Система разделения властей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Цeлью иccледования пpeдставленной куpcoвой работы - oпределить ocновные формы и методы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:1) определить содержание принципа разделения властей; 2) определить основные направления реализации принципа разделения властей.

Содержание работы

Введение.
1.Теоретические и правовые основы организации разделения властей.3
1.1. История развития системы разделения властей………………6
1.2. Особенности применения принципа разделения властей………7
2.Реализация принципа системы «сдержек и противовесов»….10
2.1 Полномочия и принципы деятельности исполнительной, законодательной и судебной власти………………………………………10
2.2. Механизм взаимодействия ветвей государственной власти………22
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 56.70 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

ПОВОЛЖСКИЙ  ИНСТИТУТ им.П.А. СТОЛЫПИНА  
Филиал РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при

ПРЕЗИДЕНТЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

                     КАФЕДРА  Государственное и муниципальное управление

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: Введение в профессиональную деятельность

на тему: «Система разделения властей в РФ»

 

 

 

                                                   Выполнил: 

Студент 1 курса, 104 группы,

очной формы  обучения,

специальности Государственное и муниципальное управление,

   Ф.И.О. Ю.Е.

                                                                         

 

             

                                      

 

 

 

 

                                                  Саратов 2011г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение. 
1.Теоретические и правовые основы организации разделения властей.3 
            1.1. История развития системы разделения властей………………6 
             1.2. Особенности применения принципа разделения властей………7

2.Реализация принципа системы  «сдержек и противовесов»….10 
       2.1  Полномочия и принципы деятельности исполнительной,            законодательной и судебной власти………………………………………10 
       2.2. Механизм взаимодействия ветвей государственной власти………22

Заключение………………………………………………………………………25

Список использованной литературы………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Теория разделения властей- это одна из самых неоднозначных и противоречивых тем, ей уделяется очень много внимания  и в зарубежной, и в современной российской литературе.

Система разделения властей была сформулирована, обобщена и изложена на бумаге в 17-18в.в. в трудах Дж. Локка, Т.Гоббса, Ш.Монтескье. Теория разделения властей, конечно же, не могла возникнуть на пустом месте. Она  возникает и начинает материализоваться  лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают  все необходимые предпосылки  для активного участия широких  слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах  страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск  путей и средств создания надежных гарантий  прав и свобод подданных или граждан.  Система  разделения властей исходила из предпосылки, что в любом государстве необходимо осуществлять 3 вида деятельность:1) принимать законы; 2)исполнять законы;3)наказывать тех, кто нарушает эти законы. Конечно, компетентно и более эффективно эти функции будут исполнять государственные органы, специализированные только на одной власти.  Но с другой стороны, с точки зрения сохранения демократии целесообразно разделить три этих направления государственной деятельности между тремя различными ветвями власти, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком или одним органом. Будучи относительно независимыми, эти три вида власти могут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга. Для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти. В мире нет единого представления об идеологической, социально-политической важности и практической значимости данной теории. Спектр мнений и суждений весьма велик: от полного восприятия, до безоговорочного неприятия теории разделения властей. Идут нескончаемые споры вокруг вопросов, касающихся роли судебных органов в этой системе и оптимального соотношения исполнительной и законодательной власти. В одних случаях делается акцент на то, что суд должен выступать как посредник между законодательной и исполнительной ветвями; в других случаях суд должен выступать гарантией сложившегося равновесия; а в третьих случаях своими решениями приспосабливать непрерывно возрастающую государственную структуру к конституционным требованиям разделения властей. По нашему мнению, судебная власть должна в какой-то мере совмещать все эти три вида деятельности. Принцип разделения властей может реализовываться по разному в государствах с различными формами правления. Наиболее полно и последовательно  этот принцип реализуется в парламентских республиках, так как здесь законодательные права парламента ничем не ограничены, он занимает определяющее место в системе государственной власти, а правительство полностью подотчетно парламенту, и в унитарных государствах (как простых государствах). Сложнее   принцип разделения властей реализовывается в президентских и смешанных республиках, так как здесь законодательные права парламента ограничены правом отлагательного вето Президента, а правительство либо вообще подотчетно парламенту, либо имеет двойную ответственность, то есть подотчетно и Президенту и правительству. Ещё сложнее этот принцип реализуется в федеративных государствах (так как возникает проблема с разграничением предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной власти). В федеративных государствах наряду с горизонтальным разделением на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, существует и вертикальное ( по уровням власти): федеральный уровень, региональный и местный. В нашей стране Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. подразделяет власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную и закрепляет за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию. Законодательная власть вверяется высшему представительному органу – парламенту, в составе которого заседают избранные народом представители – депутаты. Исполнительная власть, которая принадлежит Президенту и правительству, обычно формируется законодательными органами или непосредственно населением, подконтрольна и подотчетна парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при этом занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность правительства. Третья, судебная ветвь власти независима как от законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции судов находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом. Разделение властей воплощается таким образом, в сложной системе "сдержек и противовесов", во взаимном контроле всех ветвей власти. Aктуaльнocть тeмы представленной курсовой работы обусловлена необходимостью решения, прежде всего, практических задач, возникающих в ходе развития российского общества. Taкжe актуальность связана и с потребностью теоретического осмысления правовых норм, регламентирующих вопросы организации и взаимодействия органов государственной власти.

