно
стремиться к тому, чтобы каждый депутат
чувствовал себя вполне компетентным
при законодательном решении того или
иного вопроса, имел свою профессиональную
точку зрения, аргументировано проводил
ее в жизнь. Это, на наш взгляд, поможет
избежать тех неуместных дебатов, которые
все чаще разгораются на заседаниях Государственной
Думы и, безусловно, мешают конструктивной
работе ее депутатов. Воля законодателя,
как регулирующая сторона его сознания,
должна быть оптимально мотивированна.
А.А. Кененов и Г.Т. Чернобель выделяют
мотивацию как "особую логическую стадию
законотворческого процесса". Задача
состоит в том, чтобы создать надежный
организационно-правовой заслон немотивированным /
или недостаточно мотивированным / законодательным
актам. Только научно обоснованный норматив
может быть облечен в официальные правовые
нормы, и это следовало бы закрепить конституционно.
Свободная от мотива воля законодателя
способна породить лишь силовой закон,
который не совместим с правовой государственностью.
Для решения этой проблемы необходимо,
на наш взгляд, законодательно решить
вопрос об участии юристов /ученых и практиков/
в законопроектной работе, чтобы это не
было зависимо от воли случая или решения
законодательного органа, которое в данном
случае будет несомненно, субъективным.
Немаловажным подставляется
вопрос о подготовке плана законодательных
работ на перспективу. Коллектив авторов
во главе с проф. Ю. Тихомировым предлагает
в плане законопроектных работ на 2-3 года
предусматривать темы важнейших законопроектов
с указанием на то, кто и в какие сроки
должен их подготовить.
Такой план позволит выделить
главные направления в законодательной
работе и сосредоточить на них основные
усилия. Такой документ был принят Государственной
Думой на 1994 и 1995 год, где среди приоритетных
актов Гражданского и Земельного кодексов
- решение вопросов налоговой политики,
реформирование избирательной системы России,
борьбы с преступностью. Часть этих разработок
уже получила свое законодательное закрепление.
В частности, был принят Гражданский кодекс,
введены в действие законы по вопросам
налогообложения, идет работа над законом
о выборах депутатов в Государственную
Думу.