Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:27, курсовая работа
Постоянное совершенствование законодательства - закономерность развития современного цивилизованного государства, необходимое условие своевременного и эффективного учета в нормативных актах потребностей общественного развития. Сочетания интересов общества, отдельных его социальных слоев и индивидов - важная предпосылка возрастания авторитета законодательства, укрепления законности.
Под законодательной техникой понимается система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. От соблюдения правил законодательной техники во многом зависит степень совершенства законодательства, доходчивость нормативных актов, высокий уровень учета и систематизация законодательства.
Необходимой предпосылкой высокой
культуры правотворчества является
выявление и тщательное изучение
предшествующего законодательства по
вопросам, составляющим содержание проектируемого
акта. Новый акт вливается в систему права
и оказывает на предшествующее законодательство
существенное влияние. Установление нового
нормативного регулирования, его упорядочение
невозможно без официального определения
судьбы актов, которые по-иному регулируют
тот же вопрос, без отмены устаревших,
утративших свое значение актов.
Если в действующих актах имеются повторения,
несогласованности, противоречия с предполагаемым
регулированием, то должны быть подготовлены
в качестве самостоятельных статей (пунктов)
проекта либо пунктов постановления о
введении его в действие предложений о
внесении в действующие акты изменений,
в связи с принятием нового нормативного
решения о признании актов, их частей утратившими
силу, а также поручение нижестоящим органам
привести свои акты в соответствие с новым
актом.
Для нормативных актов характерны единые
унифицированные стереотипы, формальные
реквизиты, заранее установленные структурные
части. Без таких официальных атрибутов,
как указание места издания, даты, наименования
(вида) нормативного акта (закон Российской
Федерации, Основы законодательства и
т.д.), его заголовка, подписей официальных
лиц, а для ряда актов - и порядкового номера
издания не может быть нормативного акта
как официального документа.
Законодательные акты обычно делятся
на статьи, президентские, правительственные
и ведомственные акты, а также акты местных
представительных органов и их исполнительных
структур - на пункты. К статьям закона,
как правило, даются заголовки, в которых
обозначается предмет регулирования соответствующей
статьи. Значительные по объему акты делятся
на главы, разделы, части. Некоторые из
них снабжаются преамбулами, приложениями.
Точность, лаконичность и строгость стиля
- характерные черты языка нормативных
актов. Для законодательного текста не
свойственны эмоциональная окрашенность,
вольная литературная обработка. Очень
важно единство употребления терминов.
Один и тот же термин должен последовательно
использоваться в тексте акта при обозначении
одного и того же понятия.
В качестве обязательного компонента
в нормативном акте должны быть предусмотрены
специальные правовые средства, обеспечивающие
его соблюдение: меры поощрения, контроля,
порядок разрешения споров и т.д. В проекте,
содержащем предписания, которые устанавливают
обязанности государственных и общественных
органов, предприятий, учреждений и организаций,
должностных лиц и граждан, меры ответственности
за их нарушение формулируются в том случае,
если они отсутствуют в действующем законодательстве.
Если же такие меры уже предусмотрены,
то следует дать отсылку к устанавливающим
их действующим актам.
В случае необходимости одновременно
с проектом закона готовится проект постановления
о порядке введения закона в действие.
В проекте такого постановления регламентируются
вопросы отмены или изменения ранее принятых
законов либо их отдельных частей, начала
действия закона, формулируются правила,
которые должны распространяться на отношения,
возникшие до вступления закона в силу,
решаются другие вопросы, касающиеся порядка
его реализации.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО
1. Понятие и виды правотворчества.
2. Принципы правотворчества.
3. Стадии правотворческого процесса.
1. Понятие и виды правотворчества.
Правотворчество -это специальная деятельность
компетентных органов по принятию, изменению
и отмене юридических норм. Правотворчество
характеризуется тем, что:
- оно представляет собой деятельность
активную, творческую, государственную;
- основная его продукция - юридические
нормы, воплощающиеся главным образом
в нормативных актах;
- это важнейшее средство управления обществом,
здесь формируется стратегия его развития,
принимаются существенные правила поведения;
- уровень и культура правотворчества,
а соответственно и качество принимаемых
нормативных актов - это показатель цивилизованности
и демократии общества.
В зависимости от субъектов правотворчество
подразделяется на следующие виды:
1) непосредственное правотворчество народа
в процессе проведения референдума - всенародного
голосования по наиболее важным вопросам
государственной и общественной жизни;
2) непосредственная правоустановительная
деятельность полномочных государственных
органов;
3) санкционирование государственными
органами норм, которые сложились независимо
от них в виде обычая или выработаны негосударственными
организациями.
2. Принципы правотворчества. Правотворчеству
присущи следующие принципы:
1) научность - в процессе подготовки нормативных
актов важно изучать социально-экономическую,
политическую и иную ситуацию, объективные
потребности развития общества и т.п.;
2) профессионализм - заниматься подобной
деятельностью должны компетентные люди
- юристы, управленцы, экономисты и др.;
3) законность - данная деятельность должна
осуществляться в рамках и на основе Конституции
и иных законов;
4) демократизм - характеризует степень
участия граждан в этом процессе, уровень
развития процедурных норм и институтов
в обществе;
5) гласность - означает открытость правотворческого
процесса для широкой общественности.