Цeлью  иccледования пpeдставленной куpcoвой работы - oпределить ocновные формы и методы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:1) определить содержание принципа разделения властей; 2) определить основные направления реализации принципа разделения властей.

Oбъектoм  дaннoго иccледования являeтcя  организация и осуществление государственной власти в Российской Федерации.

Предметoм  иccледования  является реализация принципа разделения властей в организации и функционировании системы органов государственной власти Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Теоретические и правовые основы организации разделения властей.

1.1.История развития теории разделения  властей.

Принцип разделения властей впервые  сформулирован английским  просветителем 17в. Дж.Локком. Будучи  противником  тирании, сторонником  «теории общественного  договора»,компромисса, обосновывая  сложившийся в Англии после «славной революции» государственный строй, он в сочинении «Два тракта о государственном  управлении» предложил разделение властей по трем сферам на законодательную (в лице Парламента), исполнительную (во главе с монархом) и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции, причём её отделение от исполнительной непринципиально), к исполнительной власти  были отнесены и суды. Отстаивая  данный способ организации власти и  распределения её между различными государственными органами, Дж.Локк активно  выступал против концепции абсолютизации  и неограниченности власти. Французский  просветитель Ш.Л.Монтескье в трактате «О духе законов» предложил традиционную модель разделения властей: власть принадлежит  народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть (опять же го во главе с монархом) ограничена по своей природе, она  осуществляет законы, судебная власть «каратает преступления и разрешает  столкновения частных лиц».  Разделение властей Монтескье считал критерием  «умеренных» и «неумеренных»  форм правления. Однако в конституционном  проекте Монтескье речь ещё не идёт о равновесии властей, законодательная  власть предполагается верховной. Ж.Ж.Руссо  также поддерживал теорию разделения властей, но в основе государственной  власти он видел суверенитет народа и большее значение придавал непосредственной демократии.

Рассматривая истоки теории разделения властей, ровно как и процесс  её становления и развития, в научной  и учебной юридической литературе совершенно справедливо указывает  на то, что, несмотря на общность многих положений, высказанных Локком и  Монтескье в отношении рассматриваемой  теории, учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими  концепциями. В чем это проявилось? Во-первых, в том, что Монтескье  соединил либеральное понимание  свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Свобода, доказывал просветитель, «устанавливается только законами и даже законами основными». А во-вторых, в том, что он более определенно высказался за включение в состав властей, подлежащих разграничению , судебных органов. Система государственного управления,  построенная на основе принципа разграничения властей, в первую очередь законодательной и исполнительной власти, дополнялась у Монтескье принципом независимости судей. Рассмотренная им триада в виде законодательной, исполнительной и судебной властей со временем стала классической формулой теории конституционизма. Идеологически теория разделения властей была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию сложившегося в условиях предреволюционной Франции компромисса буржуазии и дворянства. Государственной формой такого компромисса во Франции , так же как и в Англии, усматривалась конституционная монархия. В настоящее время, так же как и в прошлом, теория, или принцип, разделения властей имеет не только научное, академическое, но и практическое значение.

1.2 Особенности применения принципа  разделения властей в России.

Было бы неправильным утверждать, что в прежней советской и  нынешней постсоветской  литературе России теории разделения властей уделялось  серьёзное внимание. До весны 1985г. (начала «перестройки») о ней если и говорилось, то в основном с сугубо академических  позиций или в критическом  плане. Со ссылкой на классиков марксизма-ленинизма  утверждалось (и не без оснований), что в западных странах, в частности  в США, эта концепция  применяется  господствующим классом буржуазии  лишь в той мере, в какой она  соответствует сложившимся отношениям. Однако с начала  «перестройки»  и вплоть до наших дней о теории разделения властей не только пишут  в нашей стране, но прилагают определённые условия для реализации заложенных в ней идей на практике. Особенностью применения принципа разделения властей  в России, по сравнению с рядом  других государств, является его конституционное  закрепление. Конституция РФ 1993г. не  только декларировала принцип разделения властей, но и довольно чётко закрепила  за каждой их них круг относящихся  к их ведению вопросов, их компетенцию. Согласно Конституции, законодательным  и представительным органом Российской Федерации является Федеральное  Собрание- парламент. Он состоит из 2х палат – Совет Федерации  и Государственная Дума (ст.94, 95). Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Российской Федерации (ст.110). Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст.118). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующие. Конституционный Суд Российской Федерации выступает как судебный орган конституционного контроля, «самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства». Верховный Суд Российской Федерации является «высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции » (ст.126 Конституция РФ). Высший Арбитражный Суд Российской Федерации выступает как высший судебный орган «по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами» (ст.127 Конституции РФ).

Значительной особенностью применения принципа разделения властей в государственном  механизме  России является фактическое  доминирование исполнительной власти в лице Президента над всеми другими  ветвями власти. По природе и характеру  выполняемых, согласно Конституции  России, свои функции, Президент является не только главой государства, но и  фактически главой исполнительной власти. В соответствии со своими конституционными полномочиями  Президент  назначает  с согласия Государственной Думы Председателя правительства России; принимает решение об отставке Правительства; имеет  право председательствовать на заседаниях Правительства; по предложению  Председателя Правительства РФ назначает  на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и министров; представляет Государственной Думе кандидатуру  для назначения на должность Председателя Центрального банка России, а также  ставит вопрос о его освобождении1. Являясь Верховным Главнокомандующим вооружёнными силами России, Президент подчиняет себе непосредственно так называемые силовые структуры (армию, полицию и т.д.), зачастую вмешивается в повседневную деятельность правительства. Сочетание полномочий главы государства с фактическими полномочиями главы Правительства позволяет Президенту России сосредоточить в своих руках огромную, поистине «суперпрезидентскую» власть. Наличие последней ставит под сомнение  реальный характер принципа разделения властей в современной России, его надежную гарантированность и ожидаемую эффективность. В этом, несомненно, также проявляются особенности применения принципа разделения властей в постсоветской России. 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Реализация принципа системы  «сдержек и противовесов». 
2.1. Полномочия и принципы деятельности исполнительной, законодательной и судебной власти. 

Прежде всего, рассмотрим  само понятие "власть". В самом обобщенном виде власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств. Ресурсы власти – это совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть. Смысл идеи разделения властей – не допустить злоупотребления властью, ее монополизации, концентрации в пределах одной ветви. Современное смысловое содержание разделения властей, как принципа организации и функционирования государственной власти включает: 
-  четкое распределение функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти -  законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений и должностных лиц, регулируемое законами, указами, постановлениями, положениями и другими правовыми актами; 
- независимость и самостоятельность оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции; 
-  обеспечение в схеме государственной власти механизма, взаимного уравновешивания, сдерживания всех ветвей власти и контроля; 
- гарантированное конституцией, законами, административно-правовыми актами реальное вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации; 
- социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.  Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. подразделяет власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную и закрепляет за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию. Законодательная власть вверяется высшему представительному органу – парламенту, в составе которого заседают избранные народом представители – депутаты. Исполнительная власть, которая принадлежит Президенту и правительству, обычно формируется законодательными органами или непосредственно населением, подконтрольна и подотчетна парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при этом занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность правительства. Третья, судебная ветвь власти независима как от законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции судов находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом. Разделение властей воплощается таким образом, в сложной системе "сдержек и противовесов", во взаимном контроле всех ветвей власти. 
Законодательная власть — власть в области зaкoнодательства. В государствах, где имеет место paзделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному гoсударственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент. 
В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации. 
Законодательная власть: 1) один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии. Законодательная власть любого уровня функционирует в тесном единстве с другими видами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа разделения властей. Родоначальником теории разделения властей является Д.Локк, который из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти, механизм их функционирования и все другие вопросы политико-государственного устройства общества;

2) система органов государства, имеющих право принимать законы. В соответствии с принципом разделения властей законодательная власть в рамках своих полномочий должна регулировать деятельность исполнительной и судебной властей в государстве. Законодательная власть может осуществляться не только законодательными органами (парламентами), но и непосредственно гражданами путем референдума. В некоторых случаях законодательные функции исполняются органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законотворчества. В ряде государства законодательная власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства, как составной части парламента. В абсолютных монархиях законодательная власть принадлежит главе государства2.

Законодательная власть представлена cиcтемой органов государства, имеющих и реализующих право на принятие законов. К ним в России относятся: парламент (Федеральное Собрание) – представительный и законодательный орган Российской Федерации; законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, которые осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Конституция фиксирует, что правосубъектная деятельность перечисленных структур осуществляется по вопросам, не затрагивающим пределы ведения Российской Федерации, совместного ведения ее и субъектов Федерации.

В статье 76 Конституции  России закрепляются виды законов в  зависимости от предметов ведения. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные  конституционные законы и федеральные  законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения  России и ее субъектов издаются федеральные  законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Федерации. Федеральные законы не могут противоречить  федеральным конституционным закона.

Законодательная власть любого уровня функционирует  в тесном единстве с другими видами государственной власти, обеспечивая  реализацию принципа разделения властей3.

Функции зaкoндательной власти:

1) законодательная  функция;

2) представительская  функция связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;

3) учредительная  функция состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;  
4) функция контроля и ответственности проявляется в обсуждении основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении, парламентских запросов депутатов правительству или министру, контрольной деятельности парламентских комиссий, выражении недоверия правительству.

Информация о работе Система разделения властей в Российской Федерации