3. Стадии правотворческого процесса. Правотворческий
процесс складывается из нескольких стадий:
1. Законодательная инициатива - в правотворческий
орган вносятся или предложения об издании
нормативного акта, или подготовленный
проект акта. Круг субъектов, обладающих
правом законодательной инициативы, строго
очерчен в законодательстве.
2. Обсуждение законопроекта - данная стадия
необходима для того, чтобы довести документ
до нужного качества, устранить противоречия,
пробелы, неточности и пр. Наиболее существенные
законопроекты выносятся на всенародное
обсуждение.
3. Принятия закона.
4. Доведение содержания принятого акта
до его адресатов, т.е. его опубликование.
План работы:
Введение. 3
Понятие системы права, ее структурные элементы. 4
Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь. 12
Особенности современной российской системы права и системы законодательства. 16
Заключение. 21
Список использованной литературы. 23
Автором была выбрана в качестве курсовой работы тема – «Система права и система законодательства».
Актуальность данной темы заключается в том, что категории «система права» и «система законодательства» являются ключевыми в теории государства и права, в общем, и в теории права в частности. Выяснение составляющих «системы права и системы» законодательства тем более актуальны в наше время, когда в России идут споры в научной среде о необходимости закона «О законах», в котором несомненно большое значение будут иметь разграничение системы права, системы законодательства, а также их соотношение.
Итак, что же такое система права и система законодательства?
Чтобы глубже распознать то или иное явление, увидеть его многогранность и специфику, необходимо уяснить организацию взаимосвязей между отдельными элементами его содержания, то есть выявить формы их существования вовне. Содержание и форма образуют диалектическое единство и неразрывную связь между собой. В форме воплощается суть предмета или явления, его назначение и функции. Именно форма служит способом существования и выражения содержания. Закон их диалектического единства распространяется на все процессы и явления материального мира. Право - не является исключением.
Система законодательства и система права – форма и содержание одного и того же явления – права.
Целью работы автора, является рассмотрение категорий «система права» и «система законодательства», а также их соотношения.
Мы последовательно рассмотрим
понятие системы права и
Что же такое система права? Идентичны
ли понятия «система права и правовая
система»? Как соотносятся категории
«система права» и «система законодательства»?
Какова структура системы права
и структура системы
Понятие "система права" часто раскрывается как результат систематизации юридических норм, т.е. как продукт рациональной деятельности государственных органов. Подобный взгляд хорошо вписывался в общую теорию научного коммунизма, которая объявлялась концепцией планомерного движения общества к своему коммунистическому будущему1[1].
Однако, поскольку подобная трактовка права характерна отнюдь не только для советской науки, убежденность в рациональной природе системы права проникла и в мировую юридическую мысль.
Таким образом, в юридической литературе утвердилось мнение, что система права - это обусловленная экономическим и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм, и одновременно их разделение на соответствующие отрасли и институты2[2].
При характеристике системы права необходимо помнить, что она представляет собой явление объективного характера, складывающееся не произвольно, а в связи с системой существующих общественных отношений. Говоря о единстве права, еще Ф. Энгельс подчеркивал, что "в современном государстве право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий"3[3].
Существующий социальный строй общества и государства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его внутреннее строение. Система права показывает, из каких частей состоит право и как они соотносятся между собой.
Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа государства. Законодатель не может, произвольно издавая правовые нормы, изменять исторический тип права. Он при помощи правовых предписаний лишь юридически оформляет потребности общественного развития. Следовательно, в основе системы права лежат юридические предписания, которые группируются внутри нее как целостные композиции. Они отражают в системе права такие качества, как объективность, согласованность правовых норм, их единство, различие, способность обособления и т. д.
Правовые нормы, помимо прочего, обеспечивают развитие системы права, делают подвижными ее элементы, обеспечивая тем самым устойчивость системы права в целом. Как известно, по мере изменения общественных отношений появляется необходимость и в новых юридических нормах, отражающих эти изменения. Происходит качественное наполнение структурных элементов системы права, готовых к обособлению сообразно специфике регулируемых общественных процессов.
В теории государства и права акцентируется внимание на том, что следует различать понятия "система права" и "правовая система".
Правовая система - это предельно широкая, собирательная категория, отражающая всю правовую организацию данного общества. Ее можно определить как совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых государство оказывает нормативное воздействие на общественные отношения. Система же права - это его сугубо внутреннее строение, выступающее составным компонентом правовой системы4[4].
Итак, наше правопонимание
исключает характеристику системы
права как искусственной
В юридической действительности сложилось однозначное мнение, что структурными элементами системы права являются:
норма права;
институт права;
подотрасль права;
отрасль права.
Правовая норма - первичный элемент системы права. Она представляет собой установленное или санкционированное государством общеобязательное, формально-определенное правило поведения, предоставляющее участникам регулируемого отношения субъективные права и возлагающее на них юридические обязанности. Правовые нормы регулируют лишь те общественные отношения, которые на данный момент являются для государства наиболее важными, объективно нуждающимися в таком опосредовании.
Институт права
- это объективно
обособившаяся внутри одной
- составная часть, звено отрасли.
- институт регулирует не всю родовую совокупность общественных отношений, а лишь их отдельные стороны и особенности.
Классификация правовых институтов многообразна. Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные и т. д. По этому же признаку они делятся на материальные и процессуальные. Кроме того, институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые, простые и сложные, регулятивные, охранительные и т. д.